ПРОГРАММА ПО РУКОДЕЛИЮ «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Ахметзянова Ризида Рифовна

Направленность программы: декоративно – прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей и основной областью художественного творчества. Введение в педагогический процесс воспитания дошкольников народных ценностей и национальных традиций декоративно-прикладного искусства, овладение опытом, приобретение знание о народных промыслах, творческую реализацию, прикладных элементов национальной культуры, освоения художественно – творческой деятельности обеспечивает комплексное развития личности ребенка. Приобщение детей в организованном процессе таких видов декоративно – прикладного искусства как макраме, вышивание, вязание, икебана, бисероплетение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gotova.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 218 ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА

 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РБ

Принято:                                                      Утверждено:

на педагогическом совете                                                      Заведующей МБДОУ Д/с № 218

протокол №_____от___________                                           _____________Халиулина Т. В.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

ПО РУКОДЕЛИЮ

«ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ»

ДЕТЕЙ 6 – 7ЛЕТ

                                                                              Разработала:        

                                                                                 Ахметзянова Р.Р.

воспитатель Д/с №218

Уфа

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность программы: декоративно – прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей и основной областью художественного творчества. Введение в педагогический процесс воспитания дошкольников народных ценностей и национальных традиций декоративно-прикладного искусства, овладение опытом, приобретение знание о народных промыслах, творческую реализацию, прикладных элементов национальной культуры, освоения художественно – творческой деятельности обеспечивает комплексное развития личности ребенка. Приобщение детей в организованном процессе таких видов декоративно – прикладного искусства как макраме, вышивание, вязание, икебана, бисероплетение.

- Новизна программы состоит в том, что предпринята попытка сохранить и возродить забытые виды декоративно – прикладного искусства в ДОУ. Педагогическая целесообразность содержания раскрывает культурно – познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические ценности декоративно – прикладного искусства способствует развитию одаренности, стимулирует творческий опыт ребенка, потребности к самовыражению. В процессе изготовления детьми поделок, изделий из различных материалов происходит развитие мелкой моторики кистей, что играет решающую роль в процессе подготовки к обучению в школе.

Программа для кружковой работы декоративно – прикладной направленности «Очумелые ручки» разработана с учетом требований, предъявляемых к содержанию программ дополнительного образования (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).

Срок реализации программы 1 год. Категория детей – подготовительная группа, Режим занятий два раза в неделю (Понедельник, четверг - 16:00 – 16:25) вторая половина дня, продолжительность – 30 минут. Программа предназначена для кружковой работы, рассчитана на 72 часа в год. Наполняемость группы составляет 8-10 детей. Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей.

  1. Цель программы: развитие у старших дошкольников художественно – познавательных способностей, ручной умелости в процессе освоения ценностей декоративно прикладного искусства.
  2. Задачи

Образовательные: приобретению знаний, необходимых для организованных и самостоятельных занятий декоративно прикладного искусства, освоение знаний, умений, освоение правил техники безопасности;

Воспитательные: интерес к национальной культуре, к народным ценностям, положительные черты характера, культура поведения, коллективизм, честность, отзывчивость, настойчивость в достижении цели; воспитанность.

Развивающие: умственную работоспособность, двигательные навыки, моторику рук, художественное творчество, навыки.

  1. Ожидаемые результаты:

Умения:

  • выбирать материал,
  • определять и реализовать замысел изделия,
  • работать с нитками, иголкой, проволокой, леской, ножницами,  
  • правильно держать крючок,
  • работать с опорной схемой,
  • соблюдать правила техники безопасности.

Навыки:

  • владение способами техникой составления икебаны,
  • владение способами техникой вязания,
  • владение способами техникой плетения бисером,
  • владение способами техникой вышивания,
  • владение способами техникой макраме,
  • владение основами цвета.

Формы занятий.

  • Теоретическая
  • Практическая
  • Игровая

Тематическое планирование кружка «Очумелые ручки»

Сентябрь

Тема

Цель

Оборудование и материалы

Содержание

Литература

Кол. зант.

I неделя

«Я учусь искусству икебаны»

Знакомство с историей, ее выразительными средствами, правилами составления и способами ее установки.

Иллюстрации; демонстрация готовой работы

Рассматривание иллюстраций, чтение исторических данных.

Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле»

2

II неделя

«Нарисуй букеты в вазе»

Освоение детьми художественно – познавательных ценностных, технических компетенций в процессе знакомства с искусством икебаны.

