Методические рекомендации по перспективному планированию по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомству с художественной литературой в старшей группе
методическая разработка по развитию речи на тему

Жежевинская Ирина Ивановна

Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной литературой  в старшей группе детского сада  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starshaya_gruppa_r-e_rechi_ozn_s_okr._i_hud._lit-ra.doc433 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное  дошкольное  образовательное  бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 79  г.Сочи

герб2 (1)

Методические рекомендации

по перспективному планированию по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомству с художественной литературой в старшей группе

                                                                               Подготовила: воспитатель Жежевинская И.И.

г. Сочи, 2013г.

Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  

                                                                          СЕНТЯБРЬ- I  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Тема: 1- сентября- День знаний.

Цель: дети идут учиться в школу, в детском саду ребята тоже начинают заниматься, они готовятся к школе.

В школе интересно, дети узнают много нового.

Кто работает в школе.

 Какие помещения есть в школе

Для чего надо учиться

Рассматривание иллюстраций .

Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка»

(По конспекту воспитателя)

Тема:

Рассказывание из опыта на тему «Наши игрушки»

Цели:

Учить: - давать описание внешнего вида игрушки; - рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умение: - отчетлио произносить звуки [с] и [з], выделять их из слов, слова с этими звуками из фраз; - произносить фразы громко, тихо, шепотом. Проговаривать скороговорки и чистоговорки со звуками «С» «З»четко сопоставляя смысловые значения слов.

1ч.-книга :1. стр.6, или 4 стр.46

2-я ч.:2 стр.68-69.

Тема:

Л. Толстой «Лев и собачка» (чтение). Пословицы о дружбе

Цели: Учить: - чувствовать и понимать характер образов литературного произведения; - понимать смысл пословиц.

2-я ч. Д\И « Угадай, кто позвал»

По плану воспитателя.

Нерегламентированная  

           деятельность

С/Р игра «Детский сад»: беседы и рассматривание иллюстраций «Как мы занимаемся и играем в детском саду», «Школа»

       «Транспорт»-Целевая прогулка и беседы о транспорте: в гараже много машин разного назначения. Водители берут права , получают у диспетчера задание, заправляют машины бензином,( возят пассажиров, возят врачей, экскурсионные автобусы, строительные материалы

« Путешествие по городу»- экскурсовод водит туристов по городу, рассказывает о нем.

«Магазин»- что продается в продовольственном магазине. Кто продает, что из чего можно приготовить.

Целевая прогулка к зданию школы, чтение З. Александровой « В школу», А.Л. Барто «В школу», « Я выросла», «Первоклассница» В. Берестов « Читалочка».

Д/и: «Школьные принадлежности»,»Собери портфель» С/р/и « Магазин канцтоваров»

Игры « Построим детский сад, школу»

Повторение правил безопасного перехода через дорогу, Рассматривание иллюстраций и беседы « Как мы переходим улицу», « Мой друг велосипед. Чтение: С. Михалков «Дядя Степа- милиционер», О. Тарутин « Для чего нам светофор», загадки о правилах дорожного движения

Беседы: « Моя любимая игрушка дома», «Беседа о дружбе.» заучивание пословиц о дружбе и товариществе.

Д/И:  «Пиф считает»серия игр из книги О.С.Ушаковой «Придумай слово стр.137

Заучивание чистоговорок со звуками «С»,»З»-(2; стр. 64-69

Цели

Учить: - давать описание внешнего вида игрушки; - рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умение: - отчетливо произносить звуки [с] и [з], выделять их из слов, слова с этими звуками из фраз; - произносить фразы громко, тихо, шепотом

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          СЕНТЯБРЬ- I I неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

: Моя семья

Цели: Формировать представления о составе семьи. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о семье, называя имена и отчества родных. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи

18 стр.19, 21)

2ч.Придумывание имен на названный звук..

Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Улетает лето»

Учить составлять короткий рассказ по стихотворению. Упражнять в образовании форм единственного и множественного чисел имен существительных, обозначающих животных-Игра « Кто у кого»

2ч. Д/И Выдели из фраз нужные слова

(6 стр. 47)

Заучивание стихотворения И. Бунина

«Листопад»

-Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение

-Формировать у детей навыки выразительного чтения( интонация, владеть силой голоса в зависимости от содержания произведения

-Учить детей понимать, а затем и воспроизводить образный язык стихотворения

Упражнять в подборе эпитетов, сравнений.

(5.,стр20)

Нерегламентированная  

           деятельность

:С/Р/и:      «Транспорт»-Целевая прогулка и беседы о транспорте: в гараже много машин разного назначения. Водители берут права , получают у диспетчера задание, заправляют машины бензином,( возят пассажиров, возят врачей, экскурсионные автобусы, строительные материалы

« Путешествие по городу»- экскурсовод водит туристов по городу, рассказывает о нем.

«Магазин»- что продается в продовольственном магазине. Кто продает, что из чего можно приготовить.

 Д/И: «Доскажи слово»- (6, стр34); «Вершки и корешки»(7 стр. 97, «Похож- не похож»(7, стр.94)

Рассматривание семейных альбомов, беседы о том, с кем дети живут, как зовут родителей, и других родственников, кто, что делает дома.

Рассматривание осенних иллюстраций и картин об осени- рисование осенних пейзажей

Рассматривание серии картин о последовательности выращивания хлеба, с чего начинается и чем заканчивается этот процесс.

Беседа : Мы- воспитанники старшей группы_ о правилах поведения (98.стр.26)

Чтение: А. С. Пушкин « Уж небо осенью дышало»,, А.К толстой « Осень осыпается весь наш бедный сад», песенки  « Уж я колышки тешу…»

Сказки: «Лиса и кувшин»,, «Крылатый, мохнатый да масленый» в обр. Карнауховой; « Хаврошечка», обр. А.Н. Толстого, «Кукушка»

Т.Александрова «Домовенок  Кузька» ( по частям)

Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Улетает лето»

Беседа : Вежливая просьба.(18, стр 14)

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          СЕНТЯБРЬ- III  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Семейные традиции

Расширить представление о семье. Формировать представление о семейных традициях, о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра). Продолжать воспитывать уважительное отношение к родным и близким

(18. СТР.21 «Семьи большие и маленькие»)

Д/И: «Как и чем можно порадовать близких?

    (17стр.31)

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют»

Учить: - выразительно передавать текст без пропусков и повторения; - подбирать по смыслу глаголы к существительным. Активизировать в речи глаголы

Упражнять  в образовании названий детенышей в единственном и множественном числе Игра « Кто пропал»

(4, стр50)

Рассказывание русской народной сказки

« Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

- Познакомить детей  с новой русской  народной сказкой, объяснить её особенности.

* учить отвечать на вопросы по содержанию

* Обратить внимание на образную народную речь в сказке.

