Тематическое планирование совместной деятельности с детьми по теме "Путешествие по карте".
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

Коржавина Людмила Михайловна

Тематическое планирование совместной деятельности с детьми по теме "Путешествие по карте".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование совместной деятельности с детьми:  « Путешествие по карте».

Сентябрь

Поверхность Земли и стороны света.

Октябрь

Океаны и их обитатели.

Ноябрь

 Наша страна Россия.

 Декабрь

 Северные земли и их обитатели.

 Январь

 Часть света- Европа.

 Февраль

 Часть света- Азия.

 Март(1 неделя)

 Часть света- Африка.

 Март (4 неделя)

 Часть света- Антарктида.

 Апрель

Часть света – Австралия.

Май ( 1 неделя)

Часть света –Америка.

Май ( 4 неделя)

 Итоговое занятие.

Тема: Поверхность Земли и стороны света.

Для введения в тему рассмотрим с детьми глобус и физическую карту полушарий. Обсудим, что такое карта и глобус, что означает каждый цвет на карте. Сравним: водные пространства (моря и океаны) и сушу ( материки и острова), виды рельефа (равнины и горы). Проясним вопросы: есть ли дороги в океане? А если нет, как кораблю обойтись без дороги и не заблудиться? Вспомним о компасе. Определим на карте стороны света, найдем Северный и Южный полюсы Земли, разные части света. Попутешествуем по карте от одной части света к другой по выбору детей- каждому предоставим возможность пройти часть маршрута с «кораблем»- фломастером, оставляя на карте след- маршрут путешествия. Раздадим детям контурные карты полушарий, предложим дома раскрасить голубым карандашом водные пространства и с помощью родителей надписать части света.

Тема: Океаны и их обитатели (подводный мир).

Для введения в тему рассмотрим на карте и глобусе водные пространства- океаны ( их всего четыре. Вспомним путешествия по водным просторам капитана Врунгеля на яхте

( А. Некрасов « Приключения капитана Врунгеля); путешествия доктора Дулитла( Х. Лофтинг « Путешествия Доктора Дулитла») или других персонажей, известных детям книг и мультфильмов. Если кто то побывал на море предложим поделиться впечатлениями.

Обсудим, как можно путешествовать под водой, посмотреть на подводный мир?

Представим, что мы отправились в путешествие, выберем пункт назначения, проложим маршрут на карте (через все океаны). Обсудим, что нас ждет в пути, кого мы можем встретить. Проверим наши предположения, рассмотрим фотоиллюстрации подводных пейзажей ( с рыбами, осьминогами, крабами, моллюсками, колониями кораллов, зарослями водорослей). Проведем аналогия между жизнью на суше и в подводном мире.

Понаблюдаем, что происходит в реальном кусочке подводного мира- аквариуме, обсудим, как дышат рыбы, как им удается погружаться и всплывать ( приспособление к среде обитания- жабры, плавательный пузырь). На контурных картах наклеим метки обитателей морей и океанов.

Совместная деятельность переходит в сюжетно- ролевую игру «Путешествие на подводной лодке».

Тема: Наша страна Россия.

Эту тему можно развернуть в период чтения повести А. Гайдара « Чук и Гек» или повести в стихах С. Маршака « Веселое путешествие от «А» до «Я».

Для введения в тему предложим детям рассмотреть политическую карту мира, сравним её с нашей уже закрашенной физической картой. Обсудим, что означает цветная мозаика на изображении каждой части света (разные страны) Поговорим, что такое страна, как называется наша родная страна, найдем её на политической карте мира и нанесем приблизительно её контуры на нашу физическую карту. Выясним, что она очень велика и занимает часть Европы и часть Азии.

Отправимся в воображаемое путешествие по России, наметим на карте маршрут- на восток от Москвы (главного города страны- столицы) до Тихого океана в город Владивосток, выберем транспорт ( поезд)- вспомним путешествие Чука и Гека из повести А. Гайдара.

