Использование песочной терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка на тему

Батищева Елена Ярославовна

Методический семинар для педагогов-психологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

 


Муниципальное автономное дошкольное  учреждение центр развития ребёнка детский сад № 158 города Тюмени

Методический семинар для педагогов -психологов

             на тему: "Использование песочной терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми дошкольного возраста".

                                                                                     

 Провела:                                                                 педагог-психолог

Батищева Е.Я.

Тюмень 2015

                                    

Цель: Обобщение опыта по практике использования песочной терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми.

Задачи:

1. Дать теоретические сведения о происхождении метода песочной терапии, его целях, задачах, сферах и возможностях применения.

2. Продемонстрировать практические формы и методы работы в психологической песочнице.

3. Рассказать о дидактическом материале используемом при работе с методом песочной терапии.

4. Дать теоретические сведения о принципах, целях, структуре, этапах коррекционной работы в психологической песочнице.

- Добрый день, уважаемые коллеги и гости нашего детского сада! Рада приветствовать вас на мастер-классе посвящённом коррекционной и развивающей работе в психологической песочнице.

1.Игра -разминка "Выйдите вперед, те кто

- пришёл в хорошем настроении .. и поприветствуйте друг друга с помощью ваших колен, ладоней, ушей, спин и т.д.)

- выйдите вперёд те кто любит осень;

- у кого есть дети.

2.Упражнение "салфетка".

Упражнение которое мы сейчас с вами выполнили как нельзя лучше показывает как слыша одну и туже информацию  разные люди  могут по разному её воспринимать и впоследствии претворять в жизнь.   В этом и заключается наша индивидуальность, особенность. И конечно же  этот фактор каждый раз должен учитывать  практикующий психолог. Нет одинаковых проблем, нет одинаковых путей решения, и самое лучшее решение есть уже у самого человека, наша же задача помочь лишь увидеть ему это. И  как нельзя лучше сделать это помогает  работа в психологической песочнице.

Игра с песком, или песочная терапия становиться всё более и более популярной в психологической, психотерапевтической, и даже театральной деятельности. И эта популярность не случайна. Современный всё ускоряющийся темп жизни, обилие различного рода стрессогенных факторов заставляют психологов искать эффективные способы для снятия психо-эмоционального напряжения,  решения внутриличностных конфликтов, путей для саморазвития, самопознания.

 На сегодняшний день практическая психология может предложить множество самых различных по своему содержанию, целям и задачам направлений. И одно из популярных  направлений – это песочная терапия.

Песочная терапия это сравнительно молодой метод в научной психологии, но известный с давних пор в общечеловеческой практике. Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым. И долгое время этот метод существовал исключительно в рамках  юнгианской  парадигмы.

Всем известна манящая притягательность песка, с ним любят играть как совсем маленькие дети, так и взрослые, оказавшись на пляже, невольно начинают водить руками по мягкому, податливому песку. И именно пластичность песка, позволяет человеку реализовывать через него свой творческий потенциал. Также одним из удивительных свойств песка является его свойство «заземления» негативной энергии, вот почему нас так тянет просто поводить по нему руками, или сыпать песок тонкой струйкой между ладоней. Такие нехитрые действия успокаивают человека, помогают привести мысли в порядок, настраивают на философский лад, дают ощущение внутреннего покоя. Работа в психологической песочнице позволяетПедагог-психолог Батищева Е.Я.  МАДОУЦРР Д/С №158 увидеть себя со стороны, заглянуть в свой внутренний мир, почувствовать его противоречия, конфликты и самому решить их. Ведь преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного решения  трудностей как внешнего, так и внутреннего порядка.

Метод песочной терапии уникален также и своей универсальностью, он одинаково эффективен как для взрослых, так и для детей. В работе с детьми песочную терапию используют для решения как коррекционных, так и развивающих, дидактических и даже общеобразовательных задач. Перенос традиционных развивающих занятий в психологическую песочницу помогает повысить учебную мотивацию, сделать изучение даже самого трудного и скучного для ребёнка материала, интересной и захватывающей игрой.  На этом принципе построена моя программа которая называется "Волшебный песок". И сейчас я хотела бы вас кратко с ней познакомить и на практике попробовать некоторые упражнения и задания из неё.

     « Волшебный песок»

1 слайд  Презентация авторской программы дополнительного образования по развитию познавательной активности, мелкой моторики и гармонизации психо-эмоционального состояния детей дошкольного возраста 2-5 лет педагога-психолога Батищевой Е.Я.

