О работе с педагогами
презентация к уроку на тему

Наталья Александровна Коробейникова

«Об организации работы с  педагогическим коллективом

по формированию

нравственно-этических норм

у дошкольников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx81.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение                                                          Детский сад общеразвивающего вида № 31 городского округа-город Камышин

Защита опыта работы  

на городском методическом совете

для заместителей заведующих по учебно-воспитательной работе

по теме:  «Об организации работы с  педагогическим коллективом

по формированию

нравственно-этических норм

у дошкольников»

Коробейникова

 Наталья Александровна

заместитель заведующего

по учебно-воспитательной работе

МБДОУ Д/с № 31

«Об организации работы с  педагогическим коллективом по формированию нравственно-этических норм у дошкольников»

Воспитание нравственных чувств и этических норм у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений  – это проблема, которая имеет  социальную значимость.  Отсутствие у детей таких представлений, незнание того, "что такое хорошо и что такое плохо", мешает ему контактировать с окружающими  его людьми, именно это может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.

Выбранная мною тема не случайна, считаю ее наиболее актуальной на сегодняшний день.

К сожалению, нередко взрослые слишком формально подходят к усвоению детьми этических норм. Одних  требований недостаточно, чтобы пробудить подлинные чувства.

На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво.

Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить: "Никому не давай свою игрушку, ее сломают". В детском саду же воспитатель постоянно учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворенность. В результате у ребенка не может сложиться четкое представление о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае.

Поэтому очень важно выявить и понять, какие мотивы побуждали его к действию и правильно их оценивать. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, т.к. это качество личности, определяется в повседневном поведении человека,  его отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательности к каждому.

Однако,  не всякий отрицательный поступок является следствием невоспитанности ребенка.

Наши дети в потоке современной информации  через телевизор, компьютер и другие средства коммуникационных технологий вместе  со своими родителями мало задумываются о нравственных нормах и основах этики.

Нами была проведена диагностика нравственно-этических норм у детей старшего дошкольного возраста.  

Показателями  нравственной воспитанности  ребенка выступает непосредственно-образовательная  деятельность, игровая и продуктивная деятельности. Примерными критериями каждого уровня могут быть: высокий, средний,низкий уровни.

Диагностика социально-нравственного развития  детей старшего дошкольного возраста   выявляет  представления, умения, навыки, а диагностические методики помогают педагогу проводить эту работу.

Вот данные диагностического обследования, на начало учебного года (автор диагностики: М.В. Корепанова).                                                                                      

Было обследовано  105 воспитанников:

42 воспитанника (40%)-высокий

51 воспитанник (49%)-средний

12 воспитанников (11%)-низкий

также использовалась методика  Р.М. Калининой «Закончи историю». Детям предлагались истории  соотношения нравственных  норм с реальными жизненными ситуациями.

Чтобы они научились давать элементарную нравственную оценку. (детям предлагается история  и ребенок должен её закончить, в произвольном порядке. Пример: Дети  строили город. Оля стояла рядом. Воспитательница пригласила всех на ужин и предложила собрать кубики в коробку.  Попросите Олю помочь вам. Тогда Оля ответила… Как поступила… Почему… В начале года как правило дети не могли объяснить и оценить поступки детей и нравственную норму.

(6 слайд)    В своей работе, при развитии нравственно-этических способностей детей дошкольного возраста, мы столкнулись с такой проблемой как недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов,

С этой целью была организована   целенаправленная и согласованная деятельность всего  педагогического коллектива в области нравственно-этического воспитания, направлена на решение следующих задач: 

  •  Развитие нравственных качеств личности ребенка.
  • Формирование у дошкольников нравственного отношения к окружающему.
  • Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
  • Установление тесного сотрудничества между детским садом  и семьей.
  • Усвоение  социальных норм и правил поведения.

 Для реализации  поставленных задач  необходимы Условия для нравственного воспитания дошкольников:

 моральный облик педагога. У педагога должна быть развита  – эмоциональная отзывчивость, чуткость; педагогический такт,  зоркость,  оптимизм,  рефлексия.  Педагог должен обладать высоким общекультурным уровнем, заниматься искусством.

 программно-методическое обеспечение;

 Целенаправленная и целесообразная интеграция парциальных программ и методик направлены на постоянное совершенствование педагогического процесса, что создает условия для активного вовлечения воспитателей в процесс обновления дошкольного образования.

 организация предметно-развивающей образовательной среды, которая имет немаловажное значение.

 организация совместного образа жизни детей;

 организация работы в непосредственно-образовательной детальности  и в повседневной жизни (игры, беседы, создание проблемных ситуаций и пр.);

немаловажное значение имеют  средства нравственного воспитания,  которыми являются:  

  • художественные средства (ознакомление с художественной литературой, изо-деятельностью, музыкой);
  • природа (знания о природе вызывают желание заботиться о растениях и животных);
  • собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность – это практика нравственного поведения);
  • окружающая ребенка обстановка (атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью, любовью);

 им способствуют разнообразные виды детской  деятельности: чтение нравственных сказок, беседа, игра, этюды, упражнения, продуктивная деятельность.

В помощь педагогам проведено ряд консультаций по комплексному  использованию методов нравственного воспитания в работет с детьми.

                                                       

Методы

Методы формирования нравственного сознания

 Убеждение в форме разъяснения – воздействие на сознание, чувства, волю ребенка с целью формирования положительных нравственных качеств (осуществляется в форме разъяснения).

 Внушение («Ты можешь быть смелее, добрее…»).

 Этическая беседа – беседа на нравственные темы.

 Чтение художественной литературы

 Рассматривание (например, классификация картин с изображение поступков и проступков).

Методы стимулирования чувств и отношений

 Пример – воздействие поступков на чувства, сознание и поведение воспитуемого (пример воспитателя, родителей, героев художественного произведения).

 Поощрение

 Наказание (кратковременное отчуждение, лишение развлечения, отстранение от желанной роли в игре).

 Принуждение – воспитатель действует силой своего авторитета, чтобы заставить ребенка подчиниться требованиям (строгий взгляд, замечание).

Методы формирования нравственного поведения

Решая задачи нравственно-этического воспитания, я стараюсь, чтобы  каждый педагог строил  свою работу с индивидуальными особенностями детей,  в соответствии с их  возрастом.

 Своеобразие применения методов   нравственного воспитания в каждой возрастной группе. И выделение ведущего метода.

 Приучение

 Упражнение

 Руководство деятельностью

 Наблюдение – умение всматриваться в явления и отношения окружающего мира (например, воспитатель организует с малышами наблюдение труда старших детей, обращает внимание, как дружно и слаженно они работают).

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Ведущими методами являются методы формирования нравственного поведения (пример, упражнение), стимулирования чувств и отношений (поощрение, пример).

Ведущими методами являются методы формирования нравственного поведения и нравственного сознания.

Ведущим методом является формирование нравственного сознания, метод формирования нравственного поведения.

Поэтому, работу необходимо начинать не с сообщения знаний, а с формирования практики поведения.

 О нравственном  воспитании говорили многие педагоги  А.С. Макаренко. В.А. Сухомлинский, Ш. Амонашвили.  И вовсе времена эта тема оставалась важной частью жизни человека.  

Если у личности не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить  характер усвоения знания, запоминания, а не понимания и принятия этих норм.

Для успешного освоения норм и правил нравственно-этического воспитания мною был   организовать педагогический процесс, который строится в трех направлениях: 

            специально организованное обучение;  

                              совместная деятельность педагогов и детей;

                                                самостоятельная деятельность детей. 

С целью выявления  уровня профессиональной компетентности педагогов и

определения отношения воспитателей  формированию нравственных   качеств дошкольников, было проведено анкетирование.

В анкетировании участвовало  18 воспитателей.                                                                                

 Анализ анкет показал,  45 %   (8 педагогов) педагогов испытывают трудности при  формировании нравственных качеств дошкольников  в процессе непосредственной образовательной деятельности,  30% (6 педагогов) - в режимных моментах,                                                                                                     25%  (4 педагога) считают, что требуются  дополнительные усилия, и дополнительное время  для изучения проблемы.

100 процентов воспитателей ответили, что  в формировании нравственных качеств дошкольников, большую роль играет воспитание в семье.

В нашем  детском саду особое место занимает работа по проблеме профессионального роста кадров. Задачей профессионального совершенствования педагога является развитие их ценностных ориентаций, профессиональных потребностей,  знаний, умений и личностных качеств, наиболее значимых для профессии педагога.

 В  детском саду работают 28 педагогов

образование

кол-во

%

высшее

7

25

средне-специальное

21

75

категория

16

57

высшая

2

7

первая

12

43

вторая

2

7

Без категории

12

43

   Вопросу повышения мастерства каждого педагога уделяю особое внимание, так как в наше время требования родителей к работе педагога в детском саду стали более высокими. Родители хотят, чтобы воспитанием их детей занимались профессиональные мастера своего дела. А для этого необходимо постоянно повышать свои знания и умения. Для меня как,  заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе главное – не только донести профессиональные знания, но и желание постоянно заниматься самообразованием.   Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм работы с детьми.  

Поэтому мы используем следующие формы повышения профессионального мастерства педагогов: 

- первое, это всем известные курсы повышения квалификации, одна из традиционных и обязательных форм работы по повышению квалификации педагогов. ( уже - 57%, 16 педагогов прошли курсовую переподготовку)

- второе, это создание творческой  и временной творческой группы педагогов . Мы создаем их для решения проблемы, возникшей в образовательном процессе.  В такую группу входят самые опытные педагоги и  педагоги – наставники.

- третье, это различные смотры – конкурсы. Мы их  планируем согласно годовому плану. Творческая группа педагогов разрабатывает критерии оценки конкурса.  К участию в смотрах – конкурсах мы привлекаем родителей, что очень радует детей, да и взрослых тоже.

Нами определены  уровни профессиональной подготовленности педагогов к организации нравственно-этических норм с детьми.

 Я поняла одно, что очень  важно знать свой педагогический коллектив,  сильные и слабые стороны каждого.  

Коллектив педагогов всегда неоднороден:

 одни стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной, все время что – то придумывают, подсказывают;  моя  основная задача:

  • формировать способность к восприятию нового;
  •  развивать творческий потенциал;
  • смягчить «синдром сгорания».

   другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы,

Основные задачи:

  •  помочь педагогу в осмыслении своих ресурсов и ограничений;

 определить методы совершенствования профессионального мастерства.

 и третьи, которые не имеют к этому способностей. (как правило, это начинающие молодые воспитатели, знакомящиеся  с профессией и адаптирующиеся в ней)

Основные задачи:

- предупредить в процессе адаптации разочарования и конфликты;

- поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

Очевидно,  профессиональная компетентность педагогов повысится, если в методической работе будут определены задачи, разнообразные формы и активные методы обучения воспитателей.

 Свою деятельность  с педагогами по реализации  нравственно-этических норм у дошкольников  я выстраиваю, используя инновационные и традиционные формы работы.

http://festival.1september.ru/articles/515245/img2.gif

 Я направляю педагогов на осуществление нравственно-этического воспитания   не только в условиях непосредственно образовательной  деятельности, но и  в условиях интеграции  образовательных областей,  через разнообразные виды  деятельности.

 Главный показатель эффективности работы по развитию нравственно-этических норм детей - это данные диагностического обследования в конце года.    

 Выявлено:

с высоким – 59 воспитанников - 56%,

со средним – 46 воспитанников - 44%

с низким - 0%.

Возвращаясь к методике Р.М.Калининой, «Закончи историю», в конце года дети правильно оценивают поведение своих сверстников, могут объяснить и дать свою оценку.

 Результаты  данной методики позволяют выявить, какие нравственные нормы освоены детьми, как они понимают  особенности чувств других людей, и предполагают выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил.

     Разработанная система методической работы по данной проблеме позволила воспитателям значительно повысить свою педагогическую культуру, расширить область собственных знаний и умений в вопросах нравственно-этических норм.

 Критерии эффективности системы показывает что у детей  повысился:  рост творческой активности,  уровень воспитанности, преобладание   положительных эмоций. осознанное усвоение  нравственных норм, изменился  характер детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).

               Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу, что самым слабым звеном в нравственном воспитании детей является семья.

С целью определения отношения  родителей к формированию нравственных  качеств у дошкольников, выявления уровня знаний  было проведено анкетирование родителей. Мы исходили из того, что без содружества с семьей невозможно сформировать необходимые в жизни навыки и умения личности ребенка.

