Главные вкладки

    Исследовательский проект «Природа родного края» в старшей , подготовительной к школе группе.
    проект (подготовительная группа) на тему

    Щербакова Наталья Владимировна
    Актуальность проекта.
    Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
    Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
    В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.
    Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека. 
    Волга – одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. В образном восприятии русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и стержень всего русского народа, образный идеал, представление о Волге, как природном доме и его обитателях. 
    Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.
    Через общение с природой возможно обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
    Проект направлен на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети должны проявить устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края, прогнозировать негативные воздействия человека, проявить чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данный проект решит задачи воспитания маленького гражданина, не равнодушного к проблемам региона.
    Проблема - экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.
    Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края. Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой  Саратовского края, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.
    Цель проекта:
    Формирование у воспитанников и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края посредством поэтапного решения задач.
    Задачи проекта:
    1.Расширить знания детей о флоре и фауне города Саратова
    2.Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде. 
    3.Познакомить детей с рекой Волгой, её расположением на карте, уникальностью. 
    4.Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. 
    5.Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды. 
     
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл issledovatelskiy_proekt_priroda_rodnogo_kraya.docx37.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 227»

    УТВЕРЖДАЮ

    Заведующий МДОУ«Детский сад

    комбинированного вида № 227»

    _________ И.В. Солонина

    Исследовательский проект «Природа родного края»

    в старшей , подготовительной к школе группе.

                                                            Воспитатели: Щербакова Н.В.

                                                                                Кирсанова Е.И.

    Саратов

    Актуальность проекта.

    Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

    Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

    В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.

    Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека. 

    Волга – одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. В образном восприятии русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и стержень всего русского народа, образный идеал, представление о Волге, как природном доме и его обитателях.

    Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.

    Через общение с природой возможно обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

    Проект направлен на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети должны проявить устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края, прогнозировать негативные воздействия человека, проявить чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данный проект решит задачи воспитания маленького гражданина, не равнодушного к проблемам региона.

    Проблема - экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.

    Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края. Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой  Саратовского края, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.

    Цель проекта:

    Формирование у воспитанников и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края посредством поэтапного решения задач.

    Задачи проекта:

    1.Расширить знания детей о флоре и фауне города Саратова

    2.Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде.

    3.Познакомить детей с рекой Волгой, её расположением на карте, уникальностью.

    4.Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

    5.Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

    Объект проектной деятельности

    Развивающая среда и система работы с родителями и воспитанниками  как основа приобщения воспитанников старшего дошкольного возраста к экологической культуре родного края

    Предмет проектной деятельности

    Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте

    Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

    Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.

    Продолжительность 1 учебный год.

    1 этап проекта – подготовительный

    Разработка стратегии реализации проекта;

    • Постановка цели и выработка задач;
    • Подбор методического материала, разработка конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;
    • Создание предметно-развивающей среды (пособия, наглядность, фотоальбомы).

    1. Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста.

    Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения.

    2.Составление перспективно - творческого плана. По ознакомлению детей с природой родного края.

    2 этап проекта - основной

    • проведение занятий познавательного и художественно-эстетического циклов;
    • Разучивание стихотворений о природе родного края;
    • Совместное участие детей, педагогов и родителей в конкурсах, выставках, праздниках и акциях.

    Цель: активное участие детей родителей во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

    1. Использование словесных методов
    • Беседы о Саратовском крае  (знакомство воспитанников с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).
    • Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов ( шум леса, голоса птиц, зверей. Игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).
    • Воспитание экологической культуры воспитанников и бережного отношения к природе.
    • Загадки – обогащение словаря ( придумывание  загадок, использование прилагательных, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка).
    • Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (подготовка сообщений  и выступление с ними на занятиях о диких животных, о зимующих птицах и др.)

    2.Использование метод экспериментирования и моделирования.

    • Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам», «Приключения капельки»).
    • Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия
    • Экспериментирование с природным материалом – развитие  познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).

    3.Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия

    4.Наглядные методы.

    • Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести воспитанникам  всю красоту нашего края

    5.Создание зон экологической среды.

    • Уголок познавательной литературы (фотоальбомы, наборы открыток, буклеты, гербарии, коллекции, календарики, значки, сувениры).
    • Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

    6.Работа с родителями.

    • Беседы родителей с детьми о  природе родного края.
    • Пополнение художественной и научной литературы.
    • Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).
    • Консультации, беседы.
    • Анкетирование.

    3 этап проекта   - итоговый

    Интегрированное итоговое занятие «Родной свой край люби и знай! »

    Выставка продуктов детской деятельности (рисунки)

    Ожидаемые результаты проекта:

    1.Создание на участке  экологически благоприятной среды;

    2.Повышение уровня знаний по экологии у воспитанников, проявления

    воспитанниками устойчивого, познавательного интереса к  природе  Саратовского края;

    3.Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

    Месяц. Тема. Задачи

    НОД.