* Развивать интонационную выразительность речи

* Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

* Индивидуальная работа

Повторить знакомые потешки.

(1.стр.5)

Нерегламентированная  

           деятельность

С/Р /И: « Путешествие по городу»- экскурсовод водит туристов по городу, рассказывает о нем.

«Магазин»- что продается в продовольственном магазине. Кто продает, что из чего можно приготовить.

Целевая экскурсия по детскому саду с последующей беседой  на тему : «Кто работает в детском саду»- С/Р /И «Детский сад», Д/И « Кому что нужно для работы». Бесед а: « Мои любимые занятия в детском саду

«Дом где я живу»- узнать у детей знают ли они название своей улицы, № дома- Д/И-«Жилое- нежилое»

Чтение: Г.Георгиев «Светофор»,Я.Пишумов «Самый лучший переход».М.Цветаева «У кроватки», Л.Н. Толстой «Прыжок», «Акула»

Заучивание потешек и народных песенок: «Как у бабушки козел; « Николенька-гусачок»,, «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж»

Д\И: «Знаешь ли ты»,»Чья одежда», «Не ошибись» _ А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»(стр.92-96)

С\Р. Игры « Транспорт», «Почта»

Беседа: «Мы едем в транспорте»(19. стр.56)

«Как  звучат слова»- различать звуки в слове. Игра со звуками- Цепочка ( Слов с определенного звука или по последнему звуку)

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

 

                                                                          СЕНТЯБРЬ- IV  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Хозяйство семьи

Познакомить с понятием «хозяйство семьи» - домашнее хозяйство - это маленькая страна, в которой необходимо все вести вместе. Воспитывать: - уважение к труду и занятиям других членов семьи; - стремление радовать старших своими хорошими поступками. Продолжать воспитывать желание выполнять постоянные обязанности по дому

Рассматривание картины И. Левитана «Березовая роща»

Учить по наблюдению рассказывать о содержании картины. Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова

СМ, альбом « Знакомим с пейзажной живописью»(конспект)

2-яч. Чтение стихов об осени

П. Бажов «Серебряное копытце» (рассказывание)

Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки. Учить передавать отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев.

2ч. Рисование иллюстраций к сказке.

Нерегламентированная  

           деятельность

Беседа: «Мое имя»  Познакомить со значением имен детей, родителей. Объяснить понятия: имя, отчество, фамилия.

 Повторять и заучивать пословицы о матери и семье Закреплять умение: - выразительно их читать; - понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье и маме Рисование «Моя Семья» Рассматривание иллюстраций  о семье.

С/Р /И: « Путешествие по городу»- экскурсовод водит туристов по городу, рассказывает о нем.

«Магазин»- что продается в продовольственном магазине. Кто продает, что из чего можно приготовить? «Магазин игрушек»( много отделов)

Д/И Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи» «Как их зовут»- составление имен по звукам( перврому, среднему, последнему) стр.90-91, «Собери букет»- стр81,

 А.К. Бондаренко  «Дидактические игры в детском саду»  «Похож- не похож» стр.94

Л.В Артемова «Никогда не унывай» , « Как поступить»стр.55

Беседа : «Культура поведения во время  еды» Чтение С. Махоткин « Завтрак»

Чтение худ литературы: Сказки народов Западной Африки, пер О.Кустовой и ив Андреевой. Чтение русских народных сказок:

  « Сказка о молодильных яблоках», «Сивка –Бурка» «Финист ясный сокол».

Повторение знакомых стихотворений об осени.

 

 Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          ОКТЯБРЬ- I  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Моя родословная

Расширить представление о семье (у семьи есть своя история). Закрепить знание имен и отчеств родителей. Учить называть имена и отчества дедушек и бабушек. Воспитывать интерес к своей родословной. Формировать представление о семейных традициях,

(По конспекту воспитателя)

2-я ч.Посещение русской избы, рассказ о том как встречали гостей на Руси, знакомство с бытом русских людей.

Закрепление пословиц о русском быте: Без печи- не хата, Когда в печи жарко- тогда и варко; Что есть в печи -все на стол мечи.

См.11. стр110

Тема: Сравнительное рассматривание и рассказывание по картинам И. Левитана и И.О.Остроухова  «Золотая осень»

Цели        Учить: - составлять предложения с однородными членами; - распространять предложения путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств.

Развивать умение сравнивать свои чувства, опыт с увиденным на картине.

См.альбом : «Знакомим с пейзажной живописью» стр. 13

Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш], [ж]. Учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с ними, делить

«Уж небо осенью дышало»( А.С. Пушкин)

Заучивание стихотворения

Учить детей запоминать стихотворное произведение.

Совершенствовать интонационную выразительность речи. Воспитывать эстетические чувства.

Повторение стих. Бунина « Листопад»

«Улетает лето»- Е   Трутневой.

Нерегламентированная  

           деятельность

В. Драгунский «Друг детства» (чтение):Учить понимать образное содержание произведения. Закрепить представление о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения

Беседа : «Каждой вещи –своё место» Чтение С. Михалкова « Я сам!, И.Бурсова «Галоши» Д./И: « Кто правильно положит одежду», « Расстегни и застегни», «Помним свои вещи»

Целевая прогулка к пешеходному переходу( в детском саду), Рассматривание репродукций картин и иллюстраций о правилах дорожного движения. Беседы: « Мы -пешеходы»

С/Р Игры: «Транспорт» особого назначения, закрепление правил дорожного движения.;

                 «Детский сад»-воспитатель- проводит у/гимнастику, музыкальное занятие

 Чтение:  Чтение произведений о животных В. Бианки и Е.Чарушина,Б. Заходер « Серая звездочка»

Заучивание пословиц о труде. Чтение стихотворения И. Белоусова «Осень»

Рассматривание иллюстраций Васнецова  к знакомым сказкам и потешкам.

Наблюдения за трудом повара и работников кухни- значимость их работы, кто им помогает в работе.

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          ОКТЯБРЬ- II  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Домашние помощники

Расширить представление о предметах, облегчающих жизнь человека в быту. Познакомить с предметами: кофемолка, мясорубка, холодильник, пылесос.

(1.стр116)

2ч. Д/И: «Зачем нужно»( 6 стр.32)

Составление рассказа из опыта по сюжетной картине «Семья»

Формировать представления о семье, называя имена и отчества своих родителей.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи

Развивать речь: умение строить предложения, подбирать глаголы и  прилагательные по содержанию  картины.

 Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц], учить дифференцировать эти звуки на слух, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками.(см.12, стр.73)

Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень»

Помочь запомнить стихотворение. Побуждать читать выразительно, создавая определенное настроение, передавая интонации удивления, вопроса.

