Физкультура может быть интересной!
консультация

Иванова Ольга Валерьевна

Актуальность проблемы физического развития дошкольников. Конспекты занятий по возрастным группам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультура может быть интересной!

        Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно тогда закладываются основы правильного физического развития, формируются двигательные способности и интерес к занятию спортом.

        Физическое воспитание, среди многих факторов влияющих на здоровье детей,  занимает важное место.

         Множество литературных источников повествуют нам о  недостаточной эффективности процесса физического воспитания  в  детских учреждениях.

         Занятия в объёме программы по физической культуре направлены на освоение определённого объёма двигательных навыков и не способствуют эффективному развитию основных двигательных качеств  дошкольников, так установлено исследованиями Е. А. Пимоновой.

         «Программа воспитания и обучения в детском саду» неизбежно ведет к единообразию форм и методов воспитания и обучения, ориентирована на определённый стандарт в воспитании, игнорируя индивидуальные качества и особенности ребёнка, отмечает А. Б. Лагутин.

          Исходя из этого, актуальными являются задачи, связанные с поиском интересных форм, методов, средств физического воспитания.

          Физкультурные занятия могут проводятся в разных формах, но главное, чтобы они отвечали следующим задачам:

  • укрепление здоровья детей, повышения умственной и физической работоспособности;
  • гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата;
  • формирование правильной осанки;
  • совершенствование двигательных навыков;
  • воспитание интереса  и потребности в физических занятиях;
  • развитие психических способностей и эмоциональной сферы.

         Разнообразие  форм и методов проведения занятий повышает интерес, увлекает ребёнка к выполнению заданий. Это могут быть познавательные занятия, сюжетные, логоритмика, аэробика.  Чтобы увлечь детей, повысить их настроение, очень важно проводить занятия под музыкальное сопровождение. По данным научно-методической литературы, звуки океанских волн, моря, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, развитию психических способностей.

Сюжетные физкультурные занятия

КОЛОБОК

(средняя группа)

Задачи: учить пролезанию в обруч боком, не задевая верхний край; упражнять в равновесии и пряжках.

Пособия: обруч на стойке, мячи, гимнастическая скамья (высота – 20 см)

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Сказка-сказка-прибаутка,         Ходьба в колонне по одному

    Рассказать её  - не шутка.           Ходьба с высоким подниманием колен.

    Чтобы сказочка сначала,            Ходьба на носках.

    Словно реченька журчала,        Бег в колонне.

    Чтоб в конце ни стар, ни мал     Ходьба обычная.

    От неё не задремал.                     Дыхательные упражнения.

         Построение в звенья.

  1. Основная часть
  1. Общеразвивающие упражнения (с мячами)

Жили-были дед да баба на полянке у реки.

     И.п. – о.с., мяч за спиной.

     Выполнение упражнений: на счет 1-2 – наклон головы вправо, влево, на счет 3-4 – и. п.- повторить 6 раз.

И любили они очень на сметане колобки.

         И.п. – в полуприседе, мяч за спиной.

     Выполнение упражнений: на счет 1-2 – передать мяч из руки в руку, на счет 3-4 – и.п.- повторить6 раз.

Хоть у бабки мало сил – бабка тесто замесила.

И.п. –  мяч впереди, пружинка.

Выполнение упражнений: на счет 1-2 – мяч вверх, на счет 3-4 – и.п., 5-6 – полуприсед, мяч вниз, 7-8 – и.п. - повторить 6 раз.

Ну, а бабушкина внучка колобок катала в ручках.

И.п. – стоя на коленях, мяч внизу, сед на пятках.

Выполнение: на счет 1-2 – прокатить мяч вперед, на 3-4 – прокатить мяч вправо, 5-6 – влево,7-8 – и.п.- повторить 6 раз.

Но солёный, а не сладкий.

И.п. – сед руки врозь, мяч внизу.

Выполнение упражнений: на счет 1-2 – положить мяч справа, на счет 3-4 – наклон вперёд, 5-6 – взять мяч, 7-8 – и.п.

То же в левую сторону.

Повторить по 4 раза в каждую сторону.

Очень круглый, очень вкусный,

Даже есть его мне грустно.

И.п. – сед ноги врозь, мяч внизу.