    Совместная деятельность

    Работа с родителями

    Октябрь.

    Сбор информации: работа с художественной и методической литературой в библиотеке, методическом кабинете МДОУ, с материалами, размещенными в Интернете, работа с родителями.

    Ноябрь. Декабрь

     « Знакомство с рекой Волгой».

    «Пресные водоемы Саратовской области»

    -Формировать представления о реке Волге, как самой крупной и красивой реке России

    -. Познакомить с географической картой реки Волги: где берёт начало, куда впадает, какие крупные притоки питают реку, ввести в словарь детей выражение « Волга - матушка».

    - Развивать любознательность, память, речь, внимание.

    .-Воспитывать бережное отношение к реке.

     

     

    «Р.Р.» Составление рассказов О Волге( по картине).

    П.Р.  « Откуда пришла река?».

    «Волга-матушка река»

    С-к   р. « Правила поведения на воде».

    Х-.Э. Р. Рисование « Как я отдыхал на Волге».

    Х -Э Р.Лепка (сюжетное) «Загорелые человечки на пляже»

    П.Р. «Водоемы Саратовской области»

    П.Р.

    - д/и. « Откуда пришла река».

    Исследоват. деят.

    - Путешествие Капельки.

    П.Р + С-К р.

    -д/и. Можно- нельзя ( о правилах поведения на воде).

    С- к р.

    Игр/Сит. « Переправа»

    C/р. Игра « Путешествие по реке»

    Р.Р

    - Г Ладонщиков « Река живёт»

    - З. Александрова « Волга»

    - Н. Палькин « У истока»

    - С. Я. Маршак « Волга и Вазуза»

    Х- э р.

    - Слушание песни о Волге

    И. Дунаевский

    « Красавица народная»

    С - к р.

    - рассматривание картин, фотографий, иллюстраций с изображение Волги

    - рассказы детей об отдыхе на Волге.

    - Сл. Игра « Назови ласково»

    Х- э р.

    Рассматривание репродукции И. Левитана « Так начинается Волга»

    - Анкета « Знаете ли вы историю Волги».

    - Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков, коллажей, рассказов об отдыхе на Волге.

    - рекомендации: Сходить с ребёнком к реке, побеседовать о безопасности на воде.

    Январь. Февраль

    « Волга- поилица, кормилица»

    «Красная книга Саратовской области»

    - Углубить знания о животном и растительном мире- реки Волги.

    - Показать значение реки, как источнике питьевой воды.

    - Помочь понять детям ценность очищенной чистой воды.

    - Развивать любознательность.

    - Воспитывать бережное отношение к природе, воде.

     

     

     

     

    П р. «Рыбы-обитатели водоёма»

    «Красная книга Саратовского края. Птицы»

    --«Красная книга Саратовского края Животные.»

    -«Обитатели водоёмов Саратовской области.»

    -« Природа родного края»

    Х-Э р.

    Рисование плакатов

    « Береги природу», « Охрана рыб».

    Рисование свечой « Рогоз и Камыш»

    Аппликация « Рыбки играют, рыбки сверкают»; « Летят перелётные птицы».

    Лепка на пластине рыб, птиц.

     Констр. деят.» Лилия и кувшинка» ( из бумаги).

    П.р.

    - рассматривание альбома: « Птицы, растения, рыбы реки Волга»

    - Экскурсия в мини- музей дет.сада.» Река Волга – главная улица России».

    - Составление цепей питания

    ( растения- комары- лягушки- цапля)

    Познавательно- исследоват. деят.:

    - какого цвета вода?

    -поверхностная плёнка воды»

    - как очистить воду?

    - чем солёная вода отличается от пресной?

    С- к  р.

    д/и. « Береги живое»

    -д/и. «Собери мусор».

    С- к р.

    - д/и. « Бассейн рыб»( морские и речные)

    -кубики( живот., растения, птицы, рыбы)

    - пазлы

    - Игра на внимание «Птицы, рыбы, растения»

    - блиц – игра « Угадай птицу»;

    « Угадай растение».

    - Игра с удочкой « Поймай рыбку»

    - с/р. Игра « Речной патруль»

    . Ф. р.

    П/и « Речка волнуется раз..»;

    « Караси и щука»; « Рыболов»;

    « Лягушки и цапля».» Птицы в гнёздышках»

     

    Р р.

    -отгадывание кроссвордов, загадок, ребусов о животном и растительном мире реки

    С. Баргузин « Волга- кормилица

    О. О Х-э р.