Иллюстрации; демонстрация готовой работы; схемы составления икебаны, альбомный лист, карандаши, краски

Соблюдение традиционных заповедей и правил составления цветочных композиций.  

Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле»; Широкова Т. «Флористика»

Дошкольное воспитание  № 7

2

III неделя

«Очарование»

Составление осенних букетов, формирование собственного опыта.

Иллюстрации; демонстрация готовой работы; вазы разной формы; схемы составления икебаны.

Составление цветочных композиций при соблюдении традиционных заповедей и правил

Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле»; Широкова Т. «Флористика»

Дошкольное воспитание  № 7

2

IV неделя

Конкурс среди детей и родителей «Праздник цветов»

Закрепление партнерских отношений друг с другом, развитие сотрудничества, сопереживание

Иллюстрации; демонстрация готовой работы; вазы разной формы; схемы составления икебаны.

Домашнее задание на конкурс, используя полученные знания.

Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле»; Широкова Т. «Флористика»

Дошкольное воспитание  № 7

2

V неделя

«Цветов таинственная сила»

Составление подарочной икебаны, используя символическое значение композиции

Иллюстрации; демонстрация готовой работы; вазы разной формы; схемы составления икебаны.

Правильное использование сюжетной композиции  в соответствии с задуманной композиции. Игра «Угадай цвет»

Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле»; Широкова Т. «Флористика»

Дошкольное воспитание  № 7

1

Октябрь  

Тема

Цель

Оборудование и материалы

Содержание

Литература

I неделя

«Я учусь искусству икебаны»

Усвоение детьми художественно – познавательных компетенций в процессе составления композиций из засушенных растений

Фото с изображением икебаны из сухих растений, схемы, сухие растения, клей

Использовать вдохновение для составления композиций неожиданных форм, материалов

Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле»

2

II неделя

«Составь декоративную композицию»

Освоение детьми художественно – познавательных ценностных, технических компетенций в процессе составления икебаны.

Материалы, иллюстрации; демонстрация готовой работы; схемы составления икебаны.

Соблюдение традиционных заповедей и правил составления цветочных композиций.

Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле»; Широкова Т. «Флористика»

Дошкольное воспитание  № 7

2

III неделя

«Осень»

Создание условий для познавательного, личностного развития детей с учетом их одаренности

Сухие растения, клей, иллюстрации; демонстрация готовой работы; схемы составления икебаны.

Составление цветочных композиций при соблюдении традиционных заповедей и правил

Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле»; Широкова Т. «Флористика»

Дошкольное воспитание  № 7

2

IV неделя

Конкурс среди детей и родителей «Осень цветов»

Работа с родителями взаимоотношения с детьми, в творческом процессе

Демонстрация готовой работы; вазы разной формы; схемы составления икебаны.

Домашнее задание на конкурс, используя полученные знания. Конкурс «Урожай» 

Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле»; Широкова Т. «Флористика»

Дошкольное воспитание  № 7

2

Ноябрь

Тема

Цель

Оборудование и материалы

Содержание

Литература

I неделя

«Я учусь вышивать»

Знакомство с историей, ее выразительными средствами, правилами составления и способами ее установки.

Иглы, наперсток, пяльцы, ножницы, сантиметр, калька, нулиметровая бумага, копировальная бумага

Рассматривание иллюстраций, чтение исторических данных о мастерстве народов.

Астраханцева С.В. «Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества», Казакова Т.Г. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», Конушева Н.М. «Технология. Умелые руки»

2

II неделя

«Ягодка»

Научить заправлять нитку в иголку, пользоваться иглой, вышивать швом «вперед иголкой»

Иллюстрации изображений изделий, выполненных техникой вышивки; демонстрация готовых работ, вышитых разными швами; иголки, нитки, ножницы

Соблюдение техники безопасности.

Чижик Т.Б. «Учить детей вязать и вышивать»

2

III неделя

«Листик»

Закрепить умения заправлять нитку в иголку, пользоваться иглой, вышивать швом «вперед иголкой», освоение шва «змейка»

Коллекция нитей для вышивания, ткани разной толщины, иглы, пяльцы, ножницы

Соблюдение техники безопасности

Чижик Т.Б. «Учить детей вязать и вышивать», Конушева Н.М. «Технология. Умелые руки»

2

IV неделя

 «Грибок»

Вышивать швом «вперед иголкой», освоение шва «змейка»

Иллюстрации изображений изделий, выполненных техникой вышивки; коллекция нитей для вышивания, ткани разной толщины, иглы, пяльцы, ножницы

