НОД "Ассертивность"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Непосредственно - образовательная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл нод20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно – образовательная деятельность

«Ассертивность»

Цели:

- развивать умения адекватно выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей;

- познакомить со способами снятия напряжения,  связанного с чувством злости, и регулирования поведения;

- развивать произвольное внимание, воображение, память, умение рассуждать;

- закреплять количественный счет.

Оборудование: мяч; Утенок – игрушка бибабо; индивидуальные коврики для релаксации; аудиозапись спокойной музыки; четвертый лепесток от Цветка Мудрости с пословицей; сам Цветок с прикрепленными тремя лепестками.

Ход занятия

  1. Приветствие «Я рад тебя видеть!»

Психолог обращается к участникам: «Здравствуйте, я рада вас видеть! А вы рады видеть друг руга? Скажите об этом».

Дети по кругу приветствуют друг друга. Например: «Я рад тебя видеть, Вика!» и передают мяч.

  1. Этюды на выразительность жестов.

«Тише»

Два мышонка должны найти дорогу, на которой  спит котенок. Они идут на носочках, периодически останавливаясь и знаками показывая друг другу «тише».

Выразительные жесты: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови приподняты.

«Отдай»

Ребенок требует отдать ему игрушку.

Выразительные жесты: руки приподняты, вперед ладонями кверху.

«Уходи»

Ребенок не хочет играть с собачкой.

Выразительные жесты: кисти рук расположены вертикально ладонями наружу.

«Иди ко мне»

Мальчик манит к себе малыша, который учится ходить самостоятельно.

Выразительные жесты: сидя на корточках, обе руки вытянуты вперед.

«Сколько звуков?»

Ведущий несколько раз стучит карандашом по столу. Ребенок должен назвать сколько звуков.

  1. Игра «Рыбка»

Ведущий изображает одной рукой море (волну)- вытягивает горизонтально перед собой согнутую в локте руку, а другой рукой – рыбку, которая плавает под водой. Дети – рыбаки- сидят тихо на берегу – ковре. Когда рыбка выпрыгивает из воды, рыбаки должны хлопнуть в ладоши – поймать рыбку.

  1. Игра «Слушай счет»

Участники стоят по кругу и считают по очереди: 1,2 3… Каждый ребенок называет одно число, следующее по порядку. Игроки заранее договариваются, что число 4 называть не будут, а вместо  этого прохлопают в ладоши 4 раза. Далее счет продолжается, и дети по очереди называют числа. Затем участники меняются местами, и счет начинается с другого игрока.

  1. Беседа «О злости»

Психолог задает детям вопросы:

- Вам приходилось в жизни злиться?

- Из-за чего вы злитесь?

- Когда вы чем -нибудь рассержены, что вам хочется сделать?

- Что вы делаете для того, чтобы справиться со своими чувствами?

Утенок .  Ребята, а я тоже очень часто злюсь, и в этот момент мне хочется кого-нибудь ударить, обозвать…Но я-то знаю, что за это меня по головке не погладят? Что же делать?

Ведущий предлагает способы, помогающие справиться со своими чувствами:

- Потопать ногами. Сильно сжать пальцы в кулаки, а затем расслабить кисти рук.

Чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии негативным чувствам и мыслям, которые охватили человека.

- Надуть воздушный шарик злостью.

Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.

  1. Релаксационное упражнение «Расслабление приятно»

Звучит спокойная музыка. Психолог читает стихотворение:

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но еще не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая…

Замедляются движенья,

Наступает расслабленье.

И становится понятно:

Расслабление приятно  !

Дети сидят на стульчиках или лежат с закрытыми глазами на ковриках и отдыхают, расслабляются.

  1. Упражнение «Секрет Цветка Мудрости».

В конце занятия Утенок приносит детям лепесток от Цветка Мудрости и читает на нем: «Что посеешь, то и пожнешь».

Психолог обсуждает с детьми эти слова и прикрепляет лепесток к Цветку Мудрости.

  1. Итог занятия.

Взрослый спрашивает дошкольников, что полезного для себя они узнали на занятии. Просит перечислить изученные способы регулирования поведения и снятия напряжения, советует всегда применять их в жизни.

  1. Ритуал прощания «До свидания».

Непосредственно – образовательная деятельность

«Ассертивность»

(продолжение)

Цели:

- продолжать создавать обстановку доверия в группе, развивать групповую сплоченность

- развивать эмоциональную выразительность, гибкость ума, внимание, быстроту реакции;

- помогать осознать нравственные основы поведения, взаимоотношений с окружающими;

- способствовать снятию психического напряжения.

Оборудование: мяч, Утенок – игрушка бибабо, лепесток от Цветка Мудрости с пословицей; Цветок с прикрепленными лепестками.

Ход занятия

  1. Приветствие «Эхо».

Каждый ребенок проговаривает и прохлопывает свое имя (например «Све-та» и т.д), а все остальные, как эхо, его повторяют.

  1. Этюды на выразительность жестов.

«До-свидания!»

От пристани отходит белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи»

Дети по просьбе педагога имитируют жестами эту ситуацию.

«Не покажу»

Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы она могла пускать солнечных зайчиков. Дети просят показать, какое оно. Но девочка, прижав зеркальце ладонями к груди и расставив локти, отворачивается из стороны в сторону: «Не покажу»

Воспитанники выполняют описанные в ситуации выразительные движения.

«Я знаю!»

Мальчика-незнайку  о чем то спрашивают, а он только плечами пожимает да разводит руками: «Не знаю, не имею понятия, ничего не видел».

Дети подражают мальчику-незнайке, копируя выразительные жесты.

«Игра в снежки»

Зима. Дети играют в снежки.

Выразительные жесты: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко растопыривая пальцы.

  1. Игра «Скажи наоборот»

Ведущий называет игрокам различные понятия (высокий, добрый,  большой, светлый, много и т.п.), а те должны подумать и назвать противоположное понятие. Например: высокий – низкий, добрый-злой и т.д.

  1. Беседа о «Злости» (продолжение).

Психолог задает участникам вопросы:

- Вам нравится злость?

- Какого она цвета?

- На какую погоду она похожа?

- Какие звуки она издает?

- Как мы можем улучшить свое самочувствие, настроение? (Избавиться от злости: сжать пальцы в кулаки, потопать ногами, надуть шарик злостью).

- А еще как? (Можно рассмешить себя, глядя в зеркало; высказать, рассказать кому-то о своих чувствах, попросить помощи; смыть дурные чувства – принять теплую ванну.)

Взрослый подводит детей к пониманию, что избавляться от злости надо, но давать волю рукам, оскорблять, обижать других, когда ты злишься, недопустимо.

  1. Игра «Тух –тиби -дух»

Ведущий. Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется  поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито - пресердито, произнесите волшебное слово «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

  1. Упражнение «Секрет Цветка Мудрости».

Утенок приносит детям лепесток от Цветка Мудрости, на нем написано: «Вражда не делает добра»

Психолог обсуждает с детьми данную мудрость, а затем просит их прикрепить его к волшебному Цветку.

  1. Итог занятия.

Психолог спрашивает воспитанников, что им больше всего понравилось на занятии и почему.

  1. Ритуал прощания «До свидания».