Формирование экологической культуры у дошкольников на основе принципов преемственности
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Селемнева Наталья Николаевна

Всякое доброе дело имеет начало.

Чем раньше мы пробудим в детях заботу об охране природы, тем успешнее выполним

величайшую задачу современности – оберегать жизнь Земли, умножать её богатства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование экологической культуры у дошкольников на основе принципов преемственности»

На современном этапе развития образования, когда обучение начинается с шести лет, проблема подготовки детей к поступлению в школу становится важной практической задачей ДОУ. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития.

Всякое доброе дело имеет начало. Чем раньше мы пробудим в детях заботу об охране природы, тем успешнее выполним величайшую задачу современности – оберегать жизнь Земли, умножать её богатства. Призывы, речи, книги не достигнут эффекта до той поры, пока дети не начнут работать руками: выращивать цветы, сады, леса, очищать воды рек и озер и т.д. Сознательное и бережное отношение к природе формируется с детства — в семье, в детском саду, школе.

Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности? Как создать развивающую предметно – пространственную среду? Какие методики использовать в работе с детьми?  

В нашем детском саду мы решаем задачи через экологические сказки, мифы, игры. Используем элементы ТРИЗ – технологий в экологическом образовании детей: знакомим их с элементарными связями живой и неживой природы, влиянием человека на природную среду, благодаря чему у детей формируется потребность в общении с природой. Мы, вместе с детьми, обсуждаем именно сегодняшние события: распустившийся цветок, первую бабочку, первый листок. Формируем у детей умение наблюдать, анализировать, обобщать. Воспитываем в детях способность понимать природу такой, какая она есть на самом деле, со всеми ее естественными, такими простыми свойствами.

Педагогами д/с «Ромашка» разработан цикл мероприятий, посвященных ознакомлению с окружающим миром детей: занятия, утренники, викторины, игры, развлечения, родительские собрания в нетрадиционной форме. Примером являются: утренник «Праздник Осени», викторина «Знатоки природы», выставки работ из природного материала «Осенняя сказка».

Реализация преемственности экологического воспитания осуществляется через интеграцию исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театрализованной деятельности, художественной литературы, моделирования.

Реализации задач экологического воспитания способствует грамотная организация развивающей предметно - пространственной среды. В каждой группе оформлен «Уголок природы».

Дошкольники наблюдают за циклом развития растений с весны до осени. Для каждой группы силами воспитателей разбит цветник.

Не всегда есть возможность выехать на природу в парк воспитанникам детского сада, но ребятам нашей «Ромашки» это и не обязательно.Очень любят наши дети участок леса рядом с детским садом, где растут разные деревья: ель, береза, рябина, сосна, дуб, различные кустарники.

Проблема преемственности успешно решается при тесном взаимодействии между группами нашего детского сада. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

В нашей образовательной организации сложилась 3х ступенчатая система преемственности: дети 2-5 лет – д/с «Ромашка», дети 5-7 лет (2 подготовительные группы в здании школы), с 7 лет – школа.

Дети переходят в подготовительные группы, и мы, соответственно возрасту, реализуем с ними проект «У природы нет плохой погоды». Благодаря тому, что мы находимся в здании школы, мы активно используем базу школы, что помогает более успешно решать задачи экологического воспитания. В школе реализуется проект «Зеленая школа», который с 2015 является муниципальной инновационной площадкой.

Примером удачного взаимодействия дошкольников и младших школьников, а также членов их семей становится участие в массовых экологических акциях. Одной из самых любимых среди детей и взрослых становятся экологические акции, например, «Накорми птиц зимой», когда проводится важная работа по подкормке пернатых. Кормушки мастерятся из вторично используемого бросового материала – пластиковых бутылок, упаковочных коробок и т. п.

Выпускники нашего учреждения имеют достаточно хороший запас знаний по экологии, а в начальной школе педагоги продолжают развивать приобретенные умения и навыки дошкольников на уроках «Окружающего мира» и во внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Картотека экологических сказок по формированию экологической культуры у дошкольников

laquo;Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выра...

Формирование экологической культуры у дошкольников. Мониторинг экологической ситуации района Ново-Переделкино.

Район Ново-Переделкино лежит на Теплостанской возвышенности, которая расположена в южной и юго-западной частях г. Москвы. Это одно из самых высоких мест в Москве. Наш район находится на границе широко...

мероприятие направленное на формирование экологической культуры у дошкольников "Экологическая культура: Виды отходов"

Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о видах отходов и правилах раздельного сбора отходов.Задачи:Образовательная: привлечь детей, через творческий подх...

Мероприятие направленное на формирование экологической культуры у дошкольников "Экологическая культура: Фломастеры. Что скрывается внутри?"

Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о видах отходов и правилах раздельного сбора отходов.Задачи:Образовательная: привлечь детей, через творческий подх...