Сделаем три остановки в пути. Первая- до Уральских гор (рассмотрим известный европейский ландшафт, вспомним его обитателей). Вторая после Уральских гор, в Сибири (рассмотрим таежный ландшафт. Поставим метки- обитателей тайги- медведем, бурундуком, соболем, рысью…) Сравним лиственный и хвойный лес (сходство и различие). Обсудим, чем издавна занимаются люди в Сибири (охота, добыча полезных ископаемых, лесозаготовки). Третья остановка- на Дальнем Востоке, у Тихого океана. Рассмотрим картины ландшафтов, оставим метки обитателей ( тигры). Выясним, чем занимаются люди ( мореплаванье, рыболовство, охота).

Рассмотрим флаг России, сравни его с флагами других стран (сходство, различие, смысл символики). Наклеим на нашу карту флаг России. Рассмотрим герб России и поговори о его символическом значении.

Предложим детям дома подобрать и наклеить подходящие метки для центральной России, Сибири, Дальнего Востока, нарисовать и наклеить флажок – аналог государственного флага нашей Родины. Продолжить беседу по готовым картам детей.

Далее закрепляем полученные знания- «перепиской» с мальчиком Масмело, живущим в Африке.

Теме: Северные земли и их обитатели.

Для введения в тему вспомним сказку Г.Х Андерсена « Снежная королева», почитаем небольшие отрывки из неё ( Герда у лапландки и финки; описание чертогов Снежной королевы).

Найдем на карте и глобусе земли Крайнего Севера- вдоль Северного Ледовитого океана. Обсудим, почему так называется океан. Поговорим о суровом климате, полярной ночи и северном сиянии, о северной степи- тундре, ледяной пустыне, диких животных Крайнего Севера (белый медведь, северный олень, полярная сова, ластоногие- моржи и тюлени) Рассмотрим иллюстрации.

Вспомним, где живет Санта- Клаус (Лапландия), а где Дед Мороз ( Великий Устюг)- посмотреть на карте- сделать метки. Отправимся в воображаемое путешествие с Дедом Морозом с подарками для детей Крайнего Севера. Наметим на карте маршрут по северным землям и островам. Выберем подходящий транспорт (корабль- ледокол, снегоход, оленья и собачья упряжка, лодка- каяк). Сделаем несколько остановок и посмотрим, как живут люди на Севере, чем занимаются;. Рассмотрим иллюстрации селений оленеводов и рыбаков, охотников на морского зверя, обратим внимание на типичную одежду из меха, на жилища из снега, оленьих шкур.

Подберем и наклеим на карту полушарий метки, символизирующие природу и жизнь человека по маршруту путешествия.

Порекомендуем родителям прочитать детям сказки северных народов, помочь подобрать и наклеить метки Севера на своих контурных картах.

Тема : Часть света –Европа.

Предложим детям путешествие в самую маленькую из частей света- Европу. Найдем её на карте и глобусе. Отправимся в знаменитый европейский город  Париж. Наметим маршрут на карте. Выберем подходящий транспорт, чтобы все увидеть ( поезд, автобус)

Выложим ряд из иллюстраций (природные ландшафты умеренных широт с лесами и спокойными реками, культурные ландшафты- возделанные поля, села и небольшие города, Париж с Эйфелевой башней), рассмотрим  их.

Обсудим, какие здесь растут деревья, какие животные обитают- рассмотрим небольшие карточки- иллюстрации; чем эти места похожи и чем отличаются от нашей страны, где живут люди( города, села), чем занимаются (земледелием, разведением домашних животных, работают на заводах и фабриках и т.д.). Придем к выводу, что природа и жизнь людей очень похожа на жизнь в нашей стране.

Поместим не карте метки- символы- Европы (природные- лиственные деревья, лисица, заяц, благородный олень, волк; культурные- типичные городские и промышленные здания).

Предложим детям закрасить Европу на контурной карте, подобрать и наклеить подходящие «метки».

Тема : Часть света –Азия.

Для введения в тему вспомним историю о Маугли ( Р. Кипплинг « Маугли».) Найдем на карте и глобусе  еще одну часть света- Азию. Предложим детям отправиться в далекую азиатскую страну Индию, где жил Маугли. Наметим на карте маршруты –сухопутный и морской.

(Смысловым фоном для путешествия  Азию могут стать произведения С. Баруздина « Рави и Шаши», Р. Кипплинга « Рики- Тики- Тави»)

 Сделаем первую остановку в горах ( рассмотрим фотоиллюстрации ландшафтов или репродукции картин Н. Рериха, карточки с изображением горных животных.

Вторая остановка- джунгли Маугли (рассмотрим иллюстрации- ландшафт и животные: тигры, слоны, пантеры, шакалы и др.). Рассмотрим и обсудим иллюстрации: в каких селениях живут люди, чем занимаются, каким продуктом знаменита Индия (индийский чай).

Выберем и наклеим на карту подходящие метки- символы ( тигр, пантера, рабочий слон и др.)

В конце занятия займемся практическим исследованием: сравним разный чай: черный, зеленый, мелко и крупнолистовой. Заварим и сравним на вкус зеленый и черный чай.

Напомним детям, что дома с родителями они могут найти и закрасить Азию на карте и подобрать подходящие «метки».

Тема : Часть света- Африка.

Для ведения в тему вспомним доктора Айболита (по одноименной сказке К. Чуковского) и его путешествие на реку Лимпопо, можно использовать письмо от Масмело- африканского мальчика, которому дети рассказывали о России.

Хорошим введением в тему будет предварительное чтение Р. Киплинга « Как леопард стал пятнистым». В этой сказке в увлекательной сюжетной форме автор рассказывает о способах приспособления животных к окружающей среде. Маршрут персонажей сказки – из сухой степи в тропический лес Африки- может стать маршрутом нашего путешествия).

Найдем на карте часть света- Африку; вспомним, как добирался до Африки доктор Айболит (на корабле), наметим на нашей карте маршрут воображаемого путешествия по следам доктора Айболита- из России до реки Лимпопо.

Отправимся в воображаемое путешествие, сделаем несколько остановок: в пустыне, в африканской степи, тропическом лесу. Рассмотрим последовательно иллюстрации этих ландшафтов с типичными растениями, животными, жилищами и занятиями людей( бедуины- кочевники в пустыне, охотники в степи и тропическом лесу).

Обсудим, чем замечательна Африка: какая там погода (вечное лето, жара), какие животные и растения есть только там и нигде больше ( жираф, баобаб), как там живут люди, чем занимаются, какие плоды мы можем привезти из путешествия (бананы, кокосы. финики, ананас). Поищем аналоги африканским животным в известных нам частях света (Азия) –сравним разных кошачьих, африканского и индийского слона и др.

Поищем ответы на вопросы : почему у жирафа длинная шея, зачем слону хобот, почему бегемот серый, а жираф, леопард, зебра имеют яркие пятна или полоски на шкуре? Сделаем вывод о зависимости окраски и строения тела от среды обитания.

Наклеим на карту полушарий метки символизирующие животный и растительный мир Африки.

Вернувшись из Африки рассмотрим и попробуем на вкус «привезенные» плоды (например: финики).

Предложить дома закрасить Африку на контурной карте, наклеить картинки- «метки»

В свободное время в группе организовать сюжетно- ролевую игру- путешествие по Африке с разными приключениями.

Тема: Часть света- Антарктида.

Для введения в тему предварительно прочитаем несколько рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов».

Найдем на карте и глобусе часть вета- Антарктиду и Южный полюс Земли в центре материка. Отправимся в воображаемую экспедицию к берегам Антарктиды, чтобы узнать все про пингвинов (наметим маршрут по карте).

Первая остановка у берегов Антарктиды: рассмотрим картины ландшафтов- ледяная пустыня, вечная зима. Обсудим, что такое айсберги (ледяные острова), откуда они берутся; кто такой пингвин- птица или зверь, почему мы его считаем птицей, есть ли еще птицы, которые не летают.

