«Образовательный проект «Мой любимый город»
статья по теме

Баграмян Татьяна Геннадьевна

Статья  об  использовании  социальных  партнеров  в  работе  ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

 «Образовательный проект «Мой  любимый город»

Авторы: Баграмян Т.Г., Гаврилова Н.Г., Громова Н.Ю.

Чтобы любое образовательное учреждение успешно решало поставленные задачи воспитания и образования, из закрытой, достаточно автономной системы необходимо стать  открытой системой. Открытое учреждение – это окно в мир, распахнутое для открытого общения и детей, и взрослых.

Очень важно привлекать к процессу воспитания детей дополнительные образовательные ресурсы. Одним из таких ресурсов является социальное партнерство.

В сфере образования партнерство рассматривается на трех уровнях:

•        внутри педагогического коллектива ОУ: первыми партнерами становятся родители и все специалисты;

•        внутри системы образования: партнерами являются различные образовательные учреждения (детский сад, общеобразовательная школа, школа искусств и т.д.);

•        на третьем уровне - это партнерство ОУ с представителями иных сфер - учреждения здравоохранения, культуры, муниципальный округ и другие.

И очень важно, чтобы социальное партнерство сплотило разные социальные и профессиональные группы, имеющие собственные интересы в сфере образования, вокруг единой цели всестороннего и полного развития личности ребенка.

Мы считаем, что современное образовательное учреждение не может эффективно осуществлять функцию воспитания и развития воспитанников и создания условий для формирования духовно-нравственной, социально-активной и успешной личности без установления  взаимовыгодного социального партнерства с родителями и  другими  организациями.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность.

Для нас опытом такого сотрудничества стал образовательный проект «Мой любимый город».

Это долгосрочный социальный проект, участниками которого стали дети подготовительной группы детского сада № 90, воспитатель, музыкальный руководитель, родители, ученики 6 класса и их классный руководитель гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга и, конечно же, сам город.

Актуальность данного проекта…  

Неблагоприятной тенденцией стало обеднение и ограничение общения детей с окружающими людьми, наличие проблем эмоционального развития. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций детей. При организации работы с ними явно прослеживается перенос акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе личностному, развитию.

Изучение истории, архитектуры, памятников своего родного города актуально как для детей, так и для взрослого поколения. Но на каждом возрастном периоде свои задачи, свои интересы…

Перед нами встал вопрос, как познакомить детей с городом, чтобы оставить незабываемые впечатления, чтобы увиденное и услышанное навсегда оставило след в детских душах…

Исходя из этого,  мы определили основную цель - вовлечение детей  в образовательный процесс по знакомству дошкольников и школьников с Санкт-Петербургом, чтобы помочь стать не только наблюдателями, но и полноценными участниками происходящего.  

Одним из способов решения данной проблемы мы видим в  использование потенциала нашего социального партнерства, непосредственного взаимодействия  детей на протяжении всего проекта в различных видах совместной деятельности.

Основная форма нашего проекта - путешествия: виртуальные и реальные.

Основными участникам виртуальных путешествий в проекте стали ученики 6 класса, которые под руководством классного руководителя готовили для каждого цикла презентации об интересных местах нашего города и представляли их детям подготовительной группы в детском саду. Также школьники принимали участие в итоговых мероприятиях (праздниках, досугах, играх).

Учителю важно развитие  своих учеников как эстетическое, интеллектуальное, так и духовное, душевное. Задача учителя - научить ребят самостоятельности, решительности, умению выступать перед не вполне знакомой аудиторией, ответственности, созданию и воспроизведению связной монологической речи. Если школьники научатся понимать детей младше их на 6-7 лет, то можно уверенно сказать, что в школе в будущем будут прекрасные взаимоотношения между младшими и старшими учениками. Оказавшись в детском саду в этой роли один раз, дети хотят еще и еще раз побывать там, проявляют инициативу, вносят креативные предложения и воплощают уже самостоятельно то, что в прошлый раз приходилось корректировать и объяснять.

Так как наш проект являлся долгосрочным, на весь учебный год, мы разделили его на небольшие циклы. К каждому циклу были разработаны маршруты экскурсий выходного дня с родителями. Для отражения своих впечатлений об увиденном и услышанном дошкольники  создали свой альбом «Мой любимый город». Каждый цикл завершался объединяющим полученные знания мероприятием.

1 цикл -  «Прогулка по Летнему саду». Основной задачей этого цикла было знакомство детей с историей возникновения, с первыми постройками, главными символами нашего города. Для этого была организована экскурсия в Летний сад, школьники выступили с презентациями («Летний сад», «Скульптура летнего сада») и провели мини-викторину об этой достопримечательности. Итогом этой работы стал осенний праздник «Прогулка по Летнему саду», где активное участие приняли и родители.

2 цикл - «Метро». В этом цикле мы знакомили детей с историей создания Ленинградского метрополитена, его станциями, со  скульптурами города,  скрывающими какую-то тайну. Основную информацию дети получили от школьников.  Виртуальное путешествие - игра по станциям стала итогом этого цикла. (приложение №1)

3 цикл - путешествие в прошлое. «Блокадный Ленинград». Основная задача – показать детям, что без прошлого не бывает будущего, что прошлое необходимо ценить.

4 цикл «Это город любимый наш». Этот цикл посвящен дню рождения Санкт-Петербурга.

Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с гимназией привело к положительным результатам, а именно:

- расширение кругозора дошкольников (освоение предметного и природного окружения, развитие мышления, обогащение словаря, знакомство с историей города, его традициями) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);

- формирование навыков общения дошкольников в различных социальных ситуациях, с людьми разного возраста, с представителями разных профессий;

- снижение порога тревожности при поступлении в первый класс как  следствие общения со школьниками;

- формирование у школьников навыков ораторского искусства, самостоятельного отбора материала, создания презентаций, умения адаптировать свои тексты к возрасту малышей;

- знакомство обучающихся с достопримечательностями города и его окрестностей  в  нестандартной форме;

- развитие чувства толерантности по отношению к малышам, которые скоро окажутся в стенах школы  и  желания проводить  с ними  игровые  мероприятия.

Для педагогов процесс взаимодействия с социальным партнёром способствует:

- внедрению инновационных форм и методов в работу;

- росту профессионального мастерства всех специалистов, работающих с детьми;

- поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.

И это все,  в конечном итоге, ведет к повышению качества дошкольного и школьного образования, к чему должен стремиться любой педагог и любое учреждение.

Авторы:  музыкальный руководитель  ГБДОУ детский сад № 90 Невского района Санкт-Петербурга  Баграмян  Татьяна  Геннадьевна;

              воспитатель  ГБДОУ детский сад № 90 Невского района Санкт-Петербурга  Гаврилова  Наталия  Геннадьевна;

             учитель русского языка и литературы  ГБОУ  гимназии  № 498 Невского района  Санкт-Петербурга  Громова  Нина  Юрьевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Мой город"

Основная цель данного проекта—дать  новые знания об истории города, связать их с историей России; формировать понятие Родины как места, где чело­век родился(город) и страны, где он живёт, ч...

Образовательный проект «Мой город»

Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более, что нам есть чем гор­диться....

Образовательный проект "Мой город"

конспект проекта по патриотическому воспитанию...

Краткосрочный образовательный проект "Наш город"

Краткосрочный образовательный проект...

Образовательный проект "Мой город" (старшая группа)

АКТУАЛЬНОСТЬ: Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских, мировоззренческих качество личности, которые проявляются в любви к близким людям, родному городу, стране.В чувстве патриотизм...

Образовательный проект "Мой город Ярославль"

Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и...

Эколого-образовательный проект «Чистый город - чистая страна» в группе общеразвивающей направленности 6-7 лет №6

Формирование представлений о проблемах загрязнения, о мерах сохранения чистоты в городе, посредством экологического просвещения детей 6-7 лет МДОАУ №32 г. Оренбург...