Выполнение упражнений: на счет 1-2 – подбросить мяч, на счет 3-4 – поймать мяч – повторить 10 раз.

Мышка серая бежала,

Колобочек увидала.

Ой, как пахнет колобочек,

Дайте мышке хоть кусочек.

И.п. – мяч на полу.

Выполнение упражнений: на счет 1-4- обежать 3 круга вокруг мяча, 5-8 ходьба на месте – повторить 4 раза.

  1. Основные движения.

С колобком забот немало,

Не лежится на боку,

Может в лес он укатиться.

Вдруг там съест его лисица?

Пролезание в обруч правым и левым боком, не задевая верхний обод и не опираясь руками об пол, - повторить 2 раза.

Колобочек побежал,

По мосточку поскакал.

С колобком забот немало,

Скачет, глупый, где попало.

Ходьба по гимнастической скамейке с прокатыванием мяча – повторить 2 раза.

Вот присел он  на полянку –

Зайка ждет там спозаранку.

В барабан он громко бьёт.

В чехарду играть зовёт.

Прыжки на двух ногах через мячи (5-6 штук) –повторить 2 раза.

  1. Подвижная игра «Зайцы и волк»

       На одной стороне зала – волк. На другой стороне – все дети. Дети проговаривают слова и выполняют действия в соответствии с текстом:

Скачут зайцы –

Скок-скок-скок-

На зелёный на лужок.

      Дети прыгают на двух ногах с продвижением вперёд, травку щиплют, кушают (имитируют движения), осторожно слушают (встают и поднятыми руками «делают заячьи ушки, шевеля руками) – не идет ли волк? Волк старается дотронуться до кого-нибудь рукой. До кого дотронулся, тот отходит в сторону.

Игра повторяется 2-3 раза.

  1. Заключительная часть.

Всякой сказке бывает конец.

А кто участвовал в ней – молодец!

Спокойная ходьба по залу.

ЦВЕТЫ

( старшая группа)

Задачи: учить прыжкам через скакалку; упражнять в пролезании, прыжках, сохранении равновесия, воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества.

Пособия: гимнастическая скамья (высота – 35 см), 2 дуги (высота 50 см), куб (высота – 30 см), скакалки по количеству детей.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Темным лесом, светлым лугом

Обычная ходьба.

Мы шагаем друг за другом.

Чтоб цветочки не помять,

Нужно ножки поднимать.

Ходьба с высоким подниманием колена. Ходьба друг за другом.

Меж деревьев мы шагали –

Ходьба «змейкой»

Вдруг мы поле увидали!

Если только вы бы знали –

Как мы быстро пошагали.

Ходьба в быстром темпе.

Ищем мы цветочки,

Чтоб сплести веночки.

Ходьба врассыпную с приседаниями.

Вот букет огромный вскоре мы набрали.

Ходьба друг за другом

И ковёр огромный на лугу соткали.

Построение в круг.

  1. Основная часть.

  1. Общеразвивающие упражнения
  1. «Цветы распускаются» - «Наши нежные цветы распускают лепестки»

И.п. – стойка на носках, руки вверх, руки соединены тыльными сторонам кистей.

Выполнение: на счет 1 – руки в стороны, на счет 2 – и.п.

Повторить 8 раз.

  1. «Цветы колышутся» - «Ветерок чуть дышит и цветы колышет».

И.п. – стоя на коленях.

Выполнение: на счет 1-2 – руки поднять вверх, на счет 3-6 – наклоны туловища и рук из стороны в сторону, на счет 7-8 – и.п.

Повторить 8 раз.

  1. «Цветы устали» - «Вот цветочки все устали, лепестки позакрывали»

И.п.– сед с прямыми   ногами.

Выполнение: на счет 1-2 – руки –руки в стороны, на счет 3-4 – руки к носкам ног, на счет 5-6 – руки в стороны, на счет 7-8 – и.п.

  1. «Цветы заснули» - Тихо-тихо засыпают, стебелечки наклоняют»

И.п. – сед ноги врозь, руки вдоль туловища.

Выполнение: на счет 1-2 – лечь на спину, на  счет 3-4 – и.п. 4 раза.

  1. «Одуванчик» - «Есть такой цветок – круглый как венок. На него подуть слегка – осталась ножка от цветка»

И.п. – сед с прямыми ногами, руки в упоре сзади.

