Организация опытно-экспериментальной работы в дошкольном учреждении
статья на тему

Строкова Любовь Николаевна

Строкова Любовь Николаевна, воспитатель

МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 17

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно – эстетическому развитию детей

городской округ Красноуфимск

Организация опытно - экспериментальной работы

в дошкольном учреждении

                                                                    Расскажи – и я забуду,
                                                                    покажи – и я запомню,
                                                                                  дай попробовать – и я пойму.
                                                                                             Китайская пословица

       Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

       Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

      Я  работаю над развитием  познавательного интереса у детей дошкольного возраста к явлениям живой и неживой природы посредством наблюдения и экспериментирования.

      Известно, что любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно направленность переходит в познавательную активность. Ведь с самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами, дети с удовольствием и интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой. Таким образом, предметы и явления живой и неживой природы  являются объектами наблюдения и игр уже с рождения. 
         Как поддерживать интерес ребенка к природе, научить понимать и видеть связи между живыми организмами и неживой природой?

       Я считаю, что необходимо организовать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов. Для меня очень важно научить дошкольников связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных природных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде.
         В связи с чем, исследовательский метод обучения я рассматриваю, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения дошкольников.

         Образовательная деятельность в МКДОУ детский сад 17 осуществляется на основе комплексной «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, которая  дополняется  рядом  парциальных  программ, одна из них – авторская программа О.В.Дыбиной «Ребёнок в мире поиска». Эта программа носит инновационный характер и является результатом исследований и обобщений экспериментальной работы по организации поисково-познавательной деятельности детей.

         Авторская программа О.В.Дыбиной органично дополняет комплексную «Программу воспитания и обучения в детском саду», так как предполагает решение ряда задач познавательного, социального, экологического, эстетического, творческого развития детей, реализуемых в ходе их поисково-познавательной деятельности.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально – художественной.

Практика показывает, что на успешность усвоения материала влияет  содержание предлагаемого материала и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Чем любит заниматься ребёнок больше всего? Играть и слушать сказки.

 

Мир детства невозможно представить без сказки.   «Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого», — писал А. В. Запорожец.

 

      Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

 

Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора». 

 

         На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

         Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

 

Давайте и мы с вами понаблюдаем за распусканием цветов.

 

Опыт № 1

-Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками.

- При помощи карандаша закрутите лепестки к центру.

- А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в емкость.

       Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

 

         Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

 

Опыт № 2

-Возьмите стакан со свежей газированной водой.

-Бросьте в нее виноградинку.

 Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

-  Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь.

 

-  Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени  и дождь закончился, выглянуло солнце. И тут утенок увидел разноцветное чудо – радугу.

 

- Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?

 

 - Шел, шел утенок и увидел перед собой  огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы.

 

   - Утенку  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:

1. Почему же распускаются кувшинки?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему идет дождь?

4. Откуда взялась радуга?

5. Почему остались следы на песке?

6. Почему пчелы летят на цветы?

  -  Утенок решил вернуться к маме, чтоб спросить у нее. Ведь мама все ему сможет объяснить.

    

В результате целенаправленной работы у детей расширяется словарный запас, появляется восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, значительно обогащается начальное представление о физических свойствах жидких и твердых тел.

 

         Наблюдения, проведение опытов, практические работы по определению и описанию объектов природы, по изучению представителей растительного и животного мира, взаимосвязи живой и неживой природы, работа детей в уголке экспериментирования способствует усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать.

 

         Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

         Таким образом, детское экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников и формирования экологической культуры.

 

 

 - В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strokova_lyubov_nikolaevna.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Строкова Любовь Николаевна, воспитатель

МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 17

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно – эстетическому развитию детей

городской округ Красноуфимск

Организация опытно - экспериментальной работы

в дошкольном учреждении

                                                        Расскажи – и я забуду,
                                                                   покажи – и я запомню,
                                                                                 дай попробовать – и я пойму.
                                                                                            Китайская пословица

       Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

       Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

      Я  работаю над развитием  познавательного интереса у детей дошкольного возраста к явлениям живой и неживой природы посредством наблюдения и экспериментирования.

      Известно, что любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно направленность переходит в познавательную активность. Ведь с самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами, дети с удовольствием и интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой. Таким образом, предметы и явления живой и неживой природы  являются объектами наблюдения и игр уже с рождения. 
        Как поддерживать интерес ребенка к природе, научить понимать и видеть связи между живыми организмами и неживой природой?

       Я считаю, что необходимо организовать систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира в процессе организации наблюдений, простейших опытов и элементарных экспериментов. Для меня очень важно научить дошкольников связывать результаты исследовательской работы с практическим опытом, тем самым подвести их к пониманию элементарных природных закономерностей и основ экологической грамотности, безопасного поведения в окружающей среде.
        В связи с чем, исследовательский метод обучения я рассматриваю, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения дошкольников.

        Образовательная деятельность в МКДОУ детский сад 17 осуществляется на основе комплексной «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, которая  дополняется  рядом  парциальных  программ, одна из них – авторская программа О.В.Дыбиной «Ребёнок в мире поиска». Эта программа носит инновационный характер и является результатом исследований и обобщений экспериментальной работы по организации поисково-познавательной деятельности детей.

        Авторская программа О.В.Дыбиной органично дополняет комплексную «Программу воспитания и обучения в детском саду», так как предполагает решение ряда задач познавательного, социального, экологического, эстетического, творческого развития детей, реализуемых в ходе их поисково-познавательной деятельности.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально – художественной.

Практика показывает, что на успешность усвоения материала влияет  содержание предлагаемого материала и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Чем любит заниматься ребёнок больше всего? Играть и слушать сказки.

Мир детства невозможно представить без сказки.   «Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого», — писал А. В. Запорожец.

      Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора». 

        На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

        Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Давайте и мы с вами понаблюдаем за распусканием цветов.

Опыт № 1

-Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками.

- При помощи карандаша закрутите лепестки к центру.

- А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в емкость.

       Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

        Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2

-Возьмите стакан со свежей газированной водой.

-Бросьте в нее виноградинку.

 Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

-  Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь.

-  Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени  и дождь закончился, выглянуло солнце. И тут утенок увидел разноцветное чудо – радугу.

- Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?

 - Шел, шел утенок и увидел перед собой  огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы.

   - Утенку  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:

1. Почему же распускаются кувшинки?

2. Почему плавают рыбки?

3. Почему идет дождь?

4. Откуда взялась радуга?

5. Почему остались следы на песке?

6. Почему пчелы летят на цветы?

  -  Утенок решил вернуться к маме, чтоб спросить у нее. Ведь мама все ему сможет объяснить.

        

         В результате целенаправленной работы у детей расширяется словарный запас, появляется восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, значительно обогащается начальное представление о физических свойствах жидких и твердых тел.

        Наблюдения, проведение опытов, практические работы по определению и описанию объектов природы, по изучению представителей растительного и животного мира, взаимосвязи живой и неживой природы, работа детей в уголке экспериментирования способствует усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать.

        Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

        Таким образом, детское экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников и формирования экологической культуры.

 - В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...

Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

семинар-практикум "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум предназначен для старших воспитателей. Предлагаемый материал структурирован, состоит и теоретической и практической частей. в ходе семинара раскрывается определение терминов, ...

Пояснительная записка на тему: «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Презентация «Использование инновационных форм работы в организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания ...

Консультация "Специфика организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием игр В.В. Воскобовича"

     Один из основных принципов дошкольного образования — формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности. Как с...