Формирование и развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
методическая разработка на тему

Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. Поэтому считаю изучение данной проблемы весьма актуальной, т. к. в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развивается речь, музыкальные способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование и развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы)».

Подготовила  Гарамова Карина Аведисовна     музыкальный руководитель  МБДОУ ЦРР Д/С №4

Известно, что хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Издавна  жизнь малыша сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые пели мамы и бабушки. Затем ребенок во время игр выкрикивал или напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду и в его жизнь входили взрослые песни – трудовые, шуточные, лирические. Но с течением времени жизненный уклад людей изменился и результат таков, что прервалась цепочка передачи песенного наследия народа. В современном мире отношение к культуре совсем иное. Если раньше в семьях эстетическому воспитанию, и музыкальному в том числе, уделялось значительное внимание, то теперь родители больше уделяют внимания интеллектуальному развитию своих детей. Все реже в домах звучит хорошая музыка и песни.   И поэтому,  музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. Поэтому считаю изучение данной проблемы весьма актуальной, т. к. в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар поможет успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развивается речь, музыкальные способности.

На  протяжении нескольких лет  своей деятельности я занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волновали вопросы, как сделать так, чтобы каждое занятие  было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать. Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной. Поэтому, я активно включаю в свою деятельность  работу с караоке, мультимедийным  оборудованием.

      

Целью моей работы  воспитать в ребенке способности к активному восприятию песни, развивать творческие способности, и расширять его кругозор. Для реализации цели я поставила перед собой следующие задачи:                                                                              

- использовать возможности народного фольклора для музыкального развития детей раннего возраста;                            

-развивать певческие навыки, используя для этого речевые и игровые приёмы;                                                                                                                       

-включать в музыкальные занятия как можно больше дидактических игр и упражнений для овладения детьми певческих навыков.                                                                                                                                                                                      

В работе с детьми я руководствуюсь следующими принципами:                    

-принцип целенаправленности, систематичности, плановости.

-принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей.                                                    

-принцип доброжелательности и открытости.                                           

                                                                                                   

Также использую разные приёмы обучения детей правильному произношению в пении:

-выразительное чтение текста песни взрослыми в процессе разучивания.

- приёмом произношения текста нараспев, негромко, на высоком звучании,  в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно;

- приём коллективной читки на высоком звучании в ритме песни.

- приём выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету.

В процессе обучения пению одну из главных  ролей играет звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений.

Полнее выявить возможности ребенка, раскрыть его музыкальные способности в пении дает индивидуальная работа. С  отстающими детьми  это позволяет  мне найти причину задержки в музыкальном развитии. Выявив склонности детей в певческой деятельности, я советовала родителям, обучать детей в школе искусств пению.

В нашем  детском саду  ведется постоянная  совместная  работа музыкального руководителя  и педагога. Проходит это в различных формах и видах деятельности: доклады («Музыка как средство развития и воспитания детей», «Песенное творчество дошкольного возраста»); периодически   даются консультации («План проведения игры с пением», «Создание условий для самостоятельной деятельности детей», «Воспитательное значение пения»).

 С большой серьезностью педагоги  подходят к изучению репертуара, музыкально-дидактических игр, активно участвуют в развлечениях, праздниках, где исполняют роли, поют песни сольно и дуэтами.

        

Также много внимания уделяю работе с родителями, которые присутствуют на занятиях, принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий, создании музыкальной развивающей среды, что   несомненно является стимулом и примером для детей.

Чтобы совместная работа принесла больше радости, мы соблюдаем следующие негласно установленные правила:

-Уважительно относиться друг к другу;

-Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми,

-Необходимо учитывать точку зрения самого ребенка, проникнуть чувство искреннего уважения к его деятельности (рисунку, песенке, танцу, сказке).

В группах для родителей мною обновляются  папки – передвижки с кармашками для текстов песен, которые они  поют  с детьми дома; консультациями для их музыкального развития («Музыка в жизни ребенка», «Как слушать музыку с ребенком», «Играйте вместе с детьми», и т. д.).  Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.

Организуя работу в данном направлении, я, прежде всего, ориентируюсь  на возможности детей, ведь певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть».

В будущем я планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их вокальных навыков, по расширению  певческого диапазона каждого воспитанника, используя наработанный опыт.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты