Организация литературного центра
консультация на тему

Тимофеева Тамара Владимировна

Буклет по организации литературного центра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_po_chkhl.docx909.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Литературный центр» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате детского сада, который является средством формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее.

Цель литературного центра - не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а позволить ребенку общаться с книгой.

Требования к организации литературного центра 

  • «Литературный центр» должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать (не выше среднего роста детей данной возрастной группы).
  • «Литературный центр» по возможности располагают вдали от мест игр детей, поскольку шумные игры могут отвлечь ребенка от сосредоточенного общения с книгой.
  • Центр должен быть безопасным, удобным, уютным, привлекательным, располагать к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.
  • Нужно продумать правильное освещение: естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего времени. 
  •  «Литературный центр» может быть оформлен в виде книжной полочки, открытой витрины, также для этой цели может быть специально выделен стол и стулья или кресла к нему.
  • Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в «Литературном центре», должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
  • Центр должен быть не парадным, а рабочим.
  • Книги, помещаемые в литературном центре, должны быть привлекательными, эстетичными, аккуратно подклеены.
  • Необходимо выставлять как новые, красивые, так и давно читаемые, бывшие в ремонте книги. Бывшие в употреблении книги порою привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.
  • Не допускается размещение в «Литературном центре» книг без указания автора издания, книг в сокращенном, упрощенном пересказе, а также с искаженным вольным пересказом авторского текста.
  • Подбирая книги для литературного центра, не следует смешивать фольклорные и литературные произведения. Выставлять их вместе можно лишь в том случае, если в литературном произведении нашел отражение сюжет фольклорного (например, русская народная сказка «Морозко», немецкая народная сказка в обработке братьев Гримм «Бабушка Вьюга», и сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?

  • 2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.
  • Для формирования гражданских черт личности ребенка в центре  должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.
  • Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребёнок лучше познаёт тайны и закономерности мира природы: В.Бианки "Лесные Домишки", "Первая охота" с рис. Е.Чарушина и т.д.
  • На витрине должны находится произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Л.Толстой "Филиппок" с иллюстрациями А.Пахомова.
  • Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт. Весёлые книги С.Маршака, С.Михалкова, А.Барто, М.Зощенко, Н.Носова, В.Драгунского, Э.Успенского и др. (воспитывает способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе).
  • В литературном центре  можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также "толстые" книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Правила организации выставок книг

  • Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т. п.). 
  • Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния.
  • Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно оформление, она не должна длиться более трех-четырех дней, так как далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться.

Правила работы в «Литературном центре»

  • Ребенок может брать книги, когда ему захочется это сделать.
  • При смене книг в литературном центре необходимо указать детям на это, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить детей, что привлекает их внимание.
  • Книга возвращается ребенком после почтения на то место, где они стояли.
  • http://www.mdouovds76.caduk.ru/images/laksiq10.pngПри рассматривании и чтении книг страницы не перегибать, а пользоваться закладкой.
  • Книги брать чистыми, сухим руками.

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №16 с углубленным изучением отдельных предметов  г. Жигулевска, г. о Жигулевск Самарской области http://s41.radikal.ru/i094/1010/97/5f871c9cbd40t.jpg

структурное подразделение  детский сад №6 «Солнышко»

Памятка

«Организация литературного центра

в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный центр грамотности и письма подготовительной к школе группы

Литературный центр – пожалуй, самый главный из всех центров активности в группе, являющийся своеобразным информационным ядром. Постоянный книжный фонд центра составляют программные произведе...

Литературный центр

Представлены фотографии литературного центра и игровая деятельность детей....

Литературный центр в ДОУ по ФГОС

Консультация педагогов. Буклет по теме "Литературный центр в ДОУ по ФГОС"....

Требование к организации речевого и литературного центра в группах.

Методические рекомендции к требование к организации речевого и литературного центра в группах....

Литературный центр

Дидактический материал...

Консультация для педагогов «Организация литературно-речевого центра в группе среднего возраста ».

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования....

Сообщение к педсовету "Использование литературного центра группы для раннего развития читательской грамотности"

laquo;Мы дружны с печатным словом,Если б не было егоНи о старом, ни о новомМы не знали б ничего!Ты представь себе на миг,Как бы жили мы без книг?»С.Михалков...