«Пополнение словарного запаса детей в возрасте 4-5 лет с помощью загадок»
консультация (средняя группа) на тему

«Пополнение словарного запаса  детей в возрасте 4-5 лет с помощью загадок»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пополнение словарного запаса  детей в возрасте 4-5 лет с помощью загадок

 

В данном возрасте дети легко справляются с загадками, содержащими описание предмета с помощью действий, совершаемых с этим предметом (функциональные признаки); с загадками – описаниями качеств предмета, а также с загадками, содержащими родовые понятия и видовые своеобразия данного предмета. Пока недоступны детям загадки с текстами, содержащими метафорическое толкование предмета, его образную характеристику, например: «Я одноухая старуха, я прыгаю по полотну, и нитку длинную из уха, как паутинку, я тяну». Это следует учитывать при отборе загадок для занятий с ребенком 3-4 лет.

 

Примеры загадок, составленных по функциональным признакам предмета:

 

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

 

(Собака)

 

***

 

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.

 

(Дятел)

 

***

 

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

 

(Дерево)

 

В дупле живет

Да орешки грызет.

 

(Белка)

 

Загадки, построенные в виде описаний признаков предметов

 

Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошел,

Красну шапочку нашел.

 

(Гриб)

 

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

 

(Волк)

 

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Остренькие зубки.

 

(Мыши)

 

Загадки, содержащие родовые понятия и видовые своеобразия данного предмета

 

Это дерево с крепкими листьями, на нем растут желуди. (Дуб)

Это посуда, из которой пьют чай. (Чашка)

Это игрушка, с помощью которой можно построить башню. (Кубики)

 

Развитие словообразования

 

Четвертый год жизни – это время усвоения основных словообразовательных моделей языка. Процесс этот длительный и охватывает весь дошкольный возраст. Легче всего усваиваются суффиксы уменьшительно-ласкательные и увеличительные. Таких суффиксов много в текстах потешек и детских стихах, особенно в переводах английских песен Маршака, Чуковского. Например:

 

Три очень милых феечки

Сидели на скамеечке.

И, съев по булке с маслицем,

Успели так замаслиться, что мыли этих феечек

Из трех садовых леечек.

 

В активной речи уменьшительные суффиксы применяются при образовании слов, обозначающих маленькие предметы. Чтобы обратить внимание детей на возможность применения данных конструкций, полезно рассматривание парных картинок, на которых один и тот же предмет будет изображен разным по размеру. Большой предмет назовем без использования уменьшительного суффикса. После неоднократного просмотра картинок предложите ребенку сыграть в игру «Подбери пару», в ходе которой нужно будет объединить картинки, обозначающие большой и маленький предмет, в одну пару и назвать их соответственно, с использованием прилагательных: «У меня большой синий мяч», «А у меня маленький синенький мячик», Примерные картинки для набора «Парные предметы»: большой синий мяч, маленький синий мяч, большое зеленое дерево, маленькое зеленое дерево, большой корабль, маленький игрушечный кораблик, многоэтажный дом, маленький домик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пополнение словарного запаса дошкольников.

Для того чтобы словарный запас вашего карапуза становился богаче, самим родителям придется последить за своей иногда далеко не идеальной речью. Важно, чтобы разговор взрослых был наполнен более яркими...

«Речевое развитие. Упражнения на классификацию слов языка и пополнение словарного запаса у дошкольников»

Прежде чем ребенок начнет читать, ему предлагают научиться писать! С точки зрения традиционной системы – этот парадокс объясняется тем, что при чтении ребенок не просто занимается угадыванием бу...

Мастер - класс для родителей: Пополнение словарного запаса с помощью игр.

Цель: Довести до сведения родителей примеры игровых упражнений для развития  словарного запаса детей....

Обзор современных игр для детей дошкольного возраста, способствующих развитию речи, усовершенствования мелкой моторики и пополнению словарного запаса.

Данный материал представляет обзор 3х современных игр для детей дошкольного возраста  развивающих речь, внимание, память, двигательный и зрительный праксис, тренирующих усидчивость, скорость реак...

Пополнение словарного запаса у детей.

В моей статье рассказано, сколько слов должен знать ребенок старшей группы, как важна помощь родителей в пополнение словарного запаса. В какие игры могут родители поиграть с детьми....

Активизация словаря, уточнение и пополнение словарного запаса детей в повседневной жизни

Активизация словаря, уточнение и пополнениесловарного запаса детей в повседневной жизни...