Соблюдение техники безопасности

Казакова Т.Г. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», Конушева Н.М. «Технология. Умелые руки»

2

V неделя

«Колокольчики»

Вышивать швом «вперед иголкой», освоение шва «змейка»

Коллекция нитей для вышивания, ткани разной толщины, иглы, пяльцы, ножницы

Соблюдение техники безопасности, ребус «Эрудиты»

Чижик Т.Б. «Учить детей вязать и вышивать»

1

Декабрь  

Тема

Цель

Оборудование и материалы

Содержание

Литература

I неделя

«Снежинка»

Воспитание уважительного отношения к культуре народных мастеров

Схематичный рисунок вышивки, синие, белые нитки мулине,

Иглы, пяльцы, ножницы

Изготовление данного рисунка техникой вышивания «вперед иголкой»

Казакова Т.Г. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», Конушева Н.М. «Технология. Умелые руки»

2

II неделя

«Шапка деда Мороза»

Вышивание схематичного рисунка петельным швом

Схематичный рисунок вышивки, красные, белые нитки мулине, иглы, пяльцы, ножницы

Соблюдение техники безопасности, использование техники вышивания в работе «Улитка»

Чижик Т.Б. «Учить детей вязать и вышивать», Конушева Н.М. «Технология. Умелые руки»

2

III неделя

«Елочка»

Создание условий для познавательного, личностного развития детей с учетом их одаренности

Схематичный рисунок вышивки, , зеленые нитки мулине, иглы, пяльцы, ножницы

Соблюдение техники безопасности, использование техники вышивания в работе «Елочка»

Казакова Т.Г. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», Конушева Н.М. «Технология. Умелые руки»

2

IV неделя

Конкурс среди детей и родителей «Подарок»

Работа с родителями взаимоотношения с детьми, в творческом процессе

Схематичный рисунок вышивки, синие, желтые, зеленые нитки мулине, иглы, пяльцы, ножницы

Домашнее задание на конкурс, используя полученные знания.

Астраханцева С.В. «Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества»,

2

V неделя

 «Подарок»

Работа с родителями взаимоотношения с детьми, в творческом процессе

Схематичный рисунок, вышивки, синие, желтые, зеленые мулине, иглы, пяльцы, ножницы

Домашнее задание на конкурс, используя полученные знания. Чаепитие 

Астраханцева С.В. «Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества»,

1

Январь

Тема

Цель

Оборудование и материалы

Содержание

Литература

I неделя

«Я учусь вязать крючком»

Знакомство с историей, ее выразительными средствами, правилами. Учить вязать крючком

Иллюстрации; демонстрация готовых работ крючок, нитки, журналы, книги по вязанию

Рассматривание иллюстраций, чтение исторических данных.

Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10)

Чижик Т.Б. «Учить детей вязать и вышивать»

2

II неделя

«Украшаем одежду цепочкой»

Технический компонент освоения техники вязания цепочки из воздушных петель

Шкатулка для рукоделия, крючок, нитки, журналы, книги по вязанию

Освоение техники вязания простых изделий, аккуратность выполнения

Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10)

2

III неделя

«Елочная шишка»

Овладеть навыками вязания по кругу.

Крючок, нитки разной толщины, журналы, книги по вязанию

Закрепление знаний и умений вязать крючком

Чижик Т.Б. «Учить детей вязать и вышивать»,

Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10)

2

IV неделя

Конкурс среди детей и родителей «Встреча с народным мастером»

Знакомство с мастером, его работами, познавательные истории

Выставка работ мастера

Игры на развитие знаний по технике вязаний, по полученным знаниям

Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10)

2

Февраль  

Тема

Цель

Оборудование и материалы

Содержание

Литература

I неделя

«Прихватка клубничка»

Усвоение детьми навыков вязания, правильность подбора пряжи

Иллюстрации; демонстрация готовых работ крючок, нитки, журналы, книги по вязанию

Творческая самореализация, ориентирование деятельности в процессе познания

Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10)

Чижик Т.Б. «Учить детей вязать и вышивать»

2

II неделя

«Звездочка»

Изучение терминов, используемых при вязании, владение навыками качественного выполнения изделия

Шкатулка для рукоделия, крючок, нитки, журналы, книги по вязанию

Наглядная демонстрация способов вязания

Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10)

2

III неделя

«Флажок»

Умение оценивать готовое изделие

Крючок, нитки разной толщины, журналы, книги по вязанию

Творческая самореализация, ориентирование деятельности в процессе познания

Чижик Т.Б. «Учить детей вязать и вышивать»,

Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10)

2

IV неделя

Групповая работа «Ночное небо»

Оформление выполненных работ в единое поно

Шкатулка для рукоделия, крючок, нитки, журналы, книги по вязанию

Умение оценивать готовое изделие.

