Статья. Кинезиологические упражнения как средство профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.
статья на тему

Этот материал рассчитан на родителей детей старшего дошкольного возраста. О пользе простых упражнений для развития ребенка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.Кинезиологические упражнения как средство профилакти кидисграфии у детей дошкольного возраста.

«У вашего ребёнка нарушение письменной речи» - слышат многие родителиэти сочетания словв адрес своего первоклашки.К сожалению, статистические данные говорят о том, что в последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин являются«нарушения письменной речи».  

  Этот терминвключает в себя несколько понятий, одним из которых является дисграфия, а так жедислексия идискалькулия. Под этими словами скрываются простые к пониманию нарушения, а именно: сложности восвоении письма, чтения и счета.

Мне бы хотелось остановиться на сложностях в освоениинавыковписьма, а именно как помочь ребенку не столкнуться в начальной школес возможными трудностями.

 Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Такое нарушение влияет не только на уровень успеваемости, но и на психологический комфортребенка, а так жена его самооценку.Дабы не подвергать ребенка негативному влиянию этих факторов, профилактикудисграфии рекомендуетсяпроводитьуже с дошкольного периода.

У детейстаршего дошкольного возраста формируются компоненты готовности к школе, в которые входит чтение, письмо и счет.  Нарушения  или сложности в освоенииматериалаприводят к нарушениям и письменной речи.

Современными учеными выявлена прямая зависимость уровня развития головного мозга, ручных умений и речи.

Научные исследования, проводимые, в психологии и нейрофизиологии выявили, что определенные физические движения оказывают влияниена развитие интеллекта человека,развитие его умений и навыков. На основе данных исследований возникла новая система «Образовательнаякинезиология».

Кинезиология - этонаука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Американские психологи Пол и ГейлДеннисон разработали программунейрогимнастики – «Гимнастика мозга». А ведущий исследователь  образовательной кинезиологии в Россиинейропсихолог, доктор психологических наук А. Л. Сиротюкрассматриваеткинезиологические упражнения, как средство коррекции и профилактики нарушений, связанных с развитием головного мозга.

Кинезиологические упражнения – это комплексдвижений, позволяющих активизировать работу головного мозга и способствуют:

• повышению стрессоустойчивости,

• улучшению мыслительной деятельности,

• улучшению памяти и внимания,

• облегчению процесса чтения и письма,

•улучшению как настроения, так и самочувствиявыполняющего их человека.

В.А.Сухомлинский говорил:«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», а И. Кант утверждал: «Рука является вышедшим наружу мозгом».

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека  - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. В этот период важно уделить внимание развитию таких процессов, как  память, восприятие, мышление, внимание. Ученые Института физиологии детей и подростков АПН подтвердили связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степенисформированности тонких движений рук,т.е мелкой моторики, развитие руки ребёнка.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим  влиянием на развитие речи являются, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.  Развитие моторики рукподготавливает почву для последующего формирования речи,  так как существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.

В работе с детьми дошкольного возраста педагоги используюткинезиологические комплексы упражнений разработанные А Л. Сиротюк.

Пример некоторыхупражнений из комплекса:

Колечко.Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Кулак—ребро—ладонь.Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости,ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе спедагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторениймоторной программы. Проба выполняется сначала правойрукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Приусвоении программы или при затруднениях в выполнениипедагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Лезгинка.Левую руку сложите в кулак, большой палецотставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положенииприкоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременносмените положение правой и левой рук в течение 6—8 сменпозиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Зеркальное рисование.Положите на стол чистый листбумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру.Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этогоупражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки.Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Ухо—нос.Левой рукой возьмитесь за кончик носа, аправой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностьюдо наоборот».  

Змейка. Скрестите рукиладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайтепальцем, который укажетведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнениидолжны участвовать всепальцы обеих рук.

Этиинтересные и простые упражнения,вы можете выполнять совместно с вашим ребенком. При систематическом выполнении, упражнения могут стимулировать работу головного мозга и помочь избежать сложностей при освоении навыков письма.

Так же обращу ваше внимание, на выполнение заданий связанных с развитием произвольности,саморегуляции и переключения внимания, что так жеспособствует интеллектуальному развитию ребёнка и можетиспользоваться в работе попрофилактикедисграфии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста"

         Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная у...

Полезные игры, упражнения и задания по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Вопрос подготовки дошкольников к овладению чтением и письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе, которая в связи с изменением содержания школьных программ с каждым годом становится...

Презентация "Дидактические игры и упражнения по профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста"

В презентации представлены материалы по профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста....

Гимнастические упражнения как средство профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Гимнастические упражнения как средство профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.С помощью гимнастических упражнений можно укрепить мышцы стопы и голени, тем самым восстановить ф...

Игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста

Нарушения зрительно-пространственных функций у детей приводит к появлению целого ряда ошибок  письма и чтения...

Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.

Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего п...

Кинезиологические упражнения как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста

За последние годы среди дошкольников возрос процент детей c низкой познавательной активностью. Это накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Как поддер...