Художественное творчество детей дошкольного возраста
консультация по рисованию (старшая группа) по теме

Сорокина Татьяна Михайловна

Нет  в мире двух одинаковых художников. Когда художник что-то заимствует, говорят: «работает в стиле Ван Гога», «в стиле Моне». Поэтому  репродуктивные методы обучения рисованию или лепке («делай как я») ничего общего с творческим процессом не имеют. Хотя нужно помнить, если ребенок вносит в образ что-то свое, то неосознанное подражание взрослому  художнику выполняет развивающую функцию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

 детский сад комбинированного вида  № 27

г. Екатеринбург ул. Опалихинская 29 а. тел. /факс: (343) 245-45-41 Email: mbousad27@k66.ru, сайт: 27.tvoysadik.ru

Консультация  для воспитателей.
Тема: «Художественное  творчество детей дошкольного  возраста».

Автор: Сорокина Т.М.

Нет  в мире двух одинаковых художников. Когда художник что-то заимствует, говорят: «работает в стиле Ван Гога», «в стиле Моне». Поэтому  репродуктивные методы обучения рисованию или лепке («делай как я») ничего общего с творческим процессом не имеют. Хотя нужно помнить, если ребенок вносит в образ что-то свое, то неосознанное подражание взрослому  художнику выполняет развивающую функцию.

На занятиях изобразительным искусством юным художникам не нужно  давать нужных рецептов. Нужно создавать предпосылки для  самостоятельного решения и поиска поставленной творческой задачи. Педагог  лишь помогает детям ориентироваться в этом поиске, создает  оптимальные условия для зарождения замысла. Справедливо  утверждение  педагога-художника Е.К.Макаровой о том, что воспитатель должен  развивать в себе «искусство не мешать». Не  навязывать юному художнику своих взглядов, не считать себя и свои  представления  единственно правильными.

Установка  на удивление, на осмысление уже известного является важным компонентом личностно-ориентированного подхода  в организации творческой деятельности дошкольников.

Например, читая стихотворение К.Чуковского «Чудо  дерево» воспитатель  просит детей придумать свое необычное  дерево, на котором могут расти  «не  чулки и башмачки», а, например, машины и кастрюли. Педагог  просит каждого сначала словесно описать возможный образ  сказочного дерева. В результате каждый ребенок реализует свой  замысел: на одном дереве растут  куклы, на другом – книжки, на третьем -  телевизоры, на четвертом -  танки и ракеты. Это и есть метод парадокса. Он  может получить и дальнейшее развитие в конструктивных и декоративных видах деятельности. Дошкольникам предлагают слепить чудо-зверя и придумать ему название. Перед началом работы и после нее юные художники придумывают необычные имена: «Слоно-бабочка», «Крокодило-орел», «Толстячок-коробколет» и т.д.

Особой заботой для воспитателя  являются дети, имеющие слабое общее и художественное развитие. Индивидуальная работа с ними не исключает возможности оказания практической помощи детям со стороны художника-воспитателя. Однако внедрение в творческий процесс маленького художника нужно осуществлять не назидательно: «Я нарисую так, а ты как?», «Я начнууууу – ты продолжишь», « Я нарисую только деталь, а ты все остальное». и т.д.

При организации творческого процесса дошкольников важно, чтобы педагогическая подсказка стимулировала деятельность малыша и не вызывала отчуждение. Педагогический показ приемов работы должен быть вариативным, не замыкаться на каком-то конкретном образце. Воспитатель должен помочь юным исследователям выявить свойства художественных материалов, чтобы ребенок мог воспользоваться ими для реализации своего творческого замысла. При этом важно «пробуждать предельную самостоятельность детей, развивать до возможного напряжения активность их воли и изобретательских способностей» (А.В.Бакушинский)  Воспитатель всегда должен помнить о самоценности продукта детского творчества, о важности крупных и мелких открытий        , которые совершает ребенок в процессе работы. Анализируя результаты творческого труда, не перехваливая работу, подмечать в ней что-то особенное, значительное и выразительное.

На систематических занятиях в образовательных учреждениях юные художники, знакомясь в течении года с разнообразными  художественными материалами (гуашь, акварель, глина, пластилин, восковые мелки, уголь, сангина, тушь, цветная бумага и т.п.) осваивают язык художника в общении со зрителем. Постепенно элементы художественной формы – цвет, линия, пятно, ритм, композиция и т.п. – начинают использоваться детьми как средство передачи мыслей, чувств, намерений человека. Но происходит это не сразу и требует от воспитателя большого терпения и снисходительности.

Следует учитывать, что рассеянное внимание, присущее дошкольникам, не способствует устойчивости замысла. В процессе их практического замысла мы можем наблюдать несоответствие задуманного и реально получившегося замысла. От детей часто можно услышать: «Хотел нарисовать веселую принцессу, а получилась невеселая», «Задумал нарисовать мышку, а получилось чудо-юдо» и т.п. Это расхождение не нужно возводить в трагедию. Если мы видим, что ребенок критически относится к своей неудаче, помогаем ему в новом  замысле. Во время анализа работ указываем на несоответствие замысла и результата и хвалим за адекватный замысел.