Викторина «»

Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10)

2

Март

Тема

Цель

Оборудование и материалы

Содержание

Литература

I неделя

«Я учусь плести из бисера»

Изучение различных технологий бисероплетения изготавливать простые изделия

Бисер, бусины, леска, проволока, схема плетения

Использовать техники плетения в замок, рыбкой, змейкой Конкурс «Мамин портрет» 

Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10)

2

II неделя

«Ягодка»

Учить выполнять, приемы нанизывания, овладеть основными способами плетения

Бисер, бусины, леска, проволока, схема плетения

Использовать техники плетения в замок, рыбкой, змейкой

Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания», (дошкольное воспитание №10)

2

III неделя

«Листик»

Закрепить умения, пользоваться техникой плетения рыбкой, змейкой

Шкатулка с бисером, проволока, схема

Соблюдение техники безопасности, проявление творческой деятельности на основе различных способов низания

Костарева Л. «Учу детей творить»(Дошкольное воспитание №2) Чернова Е.В., Чернова А.Г. «Цветы и бисер»

2

IV неделя

 «Весенняя веточка»

Усвоение понятий используемы в плетении бисером

Бисер, бусины, леска, проволока, схема плетения

Соблюдение техники безопасности, осуществление самоанализа и самооценки качества результатов деятельности готовых изделий

Щеглова О.А. «Самоучитель по плетению и вышивки бисером»

2

V неделя

«Браслет»

Умение использования опорной схемы при плетения браслета

Бисер, бусины, леска, проволока, схема плетения

Проявление творческой деятельности на основе различных способов низания

Костарева Л. «Учу детей творить»(Дошкольное воспитание №2) Чернова Е.В., Чернова А.Г. «Цветы и бисер»

1

Апрель  

Тема

Цель

Оборудование и материалы

Содержание

Литература

I неделя

«Бусы для мамы»

Умение использования опорной схемы при плетения браслета

Бисер, бусины, леска, проволока, схема плетения

Проявление творческой деятельности на основе различных способов низания

Костарева Л. «Учу детей творить»(Дошкольное воспитание №2)

2

II неделя

«Ромашка»

Использование инструментов и материалов при работе с бисером

Бисер, бусины, леска, проволока, схема плетения

Соблюдение техники безопасности, использование техники рыбкой

Кузьмина Е.В. «Волшебство стеклянных шариков. Картины и поно из бисера» Костарева Л. «Учу детей творить»(Дошкольное воспитание №2)

2

III неделя

«Простые фенечки»

Плетение фенечек по опорным схемам

Шкатулка с бисером, проволока, схема

Соблюдение техники безопасности, использование техники змейкой

Костарева Л. «Учу детей творить»(Дошкольное воспитание №2) Чернова Е.В., Чернова А.Г. «Цветы и бисер»

2

IV неделя

Конкурс среди детей и родителей «Весна»

Работа с родителями взаимоотношения с детьми, в творческом процессе

Бисер, бусины, леска, проволока, схема плетения

Домашнее задание на конкурс, используя полученные знания.

Щеглова О.А. «Самоучитель по плетению и вышивки бисером»

2

V неделя

Выставка работ «Весенняя поляна»

Выполнение творческих работ родителей совместно с детьми

Бисер, бусины, леска, проволока, схема плетения

Показ работ, выполненных с родителями,  

Кузьмина Е.В. «Волшебство стеклянных шариков. Картины и панно из бисера» Костарева Л. «Учу детей творить»(Дошкольное воспитание №2)

1

Май

Тема

Цель

Оборудование и материалы

Содержание

Литература

I неделя

«Я учусь искусству макраме»

Знакомство детей с изделиями макраме, материалами для плетения

Нитки, ножницы, подушка, портновские иголки

Изучение истории возникновения макраме, познание ценности ручного труда

Кузьмина М. «Азбука плетения»

2

II неделя

«Чудесная волшебная ниточка»

Овладеть техникой макраме, подготовка нитей

Нитки, ножницы, подушка, портновские иголки

Освоение навыков плетения макраме

Жукова О. «Дошкольный возраст: развитее ручной умелости»

2

III неделя

«Узелок+узелок»