  Участвовали 120 родителей. Анализ анкет показал, что на формирование нравственных качеств (анализ анкетирования родителей) всегда обращает внимание:

- 60 опрошенных родителей, что составило 50%;  

- 36 опрошенных родителей - 30 % - ответили редко, в зависимости от случая к случаю;

- 24 опрошенных родителей - это 20% вообще не обращают внимание на нравственное воспитание ребенка.

 К сожалению 70% родителей (84 человека), не объясняют ребенку, что значит быть честным; 30% родителей (36 человек),  стараются объяснить, что значит быть справедливым.

Почти все родители (90%) – 108 отвечали, что начать формировать нравственные качества необходимо с рождения и лишь некоторые (10%) это 12  родителей считают, что это необходимо делать с 4-х – 6-ти лет.

Результаты анкетирования мы обсужданм с родителями на общем родительском собрании,  или расширенном заседании родительского компитета.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Практика показывает, что в работе с семьей необходимо уделять основное внимание,  так как           (33 слайд) традиционная культура семейного воспитания формирует:

Нравственные чувства ребенка - Совесть, долг, надежда, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм.

Нравственную позицию - Способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний.

Нравственный облик - Кротость, смирение, терпение, милосердие, незлобивость, способность прощать обиды, проявлять заботу и внимание к

людям

Нравственное поведение – Готовность служению семье, людям и

Отечеству, проявление духовного рассуждения (осмысление),

послушания.

         Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую,  так как она имеет свою значимость:

-информационно-просветительская  форма дает возможность донести до родителей любую информацию (стенды, папки-передвижки);

- проведение совместных мероприятий (родительские собрания на диалоговой основе, совместные педагогические советы, творческие выставки);

- индивидуальные консультации;

- совместная деятельность родителей с детьми;

- просвещение родителей с помощью странички вопросов и ответов на официальном сайте нашего детского сада, при помощи средств наглядной информации.

В дальнейшем мы планируем  совершенствовать  разнообразные формы работы, предполагающие деятельное участие родителей при разработке проектов и презентаций.

            Общая перспектива нашей работы по нравственно-этическому воспитанию предусматривает воспитание личности ребенка при совместных усилиях детского сада и семьи.  Процесс целенаправленного влияния на личность ребенка и помогает:

- накопить позитивный опыт взаимодействия с окружающим миром,  лучшему усвоению моральных  ценностей, овладеть правилами осознанного поведения, и, самое главное, возродить в детском сердце стремление    сохранить красоту и участие, а ведь это так важно для нашего счастья.

Таким образом, можно сделать вывод, что и  воспитатели и родители  понимают важность формирования нравственных   качеств в дошкольном возрасте, и в большей степени обладают достаточными знаниями для формирования этих  качеств, но работа требует большой доработки. Это говорит о том, что следует совершенствовать профессиональную компетентность педагогов и родителей. И я, как заместитель по УВР совместно с заведующей буду продолжать работу в данном направлении и искать новые пути вовлечения семьи в совместную  деятельность с детским садом.

     Хочу сказать теплые слова в адрес наших педагогов, за их особый подход к процессу обучения и воспитания. Они креативны, наполнены педагогическим оптимизмом, обладают педагогической зоркостью, тактом высокой культуры, профессионального общения. Им присуще здоровый альтруизм и очарование своей профессии. В работе ценят поиск, импровизацию, в детях – непосредственность и непредсказуемость. С такими людьми, я уверенна мир станет лучше, ибо воцарится Гармония, в основе которой интеллект в содружестве с интеллигентностью, добрый ум в содружестве с умной добротой, красота внешняя в содружестве с внутренней.

 «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с детьми много вдохновенных минут»

 Пользуясь случаем, желаю всем здоровья, творческого подъема, не останавливаться на достигнутом.

                                                 Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему «Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов»

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Первостепенной задачей ...

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Консультация для педагогов "Устранение нарушения шипящих звуков у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь в работе логопеда, педагогов и родителей."

                В период дошкольного обучения, занятий  с логопедом  необходимо по возможности максимально устранить дефектное произношение зву...

«Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта «Педагог»».

Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта "Педагог"....

Долгосрочный проект педагога-психолога «Конфликт» по работе с педагогами ДОУ

Взрослые смеются над детьми, которые в своё оправдание ноют:«Он первый начал». Но взрослые конфликты начинаются точно так же.Амели Нот  Экономическая и социально - политическая м...