(СМ.8, стр.32)

Потешки. Вспомнить по иллюстрациям знакомые детские потешки

 Развивать интерес к малым фольклорным жанрам. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Нерегламентированная  

           деятельность

Дидактические игры: (8.стр.23,24) «Кто это был», «Что получится, то получится», Крестики и нолики

«Подбираем Рифмы»-(3.стр137), «Где я был»(8.стр.138)

С/Р Игры: «Почта»-рассматривание иллюстраций почты, рассматривание посылки, письма, написание письма, заболевшему товарищу,

                   Изготовление атрибутов к игре: конвертов, посылок, открыток, бандеролей, определение места игры.

                  « Магазин игрушек», «Детский сад», Путешествие по городу

Беседа о нашем городе Сочи:- Рассматривание иллюстраций о городе Сочи; Наш город находится в субтропиках ( об особенностях климата и погоды), Наш город- курорт.

Рассматривание иллюстраций: о возделывании земли, посева зерна, как и из чего делают муку, о работе хлебозавода

БЕСЕДА о профессиях, которые помогают вырастить хлеб( Тракторист, комбайнер, водители), что им нужно для работы..(20 стр.102)

Чтение: Сказки « Хаврошечка», А. Барто « Вовка- добрая душа»- Беседа: «Что такое доброта»

               А. Милн « Баллада о королевском  бутерброде»,В. Дмитриева-« Малыш и Жучка»В. Смит – «Про летающую корову»

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          ОКТЯБРЬ- III  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Наша одежда

Закрепить знания о сезонной одежде и обуви. Уточнить название одежды, дать ее классификацию. Учить: объяснять, почему различается сезонная одежда; - заботиться о своем здоровье, правильно одеваться по сезону( 15. стр73)

2.ч.Д\И Что получится- то получится»

(8.стр.23)

Пересказ. В. Чаплина «Лес осенью»

Развивать умение составлять рассказ. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, прилагательных и наречий в сравнительной степени. Обогащать речь существительными, обозначающими растения. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (рассказывание)

Учить: - воспринимать образное содержание сказки; - выделять в тексте образные выражения. Закреплять знание жанровых особенностей сказки

Нерегламентированная  

           деятельность

Рассматривание колосьев ржи и пшеницы. , Рассматривание картины «Рожь».

Беседа о труде хлеборобов. Сделать с детьми печенье и угостить малышей.

С/Р ИГРЫ: Детский сад ( Закреплять знания детей о сотрудниках детского сада, называть их по имени и отчеству, здороваться и прощаться)

                   Беседа: «Кто работает в детском саду.»

                  «Почта»- изготовление писем и открыток, доставка почты.- Чтение С. Михалкова « Почтальон»

 Беседы: « Относись к людям так, ты бы хотел, чтобы относились к тебе», « Что значит быть отзывчивым»

Дид./Игры: (из книги 3 стр. 139) « Три линейки», « Медвежонок и ослик разговаривают по телефону», « Узнай по звуку»

Рассматривание атласа мира : Сколько  материков, все они имеют разный климат, на них живут разные люди, растут разные растении, живут разные животные.- игры с наклейками.

 Дид /игра : « Кто где живет»- экологическая викторина.

Заучивание стихотворения А.С. Пушкина       Октябрь уж наступил- уж роща отряхает            И страждут озими от бешеной забавы,

        Последние листы с нагих своих ветвей;             И И будит лай собак уснувшие дубравы.

        Дохнул осенний хлад- дорога промерзает         Сравнить с нашей осенью в октябре

        Журча еще бежит за мельницу ручей,                Почему так отличается осень в нашем городе

                                                                                Но пруд уже  застыл; сосед мой поспешает

        В  отъезжие поля с охотою своей

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          ОКТЯБРЬ- IV  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Хлеб всему – всему голова

Расширить представление о профессиях. Познакомить с профессией земледельца. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу

См. 1, стр.38( пословицы: 11, стр.68)

Или- см. источник20 стр102

2-я.ч. Придумывание прилагательных   к существительным по заданию воспитателя

Составление рассказа по картине  «В родной семье»

Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о членах своей семьи. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Учить произносить фразу с разной интонацией (вопрос, удивление, обида, недовольство).

См. (1, стр44)

- Упражнять в произношении чистоговорок и скороговорок на звуки [с], [ц], [ш], [щ'] в разном темпе и силой голоса(2.стр.72)

Литературная викторина по материал сказок к. И. чуковского на тему: « Он рычит, и кричит. И усами шевелит…»

Узнавать знакомые произведения, рассказывать о чем они, вспоминать интересные моменты из них(13. стр.33)

2ч.

. Вспомнить и воспроизвести знакомые потешки и сказки о домашних животных.

Нерегламентированная  

           деятельность

Чтение: сказок о животных, сказки « Крупеничка», сказка Х Мякеля « Господин АУ»,В. Дмитриева « Малыш и Жучка»,

С. Маршак « Пудель»….

С\Р ИГРЫ: «Семья, « Поликлиника», «Транспорт» ,«Строим дома и дороги»,-  Расширять представления  детей о  разных профессиях, воспитывать уважение к любому труду.

Наблюдение за транспортом, грузовыми и легковыми автомобилями(14 стр.17,23)

Беседа о разных видах транспорта

Повторение чистоговорок на шипящие звуки.( 1 стр.77)

Рассматривание и сравнение иллюстраций   города и села, чем отличаются., вспомнить с детьми, кто ездил к бабушке в село летом, попросить рассказать об этом.

Беседы: « Что делать, если ты остался один дома, а в дверь позвонили», « Твоё любимое блюдо»

Д/И: « Кто больше заметит небылиц», Скажи по другому», « Подбери слово» А.К. Бондаренко стр.136

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          НОЯБРЬ- I  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Тема:        Мы живем в городе

Цели        Расширить представление о понятии «город». Уточнить знание достопримечательностей родного города. Закрепить знания об улице, на которой живешь. Учить правильно и точно называть свой домашний адрес.

Воспитывать бережное , заботливое отношение к своему городу.

(Иллюстрации г. Сочи)

См. конспект из опыта работы. и примерные занятия –(15 стр.90, 1 стр.31)

Тема        Рассматривание и описание картины И. Шишкина «Рожь»

Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине, соблюдая композицию рассказа, используя в речи различные синтаксические конструкции, сравнения, подбирать эпитеты.

Упражнять в подборе синонимов и антонимов. (свежий хлеб- мягкий; идет человек- шагает и т. д.)

Развивать умение придумывать концовки к рассказам. Учить употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек)

Тема: « Посылка из Простоквашино»

-Учить рассматривать предметы, сравнивать их, группировать и классифицировать.

-Упражнять в умении грамматически правильно  строить предложения

Развивать внимание, логическое мышление

(1 стр.42)

2ч. Учить отгадывать и составлять загадки об игрушках.

