Дидактические игры по сенсорике «Угадай на вкус»
материал (средняя группа) на тему

Ковалева Александра Николаевна

Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.

Подготовка к игре.

Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.

Задание 1. «Угадай, какой вкус?»

Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.

Задание 2. «Найди пару»

Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.

Задание 3. «Что, каким бывает?»

Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т.д.

«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»

Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Ход игры.

Детям предлагается панно с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях.

«ЛЕГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ»

Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Ход игры.

Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.

«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»

Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы.

Ход игры.

Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1»

Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.

Ход игры.

В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2»

Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).

Ход игры.

Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.

«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ»

Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.

Ход игры.

Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.

Ход игры.

1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.

2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.

«УЗНАЙ И СРАВНИ»

Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.

Ход игры.

1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя).

2 вариант. «Найди пару»

Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.

Ход игры.

1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.

2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.

«ПОСТРОЙ ДОМ»

Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер).

Ход игры.

Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.

«НАЙДИ ПАРУ»

Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание.

Ход игры.

1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком.

2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя.

«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ»

Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки.

Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры.

1 вариант. «Путаница»

Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.

2 вариант. «Кто быстрее!»

Воспитатель. – Я спрятала в группе 10 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.

3 вариант. «Назови игрушку»

Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте №1), и называет их: - Зеленый зайчик, синий шарик, красный кубик и т.д.

4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета.

Проходит в 3 этапа.

1 этап: «Это желтый шарик»

2 этап: «Принеси желтый шарик»

3 этап: «Какого цвета шарик?»

«ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»

Прямая цель: развивать обоняние у детей.

Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.

Ход игры.

1 вариант. «Узнай по запаху»

Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа.

Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.

1 этап.

Так пахнет ромашка. (Показать картинку)

2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.

3 этап.

2 вариант. «Найди такой же запах»

Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.

«АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ»

Цель: развивать обоняние у детей.

Ход игры.

Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом.

Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки.

Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.

«ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА»

Цель: развивать тактильные ощущения у детей.

Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры.

Воспитатель рассказывает:

- Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы.

Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох.

- Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы.

Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички.

- Чем она сегодня угощалась?

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»

Цель: развивать тактильные ощущения у детей.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ»

Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.

Ход игры.

А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)

Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)

В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки)

Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)

«НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ»

Цель: развивать зрительное внимание и память.

Ход игры.

Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает.

Затем аквариумы убираются.

Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку.

- Посади каждую рыбку в свой аквариум.

«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК»

Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику.

Ход игры.

На столе раскладываются счетные палочки.

Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру.

Задание дается в порядке возрастающей сложности:

А) образец остается перед глазами ребенка

Б) образец убирается.

Можно эти фигуры складывать из кубиков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по сенсорике «Угадай на вкус»

 

Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.

Подготовка к игре.

Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.

Задание 1. «Угадай, какой вкус?»

Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.

Задание 2. «Найди пару»

Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.

Задание 3. «Что, каким бывает?»

Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т.д.

 

«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»

Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Ход игры.

Детям предлагается панно с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях.

 

«ЛЕГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ»

Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Ход игры.

Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.

 

«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»

Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы.

Ход игры.

Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.

 

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1»

Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.

Ход игры.

В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.

 

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2»

Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).

Ход игры.

Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.

 

«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ»

Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.

Ход игры.

Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.

 

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.

Ход игры.

1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.

2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.

 

«УЗНАЙ И СРАВНИ»

Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.

Ход игры.

1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя).

2 вариант. «Найди пару»

Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.

 

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.

Ход игры.

1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.

2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.

 

«ПОСТРОЙ ДОМ»

Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер).

Ход игры.

Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.

 

«НАЙДИ ПАРУ»

Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание.

Ход игры.

1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком.

2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя.

 

«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ»

Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки.

Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры.

1 вариант. «Путаница»

Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.

2 вариант. «Кто быстрее!»

Воспитатель. – Я спрятала в группе 10 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.

3 вариант. «Назови игрушку»

Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте №1), и называет их: - Зеленый зайчик, синий шарик, красный кубик и т.д.

4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета.

Проходит в 3 этапа.

1 этап: «Это желтый шарик»

2 этап: «Принеси желтый шарик»

3 этап: «Какого цвета шарик?»

 

«ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»

Прямая цель: развивать обоняние у детей.

Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.

Ход игры.

1 вариант. «Узнай по запаху»

Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа.

Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.

1 этап.

Так пахнет ромашка. (Показать картинку)

2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.

3 этап.

2 вариант. «Найди такой же запах»

Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.

 

«АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ»

Цель: развивать обоняние у детей.

Ход игры.

Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом.

Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки.

Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.

 

«ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА»

Цель: развивать тактильные ощущения у детей.

Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры.

Воспитатель рассказывает:

- Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы.

Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох.

- Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы.

Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички.

- Чем она сегодня угощалась?

 

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»

Цель: развивать тактильные ощущения у детей.

 

«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР»

«ЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ»

«ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА»

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ»

Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.

Ход игры.

А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)

Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)

В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки)

Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)

 

«НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ»

Цель: развивать зрительное внимание и память.

Ход игры.

Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает.

Затем аквариумы убираются.

Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку.

- Посади каждую рыбку в свой аквариум.

 

«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК»

Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику.

Ход игры.

На столе раскладываются счетные палочки.

Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру.

Задание дается в порядке возрастающей сложности:

А) образец остается перед глазами ребенка

Б) образец убирается.

Можно эти фигуры складывать из кубиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по сенсорике.

Представлены игры для детей от 2-4 лет....

Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет

Игры-занятия для развития сенсорных навыков детей....

Музыкально- дидактические игры в формировании основ музыкального вкуса у детей 6-7 лет.

Формирование предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания....

Музыкально-дидактические игры в формировании основ музыкального вкуса у детей 6-7 лет

Формирование основ музыкального вкуса через музыкально-дидактические игры- один из важнейших аспектов эстетического воспитания....

Интерактивная дидактическая игра «Дикие животные «Угадай голос дикого животного»».

Дидактическая игра «Дикие  животные  «Угадай голос дикого животного»».С помощью игры дети  учатся различать голоса и  внешний вид диких животных. Учатся соо...

Дидактическая игра на липучках"Угадай сказку"

Детям предлагается подобрать героев и предметы из сказок. Назвать сказку....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Собери и угадай сказку»

Игра представляет собой пазлы со сказочными героями. Детям нужно правильно подобрать героев сказок и сложить пазлы в единую картинку.Цель: Развивать логическое мышление, внимание. Продолжать учит...