2 слайд  Данная программа рассчитана на 2 года обучения на младший дошкольный возраст 2-3 года и средний дошкольный возраст 4-5 лет. Программа имеет развивающе-коррекционную направленность на этом  построена её цель и задачи.

3 слайд  (появляется тогда когда  проговорю слово задачи.) Задачи программы отражают коррекционные, развивающие, обучающие компоненты занятий.

4 слайд  Модель комплекса занятий представлена в виде трёх блоков вы можете ознакомиться с ними на слайде  все они служат общей цели программы.

5 слайд Структура занятия состоит из ритуала приветствия. С каждой возрастной группой он свой. С детьми 2-3 лет мы с ребятами держимся за руки и хором здороваемся друг с другом сначала громко, затем тише и наконец шёпотом. Это помогает развитию навыков самоконтроля, создаёт положительный настрой на занятие. С детьми 3-4 лет и 4-5 лет мы здороваемся иначе, дети сидя в кругу кладут руку на плечо соседу называют его имя и говорят ему "здравствуй!" Это помогает сплочению группы, снижению напряжения, тревожности, постепенному развитию доверия к группе и эмпатии. После этого идут различные игры - разминки подобранные по теме занятия. Например, если это вводные занятия и идёт только сплочение набранное группы, то здесь идут игры на знакомство, снятие психо-эмоционального напряжения.  Это может быть игра предложенная Хухлаевой,  "Кто в домике живёт?", "Ласковые лапки"  или модифицированная мной играна развитие эмоциональной сферы  "наши ладошки, она очень нравиться ребятам и 2-3 лет и  детям более старшего возраста.  Дети с удовольствием в ней участвуют и очень эмоционально на неё откликаются. Предлагаю вам сейчас в неё поиграть.

ИГРА "НАШИ ЛАДОШКИ"

Посмотрите пожалуйста на свои руки, они у нас удивительные, они так много всего умеют делать, и даже эмоции которые мы испытываем они могут тоже по своему выражать.

Давайте, посмотрим, что же они умеют делать.

- наши руки умеют дружить - пожмите друг другу руки;

- наши руки умеют радоваться - похлопайте в ладоши;

- наши руки умеют любить - погладьте друг друга по голове или руке, плечу;

- наши руки умеют сердиться - сожмите ладони в кулаки и постучите ими по коленям;

- наши руки умеют грустить - показываем эмоцию руками - когда всё валиться из рук и ничего не получается;

-  наши руки  умеют бояться - спрячьте их за спину;

- наши руки умеют оценивать - поднимаем и опускаем вниз большой палец;

Но больше всего нашим ладоням нравиться когда мы дружим друг с другом (повторяем упражнение) ; любим окружающих нас людей и конечно же радуемся!

Также мы используем психогимнастическиеупражнения  которые отражают тему и игровой сюжет каждого занятия. Психогимнастические игры помогают ребёнку  в ознакомлении с различными эмоциональными состояниями, помогают ребёнку понять своё собственное состояние и выразить его, освобождают от мышечных зажимов, зажатости, стеснительности.  Способствуют тому чтобы речь и мимика ребёнка стали более выразительными. Психогимнастические упражнения представлены в виде весёлых игр таких как «надоедливая муха» где с помощью мимических мышц  мы разными частями лица пытаемся отогнать надоедливую муху. Давайте сейчас попробуем выполнить его.

Психогимнастическое упражнение "Надоедливая муха"

Ведущий предлагает представить, что все лежат на пляже, загорают, солнышко ласково согревает нас. Вдруг прилетела и села на лоб муха. Чтобы её прогнать нужно, пошевелить бровями. Муха кружиться возле глаз – нужно поморгать, похлопать ими, прищуривать поочерёдно левый и правый глаз. Затем муха перелетает на щёку с одной на другую – ими тоже нужно подвигать, надувать и сдувать по очереди, затем на рот, ртом нужно тоже подвигать влево вправо, попытаться сдуть муху. И наконец, муха садиться на подбородок – нужно подвигать челюстью, покрутить головой, помотать. Замечательно! Спасибо!

 Или же это может быть инсценировка небольших сцен, этюдов с яркой эмоциональной окрашенностью. И сейчас я предлагаю вам попробовать это упражнение.

