Экологические игры
картотека (младшая группа) на тему

Лукаш Юлия Павловна

Картотека игр экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_igry.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

МЛАДШАЯ ГРУППА:

Дидактическая игра «Кто в домике живет»

Материал: домик с окошечками и ставенками. В окна вставлены иллюстрации с изображением домашних животных.

Содержание дидактического задания: воспитатель показывает ребенку домик с закрытыми ставенками и предлагает, открывая каждое окошко, называть животных.

Например:

- Посмотри, какой чудесный домик. Хочешь узнать, кто в нем живет? Открывай окошечки и называй животных, которых ты увидишь.

Дидактическая игра «Чьи детки?»

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей (корова – теленок, лошадь – жеребенок, свинья – поросенок, коза – козленок, кошка – котенок, собака - щенок), фланелеграф.

Содержание диагностического задания: воспитатель, выставляя на фланелеграф картинки детенышей животных, просит найти взрослое животное  - маму.

Например:

- На лужок будут приходить детеныши разных животных, которые потеряли своих мам. Постарайся помочь им.

- Нужно найти и поставить то животное, чей детеныш потерялся.

- Как зовет детеныш коровы свою маму?

- А лошади? И т.п.

Дидактическая игра «Малыши потерялись»

Материал: картинки с изображением взрослых животных и их детенышей.

Содержание диагностического задания: у животных потерялись их малыши. Ребенок должен правильно подобрать пару картинок.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Материал: предметные картинки с изображением  домика и леса и набор предметных картинок с изображением домашних животных и диких животных (лиса, медведь, заяц, волк, белка).

Содержание диагностического задания: воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением домика и леса, а затем просит расселить животных. Ребенок под картинкой с изображением леса должен разложить диких животных, под картинкой с изображением домика – домашних.

После того как ребенок «расселил» животных по домикам, воспитатель просит перечислить всех животных, живущих в лесу и назвать их одним словом (дикие).

Затем педагог просит ребенка назвать отличительные особенности внешнего вида животных (лиса рыжая, у нее длинный пушистый хвост).

Познавательная игра-лото «Мир вокруг нас»

Материал: карты с теневым изображением предметов по группам: «фрукты», «овощи», «домашние животные», «звери» и картинки с цветными картинками.

Правила игры: раздать теневые карты детям. У ведущего находятся карточки с цветными изображениями.

Вариант 1.

Ведущий берет цветную карточку и показывает изображение. Игрок должен определить, относится ли этот предмет к тому множеству, которое изображено у него на карте. Если да, то он забирает ее себе и выкладывает на своей карте. Побеждает тот, кто быстрее и правильно закроет свою карту.

Вариант 2.

Ведущий называет предмет, изображенный на карточке, и не показывает его игрокам. Игрок должен определить, есть ли у него этот предмет на его теневых картах. Если он его находит, то забирает карточку себе и выкладывает ее на своей карте. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех закроет все изображения.

Игра-ситуация «Зоопарк»

Программное содержание: познакомить детей с дикими животными и их повадками; воспитывать любовь ко всему живому; развивать любознательность; побуждать к вхождению в роль.

Материал: игрушки: обезьяна, тигры, слоны.

Предварительная работа: педагог рассматривает с детьми видеосюжеты про зоопарк, про уход за животными, про общение с ними. Показывает иллюстрации, читает рассказы о животных, беседует с детьми. Беседа должна быть краткой, содержать лишь необходимые сведения.

Ход игры: воспитатель расставляет игрушки в разных местах игровой комнаты так, чтобы каждый зверь находился в подходящем для него месте. Например, рядом со слоном – слоненок, лев среди растений – джунглей, обезьяну ставит на ветки – «лианы» и т.д. Воспитатель выступает в роли экскурсовода.

Воспитатель. Ребята, мы с вами пришли в зоопарк. Сейчас утро, и звери готовятся к завтраку. Давайте посмотрим, что они любят есть. (Подходят к обезьяне.) Кто это? Это обезьянка. (Обращается к обезьянке.) Обезьянка, что ты любишь кушать?

Обезьянка. Люблю бананы. Полезу на банановое дерево и нарву спелых бананов.

Воспитатель. Обезьянка, угости, пожалуйста, детей бананами.

Обезьянка. Раз-два-три – лови!

Воспитатель. Какие вкусные бананы! Вот спасибо тебе, обезьянка, хороший у тебя обед.  Обезьяна – на лиане,

Обезьяна ест бананы

И качает ту лиану

Озорница обезьяна,

Раскачает – и опять

Есть их будет и кидать.

Воспитатель. А теперь мы подходим к вольеру, где живут тигры. Это целая семья: тигр папа, тигрица мама и их детеныш тигренок.

В зоопарке тигры вышли погулять,

Полежать на травке, мирно подремать.