Отправимся в глубь материка: подумаем встретим ли мы там зверей и людей. Рассмотрим иллюстрации- необитаемая земля, полярные станции), узнаем, чем занимаются и как живут зимовщики- полярники.

Выберем метки- символы для Антарктиды и наклеим их на карту.

Предложить дома раскрасить на своей карте Антарктиду и наклеить подходящие «метки».

Тема: Часть света- Австралия.

Для введения в тему предварительно почитаем рассказ Р. Кипплинга « Рассказ о Старике Кенгуру». Найдем на карте и глобусе часть света- Австралию, где жил Старик Кенгуру. Отправимся к нему в гости, наметим маршрут, выберем подходящий вид транспорта (корабль).

От берегов Австралии переместимся в глубь материка и сделаем три остановки: в эвкалиптовом лесу, в степи, пустыне. (иллюстрации).

Рассмотрим карточки- иллюстрации с животными Австралии : кенгуру, медведь коала, нелетающая птица эму (похожая на африканского страуса), дикая собака динго. Сравним их попарно: чем похожи и чем различаются кенгуру и коала, кенгуру и птица эму…

Поговорим о приспособлении к среде обитания (сильные ноги кенгуру и эму- чтобы бегать по лесу и степи, длинные когти у коалы, чтобы лазить по деревьям за кормом и т.д.). Обсудим, каких животных и почему  называют сумчатыми?

Обсудим некоторые традиционные занятия австралийцев: овцеводство (знаменитая австралийская шерсть), охотники- аборигены- рассмотреть иллюстрации.

Наклеим на нашу карту « метки»- символы Австралии.

Покажем детям как летает кривой охотничий нож австралийцев – бумеранг ( модель из картона). Предложить вырезать такой же из картонных заготовок и поупражняться в бросании бумеранга.

Предложить дома раскрасить на своей карте Австралию и наклеить подходящие «метки».

Закрепить полученные знания в сюжетно- ролевой игре.

Тема: Часть света- Америка.

Для введения в тему прочитаем стихотворение Р. Кипплинга «На далекой Амазонке».

(в переводе С. Маршака) или послушаем песню В. Берковского и М. Синельникова на эти стихи.

Найдем на карте и глобусе реку Амазонку, выясним в какой части света находится (в Америке). Рассмотрим эту часть света , вытянувшуюся с севера на юг, состоящую из Северной и Южной Америки.

Наметим маршрут воображаемого путешествия ( из Ливерпульской гавани в Южную Америку- на Амазонку, а затем в Северную Америку).

Первая остановка: джунгли Амазонки. Рассмотреть ландшафтные иллюстрации и карточки с изображением животных (ягуар, крокодил, броненосец, черепаха, рыбы- пираньи. Обсудим, есть ли такие животные в других частях света и поищем сходство (броненосец- черепаха, ягуар- тигр). Поговорим о том, как живут люди в джунглях (индейцы- охотники), также проведем аналогии с другими частями света.

Вторая остановка- в северной Америке. Рассмотрим ландшафтные иллюстрации (пустыни с гигантскими кактусами, леса и степи- прерии, ранчо пастухов- ковбоев), а также карточки с изображениями животных и растений 9мериканский клен, стада бизонов и др)

Поговорим о больших современных городах Северной Америки, рассмотрим иллюстрации (небоскребы Нью- Йорка), сравним с нашими городами.

Обсудим, что есть замечательного в Америке, отличающее её от других частей света (например индейцы и ковбои, бизоны и ягуары). Выберем и наклеим соответствующие «метки» на карту.

Предложить дома раскрасить на своей карте Америку и наклеить подходящие «метки».

Закрепить полученные знания в сюжетно- ролевой игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование совместной деятельности по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие: Труд» с детьми дошкольного возраста (2-8 лет)

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к д...

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...

Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономич...

Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по основам финансовой грамотности

Разработанное   тематическое планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических занятий....