Психогимнастические этюды

Давайте представим различные ситуации и попробуем их эмоционально с помощью мимики отобразить. Первая ситуация – вооброзите, что вам сделали неожиданный, но очень приятный подарок – ваша реакция. Вторая ситуация – неприятная, вас известили о том, что ваш отпуск будет существенно сокращён, (эмоция недовольства) а вместе с тем и значительно сокращены отпускные (эмоция злости) и наконец премия которую вы так долго ждали отменяется (эмоция гнева), а теперь, что настроение у начальства улучшилось и ваш отпуск продлён, отпускные увеличены, премию дали, и может быть вам готовятся предложить ещё более высокую должность, вы сначала сильно удивились, а потом невероятно обрадовались (эмоция удивления и  радости) обрадовались так, что захотелось хлопать в ладоши от радости! Замечательно!А теперь давайте вернёмся к дальнейшему ознакомлению с программой.

6 слайдПосле приветствия,  вводных упражнений  мы подходим к песочнице,  и  прежде чем  дотронуться до песка, повторяем правила поведения  у песочницы, после этого берёмся за руки и говорим "волшебные слова" дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся, будем вместе мы  играть никого не обижать!"

После этого ритуал приветствия песка - вариантов его может быть очень много  подробные описания вы сможете найти в методическом пособии.Обычно мы касаемся песка ладонями, говорим: "здравствуй песочек!" и убираем ладони, смотрим на свои отпечатки на песке, и я говорю смотрите ребята песочек тоже сказал вам здравствуйте!"  Позже  идут игры на развитие тактильной, сенсорной чувствительности. Например,   детям могут предлагается следующие упражнения: согреть песочек в своих ладонях, растереть его чтобы он стал тёплым или же закопать свою ладонь, а затем свободной рукой не спеша слой за слоем освободить её. В сочетании с упражнениями на развитие тактильной чувствительности идут упражнения на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, сопровождаемые детскими стихотворениями, потешками, пословицами.

7 слайд

8 слайд, 9 слайд, 10 слайд, 11 слайд, 12 слайд, 13 слайд

   Помимо этого на занятии мы ипользуем игры на развитие познавательной активности детей – это могут быть игры построенные по принципу классификации, систематизации, игры на нахождение аналогий, обобщения, логические задания.  Здесь мы можем обобщать формы, классифицировать животных на домашних и диких, выстраивать последовательность событий. При этом могут использоваться такие дидактические материалы как палочки кьюзенера и блоки дьенеша.

Прежде чем мы приступим к практической части работы в песочнице я предлагаю вам выполнить одно релаксационное упражнение. Мы попробуем окунуться в мир своего детства.

Релаксация  (я - ребёнок)

 «Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы хорошо чувствовалась опора, спиной обопритесь о спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах.

Представьте себя в детстве, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день. Воздух терпкий, пряный, пахнет смолянистыми тополиными почками. Деревья покрываются первыми листочками, и такие высокие, что кажется, своими верхушками достают до неба. Вам два или три года. Вы идете по улице. Как вы выглядите? Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую нежную руку. Получается у вас представить себя маленьким ребенком? Расскажите, что вы чувствуете? Кто хотел бы поделиться?».

1.Упражнения на сенсорную тактильную чувствительность - приветствие песка разными частями ладоней,

 сжимаем в кулачках

разогрев песка ладонями,  

песочный дождик

указательным пальцем изображаем капли дождя

дождь прошёл и на песке образовались большие лужи рисуем их, а по лужам так приятно шлёпать в резиновых сапогах, приятно но только сильно грязно и мама может огорчится что мы так испачкались поэтому через лужи лучше ходить по мостикам - рисуем их.  (Выполняют первые 6 человек)

2."Следы зверей"

Представим, что сейчас у нас по песочнице пойдут самые разные животные, насекомые, и даже поплывут рыбы.

Первый у нас по песочнице пойдёт слон;

Поползла змея;

Пробежал зайчик;

Пробежали олени и оставили следы от своих копыт;

Протопал косолапый медведь;

А медведь нагнулся и посмотрел на траву а там бегают паучки,

ползут гусеницы, и красиво порхают своими разноцветными крыльями бабочки.