( по конспекту воспитателя.)

(16, стр.73)

Нерегламентированная  

           деятельность

Чтение: А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» (главы)

Цели:        Учить понимать: - характеры сказочных героев; - подбирать образные определения к словам; - юмористическое содержание произведения. Развивать чувство юмора

Наблюдения за работой дворника, оказание помощи в собирании листвы, веток. Учить различать кусты и деревья.

Наблюдения за работой шофера.- привозит хлеб, продукты.

С/Р ИГРЫ:  «Книжкина больница»- подклеивание книг,»Поликлиника»- изготовление атрибутов для игры,продолжать развивать сюжеты игр

«Детский сад», «Семья»,  «Транспорт».

Д\И: «Кто это?»,, «Подбери нужное слово»,»Доскажи словечко»»-(6 стр.34-35);

Проигрывание  ситуаций: «Синичкин календарь», «Сказку переделать нужно,»Инструменты»-(21. стр.97-101)

Беседа: « Фея учит вежливости» (18 стр.15)

Рассматривание предметов из керамики, стекла, фаянса, дерева, глины.(- Д/И « Что из чего сделано?»

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          НОЯБРЬ- II  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Экскурсия на выставку посуды и мебели

Закрепить знания о мебели и посуде, обобщающие понятия. Уточнить дифференцировку посуды (чайная, столовая, кухонная) и мебели (для спальни, гостиной, кухни). Учить сравнивать и группировать предметы по тем или иным признакам и функциональному назначению

(Примерное 1. стр.54)

Д\И: «(17. стр.19)Как можно узнать что-либо о предмете»

Ролевая игра «Овощи и фрукты в магазине»

Учить рассказывать о предметах. Знакомить с новыми профессиями. (15 стр.125-129)

2ч. «Выдели из фраз нужные слова» (6 стр.47)

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [щ'], [ч'], учить различать эти звуки, выделять их в словах

Н. Носов «Живая шляпа» (чте-

ние)                

Учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других  литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа.

2ч  «.Закончи слово»

Нерегламентированная  

           деятельность

С\Р игры: Продолжать развивать сюжеты игр: Детский сад, « Поликлиника», «Транспорт»; Организовать новую игру «Магазин мебели и посуды», «Магазин бытовой техники».

Чтение: Произведений К. И. Чуковского, побуждать детей рассказывать полюбившиеся отрывки наизусть.,

   Игры драматизации по знакомым сказкам.

Д\Игры:  «Кто больше назовет действий»,»Придумай предложение»,»Охотник» - см. А.К. Бондаренко «Дидактические игры  в детском саду»

              « Кто как двигается?» , «Две сестренки» ( 9. стр.35,37

Проигрывание и решение ситуаций:  «Строим дом»,  «Загадочный калейдоскоп», «Осенняя прогулка»- 21 стр.102—107.

Беседы :  Вместе тесно, а врозь скучно», «Глупые ссорятся, а умные договариваются», «Каждая ссора красна примирением»- см.19 стр. 30-31)

Чтение сказки « Крылатый мохнатый да маленький»-, повторение пословиц о дружбе(11.стр.70)

 Рассматривание картин об осени, повторение стихотворений об осени.

Рассматривание игрушек и посуды из глины, рассказ воспитателя о народных промыслах.

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          НОЯБРЬ- III  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Тема: «Домашние животные»

Игра-викторина

-Обобщит и закрепить знания детей о домашних животных, внешний вид, повадки, учить составлять короткие рассказы и ввести в словарь новые слова: птичница, пастух.

Закрепить знания детей о правильном уходе за домашними животными.

- Воспитывать интерес и любовь к животным, желание за ними ухаживать.

См. 1. стр.56.

Пересказ сказки «Лиса и рак»

Учить: - связно, последовательно рассказывать сказку; - образовывать близкие по смыслу однокоренные слова. Побуждать составлять описательный рассказ «Лиса»

(СМ. 1 стр.48)

2ч.Д\И « Найди части к целому»(9.стр53)

Русская народная сказка «Заяц-хвастун» (рассказывание

Помочь понять смысл и основное содержание сказки. Учить выделять художественные выразительные средства. Познакомить с иллюстрациями к сказке

Заучивание потешки «Зайчишка- трусишка»

Игра драматизации по сказке

(11. стр70)или(8 стр.27-29)

Нерегламентированная  

           деятельность

 Беседа:»На чем люди ездят «Закрепить знания о понятии «транспорт». Познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный. Закрепить знания правил дорожного движения, правила поведения в транспорте. Учить безопасному поведению на улицах.

Рассматривание альбома « Мы едем, едем, едем»  о транспорте- расширять представления детей о  различных видах транспорта

С\Р И: « Транспорт» «Детский сад», «Магазин продуктов», «Стройка»-- Целевые экскурсии: В медицинский кабинет, к светофору, в магазин продуктовый, хозяйственный.

Беседа о России, Рассматривание иллюстраций с геральдикой нашей страны: флаг, герб; слушание гимна.

Рассматривание карты Россия-  наша страна. Она большая. Познакомить с обозначениями на карте.  Найти наш город и главный город нашей страны- столицу нашей родины Москву

Совместное приготовление вареников с картошкой.(20 стр.101)

Совместный труд по уборке группы с няней.

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          НОЯБРЬ- IV  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Все работы хороши

Расширять представления о профессиях. Познакомить с профессией работников транспорта. Воспитывать уважение к труду взрослых

См. альбом «Мы едем, едем, едем» стр.12

Д\И «Кто больше назовет действий»(7.стр.135)или(15стр.138)

Составление рассказа по теме «Дары природы»

Учить: - составлять короткий рассказ на заданную тему; - подбирать слова, сходные по звучанию; - выделять в фразах слова со звуками [ч'], [щ']; - произносить слова с разной силой голоса(2. стр86)

Н. Носов «Живая шляпа» (чтение)                

Учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа.

(8. стр.35)

2ч.»Подбери слово»- Д/И (7 стр136)

Нерегламентированная  

           деятельность

И. Суриков «Вот моя деревня...»(заучивание).Беседа о  зиме в средней полосе, рассматривание иллюстраций.

 Песни и потешки о природе Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию. Закрепить знание потешек и народных песенок о природе

С/Р/И: « Поликлиника», « , «Магазин», «Строители», « Детский сад»- рассматривание иллюстраций детский сад

              Готовим атрибуты к игре «Больница для зверей.»

Д\И «Знаешь ли ты эти сказки?»- по отрывкам из знакомых сказок узнать сказку.

;»Прыгунки», «Как поступить», «Ателье»-(10 стр.55-57)

Беседы: «Как одеваться в прохладную погоду», « Наша улица», « Мои товарищи»-С.В. Петерина стр58-61.

 Чтение: Рассказов В. Драгунского « Он живой и светится», «Как мы с папой варили курицу»

Чтение сказок о животных.

Рассматривание альбома о профессиях «Кем быть»- беседа с детьми « Кто, что делает, и  о пользе каждой профессии и любого труда»

Рассказ воспитателя об особенностях климата г. Сочи( с опорой на знания детей)- рассмотреть на прогулке деревья, которые растут только в субтропиках; какие ещё деревья из субтропического пояса дети знают.

Рассматривание коллекции минералов- что это за «камушки» для чего они используются человеком.

Первоначальное знакомство с  физической картой России , рассмотреть общепринятые обозначения на  картах.

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          ДЕКАБРЬ- I  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Тема        Страна моя родная

Цели        Закрепить знания о названии страны, ее природе. Познакомить с географической картой. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Наша страна богата природными ископаемыми, лесами, реками, озерами- она очень большая и красивая.

Тема        Составление рассказа  по скороговорке

Цели        Учить составлять связный короткий рассказ  не отступая от заданной темы

Обогащать речь существительными, прилагательными и глаголами.

 Упражнять в образовании названий детенышей животных  в именительном и родительном падежах множественного числа.

Звуковая культура речи: учить вычленять слова со звуками Ш и Ж из предложения.

(4 стр.54)

 

Тема        В. Катаев «Цветик-семицветик» (рассказывание)

Цели        Подвести к пониманию нравственного смысла сказки. Учить оценивать поступки героев

2ч. « Если был бы я волшебником»- составление коротких рассказов.

Учить грамматически правильно строить предложения, использовать в своей речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Нерегламентированная  

           деятельность

Чтение  сказок : Б. Грим « Белоснежка»,Ш.Перо « Золушка», « Кот в сапогах», русской нар. Сказки « Никита Кожемяка»

   Заучивание песенок « как у бабушки козел..», « Ты мороз. мороз, мороз», «По дубочку постучишь прилетает синий чиж»

С/Р ИГРЫ: « Больница для зверей»,»Семья», «Мастерская Деда Мороза»»

Наблюдение за  трудом строителей( строится дом)-  строительные профессии: каменщик, сантехник, кровельщик, монтажник, сварщик., рассматривание картин о стройке, рассматривание техники и машин , помогающих  строителям

Изготовление украшений для веранды и группы к Новому году.

Д\И : « Узнай по звуку»,  «Король», Что ты делаешь?»-(3 стр.140-141)

Разучить народные игры: «Солнце и месяц»,»Челночок»,»Король» (22 стр.180, 181.), «Тополёк», «Разбей кувшин» 22 стр132. 133.

Наблюдения за работой повара, кухрабочей, медсестры.

Рассматривание карты Краснодарского края, найти наш город Сочи.Рассмотреть на карте России, где находится Краснодарский край Беседа об истории Кубани.( Введение в историю Кубани)

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          ДЕКАБРЬ- II  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Что из чего сделано?

Познакомить с историей создания стекла и фарфора. Учить называть свойства стекла (прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, ребристое, хрустальное)и фарфора (белый, перламутровый, гладкий, звенящий)

2ч. Подбор определений к словам. Учить использовать при образовании новых слов суффиксы

Звуковая культура речи. Звуки

[Ш], [Ж]

Учить: - различать на слух звуки [Ш],

[ж]; - подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи; - произносить изолированные звуки [Ш], [ж] с разной громкостью и в различном темпе. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных

(8. стр48)

Заучивание стихотворения Е. Трутневой « Первый снег

Учить интонационно выразительно читать стихотворение, замечать изобразительно-выразительные средства, составлять лирические сказки на определенную тему

(24. стр79)

. ПРИМЕЧАНИЕ: на занятии используются иллюстрации с изображением зимнего леса,

Для заучивания стихотворения  использовать мнемотехнику (25. стр.51

Д.И «Подбери предметы к признакам»

(зимний-,яя, -ее, -ие;

Морозный-ая,-ое,-ые

Снежный- ая.-ое,-ые.

Нерегламентированная  

           деятельность

Беседа : о народах населяющих город Сочи, в городе живут и работают вместе люди разных национальностей, живут дружно, у каждого свой язык, свои обычаи. В нашей группе тоже дети разных национальностей .

Беседа: «Наши соседи»- о соседних странах Армения, Грузия, Украина, Абхазия, с рассматриванием иллюстраций о жизни в этих странах.

Чтение в течение недели сказок народов Украины, Грузии, Армении , Абхазии.

С/Р ИГРЫ: Продолжать развивать сюжеты знакомых игр и организовать изготовление атрибутов к новой С/Р Игре « Библиотека»

Продолжать  знакомить детей с профессиями: познакомить с профессиями: машиниста поезда и капитана корабля.

Организовать игру «Моряки»- выяснить какие атрибуты нужны для этой игры и начать их изготовлять, привлечь в помощь родителей.

Рассматривание глобуса, обратить внимание детей на большое количество воды, сколько материков на земном шаре.

Д\И – «Назови признаки»( зима, снег); «Назови действия», Скажи иначе( синонимы к словам стужа, мёрзнуть, метель)

Рассматривание Жилища казаков-хаты на картинке, утвари используемой в быту, одежды. Разучить народные игры:» Подсолнухи»

«Мышка», «Стадо» (23 стр.134, 136)

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          ДЕКАБРЬ- III  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Уют в нашем доме

Познакомить с предметами, создающими комфорт в доме: телевизор, холодильник. Учить соблюдать технику безопасности: не играть с огнем, не включать электрические приборы

2ч. Отгадывание загадок о бытовых приборах.((16)

Рассказывание по картине «Ежи»

Учить: - составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о животных; - согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже. Обогащать речь существительными, обозначающими животных

( 8. стр41)

Лексико-грамматические упражнения.

 Чтение сказки « Крылатый, мохнатый да масляный»

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным.

Познакомить с русской народной сказкой « Крылатый , мохнатый да масляный», помочь понять её смысл.

(8. стр42)

Нерегламентированная  

           деятельность

 Беседа об одежде с рассматриванием иллюстраций, продолжать  учить классифицировать одежду по сезонам и видам .

С/Р ИГРЫ: «        Магазин одежды»,Библиотека, « Моряки», « Мы Строители» развивать сюжеты игр,  формировать интерес к профессиям

Знакомство с профессией летчика, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций о самолетах и летчиках. Чтение стихотворения

С. Михалкова « А что у Вас?.»

Чтение:  А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»,

Волшебные русские сказки: «Аленький цветочек», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Б. Алмазов «Горбушка»

Повторение  стихов и потешек о зиме.

Разучивание стихотворений к Новому году

Д\И: «Что сначала . что потом?», «Угадай профессию», Кому без них не обойтись» (20 стр. 119, 120,121)

Рассматривание картины «Лиса с лисятами»

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          ДЕКАБРЬ- IV  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Новый год у ворот

Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и других странах. Рассказать о том, почему мы украшаем елку. Формировать представление о празднике, его значении для людей

?

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Учить выразительно пересказывать текст без помощи вопросов воспитателя.

Использовать картину « Лиса с лисятами»

 Закрепить: - правило произношения звуков [с], [ш]; - умение произносить их протяжно на одном выдохе; - умение делить слова на части

(2 стр82)

Тема        Народные праздники на Руси. Рождество

Цели        Расширить представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение.

В о с п и ты в ат ь интерес к истории России, национальную гордость

Нерегламентированная  

           деятельность

Украшение группы к Новому году, изготовление украшений и гирлянд.

Рассматривание иллюстраций и фотографий «Кто как отмечает Новый год», и фотографии наших детей на празднике Нового года в прошлом году.

Подготовка костюмов детей к  Новогоднему утреннику.

 Разучивание стихов и песен к утреннику.

Беседы на тему : «Что принесет в подарок Дед Мороз»

 С/Р ИГРЫ: Продолжать развивать сюжеты знакомых игр и организовать изготовление атрибутов к новой С/Р Игре « Библиотека»

Продолжать  знакомить детей с профессиями:  машиниста поезда и капитана корабля.

Развивать сюжет игры «Моряки»- выяснить какие атрибуты нужны еще для этой игры и начать их изготовлять, привлечь в помощь родителей

Чтение: Сказки « Щелкунчик», стихотворений о зиме И Бунин «Первый снег», А. С. Пушкина отрывок из романа « Евгений Онегин»

 Вот север, тучи нагоняя,                    Пришла, рассыпалась клоками,

Дохнул, завыл- и вот сама                  Повисла на суках дубов

Идет волшебница зима                       Легла волнистыми коврами

        Среди полей, вокруг холмов…

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          ЯНВАРЬ- III  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Мой детский сад

Продолжать знакомить с детским садом. Дать понятие названию. Показать общественное значение

Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Учить составлять рассказ по картине, опираясь на план, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей, их характеристики. Побуждать придумывать разные развивающие эпизоды

М. Яснов «Мирная считалка» (заучивание). Повторение стихов о зиме и на тему Нового года

Помочь запомнить стихотворение. Вспомнить знакомые стихи .

Нерегламентированная  

           деятельность

Наблюдение: - за поведением птиц; - красотой зимнего пейзажа; - красотой растений зимой. Рассматривание березы.

Определение погоды по приметам. Наблюдение: - за снеговиком; -- снегопадом; - сугробами на участке; - следами на снегу; - инеем

«Охотник», «Когда это бывает», «Кто больше слов придумает», «Игра в загадки», «Ищи», «Сколько предметов», «Что это за птица?», «Вчера, сегодня, завтра», «Исправь ошибку», «Что это такое»,

«Лиса в курятнике», «Замри», «Пятнашки», «Кот на крыше», «Стайка», «Кто сделает меньше шагов», «Стрелок», «Перенеси предмет», «Что это такое», «Стой», «Мороз - красный нос», «Гуси-лебеди

• Таяние и замерзание воды. • Зависимость состояния воды от температуры

Помочь детям младших групп убрать снег с участка. Стряхнуть снег с кормушек

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          ЯНВАРЬ- IV  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Мои друзья

Расширить представление о полезных предметах. Учить: - классифицировать на разные группы; - соблюдать технику безопасности: не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы

Рассматривание картины и составление рассказа «Зимние забавы»

Формировать умение составлять небольшой сюжетный рассказ. Закреплять правильное и отчетливое произнесение звуков. Побуждать рассказывать о своих впечатлениях

Русская народная сказка «Никита Кожемяка» (рассказывание)

Учить: - воспринимать образное содержание сказки; - выделять в тексте образные выражения

Нерегламентированная  

           деятельность

Чтение: Д.Габе «Мама», «Работа», «Моя семья», Е.Пермяк «Для чего руки нужны, К.Ушинский «Сила не права», Л.Толстой «Котёнок, Р.Миннулин «Ох, уж эти взрослые».

Беседа о детском саде, вспомнить имена, отчества работников детского сада, расположение медкабинета, муз. зала.

Экскурсия по детскому саду с посещение кухни, прачечной, медкабинета.

С/р игры: «Детский сад», «Семья», «Музыкальное занятие в детском саду».

Рассматривание картин В.М.Васнецова.

Повторение стихов о зиме.

Д/игры «Где что можно делать», «Доскажи словечко», «Так бывает или нет»

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  .

                                                                          ФЕВРАЛЬ- I неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Тема        Путешествие в прошлое предмета

Цели        Расширить представления о предметах. Познакомить с предметами, облегчающими жизнь человека: пылесосом, микроволновой печью, стиральной машиной. Показать, как с течением времени изменяется многообразный мир предметов

Тема        Рассказывание из личного опыта «Мой любимец»

Цели        Учить составлять рассказ из личного опыта (по плану). Упражнять в употреблении в своей речи простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Воспитывать любовь к животным

А. Фет «Кот поет, глаза прищурил. ..»(чтение). Я. Аким «Моя родня»

Развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях. Воспитывать интерес к своей родословной. Учить придумывать рассказы по их содержанию

Нерегламентированная  

           деятельность

Рассмотреть альбом «Бытовые приборы».

Д/игра «Что что вначале, что потом» (эволюция развития приборов).

Рассматривание иллюстраций с изображениями животных.

Наблюдение за животными на улице.

Д/игра «Чей нос», Чей клюв», «чей хвост».

Беседа и составление рассказа о своём любимом питомце.

Придумывание загадок о животных.

С/р игры: «Цирк», «Птичий рынок», «Зоомагазин», «Ветлечебница»

Чтение: В. Веденский «О девочке Маше, о собаке, петушке и кошке Ниточки».

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          ФЕВРАЛЬ- II  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Наши защитники

Расширить представление о Российской армии. Закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск. Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память

Составление рассказа по набору игрушек военной тематики

Продолжать учить составлять рассказ по набору игрушек, самостоятельно осуществляя выбор. Учить подбирать определения к разным словам. Закреплять умение пользоваться интонацией вопроса

Русская народная сказка «Сив-ка-Бурка» (рассказывание)

Учить: - воспринимать образное содержание сказки, характеры персонажей; - высказывать свое отношение к ней

Нерегламентированная  

           деятельность

Беседа с рассматриванием иллюстраций о разных военных профессиях и родах войск (пехота, морские, воздушные, танковые), боевой технике.

Чтение и заучивание М.Митяев «Наше оружие», «Почему армия всем родная», И.Грошева «23 февраля», Л.Куликов «Сын лётчика».

Экскурсия к мемориалу, в музей города.

С/р игры: «Моряки», «Лётчики», «Военные», Больница», «Столовая».

Д/игра «Чьи атрибуты?»

Чтение русских народных сказок «Илья Муромец», Добрыня Никитич».

Рассматривание семейных альбомов, беседы с детьми о дедушках, служили ли они  в армии, в каких радах войск.

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  

                                                                          ФЕВРАЛЬ- III  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

О дереве и деревянном

Расширить представление о материале. Развивать умения определять и анализировать свойства и качества материала, его особенности, взаимодействие с другими материалами

Беседа о Дне защитника Отечества

Продолжать совершенствовать диалогическую речь. Воспитывать уважение к защитникам Отечества

Л. Толстой «Косточка» (чтение)

Закреплять умение оценивать поступки героев, чувствовать и понимать их характер. Учить оценивать поступки героев

Нерегламентированная  

           деятельность

Рассмотреть деревянные изделия. Провести опыт с деревом (плавает, не тонет, хорошо горит, даёт тепло и т.д.).

Рассмотреть альбомы «Деревянные игрушки», «Мебель».

Продолжить беседы о защитниках Отечества.

Изготовить подарки папам и дедушкам.

С/р игры: «Семья», «Магазин».

Беседа о правилах поведения.

Д/игра: «Хорошо – плохо», «Как бы я поступил».

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  

                                                                          ФЕВРАЛЬ- IV  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Опасности вокруг нас

Учить элементарным основам безопасности жизнедеятельности на улице и дома. Познакомить с номерами «Скорой медицинской помощи», пожарной службы и милиции. Научить в случае необходимости самостоятельно набирать телефонный номер пожарной службы, милиции и «Скорой помощи»

Рассматривание и рассказывание по иллюстрациям «Зима в нашем городе Сочи»

Продолжать учить составлять рассказ по картине из 5-6 предложений. Совершенствовать монологическую речь. Воспитывать устойчивое внимание

Заучивание стихотворения о городе Сочи

 Учить читать выразительно.

Воспитывать любовь к нашему городу и гордость за него, его красоту.

Нерегламентированная  

           деятельность

Беседа о правилах безопасности человека на улице и дома.

Д/игра «Как избежать неприятностей?»

Рассмотреть иллюстрации «Опасности вокруг нас», «Как избежать неприятностей! Мультфильм «Кошкин дом».

Рассмотреть альбом с видами Сочи.

Чтение: О.Бедарев «Азбука безопасность», Б.Житков «Светофор».

Ситуативные разговоры о том, как вести себя дома, если ты один.

Наблюдения за пешеходами, транспортом .

С/р игры: «Экскурсия по городу, «Семья», «Мама заболела».

Прослушать песни о г.Сочи.

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          МАРТ- I  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Тема        О мамах родных и очень важных

Цели        Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах. Расширять представления о профессиях. Учить называть место работы родителей

Тема        Беседа о Международном женском дне

Цели        Продолжить совершенствование диалогической речи. Учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их

Тема        Б. Житков «Как я ловил человечков» (чтение)

Цели        Помочь понять скрытые мотивы поведения героев. Побуждать рассказывать о своем отношении к героям

Нерегламентированная  

           деятельность

Беседа о мамах: знать, что делает мама дома и на работе. Расширить представления о профессиях, рассматривание иллюстраций, альбом «Профессии».

Д/игра «Кому что нужно».

Чтение: В.Маяковский «Кем быть», В.Осеева «Отомстила», Г.Демынина «Мама».

Заучивание: З.Успенский «Если ли бы я был девчонкой».

С/р игры «Парикмахерская», «Магазин», «Больница».

Выставка фотографий «Мамы всякие нужны, мамы всякие нужны.»

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          МАРТ- II  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Москва - столица России

Рассказать о том, что Москва - главный город, столица нашей Родины. Познакомить с достопримечательностями Москвы, ее памятными местами, площадями и улицами. Воспитывать интерес к изучению истории Москвы, ее архитектуры

Составление рассказа из опыта «Здравствуй, мамочка моя!»

Воспитывать любовь к членам своей семьи. Понимать и объяснять смысл пословиц о семье. Упражнять в построении предложений

И. Белоусов «Весенняя гостья» (заучивание). Повторение стихов о весне

Развивать понимание образной речи. Закреплять умение выразительного чтения стихотворений

Нерегламентированная  

           деятельность

Беседа о Москве – столице России. Рассмотреть карту России, глобус, найти город Москва, обозначить флажком.

Рассмотреть открытки с видами  Москвы её достопримечательностями.

Просмотр телепередачи «Парад на Красной плащади».

Чтение А Митяев «Дедушкин орден», А.Барто «Верёвочка», В.Катаев «Цветик – семицветик».

Составление рассказа «Как я поздравил маму/бабушку»

Д/игра «Когда это бывает».

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          МАРТ- III  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Народные праздники на Руси. Масленица

Расширить представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение. Воспитывать интерес к истории России, национальную гордость

Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком»

Учить составлять описательный рассказ по картине, используя точные слова для обозначения величины, цвета. Упражнять в образовании существительных от глаголов и прилагательных (воевать - воин, охранять - охрана и т. п.).

Сказки народов Западной Африки «Чудесные истории про зайца по имени Лек» (рассказывание)

Продолжить учить понимать характеры и поступки героев. Учить придумывать другие окончания сказки. Побуждать пересказывать отдельные эпизоды сказки

Нерегламентированная  

           деятельность

Беседа о праздниках на Руси.Рассказ о масленице (масляничной неделе и об особенностях каждого из её дней).

Чтение потешек, частушек, закличек.

Посещение праздничных гуляний.

Разучить 1-2 народные игры «Латпа», «Гори, гори ясно», Ручеёк», «Плетень».

Д/игры «Чей ребёнок», «Угадай по голосу», «Кого не стало».

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          МАРТ- IV  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Тема        В гостях у художника

Цели        Расширить представления о профессиях. Развивать умение понимать общественную значимость труда художника, его необходимость. Показать, что продукты его труда отражают чувства, личностные качества, интерес

Тема        В гостях у художника

Цели        Расширить представления о профессиях. Развивать умение понимать общественную значимость труда художника, его необходимость. Показать, что продукты его труда отражают чувства, личностные качества, интерес

Г. Виеру «Мамин день» (заучивание). Пословицы о честности и правдивости

Учить: - выразительно читать стихотворение; - понимать смысл пословиц. Закреплять знание о различии стихотворного и прозаического произведений

Нерегламентированная  

           деятельность

Посещение музея, выставки картин.

Рассмотреть иллюстрации знаменитых художников.

Закрепить такие понятия как «натюрморт», «пейзаж», «портрет», «декоративно-прикладное искусство».

Познакомить с некоторыми художниками.

Чтение В.Маяковский «Кем быть».

С/р игра «Художественная галерея», «В мастерской художника», «Книжный мир».

Ситуативная беседа «Какую книгу лучше читать с яркими иллюстрациями или без них».

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          АПРЕЛЬ- I  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Государственные символы России

Продолжать формировать представление о том, что Россия -огромная многонациональная страна.   -Познакомить с флагом и гербом страны. Воспитывать любовь к своей стране и гордость за нее

Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»

Продолжать учить пересказывать небольшие рассказы, соблюдая признаки монологического высказывания: целостность, связность и объем. Развивать умение употреблять слова активно, в точном со Учить строить предложения из заданного набора слов, менять их порядок. Воспитывать любовь к окружающей природе .

Тема        М. Москвина «Кроха» (чтение)

Цели        Учить: - воспринимать произведения, сопереживать героям; - давать оценку их поступкам

Нерегламентированная  

           деятельность

Рассмотреть флаг и герб страны. Объяснить детям, что обозначают символы на флаге.

Прослушать гимн страны. Рассмотреть на карте границы России. Рассказать об истории России и национальностях нашей страны.

Д/игра «Составь флаг по цветовой гамме».

Рассмотреть и сравнить флаги  и гербы Украины, Белоруссии.

Д/игры «Живые слова», «Составь предложение с заданными словом», «Путешествие по России».

Чтение русских народных сказок, сказок народов мира».

Рассмотреть одежду народов России.

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          АПРЕЛЬ- II  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Шурупчик и его друзья

Расширять представления о свойстве и качестве материала, из которого сделан предмет. Познакомить со свойствами металла. Развивать умение самостоятельно определять материалы. Анализировать их свойства и качества, особенности его взаимодействия с другими материалами. Продолжать рассказывать об истории предмета

Составление рассказа на темы сказок

Учить составлять рассказ на тему сказки «Новые приключения колобка». Уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л], [л'], [р], [р'], изолированных в словах и фразах, различать и выделять их в речи

Русская народная сказка «Кры¬латый, мохнатый да масляный» (рассказывание)

Продолжить учить понимать характеры и поступки героев. Учить придумывать другие окончания сказки

Нерегламентированная  

           деятельность

Знакомство со свойствами металла. Опыт с металлическими предметами.

Д/игра «Из чего сделаны предметы».

С/р игры «Ремонтная мастерская», «На заводе».

Чтение народных сказок, скороговорок на звуки р,л.

Беседа об истории предмета из металла.

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          АПРЕЛЬ- III  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Опасности вокруг нас

Учить элементарным осно¬вам безопасности жизнедея¬тельности на улице и дома. Познакомить с номерами «Скорой медицинской помо¬щи», пожарной службы и ми¬лиции. Научить в случае необхо¬димости самостоятельно на¬бирать телефонный номер по¬жарной службы, милиции и «Скорой помощи»

ДРУГОЕ по БЕЗОПАСНОСТИ

Беседа о Дне космонавтики

Продолжать знакомить с российскими праздниками, с полетом в космос первого человека - Ю. Гагарина. Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы полными предложениями. Учить находить заданный звук в начале, середине и конце слова

Заучивание стихотворений о весне.

Нерегламентированная  

           деятельность

Беседа о космонавтах, луноходах.

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          АПРЕЛЬ- IV  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Песня колокольчика

Закрепить знания о стекле, металле, дереве, их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах

Учить составлять связный рассказ об увиденном. Подвести к образованию названий лиц по профессии. Активизировать в речи названия профессий и действий. Закрепить названия предметов, необходимых людям некоторых профессий

Устное народное творчество

Обобщить представление о жанрах устного народного творчества. Вспомнить знакомые сказки, загадки,песенки, пословицы, потешки

Нерегламентированная  

           деятельность

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          МАЙ- I  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Тема        Этот День Победы

Цели        Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны

Тема        Пересказ украинской народной сказки «Колосок»

Цели        Учить: - пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацию, характеры героев, свое отношение к персонажу; - подбирать по смыслу определения, слова близкие и противоположные по смыслу. Упражнять в составлении предложений

Тема        К. Паустовский «Кот-ворюга»

(чтение)

Цели        Закрепить знания об особенностях прозаических произведений. Обогащать речь фразеологическими оборотами

Нерегламентированная  

           деятельность

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          МАЙ- II  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

Государственные символы России

Познакомить с гимном России. Закрепить знания: - о Москве - столице нашей Родины; - о гербе и флаге

Составление рассказа из личного опыта «Как трудятся мои родители»

Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта. Учить строить сложные предложения. Упражнять в образовании слов-названий профессий (учить -учитель, варить - повар и т. д.)

А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») (заучивание)

Учить запоминать стихотворение. Побуждать читать, передавая интонации удивления, восхищения. Познакомить с выразительными средствами - иллюстрацией В. Конашевича

Нерегламентированная  

           деятельность

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  по программе М.А. Васильевой.

                                                                          МАЙ- III  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

В гостях у парикмахера

Расширять представления о профессиях. Познакомить с деловыми и личностными качествами парикмахера. Подвести к пониманию целостного облика человека. Развивать эмоциональное отношение к нему

Рассказывание по картине «Строим дом»

Формировать умение составлять небольшой сюжетный рассказ, придумывать продолжение сюжета, название картины. Расширять представления о родном городе, его улицах. Развивать умение рассказывать о месте, где живешь

Сказка Р. Киплинга «Слоненок» (чтение)

Учить: - осмысливать содержание сказки; - оценивать поступки литературных героев. Развивать умения с помощью мимики и жестов, интонации создавать выразительные образы

Нерегламентированная  

           деятельность

   Перспективный план по ознакомлению с окружающим, развитию речи и знакомством с художественной

                             литературой  в старшей группе детского сада  .

                                                                          МАЙ- IV  неделя

Окружающий мир

Развитие речи

Ознакомление с худ. литературой

Регламентированная деятельность

                    ЗАНЯТИЯ

О дружбе и друзьях

Продолжать учить быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших. Закреплять правила доброжелательного отношения к другим детям. Уточнить и углубить знания о сверстниках и взаимоотношениях с ними

Составление творческого рассказа о весне

Побуждать рассказывать о своих впечатлениях. Закреплять правильное и отчетливое произнесение звуков. Отрабатывать интонационную речь. Развивать фонематический слух. Воспитывать эстетическое восприятие весенней природы

Русская народная сказка «Хаврошечка» (рассказывание)

Продолжать учить понимать: - использованные в сказке средства выразительности; - переносное значение фразеологических оборотов

Нерегламентированная  

           деятельность