План знакомства с детской литературой в старшей группе (5-6 лет) дошкольного учреждения
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Чтение – это окошко, через которое дети             

              видят и познают мир и самих себя.

                                (. Сухомлинский В.А)

 

Чтение  и  рассказывание  детям  5-6 лет

Формирование круга детского чтения для детей старшего возраста  программой воспитания в детском саду рекомендованы хрестоматии  с художественными произведениями и пособия для чтения и рассказывания ( с методическими рекомендациями по содержанию работы с детьми).

 Но воспитатель, исходя из психологических особенностей и уровня развития конкретной группы, имеет право на творческое отношение к имеющемуся материал.

Цель:

Ежедневно заниматься чтением детской литературы.

Контролировать процесс семейного чтения.

Давать рекомендации родителям по  организации семейного чтения

общие задачи:

1.     Формировать устойчивый интерес ребёнка к литературе как виду искусства.

2.     Воспитывать грамотного читателя.

3.     Расширить круг произведений и проблем, на основе которых будет воспитываться грамотный читатель. Ввести в круг чтения детскую периодику.

4.     Формировать оценку таких нравственных понятий, как «правда», «ложь»,»смелость», и «трусость», «честь», и «беспечность», «добро» и «зло», «щедрость»    и «жадность».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_o_knige.ppsx453.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. (. Сухомлинский В.А) Подготовила Подножкина Наталья Эдуардовна воспитатель первой категории детского сада №6 , города Конаково , Тверской области Чтение и рассказывание детям 5-6 лет

Слайд 2

Формирование круга детского чтения для детей старшего возраста программой воспитания в детском саду рекомендованы хрестоматии с художественными произведениями и пособия для чтения и рассказывания ( с методическими рекомендациями по содержанию работы с детьми). Но воспитатель, исходя из психологических особенностей и уровня развития конкретной группы, имеет право на творческое отношение к имеющемуся материалу.

Слайд 3

План знакомства с детской литературой в старшей группе дошкольного учреждения Общие задачи: Формировать устойчивый интерес ребёнка к литературе как виду искусства. Воспитывать грамотного читателя. Расширить круг произведений и проблем, на основе которых будет воспитываться грамотный читатель. Ввести в круг чтения детскую периодику. Формировать оценку таких нравственных понятий, как «правда», «ложь»,»смелость», и «трусость», «честь», и «беспечность», «добро» и «зло», «щедрость» и «жадность». Ежедневно заниматься чтением детской литературы .Контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения.

Слайд 4

Сентябрь В течении месяца: право выбора художественных текстов воспитателем. Повторение материала, пройденного в средней группе. Октябрь 1-я неделя. Беседа на тему «Как создаётся книга». Чтение «Почемучка» А.Дитриха, Р.Кошурниковой Цель: Продолжать знакомство с историей создания книги. 2-я неделя. Из чего состоит книга. Чтение произведений В.Бианки «Хвосты». Цель: Учить бережному обращению с книгой; посоставным частям книги учить детей ориентироваться в мире книг. 3-я неделя. Знакомство с биографией писателя Мамин –Сибиряк. Чтение сборника «Алёнушкины сказки» Цель: Начать знакомить детей с жизнеописанием писателей и поэтов в доступной форме ( не вводя понятие «биография»); показать как отдельные факты жизни литераторов отражаются в из произведениях. 4-я неделя. Беседа по теме «Поговорим с игрушкой». Чтение стихов Саши Чёрного Цель: Развивать речь, воображение детей.

Слайд 5

Ноябрь 1-я неделя Тема сиротства в стихах для детей. Чтение стихов А.С. Шишкова Цель: С помощью анализа стихотворения формировать у детей понятие сиротства и эмоциональное отношение к нему. 2-я , 3-я неделя Беседа «Моя семья». Чтение книги Анне-Катрине Вестли «Папа, мама, восемь детей и грузовик» Цель: Воспитывать чувство семейной дружбы, доброту и внимание друг к другу; ввести в практику работы с детьми «чтение с продолжением», учить удерживать в памяти содержание прочитанного. 4-я неделя Тема: «Моя семья». Чтение книги Анне-Катрине Вестли «Папа, мама, восемь детей и грузовик». Цель: Кроме указанных ранее , дать детям пример пересказа художественного теста.

Слайд 6

Декабрь 1-я неделя Тема «Как мы играем». Чтение Б.Житков «Что я видел» Цель: Развивать творческий потенциал, умение создавать рассказы. 2-я неделя Тема « Заклички как жанр детского фольклора» Цель:Познакомить детей с новым фольклёрным жанром, расширить их представления о народной жизни, научить использовать заклички 3-я неделя Чтение рассказа В.Драгунского «Друг детства». Цель: В процессе анализа текста произведения довести до сознания детей мысль о верности другу, дружбе; закрепить эту мысль в процессе домашней творческой работы по сочинению сказки для старой игрушки. 4-я неделя Подготовка к Новому году. ; участие в новогоднем празднике. Январь 1-я неделя Тема «Значит к нам подкралась лень».Чтение Н.И. Позняков «Три брата ленивых», русской нар.сказки «Лень да Отеть» Цель: Формировать оценку понятия «лень», используя педагогическое воздействие художественного слова на детей. 2-я неделя Тема . Колыбельная песня как жанр фольклора и литературы Цель: Познакомить детей с новым жанром народного творчества , показать его особенности и способ бытования в современной жизни. 3-я неделя Тема «Колыбельная песня как фольклорный и литературный жанр». Цель: Продолжить знакомство с жанром колябельной песни; познакомить с авторскими колыбельными песнями. 4-я неделя Литовская народная сказка «Старый мороз и молодой Морозец»(в обработке М.Булатова) Цель: Выробатывать умение анализировать художественное произведение на доступном детском уровне.

Слайд 7

Февраль 1-я неделя Тема «Я и мо родители».Чтение и заучивание цикл стихотворений Р.Рождественского «Алёшкина мысли» Цель: Прочитать ряд стихотворений, написанных поэтами от имени детей; создать приятную эмоциональную атмосферу при общении с поэзией (для детей) 2-я неделя Рассказ В. Драгунского « Не пиф, не паф! » Цель: Учить детей разбираться в том, от чьего имени ведётся повествование в произведении 3-я неделя Стихотворение Ф.Б. Миллера «Раз-два-три….» Цель: Познакомить детей с историей создания стихотворения, показать способ его бытования в настоящее время. 4-я неделя Тема «Чудесные узоры».Чтение стихов и рассказов русских писателей. Цель: Продолжить знакомство с тематическим многообразием русской детской литературы, развивать эмоциональную сферу ребёнка, его воображение. Март 1-я неделя Работа по сценарию к 8 марта 2-я неделя Поэтика. Сказки. («Жар-птица», «Сивка-бурка», «Конёк-горбунок» Цель: Введение новых понятий 9 волшебный помощник, нарушение запрета) 3-я неделя Экскурсия в библиотеку Цель: Познакомить детей с понятиями «библиотека», «детская библиотека», познакомить детей с устройством библиотеки; найти вместе с детьми на полках книги известных детских писателей; прочесть детям то произведение, которое они захотят услышать. 4-я неделя Сказки Ю. Коваля Цель: Познакомить детей с биографией и творчеством Ю.Коваля; обрать внимание детей на необычный слог произведений писателя.

Слайд 8

Апрель 1-я неделя Журналы «Ёж и «Чиж» в детском чтении Цель: Познакомить детей с понятием «журнал», с отдельными яркими страницами истории детской переодики. 2-я неделя Тема «Современная детская журналистика». Журналы: «Колобок», «Трамвай», «Мурзилка» и др. Цель: Продолжить знакомство с детской переодикой , вызвать интерес детей к ней. 3-я неделя Чтение детских журналов. Создание литературного –художественного детского журнала Цель: Закрепить и расширить понятие «журнал»; создать атмосферу творчества, содружества; вызвать эмоциональное отношение к процессу работы над журналом. 4-я неделя Тема «Страшная история». Страшилка как жанр детского фольклёра. Чтение Осорина М. «Чёрная пустыня летит по городу», «Белое пианино» Э.Успенский Май 1-я неделя Сценарий первомайских праздников согласно плану ДОУ 2-я неделя Рассказ М.М. Зощенко «Галоши и мороженое» Цель: Учить детей понимать юмор; обратить внимание детей на особенности юмора М.Зощенко. 3-4 недели По усмотрению воспитателя. Могут быть взяты темы не освещённым в программе хрестоматии или повторение пройденного материала, но на новом художественном материале.

Слайд 9

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СВОБОДНОГО ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПЯТИ –ШЕСТИ ЛЕТ Русский фольклор Песенки. «Лиса рожью шла...»; «Чигарики-чок-чигарок...»; «Зима пришла...»; «Идет матушка весна...»; «Когда солнышко взойдёт, роса на землю падёт...». Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда...»; «Коляда, коляда, ты подай пирога...»; «Как пошла коляда...»; «Как на масляной неделе...»; «Тин-тин-ка...»; «Масленица, Масленица!». Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Ты пирог съел?»; «Где кисели — тут и сел»; «Глупый Иван...»; «Сбил-сколотил — вот колесо». Небылицы. «Богат Ермошка»; «Вы послушайте, ребята». Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (но народным сюжетам); «Чудесное облачко», обр. Л. Елисеевой; «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского. Фольклор народов мира Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер. с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты жаворонок...», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой. Сказки. Из сказок Ш. Перо (франц.): «Мальчик-с-пальчик», пер. Б. Дехтерева, «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый своё получил», эстон., обр. М. Булатова; «Голубая птица», туркм. обр. А. Александровой и М. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

Слайд 10

Произведения поэтов и писателей России Поэзия. М. Волошин, «Осенью»; С. Городецкий, «Первый снег»; М. Лермонтов, «Горные вершины» (из Гёте); А. Ремизов, «Калечина-малечина»; С. Чёрный, «Волшебник»; Ю. Владимиров. «Оркестр»; Э. Машковская, «Хитрые старушки»; Т. Сапгир, «Считалки, скороговорки»; С. Есенин, «Пороша»; А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя...» (из романа «Евгений Онегин»); П. Соловьёва, «День и ночь»; В. Берестов, «Дракон»; Э. Мошковская, «Какие бывают подарки»; Н. Рубцов, «Про зайца»; Э. Успенский, «Страшная история», «Память»; А. Блок. «На лугу»; С. Городецкий, «Весенняя песенка»; В. Жуковский «Жаворонок» (в сокр.); А. Пушкин, «Птичка», «За весной, красой природы...» (из поэмы «Цыганы»); Ф. Тютчев, «Весенние воды»; А. Фет, «Уж верба вся пушистая» (отрывок); А. Введенская, «Песенка о дожде»; Н. Заболоцкий, «На реке»; И. Токмакова, «Мне грустно...»; Д. Хармс, «Иван Торорышкин», «Весёлый старичок»; «Вот пришло и лето красное...», русская народная песенка; Н. Некрасов, «Перед дождём» (в сокр.); А. Фет, «Что за вечер...» (в сокр.); С. Чёрный, «Перед сном»; Л. Фалеева, «Зеркало в витрине». Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко, «Великие путешественники»; М. Пришвин, «Курица на столбах»; К. Коровин, «Белка» (в сокр.), С. Алексеев, «Первый ночной таран»; Ю. Коваль, «Стожок», «Выстрел»; Е. Носов, «Тридцать зёрен»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьёв. «Обрывок провода»; Ю. Коваль, «Русачок-травник»; Е. Носов, «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский, «На танцах»; Д. Мамин Сибиряк, «Медведко»; А. Раскин, «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку». Литературные сказки. А. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; А. Ремизов, «Хлебный голос»; К. Паустовский, «Тёплый хлеб»; А. Усачёв. «Про умную собачку Соню» (главы); В. Даль, «Старик-годовик»; П. Ершов, «Конёк-Горбунок»; К. Ушинский, «Слепая лошадь»; К. Драгунская, «Лекарство от послушности»; А Ремизов, «Гуси-лебеди»; И. Соколов-Микитов, «Соль земли»; Н. Носов, «Бобик в гостях у Барбоса»; Г. Скребицкий, «Всяк по-своему»; Г. Фаллада, «Истории из Бедокурии» (главы), пер. с нем. Л. Цывьяна. Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия. Л. Станчев, «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой; Б. Брехт, «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина; М. Валек, «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа; Э. Лир. «Лимерикн» («Жил-был старичок из Гонконга...», «Жил-был старичок из Винчестера...», «Жила на горе старушонка...», «Один старикашка с косою...»), пер. с англ. Г. Кружкова. Литературные сказки. X.К. Андерсен, «Дюймовочка», пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен, «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; Б. Поттер, «Сказка про Джемаймлу Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; А. Линдгрен, «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; С. Топелиус, «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской; М. Эме, «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой; X.К. Андерсен «Гадкий утёнок», пер. с дат. А. Ганзен; М. Мацутани, «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской.

Слайд 11

Для заучивания наизусть Я. Аким, «Апрель»; П. Воронько, «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина, «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс, «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин, «Берёза»; С. Маршак, «Тает месяц месяц молодой»; Э. Мошковская, «Добежали до вечера»; В. Орлов, «Ты лети к нам, скворушка...»; А. Пушкин, «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов, «Про зайца»; И. Суриков, «Зима»; П. Соловьёва, «Подснежник»; Ф. Тютчев, «Зима недаром злится». Для чтений в лицах К. Аксаков, «Лизочек»; А. Фройденберг, «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца; Д. Самойлов, «У Слонёнка день рождения» (отрывки); Л. Левин, «Сундук»; С. Маршак, «Кошкин дом» (отрывки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе ЗПР

Перспективное планирование разработано в соответствии с лексическими темами и программмой Баряевой, Зарин...

Методические рекомендации по перспективному планированию по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомству с художественной литературой в старшей группе

Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной литературой  в старшей группе детского сада ...

Перспективный план ознакомления с художественной литературой в старшей группе (по Н. Е. Веракса)

Ознакомление с художественной литературой по программе "От рождения до школы" Н. Е.Веракса. Старшая группа....

Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

Предлагаю Вашему вниманию, составленный мною перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в страшей группе....

План по ознакомлению с литературой в старшей группе

План по ознакомлению детей старшего возраста с литературой....

Методическая разработка "Неделя детской литературы в старшей группе детского сада"

Цель:          Активизировать работу дошкольного образовательного учреждения по приобщению воспитанников  к книжной культуре, освоению детьми дошкольного возраста образов...