А сейчас поплыли морские обитатели маленькие рыбки;

Поплыли медузы;

Морские черепахи;

Выбрались на берег морские крабы; (Выполняют следующие 6 человек) Подобные упражнения можно придумывать на любую лексическую тему, например, транспорт, также ладонями дети повторяя за педагогом имитируют движения автомобиля, поезда, самолёта, парохода и т.д., изображая при этом звуки этого вида транспорта, также как имитируя следы зверей и проговаривая их звуки.

3. "волшебные отпечатки" Делаем отпечатки разными частями ладоней и представляем на что они могут быть похожи.

"наши ладони" проговаривается всё тоже самое что и в первом варианте  -делаем отпечатки и украшаем их;

"изображаем своё настроение" и пиктограммы выкладываем цветными камушками; (Выполняют следующие 6 человек)

4. Поскольку песок нас волшебный то и все гости которые появляются на нём тоже необычные, сказочные. На разные занятия приходят разные персонажи. И иногда появляются забавные песочные человечки.  Детям может зачитываться следующее четверостишье:

Смешные человечки

в песочнице живут

И без горячей печки

Куличики пекут.

Выкладываем из блоков песочных человечков.

графические диктанты в песочнице (положите цветной камушек в левый верхний угол песочницы, а теперь в правый нижний выложите камушками диагональную линию пересекающий левый верхний угол песочнице  и  заканчивающеюся в правом нижнем углу. Теперь положите камушек в правый верхний угол песочницы, и в левый нижний , выложите камушками диагональную линию начинающуюся из правого верхнего угла и заканчивающуюся в левом нижнем углу. В теперь выложите из камушек прямую линию разделяющую получившиеся линии по середине.  Вы начинаете выкладывать от середины края песочницы с левой стороны и до середины края песочницы с право стороны. На что похоже получившиеся линии, давайте пофантазируем и назовём как можно больше образов.

5. Возможности использования цветного песка. Демонстрация материала.

примеры и задачки на логику на логику на гальке.

14 слайд Коррекционная работа в психологической песочнице.

Варианты инструкции для создания песочных картин:

  • инструкции с диагностической направленностью (создай историю о жизни твоей семьи, попробуй создать историю о семье животных, «Создай то, что хочешь»,

"Создай свой  собственный мир, он может быть таким каким тебе захочется»,

"Создай своё собственное сказочное государство /  свою волшебную страну";

«Создай наиболее яркий эпизод твоего сна»;

Варианты инструкции для создания песочных картин:

  •  тематические инструкции (проработка определенной проблемной ситуации или сюжета личной истории);
  •  моделирующие инструкции (используется для формирования “ресурсных” переживаний).

Примеры вопросов которые можно задать ребёнку при обсуждении его песочной картины:

  •  Расскажи что это за мир, сказочная страна?

Какие существа её населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну? (подробно о каждой фигуре)

  •  В каких взаимоотношениях они находятся между собой?

Всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить?

какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше?

Ключевые характеристики песочных картин:

  • Энергоинформационное поле песочной картины;

Каждая песочная картина обладает частью энергии своего автора и содержит информацию о его внутренних процессах. Таким образом каждый человек разглядывающий песочную картину соприкасается с её энергоинформационным полем.

Основная идея песочной картины

Основная идея песочной картины отражает актуальные жизненные ценности, потребности, иными словами она говорит нам о том что является наиболее значимым для человека в данный момент. Узнать основную идею песочной картины можно попросив дать ей название. Что это за мир? Что это за страна? Что самое главное жители этой страны могли бы сказать жителям других стран? Чему нас может научить опыт путешествия по этой стране? Можно также предложить описать песочный мир в форме сказки, притчи и спросить: о чём эта сказка? чему она может научить нас?

  •  Сюжет (или сюжеты) песочной картины;

отражает динамику некоторого внутреннего процесса. Иногда бывает что внутри картины имеется два и более сюжета связанных между собой или нет. Бывает что сюжеты посвящены одному действующему лицу и описывают разные периоды его жизни. По своему сюжету песочные картины бывают: динамичные, статичные, смешанные.

  •  Конфликтное содержание песочной картины;

Конфликтное содержание песочных картин отражает внутреннее напряжение человека оно бывает явным и скрытным. Когда в песочнице открыто идут бои и сражения можно говорить о явном конфликте, но есть конфликты скрытые которые обнаруживаются позднее когда идёт обсуждение песочной картины, обсуждение отдельных её героев.

Конфликтное содержание песочной картины может быть описано следующими характеристиками:

уровень агрессии он может быть высоким, средним и низким.