Плетение одинарного правового и левого плоского узла

Льняные нити, ножницы, подушка, портновские иголки

Соблюдение техники безопасности, проявление творческой деятельности при плетении макраме

Жукова О. «Дошкольный возраст: развитее ручной умелости»

2

IV неделя

 «Веселое плетение»

Освоение навыков закрепление нитей на основу

Разноцветные веревочки, ножницы, подушка, портновские иголки, схема

Соблюдение техники безопасности, осуществление самоанализа и самооценки качества результатов деятельности готовых изделий

Кузьмина М. «Азбука плетения», Жукова О. «Дошкольный возраст: развитее ручной умелости»

2

  1. Способы определения результативности:
  • интеллектуальная деятельность
  • игровая деятельность
  • практическая деятельность

  1.  Материалы для проведения диагностики:
  • разработка конкурсов,  ребусов
  • инструкции и методики для выполнения работы
  • разработка бесед на различные темы
  • разработка игр, вспомогательных материалов
  • разработка схем, демонстративные карточки

  1. Материально – техническое оснащение необходимое для реализации программы:

- вазы разной формы - 10 штук.

- мулине (набор цветов) - 10 штук.

- иглы - 10 штук.

- пяльцы - 10 штук.

- ножницы - 10 штук.

- подушка - 10 штук.

- портновские иголки (набор) - 10 штук.

- шкатулка для рукоделия - 10 штук.

- крючок - 10 штук.

- нитки (набор цветов) - 10 штук.

 

  1. Методические рекомендации.

Разработанная программа предусматривает изучение учебного материала по степени координационной сложности. Обучение начинается с объяснения и демонстрация наиболее простых заданий, постепенно усложняя. Демонстрация и объяснения не должны быть длительными, так что бы не снизить интерес к занятиям.

  1. Список литературы
  1. Астраханцева С.В. «Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества» - Ростов на Дону: Феникс, 2006
  2. Браиловская Л.В. «Дизайн интерьера в восточном стиле»: Япония, Китай, Индия, Египет. – Ростов на Дону, 2004
  3. Жукова О. «Дошкольный возраст: развитее ручной умелости»// Дошкольное воспитание. 2008. №8.
  4. Казакова Т.Г. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества». – М. : Владос, 2006
  5.  Конышева Н.М. «Технология. Умелые руки», (1 класс) –  М.: Ассоциация, 2006
  6. Костарева Л. «Учу детей творить» //Дошкольное воспитание, 2006, №2
  7. Кузьмина Е.В. «Волшебство стеклянных шариков. Картины и панно из бисера»  - Ростов на Дону: Феникс, 2006
  8. Кузьмина М. «Азбука плетения» - М.: Домашний дом, 1992
  9. Пашевич Т. «Путешествие в страну вязания» //Дошкольное воспитание, 2007 №10
  10. Чижик Т.Б. «Учить детей вязать и вышивать», Ростов на Дону: Феникс, 2004
  11. Чернова Е.В., Чернова А.Г. «Цветы и бисер» - Ростов на Дону: Феникс, 2006
  12. Широкова Т. «Флористика»// Дошкольное воспитание  № 7
  13. Щеглова О.А. «Самоучитель по плетению и вышивки бисером» - Ростов на Дону: Феникс, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа мастерской "Очумелые ручки"

Программа мастерской "ОЧУмелые ручки"      Подготовила воспитатель д/с № 34 г. Красногоррск Московской области Малышева Серафима Николаевна     Пояснительная записка. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки

развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа кружка "Очумелые ручки"

Рабочая программа кружка расчитана для детей в возрасте от 4 до 7 лет на 3 учебных года. Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений ...

Дополнительная программа детского объединения "Очумелые ручки"

данный материал содержит программу кружка "Очумелые ручки" с учебно-тематическим планироваием....

Программа дополнительного образования "Очумелые ручки"

Программа дополнительного дошкольного образования  является документом, по которому  осуществляется кружковая деятельность в старшей группе. Программа разработана для  группы общеразвив...

Рабочая программа дополнительного образования «Очумелые ручки» по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет

Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных проблем. Ведь речь идет о важнейшем условии индивидуального своеобразия личности ребенка уже на первых этапах ее ст...

Рабочая программа кружковой деятельности "Очумелые ручки"

Программа расчитана на детей дошкольного возраста (4-5 лет). Все задания в разработанной программе носят творческий характер. Развивает творческие способности, учат работать детей с разнообразными худ...