ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ: НОВОГОДНЯЯ ТРАДИЦИЯ.
статья (подготовительная группа) на тему
статья о бережном отношении к ели .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ: НОВОГОДНЯЯ ТРАДИЦИЯ. | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Вера Александровна Карташова
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 43», г. Усолье-Сибирское.
Галина Петровна Маркова
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 43», г. Усолье-Сибирское.
ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ: НОВОГОДНЯЯ ТРАДИЦИЯ.
Традиция рубить, приносить в дом, наряжать, а потом выбрасывать хвойное дерево, называемое условно «елкой», является антиэкологичной. И не только потому, что в результате гибнут миллионы деревьев. А прежде всего потому, что традиция направлена на детей, сильно живуча и препятствует формированию экологической морали.
Причина живучести традиции заключается в стремлении к подражанию, В массе эстетика новогоднего праздника держится на простом лозунге: « У меня празднично потому, что у меня, как у всех». Или еще точнее: «У моего ребенка нет праздника не потому, что у него нет елки, а потому, что у всех есть елка, а у него нет».
Таким образом, елки – необходимый атрибут новогоднего праздника не столько потому, что являются какой – то особой эстетической ценностью, сколько потому, что престижно. Кризис экономики нашей страны порождает ажиотажный спрос не только на явный дефицит, но и на потенциальный, на все, что достается хоть с каким – то трудом. Новогодние елки всегда были потенциальным дефицитом, и потому их престиж в наше время возрастает еще с точки зрения психологии, стимулируемой экономикой.
Изживанию традиции новогодней елки не способствуют ни экономическая, ни социальная, ни психологическая ситуация. Единственное, что зовет к действию, это ситуация экологическая. А она такова, что действовать необходимо. Даже в неблагоприятных условиях.
Возможные пути выхода.
Раскрывать глаза на ситуацию, рассказывать о том, каковы экологические, а стало быть и экономические последствия традиции новогодней елки, необходимо. Но ни это изживет ее. Необходимы ясные, четкие доступные альтернативы этой традиции. А, главное, чтобы эти альтернативы эмоционально, эстетически, психологически были схожи с привычной традицией. Контрастная альтернатива воспринята не будет. Логика воздействия на детей дошкольного возраста может быть такой. Они радуются новогодней елке, как другу. Но этого друга оторвали от родных корней и заставили умирать под блеск огней. Так с другом не поступают.
Аргумент первый: елка – наш друг, а друга рубить для праздника нельзя. Лучше взять для праздника несколько веточек, не нанося им вреда, и устроить праздник елки.
Аргумент второй: елка не живет в лесу просто так, сама по себе. У нее, как и у другого, живого существа, есть дом – участок леса, опушка и т.п. В этом доме она живет не одна. Ее окружают другие деревья, звери, птицы, насекомые. И все они взаимосвязаны между собой. Поэтому, когда мы рубим дерево и уносим его из лесного дома, нарушается жизнь других организмов. Некоторые из них могут даже погибнуть.
Аргумент третий: если каждый человек срубит одну елку для новогоднего праздника, то лес опустеет или вообще исчезнет.
Аргумент четвертый: человек не может жить без леса. Он использует деревья для изготовления бумаги, мебели, карандашей и т.д. Только лес нам не дает все это, а мы сами берем, невзирая на нужды и желания других видов животных и растений. Лес дает нам свежий воздух, хорошее настроение, здоровье и красоту.
Казалось бы аргументы эти довольно веские и должны убедить. Но вся проблема состоит еще в том, как преподнести эти аргументы и заставить детей настроиться психологически на трансформацию старой традиции. У детей этого возраста преобладает образное и эмоционально – чувственное восприятие мира. В их жизни много значат краски, звуки, запахи. Аргументы будут более действенны, если рассказ о них будет сопровождаться лесным шумом, птичьими голосами, стрекотом кузнечиков, красивыми лесными пейзажами, которые хорошо чередовать с пейзажами, где человек уничтожил лес.
Как средство трансформации традиции можно использовать искусственные елки. Вся проблема только в том, что они далеки от живой натуры. Наиболее приемлемая и реальная форма постепенной трансформации новогодней традиции – елочные композиции. Их полезно сочетать с новогодними выходами в лес.
Прежде, чем начать работу с детьми, желательно узнать их отношение к новогодней наряженной елке и растущей в лесу. Для того, чтобы добиться эффекта в трудном деле коррекции устоявшейся традиции, необходимо убедить родителей пойти на параллельные действия. В этом случае ребенку, возможно, удастся противостоять этическим помехам, исходящим из средств массовой информации, от других сверстников. Вообще детям надо уяснить, что природа всегда полна разной жизнью, которую нужно беречь и охранять!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Основные принципы формирования вариативной части образовательной программы
Образовательная деятельность в ДОУ, формируемая участниками в образовательных отношений...
Мастер-класс для педагогов "Русские-народные традиции как средство формирования экологической культуры посредством игры на ложках"
Русские посиделки!...
Формирование экологической культуры у дошкольников на основе принципов преемственности
Всякое доброе дело имеет начало. Чем раньше мы пробудим в детях заботу об охране природы, тем успешнее выполним величайшую задачу современности – оберегать жизнь Земли, умножать её богатства....
Народные традиции, как средство формирования экологической культуры.
У чувашского народа много традиций и обрядов. Некоторые позабыты, другие не дошли до нас. Они дороги нам как память о нашей истории. Без знания чувашских традиций и обрядов невозможно полноценное восп...
Семинар - практикум: «Формирование экологической культуры через приобщение детей к социокультурным ценностям, народным традициям»
Развитие человечества в конце XX и начале XXI веков характеризуется наличием глубоких противоречий между обществом и природой, вызвавших тяжелый социально-экологический кризис. Пропагандируемый в сове...
Выступление в рамках обучающего семинара «Формирование экологической грамотности и экологически ответственного поведения у школьников» Тема: «Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольног
В материале представлен опыт работы МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица" по созданию развивающей ландшафтной среды на территории учреждения....