Дошкольникам присуща способность переиначивать поисково-ориентировочную, познавательную ситуацию в какую-то другую. Юный рисовальщик не просто принимает предмет, перенимает образец, переиначивает его, пересоздает его образ. Причем инициатива переиначивания идет от самого ребенка. Конечно, слова педагога вводят ребенка в курс ситуации, но примеры свидетельствуют о собственной установке ребенка на продуктивное творчество и создание собственного образа, отличного от общепринятого.

Сопоставляя творчество профессиональных художников и детей, подчеркивайте общее – то, что объединяет в процессе работы взрослого и ребенка – выразительность изобразительного образа. Но отмечайте и особенно для детского творчества – непосредственность, искренность, условность, схематичность образов, экспрессивность и самодостаточность.

Постепенно у каждого педагога соберется  фонд детских работ от 3-7 лет, который можно использовать на занятиях  в качестве зрительного ряда. Юные художники с неподдельным интересом рассматривают работы своих сверстников. Они словно прицениваются к ним, взвешивая свои возможности: «у меня получится хуже или лучше». Эти размышления могут стать стимулом для деятельности. Нацельте детей на то, чтобы их работа была бы уникальным, неповторимым, единственным творением.

Отсюда вывод – показываемые на занятии работы детей должны быть разноплановыми, разнохарактерными, нестереотипными,  должны будоражить фантазию, а не замыкать фантазию ребенка на подражание какому-нибудь образцу.

Во время анализа не следует дифференцировать детские работы на лучшие и худшие и не просите детей высказать свое негативное отношение к неудачным работам. При анализе работ важно в каждой найти что-то значительное. Развивать в детях оценочные суждения помогут вопросы: «какой рисунок самый нарядный (красивый, динамичный, красочный, озорной, грустный.) «Как вы думаете, что мне понравилось в этой работе?», «О чем интересном рассказал нам этот рисунок?», «Как бы вы назвали этот рисунок?» и т.д.

Использование в игре нетрадиционных изобразительных техник позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждает интерес к исследованию изобразительных материалов, и как следствие повышает интерес к продуктивной деятельности в целом. Доступность  использования нетрадиционных способов изображения определяется возрастными особенностями дошкольников.

Так, начиная с двух лет дети могут освоить «пальчиковую живопись», «отпечатки пальцами и ладошками», «работу цветным мелом (пастелью) на темной бумаге», «сминание гофрированной бумаги». А начиная с трех лет малыши могут освоить различные виды печати, для получения оттисков могут использоваться самые различные предметы: ластик, кубик, пробки, разрезанные овощи (из овощей можно сделать фигурные формы. Получение фигурных оттисков доставит малышам большое удовольствие при украшении салфетки, косынки или платка.

С трех лет дети осваивают изобразительные возможности различных художественных материалов: угля, мела, пастели, фломастеров, красок, пластилина, природных материалов и т.п.

С четырех лет дети могут освоить смешанные техники, например, работать печатками и дорисовывать недостающие изображения. Выполнить рисунок  восковыми мелками и перекрыть его акварельными красками. В этом возрасте дети могут освоить прием  «кляксографии», выполнять работу по трафарету, рисовать угольной палочкой, сангиной, сухой кистью, играть с кляксами. Прием  «кляксографии» применяется при изображении насекомых и фантастических животных.

С пяти лет дети могут освоить сложный прием «кляксографии».Это, когда ложкой выливается краска на лист бумаги и затем эта большая клякса раздувается с помощью трубочки, недостающие детали дорисовываются.

«Кляксография нитью» - необычная техника, которая привлекает детей непредсказуемостью изображения. Нитка окунается в краску, а затем выкладывается на половину листа согнутого пополам. Затем изображение накрывается второй половиной листа и ниточка вытягивается, получается симметричное изображение, недостающие детали дорисовываются.

Бумагопластика и техника оригами особенно плодотворны в подготовительной группе. Навыки сгибания бумаги и получение какого-нибудь образа развивают ребенка многогранно. Деление листа на разные фигуры обогощает зрительную память, закладывает информацию о многообразии и подобии геометрических форм, их соразмерности и выразительных возможностях. Работая по сгибам листа, ребенок приобретает координационные навыки и аккуратность, развивает мелкую моторику рук. А игры с поделками в стиле оригами обогащает детские представления об окружающем мире, развивает установку на творческое освоение мира.

 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА

Доклад был подготовлен для методического объединения по физической культуре. В нем рассказываются этапы обучения игровым упражнениям. Приводятся примеры игровых упражнений....

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию...

диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....

Мастер класс " Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики детей дошкольноговозраста"

Мастер класс "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики дошкольников "...

Познавательная дидактическая ига для детей старшего дошкольноговозраста

Предлагаю вашему вниманию познавательную дидактическую игру «Космос».Игра для детей старшего дошкольного возраста.Цели:-Расширение знаний детей о космосе , продолжать знакомить детей с про...

Моделирование письма и графическая практика программы "ПРОДЕТЕЙ" в работе с детьми дошкольноговозраста

Представлен опыт работы по использованию техноллогй МОДЕЛЬ ПИСЬМА и ГРАФИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА по речевому развитию детей и подготовки руки к письму....