направленность агрессии  она может проявляться в форме аутоагрессии - направленности разрушительных действий против главного героя песочной картины, или гетероагрессии  - противоборство различных групп в песочнице, или же агрессивные действия главного героя по отношению к другим персонажам песочницы.

адрессность агрессии может символизировать конкретное лицо или нескольких человек против которых главный герой песочницы направляет агрессивные действия.

  •  Ресурсное содержание песочной картины;

Ресурсное содержание песочной картины служит опорой для консультирования и дальнейшей работы с человеком.

Проявления ресурсного содержания:

1. Наличие особой позитивной энергетики в картине (какой-то участок греет душу).

2. В песочной картине или рассказе имеется созидательная идея, стремление.

3. Сюжет песочной картины жизнеутверждающий.

4. Ощущение освобождения от напряжения, отыгранного конфликта.

  •  Символическое поле песочной картины;

- символизм пространственного расположения предметов

- символизм ландшафт

- символизм используемых предметов в психологической песочнице.

И немного остановимся на групповых формах работы в психологической песочнице.  Критерии и характеристики интерпретации таких картин будут во многом схожи с анализом групповой формы работы по сказкозкотерапии.

Для понимания содержания групповых песочных композиций  используются четыре показателя:

- характер взаимодействия участников группы между собой. Участники группы могут строить одну общую картину объединённую общей идеей, тогда территория каждого члена группы размыта, не выделена, а могут и строить параллельно каждый свой мир. Также участники группы могут разделиться и на подгруппы.

- распределение ролей в группе. Наблюдая за игрой в песочнице можно чётко увидеть распределение ролей, обычно сразу выявляются лидеры.

- стиль поведения каждого участника группы. Как известно в группе человек может проявить себя с неожиданной стороны, показать свои скрытые качества.  Особенно важно наблюдение за стилем, поведения в группе в ситуации семейного консультирования.

- ценности объединяющие участников группы. В центре групповой картины располагается  нечто общее для всех (фигурки символизирующие развлечения, удовольствия, или же какую-то конструктивную деятельность), важно также кто предложил центральную фигурку для песочной композиции. Как правило этот человек будет занимать особую роль в группе.

Все эти данные  заносятся  в протоколы.

А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза, устроиться как можно удобнее и представить себе свою собственную волшебную страну, свой сказочный мир.

Волшебная страна

Сидя:

  1. Закройте глаза. Устройтесь поудобнее. Представьте себе свою собственную волшебную страну, нарисуйте её в своём воображении, уделите внимание каждой детали.
  2. Это единственное место, где вы можете делать всё, что вам захочется. Кроме вас там есть только птицы и звери, цветы. Прислушайтесь к их звукам, запахам, попробуйте ощутить их.

  1. Это единственное место, где вы можете делать всё, что вам захочется. Кроме вас там есть только птицы и звери, цветы. Прислушайтесь к их звукам, запахам, попробуйте ощутить их.
  2. А теперь представьте в этой стране огромное синее, чистое, тёплое море. Поплавайте в нём. Ощутите приятную свежесть морской воды.
  3. Захватите с собой это чувство легкости, приятной прохлады, бодрости, умиротворения и покоя.
  4. А теперь можно открывать глаза.

Вывод: Таким образом работа в психологической песочнице открывает перед практикующим психологом  массу возможностей, широкое поле для творческой деятельности самого песочного терапевта. Так как здесь нет чётких стандартов и строгих директивных правил - вы можете внести в свою работу  элемент любого метода - атртерапии, сказкотерапии, психодраммы, гештальттерапии в консультативной и коррекционной работе, в развивающих занятиях можно также использовать разнообразные дидактические пособия и пособия, игры, сделанные вашими руками.

          Список литературы:

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум песочной терапии.

Педагог-психолог Батищева Е.Я.  МАДОУ Д/С №158 города Тюмени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по использованию песочной терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми

Игра с песком, или песочная терапия становиться всё более и более популярной в психологической, психотерапевтической, и даже театральной деятельности. И эта популярность не случайна. Песочная терапия ...

Использование игровых средств набора психолога "Пертра" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.

В данной статье описываются игровые упражнения с использованием игровых средств из ящика № 5 и № 6....

МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.»

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть...

МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»

МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Игры с камешками марблс - разноцветное счастье для ...

Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста

Консультация для воспитателей использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста  информационно- коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возра...

Конспект мастер – класса «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе ...