Шутка в музыке !
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Моисеева Елена Васильевна

Доминантное музыкальное занятие

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dominantnoe_muzykalnoe_zanyatie.doc32.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доминантное музыкальное занятие

          « Шутка  в  музыке  !»    

Цель: Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыку шутливого, задорного характера; учить различать оттенки одного настроения в пьесах с похожими названиями: шутка, юмореска.

Пед. У человека может быть разное настроение: иногда ему грустно, а иногда наоборот: хочется пошутить, повеселиться. Шутка может быть разной – добродушной, безобидной или задиристой, ехидной, насмешливой, может  быть и совсем злой. Наше сегодняшнее занятие так и называется: «Шутка в музыке!» и на этом занятии вы познакомитесь с новыми музыкальными произведениями. Вы готовы? (Да!)

Звучит « Юмореска» П.И.Чайковского.

Пед. Какая чудесная музыка сейчас прозвучала! Это произведение  называется «Юмореска!», написал ее русский композитор Петр Ильич Чайковский. Юмореска – от слова юмор – пьеса шутливого характера, с юмором, т.е. шутка.  Музыка словно говорит, что в нашей жизни бывает много юмора и шуток, а если вдруг не повезет, то не надо расстраиваться, надо

просто послушать хорошую музыку и настроение улучшится.  Вот и пьеса, прозвучавшая сейчас, помогла нам создать хорошее настроение. Не так ли?

Дети: Да!

Пед. Но что это? ( Слышны рев и рыдания, входит царевна Несмеяна.)

       Что с вами случилось?

Несмеяна: Ничего со мной не случилось, просто я всегда реву, даже без причины. Меня все так и зовут – Несмеяна.( Продолжает реветь.)

Пед. Постойте, не плачьте. Сегодня тема нашей встречи - шутка в музыке, где разговор пойдет о шуточной, веселой музыке, слушая которую улыбаются всегда и все: и взрослые, и дети. Может мы вам сможем помочь? Ведь нельзя же,  в самом деле, постоянно плакать, так и заболеть не долго.

(Несмеяна соглашается, прилежно утирая слезы платком. Садится на указанное место и готовится слушать.)

Пед. Итак, мы говорили о музыкальных шутках. Знаете, Несмеяна, многие музыкальные пьесы так и называются – «Шутка» или «Юмореска». «Юмореска» П.И.Чайковского уже прозвучала в начале нашего занятия. Есть еще одна, не менее знаменитая пьеса под названием «Шутка». Ее написал великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах.

Несмеяна: Но я слышала, что жизнь И.С. Баха была вовсе не веселой.

Пед. Верно. Он родился почти 400 лет назад в германии, в семье булочника. С 10 лет сам заботился о себе, прекрасно играл на скрипке и органе, сочинял изумительную музыку. Но, как раньше бывало, при его жизни почти никакие из его сочинений не исполнялись, он умер в бедности и безывестности. Только спустя почти 100лет его музыка была оценена по достоинству. Но, не смотря на свою тяжелую жизнь, И С Бах умел радоваться и своей прекрасной музыкой помогал и помогает это делать другим. Он умел создавать своей музыкой прекрасные веселые минуты! Вероятно, с такой целью он сочинил свою «Шутку». Я предлагаю сейчас всем нам послушать ее.

Звучит «Шутка» И.С. Баха – включить аудиозапись.

Несмеяна: Какая изящная музыка – легкая и стремительная!

Пед. Вам понравилась эта пьеса, Несмеяна? (Да!) А вам ребята! (Да!)

       Какая это музыка по настроению, по характеру? (Веселая, добрая, шутливая. Она светлая и очень красивая!)

Пед. Существует веселая музыка, написанная для вокального исполнения, т.е. та, которая поется. Среди народной музыки очень много шуточных песен. Они звучали на гуляньях, веселых праздниках и обычно исполнялись целым хороводом. Вот сейчас я предлагаю исполнить одну такую шуточную песню «Скок , скок, поскок!» . Несмеяна, предлагаю тебе спеть песню вместе с ребятами.

Исценировка рус.нар. песни «Скок, скок, поскок!» По окончании песни Несмеяна обмахивается платочком, смеется.

Пед. Я вижу, что наше сегодняшнее занятие «Шутка в музыке» пришлось всем по душе. Завершим мы его еще одной пьесой, которая так и называется «Вальс – шутка». Ее написал знаменитый композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович.  ( Показать портрет композитора.) Он написал немного произведений для детей- это сборник фортепианных пьес «Детская тетрадь», который он подарил своей дочери Гале в день ее рождения, когда ей исполнилось 9 лет, сборник «Танцы кукол», который составлен композитором из 7 пьес, использованных в его балетах. «Вальс – шутку»  из сборника «Танцы кукол» вы сейчас и услышите.

Муз. руководитель исполняет на фортепиано «Вальс – шутка».

Пед. Скажите, вам понравилось это произведение? (ДА!)

          А вы помните, что означает слово «вальс»? (В переводе с французского означает «кружиться».)

        А какая музыка была по характеру? ( Веселая, отрывистая, шутливая.)

       Да, «Вальс – шутка» звучит в очень высоком регистре, отрывисто, прозрачно, изящно, как музыкальная шкатулка. Звонкие и нежные звуки создают впечатление танцующей куколки. Вальс этот звучит волшебно, он очень красив! Отрывистые повторяющиеся звуки в аккомпанименте создают впечатление чего-то механического, игрушечного.

А хотите сей час сами превратиться в танцующих куколок? (Да!)

Тогда я еще раз исполню «Вальс-шутку», нашей гостье Несмеяне мы предложим сыграть на треугольнике, а вы ,ребята, в танце попробуйте изобразить маленьких танцующих куколок!

Звучит «Вальс-шутка!» , дети танцуют.

Пед.  Дорогая Несмеяна! Какое теперь у вас настроение?

Несмеяна: Я думаю, что после встречи с музыкальными шутками и юморесками не только у меня, но и у всех ребят настроение просто отличное! Спасибо вам за интересное занятие!

Прощается, уходит.

Пед. Ребята! А вам понравилось наше занятие «Шутка в музыке»?(ДА)

       Спасибо вам за то, что вы все были сегодня внимательными слушателями! До новых встреч с музыкой!