Выполнение: на счет 1-2 – ноги согнуть в коленях, обхватить руками, голову наклонить, на счет 3-4 и.п.    8 раз

  1. «Чертополох» - «На лугу среди букашек поднялся переполох. Постоянно всем мешает великан-чертополох»

И.п. - лёжа на животе.

Выполнение: на счет 1-2 – поднять голову и плечи, руки в стороны, на счет 3-6 – круговые движения руками назад, на счет 7-8 – и.п.   6 раз

  1. «Налетел ветер» - «Вдруг подул ветерок, закачались цветки, зашумели лепестки, задрожали стебельки»

И.п. – о.с.

Выполнение: на счет 1-4- прыжки на двух ногах (руки вверх – в стороны), на счет 5-8 – ходьба на месте.     8 раз

  1. «Подуем на одуванчик» - упражнение на дыхание. 2 раза.
  1. Основные движения.
  1. «Ветер затихает, чуть цветы качает».

Ходьба по гимнастической скамейке (высота – 35 см), руки в стороны. 2 раза.

  1. «Вырос в поле василёк – ярко-синий огонёк»

Пролезание под двумя дугами в прямом направлении. 2 раза

  1. «На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки».

Балансирование на кубе (высота- 30 см), руки в стороны. 2 раза.

  1. «На зелёненьких шнурочках

Висят белые звоночки».

Прыжки через скакалку на двух ногах на месте.

  1. Подвижная игра «Кто больше соберет цветов»

Условия игры. Под музыку дети бегают, прыгают, остановка музыки – сигнал для сбора цветов. Дети ходят по «полю» и приседают, «собирая цветы».

  1. Релаксация под музыку «На полянке».

На полянке у реки

Собрались в кружок цветы.

Желтые и синие,

Белые и красные,

До чего ж чудесные,

До чего прекрасные!

  1. Заключительная часть.

Шли мы лугом по тропинке,

Видим – шарик на травинке.

Ходьба друг за другом с выполнением упражнений для рук – руки вверх, кисть в «замок» - покружиться.

И совсем не горячи

Солнца яркие лучи.

Голова на ножке,

В голове горошки.

Ходьба друг за другом, руки в стороны, руки за голову.

ПОЛЁТ НА ЛУНУ.

(подготовительная группа)

Программное содержание: учить сохранять статическое равновесие, упражнять в прыжках, ходьбе по канату, метании; развивать глазомер; упражнять в лазании по гимнастической скамейке, не пропуская реек.

Пособия:  куб (высота 30 см), 6 обручей, канат, мешочки с песком по количеству детей, гимнастическая стенка.

Ход занятия

Вводная часть.

Построение в три звена.

Все в колонну становись!              Ходьба в колонне по одному.

Подготовка к полёту началась!  

Ровным кругом друг за другом

Дружно, весело шагаем,              Ходьба, высоко поднимаем колени.

Выше ноги поднимаем.               Ходьба обычная.

Врассыпную мы пойдём.             Ходьба врассыпную.

                                                        Ходьба обычная.

Змейкой, шагом и бегом.             Ходьба змейкой, бег змейкой.

Приставным галопом, шагом.     Ходьба приставным боковым шагом.

                                                        Бег приставным галопом.

Скрестно, с выпадами, рядом      Ходьба скрестным шагом.

                                                       Ходьба с выпадами.

                                                       Ходьба обычная.

  1. Основная часть.

  1. Общеразвивающие упражнения
  1. «Проверим ремни». – «Раз- два- три, ремни прикрепи!»

И.п. – стоя на коленях, руки на поясе.

Выполнение: на счет 1-2- руки в стороны – назад, сед на пятках, на счет 3-4 – и.п.          10 раз

  1. «Подышим поглубже при вздохе». – «Ракета, ввысь лети! Космонавт, глубже дыши!»

И.п. – сед с прямыми ногами, руки на колени.

    Выполнение: на счет 1-2- руки в стороны – назад, туловище слегка назад, на счет 3-4 – и.п.       10 раз

  1. «Посмотри в иллюминатор». – «Посмотри в иллюминатор, друг! Глянь, сколько звёзд сияет вокруг!»

И.п. – сед ноги врозь, руки вперёд.

Выполнение: на счет 1, 3 – поворот туловища вправо (влево), руки вправо (влево), на счет 2, 4 – и.п.

