Дидактические игры по художественному творчеству детей дошкольного возраста
статья на тему

Чеганова Оксана Валентиновна

Современная эпоха предъявляет к воспитанию подрастающего поколения ряд требований: воспитание не только здорового, думающего человека, но личности мыслящей творчески, вариативно, с развитым духовным, нравственно-эстетическим, гуманистическим началом; восприимчивой к происходящим в обществе изменениям, умеющей не только понимать, оценивать эти изменения, но и преобразовывать действительность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Дидактические игры по художественному творчеству детей дошкольного возраста

(Подготовила: Чеганова О.В.)

Современная эпоха предъявляет к воспитанию подрастающего поколения ряд требований: воспитание не только здорового, думающего человека, но личности мыслящей творчески, вариативно, с развитым духовным, нравственно-эстетическим, гуманистическим началом; восприимчивой к происходящим в обществе изменениям, умеющей не только понимать, оценивать эти изменения, но и преобразовывать действительность.

   Здесь незаменимая роль принадлежит эстетическому воспитанию, которое развивает и обогащает представление детей об окружающем мире и его явлениях. Для развития определенных способностей помогают игры с правилами, а именно дидактические игры.

  Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф.Фребелем. Он высоко оценил игру, считал ее важнейшим средством в развитии ребенка.

  В создании современной системы дидактических игр надо отметить  роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развитием речи.

  Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме. Ребенок воспринимает умственную задачу как практическую игровую, это повышает его умственную активность.

  В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учиться различать размер, форму, цвет, и другие признаки предметов.

  Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове.

  Сенсорное развитие детей дошкольного возраста занимает одно из центральных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное  значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, а с другой – составляют фундамент умственного развития ребенка.

  Данная тема очень актуальна, так как эстетическое воспитание занимает не последнее место среди задач дошкольного образования, обучение  рисованию является одним из направлений дошкольного развития. Эстетическое воспитание детей решает целый ряд задач не только эстетического, но и духовного развития личности.

  Развитие эстетического восприятия начинается с дошкольного возраста, когда дети проявляют живой интерес ко всему, что видят вокруг. Окружающий мир полок разнообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться во всем этом многообразии.

  В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью и нам важно сохранить этот момент. Использование дидактических игр в развитии помогает снять напряжение, ребенок не думает о занятии, он просто играет, тем самым выражает свое настроение в рисунках.  Известно, что дети очень рано начинают рисовать и стремятся делать это как можно лучше. Но когда возникают первые трудности, желание начинает угасать, а у ребенка может сформироваться не только неприятие рисования вообще, но и сомнения в собственных возможностях и способностях. Особенно это важно если ребенок посещает детский сад, а так как большее время он проводит в кругу своих сверстников, то развитие можно проводить с помощью дидактических игр в небольшой подгруппе детей, тем самым облегчая ему обучение.

   Далеко не каждый дошкольник знает, как изобразить свой рисунок, чтобы было похоже на то, что задумал. Воспитателю необходимо найти методы и приемы, обеспечивающие возможность приложения знаний и навыков детей в области изображения предмета, немаловажную роль играет и понимание ребенком назначение этого предмета, знание основных законов его построения, усвоение принципов техники. У дошкольника должна быть пробуждена потребность не только создать изображение, но и сделать красивым, своеобразным, а главное сделать это самостоятельно. Изображение предмета акцентирует соразмерность частей изделия, красоту его, строения, дает дальнейшее развитие его форм, движения . Практика педагогической работы показала, что необходимость использования в работе дидактических игр, способствует познанию и освоению детьми предметного окружения.

 

 Перед педагогами встала задача построить новые формы подхода в  работе с детьми, создать условия, в которых дети будут активно искать, пробовать, открывать и присваивать новое для себя содержание, обогащаться знаниями и представлениями.

  Комарова считала, что знания, и умения не усваиваются и не могут быть усвоены по ходу. Их усвоение требует времени и разнообразных форм деятельности педагога с детьми. Неотъемлемой частью развития являются упражнения. Они входят в процесс развития и содействуют тому, что, знания, передаваемые детям педагогом «присваиваются» детьми, становятся знаниями самих детей. Для решения этой задачи использовались дидактические игры, ведь дидактическая игра осуществляет задачу развития и имеет собственные особенности, это развитие средствами активной и интересной для детей игровой деятельности.

  Для создания системной работы составляется планирование, в виде системы, оно включает в себя все виды детской деятельности по месяцам на учебный год, где так же отражается работа с родителями.

1.     Месяц

2.     Предварительная работа (планируется ко всем продуктивным видам деятельности)

3.     НОД по подгруппам детей включают название темы с кратким указанием цели

4.     Индивидуальная работа по всем видам деятельности

5.     Игровая деятельность. Помимо планирования с-ролевой игры указывается: подвижные, строительные, дидактические , как основные, настольно-печатные и цель с которой проводится

6.     Самостоятельная художественная деятельность

7.     Труд . Включается весь объем работы по трудовому воспитанию

8.     Работа с родителями Рекомендации : выход в музей, экскурсии на природу, совместные поделки родителей и детей, посещение театра

9.     Примечание проведение каких-либо консультация для педагогов и родителей.

 

 Предварительная работа, в нее включены прогулки и экскурсии с детьми. Дети на прогулке попадают в частично знакомую среду, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств. Это можно использовать наилучшим образом для всестороннего развития и воспитания ребенка. Наша главная задача поддержать у детей стремление замечать изменения в природном окружении, привлечь внимание, чтобы что-то не упустили.  Наблюдение должно быть ярким, интересным, содержательным, несущим в себе новизну, а самое главное не затянутым. Всему этому способствуют:

·        Сами объекты

·        Положительные эмоции

·        Использование стихотворений

·        Загадок, пословиц и поговорок

Дети все это воспринимают с большим интересом, обогащается словарный запас, развиваются эстетические чувства. Детям необходимо предлагать новый образ для ознакомления. На прогулке помимо разнообразных наблюдений предлагать дидактические задания разнообразной формы:

·        Найди такой же листик

·        Найди большой и маленький листик

·        Собери листочки разного цвета

·        На что похожи облака

·        Сравни ствол дуба и березы

·        Чей след

В такой работе решается сразу несколько задач, например:

·        Сравнение

·        Наблюдение

·        Уточнение

·        Отбор

·        Выкладывание

Интерес к таким играм поддерживается многообразием самого природного материала. В ходе этой работы у детей происходит активное накопление чувственного опыта, развиваются наблюдательность, внимание, память. Во время выполнения дидактических игр и заданий совершенствуются пространственные ориентировки каждого, идет интенсивное увеличение словарного запаса, обогащение его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая проектная работа по вариативному модулю: «Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на тему: Новейшие педагогические технологии в обучении дошкольников» Составила: воспитатель Гомерова Татьяна Валерьевна

Мир детства светлый и огромный, со своими законами познания мира, языком общения. И роль рисования внём огромна. Каждая минута, час, день приносят деням много нового, интересного, радостного. Рисовать...

Презентация: "Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"

Презентация: "Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"...

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятель­ность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельно­сти, что ...

"Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"

В данной презентации раскрыты некоторые виды нетрадиционных техник рисования. А так же собственный опыт по применению этих техник....

Художественное творчество детей дошкольного возраста

Нет  в мире двух одинаковых художников. Когда художник что-то заимствует, говорят: «работает в стиле Ван Гога», «в стиле Моне». Поэтому  репродуктивные методы обучения рисованию или лепке («...

Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста.

Готовить ребенка к жизни – это, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в деятельности своих дарований и способностей. Творчество – это самовыражение ...