    Рассматривание картин « На Волге» Б.М. Кустодиев

    « Лунная ночь на Волге» В.И. Овчинников

    « Июль на Волге» Н.Н. Галахов

    - Слушание р. н. песни « Ой, под- над Волгой»

    -разучивание частушек о Волге.

    « Волга- великая река».

    Привлечь родителей к созданию Красной книги реки Волги.

    - Сбор материала (рассказы, стихи, загадки, ребусы, кроссворды) о животном и растительном мире реки Волги

     

    Март. Апрель

    « Города реки Волги».

    «Саратов   - мой город на Волге»

    - Расширить представления детей о городах, расположенных по берегам реки Волги.

    - Обогатить представления детей об истории родного посёлка и городах Поволжья, их достопримечательностях.

    - Формировать любознательность и познавательный интерес к историческому наследию.

    -Вызвать чувство гордости за то, что мы живём на Волге.

    -Обобщать и конкретизировать знания детей о родном крае, об истории г. Саратова, его достопримечательностях.

    -Воспитывать любовь, бережное отношение к малой Родине.

     

    П   р.

    - « города реки Волги».

    Х- э р.

    Рисование городецких узоров.

    Рисование «Саратовский мост»

    -Р р. «Мы знаем и любим свай город на Волге»

    П р.

    - Рассматривание иллюстраций, альбома. Открыток « Города реки Волги»

    - д/и. « Узнай город по достопримечательности»

    Развлечение « По волжским просторам»

    С-к р.

    - д/и. « Путешествие по Волге».

    - Пазлы « Города»; « Гербы».

    - д/и. « Узнай город по гербу».

    - д/и. « Где мы были мы не скажем, а что видели покажем».

    - Н/п. игра « Путешествие по реке»

    - С/р. игры « Семья»; « Сувенирная лавка»; « Путешествие по городам».

    - Игра « Путешествие в …»( обсуждение маршрута с помощью карты).

    Чтение художественной литературы.

    - чтение стихотворений, рассказов о городах реки Волги.

    - С.Я. Маршак « Скатываясь с древнего Валдая»…

    - М. Мануйлова « О Волга, матушка- река».

    - С.Викулова « Три клада природы».

    П р.

    - Беседа о городах реки Волги.

    - Сл. игра « Города»

    - « Кто подберёт больше слов».

    - Найди отличия» ( старинный и современный город)

    Х-э р.

    - Хоровод « Вниз по Воге реке».

    -рассматривание репродукций

    «Пристань на Волге» Н.Н. Галахов

    « Закат на Волге. Городец С.А Кожин

    « На Волге» Б.М. Кустодиев

    - Привлечь родителей к созданию альбома « Города реки Волги»

    Май. 

    « Профессии на Волге»

    - Уточнить знания о работе речного флота.

    - Расширить знания о водном транспорте.

    - Развивать внимание, сосредоточенность.

    - Воспитывать уважение к профессиям людей речного флота.

    П.р

    « Путешествие в прошлое водного транспорта»

    С-к р.

    Составление рассказов из личного опыта

    « Мы ребята – Волгорята» ( связь с поколениями)

    Х- э р.

    Рисование « Мы плывём по матушке реке»( разные виды транспорта)

    Лепка( эксперементирование с формой) « Весёлое путешествие»

    Аппликация « По волнам»( бум. Пластика с элементами рисования)

    « Параход» ( из бумаги, строителя)

    П.р.

    - игра « Завяжи узел»

    - лото « Профессии»

    - рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных видов транспорта.

    д/и. « На чём мы путешествуем?»

    д/и. « На воде, в воздухе, на земле»

    - Азбука голубых дорог ( О водных трассах,и правилах регулировки движения)

    Р.р.

    -Н.А. Рыжова « Как люди речку обидели»

    - В. Высоцкий « Песня о Волге»

    Н.А Некрасов « О Волга! Колыбель моя!»

    Ф.р.« Чей корабль быстрее?»

    - Привлечь родителей к изготовлению лодок, кораблей, парусников.

    - Привлечь к изготовлению атрибутов к с/р. игре « Мы по Волге едем»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»...

    Исследовательский проект «Природа родного края» в старшей , подготовительной к школе группе.

    Актуальность проекта.Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня - это образов...

    Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей-подготовительной к школе группе

    Перспективно-тематический план по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Красноярском, являющимся стлицей Красноярского края, с целью формирования духовно-нравственного отношения и чувства...

    Иновационно познавательно - исследовательский проект "Природа родного края".

    Перед педагогами ДОУ стоят важные задачи экологического образования, направленные на формирование у дошкольников  системы представлений о предметах и явлениях природы, формирова...

    Познавательно-исследовательский проект «Природа родного края»

    Проектная деятельность - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослымы открывать новый практический опыт, добывать его эксперементальным, п...