  1. «Состояние невесомости» - «В воздухе как ласточки,                                                    мы парим. Из отсека в отсек в корабле мы летим».

И.п. – лёжа на животе, руки в стороны.

Выполнение: на счет 1-2- приподнять голову, ноги, руки, на счет 3-4 – и.п.

  1.  «Пытаемся сесть в кресло». «Садимся мы в кресло с огромным трудом. В 100 раз нам труднее держаться в нем».

И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища.

Выполнение: на счет 1-2- сед с прямыми ногами, руки внизу, на счёт 3-4 – и.п.             8 раз.

  1. «Разминка». – «Вот опускаемся. Уже на Луне. Размяться перед выходом нужно мне».

И.п. – ноги врозь, руки в стороны.

Выполнение: на счет 1-2- выпад вправо, коснуться правой рукой носка правой ноги, на счет 3-4 – и.п, на счет 5-6 выпад влево, коснуться левой рукой носка левой ноги, на счет 7-8- и.п.             8 раз

  1. «Радость прибытия». – «Радостью охвачена детвора: вот она под нами  - Луна!»

И.п. – ноги вместе, руки на поясе.

Выполнение: на счет 1-4 прыжки на двух ногах на месте, на счет 5-8 ходьба на месте.                        8 раз

  1. Основные движения
  1. Много неизведанного на пути! Прежде чем использовать – погляди!»

     Статическое равновесие на кубе на одной ноге, другая нога – назад, руки вперёд.                          2 раза

  1. «С камушка на камушек мчится вскачь, прыгнем повыше мы, словно мяч!»

Прыжки и обруча в обруч (5-6 штук) на двух ногах.    2 р.

  1. «Пропасти и рытвины на пути своём мы преодолеваем, через них пройдём»

     Ходьба по канату боковым приставным шагом, носки на канате, пятки на полу.                              2 раза

  1. «Нет ли опасности впереди? Надо проверить нам по пути».

Метание мешочков с песком вдаль правой и левой рукой. 2 раза

  1. «По лунным горам друг за другом ползём. Быть может мы новое что-то найдём».

Лазание по гимнастической стенке, переход по 4-ре рейке на другой пролёт, спуск.                           2 раза

  1. Подвижная игра «Земляне и инопланетяне».

Условия игры. Дети делятся на две команды: землян и инопланетян (земляне – на одной половине зала в ракете, инопланетяне – на другой половине – в пещере). Музыка играет – дети бегают. Музыка замолкает – земляне ловят инопланетян, затем наоборот. Убегая, земляне должны успеть в ракету, а инопланетяне -  спрятаться в пещере.

  1. Релаксация «Парим в космосе»

Мы друзей хороших на Луне нашли,

Приглашаем в космос их и летим.

Мы парим, как ласточки, в вышине,

Звёздами любуемся в тишине.

Ветерок-проказник прилетел,

Опустив на землю нас, нежно шелестел.

III. Заключительная часть.

И опять в ракету мы спешим,

На свою планету мы полетим.

Руки поднимая вверх-назад,

Вот по трапу вверх идет отряд.

Ходьба обычная с выполнением упражнений для рук: вверх, назад, вперёд, вниз.

Литература:

  1. Волина В. Учимся играя [Текст ] / В. Волина. – М.: Просвещение, 1994
  2. Глазырина, Л. Физическая культура дошкольникам [Текст ] / Л. Глазырина. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  3. Подольская Е. И. Необычные физкультурные занятия для дошкольников. -  Волгоград: Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка?

Статья о значимости игры в жизни дошкольника. Выполнена на основе собственного опыта и с использованием некоторых источников....

Проект « Обычное может стать интересным».

Актуальность: В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкол...

« Обычное может стать интересным».

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте...

Физкультура для малышей должна быть интересной.

Всем нам хорошо известно, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка счастливым и здоровым. Мы все прекрасно знаем и понимаем, как важна физкультура для укрепления здоровья каждого ребёнка начина...

Физкультура должна быть интересной! Играем в хоккей!

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Каждому известно, как важны для укрепления здоровья ребенка занятия физкультурой и спортом. Поэтому зачастую при выборе детского сада для...

Физкультура должна быть интересной!

Консультация для родителей...