Но! Все слышит ухо и все видит глаз,

По-кошачьи тигры щурятся на нас.

Если вдруг опасность будет угрожать,

Всякий враг от тигра кинется бежать!

Воспитатель. Дальше мы пойдем к слону. Здесь тоже живет целое семейство. Слонов много и трудно разобрать, кто папа, а кто мама. Но детенышей можно отличить – они меньше взрослых слонов.

Утром вышли по порядку

Все слонята на зарядку.

Долго топали ногами

И качали головами,

Потоптались, повертелись,

В хобот, как в трубу, ревели.

А потом воды набрали

И струею обливались.

Воспитатель предлагает детям станцевать танец слонят. Дети «изображают большие уши» и неуклюже танцуют.

Примечания. Возле каждого животного воспитатель побуждает поделиться впечатлением о нем. Рассказывает, как живут животные, что едят, чем отличаются от других зверей.

Игра-ситуация «Поможем зайке»

Методика проведения. Воспитатель приглашает детей в лес, в гости к зайцам. Зайки часто спасаются от врагов, они очень осторожны и боятся непрошенных гостей. Но что-то случилось, и зайки прислали детям телеграмму: «Дорогие ребята, приезжайте, мы очень голодаем. Зимой стало нечего кушать. Помогите нам. Зайки.» Воспитатель спрашивает у детей, что делать, и все вместе решают поехать в лес и помочь бедным зайкам. Воспитатель узнает у ребят, можно ли зайкам помочь. Дети предлагают привезти с собой еду: морковь, капусту. Воспитатель спрашивает у детей: «Кому еще из обитателей леса в морозы голодно?» Побуждает детей взять корм для птичек. Проводятся сборы в дорогу: собирают пакеты с едой для зайцев и для птичек.

в конце проводится игра «Зайка». Дети выбирают «зайку» и отражают в движении содержание стихотворения.

Дети в темный лес пришли,

Зайку белого нашли.

Он сидел и дрожал,

От ребят не убежал.

- Зайка, зайка, мы пришли,

Мы морковки принесли,

Хлеб в корзинке ты найдешь

И теперь не пропадешь.

Игровые обучающие ситуации

1.«Рыбки живые и игрушечные: сравнение внешнего вида»

Дидактическая цель: дать детям представление о строении рыбы, основных частях ее тела.

Ход игры. Дети рассматривают рыбок в аквариуме, воспитатель задает вопросы: какое тело у рыб? Где голова? Где хвост? Какой он? Что у рыбок на голове? Где у них спина, а где брюшко? Что еще есть у рыбок?

Воспитатель раздает всем игрушечных рыб, предлагает рассмотреть их со всех сторон, обвести игрушку пальчиком по контуру. Показать и обвести по очереди все части тела. Воспитатель уточняет: «Голова спереди, хвост сзади, плавники на спине, хвосте, брюшке. Спина сверху, брюшко снизу. На голове рот, глаза, жаберные крышки». Спрашивает, чем рыбка-игрушка отличается от рыбок в аквариуме. Предлагает детям самим поиграть с рыбками.

2.«Рыбки живые и игрушечные: сравнение поведения»

Дидактическая цель: выявить с детьми главные различия и определить различные способы взаимодействия с живыми и игрушечными рыбками.

Ход игры. Воспитатель предлагает дошкольникам понаблюдать за аквариумными рыбками, спрашивает, где они живут (в воде, в аквариуме). Сообщает, что в детском саду живут другие рыбки. Предлагает их найти, рассказать, какие это рыбки и где их место обитания (игрушечные, живут на полках в шкафу, в игровом уголке).

Все наблюдают за рыбами в аквариуме. Воспитатель просит рассказать, что делают рыбы. Подчеркивает: рыбки плавают самостоятельно, без чьей-либо помощи. Так ведут себя только живые рыбы. Предлагает выяснить: могут ли плавать игрушечные рыбки? Наливают в таз воды, пускают игрушки, наблюдают. Воспитатель уточняет: рыбки не плавают, а лежат на воде: они не могут плавать самостоятельно, так как неживые – игрушечные.

Затем кормят аквариумных рыб, наблюдают, как они поедают корм. Воспитатель предлагает также покормить рыб в тазу, сыплют корм игрушкам, наблюдают. Педагог уточняет: они не удят, потому что не могут есть по-настоящему, они - неживые. Но их можно покормить понарошку – сварить для них к кухонном уголке кашу. С ними можно поиграть – они игрушки. Их можно держать в руках и не беспокоиться за их жизнь: они неживые. С рыбками в аквариуме играть нельзя: на них можно смотреть, им можно сыпать корм, но не вытаскивать их из воды: они живые животные – могут умереть.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть с игрушечными рыбками или понаблюдать за живыми рыбками.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"...

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...