Психопрофилактическая программа "Дружная семейка"
рабочая программа (средняя группа) на тему

Бакулина Юлия Анатольевна

Цель программы: Профилактика поведенческих нарушений у детей 4-5 г.ж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhnaya_semeyka_1.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено                                                                                                                Согласовано

Заведующая ГБДОУ  № 128                                                                                    Методист МЦ ГПИ СГУ

__________Коржова Т.С                                                                                          ________ Бескоровайная Н.В.

Психопрофилактическая программа 

 « Дружная семейка»

Цель: профилактика поведенческих нарушений у детей 4-5 г. ж.

Задачи:

1.Развитие коммуникативных навыков.

2.Повышение работоспособности, познавательной активности.

3.Обучение приёмам саморегуляции.

4.Снижение психоэмоционального и телесного напряжения.

5. Развитие речи и моторных особенностей.

Методические приёмы: пальчиковая гимнастика, самомассаж рук и пальчиков, дыхательную гимнастику, речедвигательные упражнения, продуктивные виды деятельности, телесно-ориентированные упражнения, элементы «Беби – Йоги», ауторелаксацию.

Организация занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, по 20-25минут. Количество занятий – 14. Оптимальное количество детей 6-8 человек.

Возрастная категория: дети 4-5 лет.

Литературный источник:

1.Трясорукова Т.П. Речедвигательный тренинг. Коррекционно - развивающие занятия для детей дошкольного возраста. Ростов-на Дону, Феникс, 2010, 93 стр.

Обоснование программы.

   В психологической литературе пока нет единого определения понятия «нарушения поведения» у детей. Все попытки классификаций нарушений носят условных характер, так как поведение дошкольника чаще всего сочетает в себе черты нескольких поведенческих нарушений. Тем не менее, обобщая все вышеописанное, условно можно выделить 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих поведенческие проблемы:

1. Агрессивные дети - выделяя данную группу, важно оценить степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших данное нарушение поведение.

2. Эмоционально и двигательно-расторможенные дети - относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг или страдают, то их экспрессивное поведение обязательно будет слишком громким и вызывающим.

3. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети - это дети, стесняющиеся выражать свои эмоции, тихо переживающие свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость), различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи) обусловлены, как правило, двумя факторами - ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.

   Профилактика - это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения. Ключевыми процессами, главными для профилактических мероприятий являются факторы риска и факторы защиты. Выделяют основные направления профилактических мероприятий: построение отношений с воспитателями и педагогами; оптимизация детско-родительских отношений; организация развивающей среды. Каждое из направлений имеет свои методы и хорошо проработанные педагогические технологии. Работа с педагогами ведется по пути повышения уровня педагогического мастерства, эмоциональной стабильности, используются игры-релаксации, адаптационные игры, игры-формулы, игры-освобождения, игры-коммуникации. Оптимизация детско-родительских отношений нацелена научить родителей переориентировать свои установки в зависимости от потребностей ребёнка, на положительное восприятие родителями их родительских функций. Для этого применяются групповые терапии, групповые консультации, инструктаж. Грамотное построение развивающего пространства детского сада тоже является мощным профилактическим средство нарушений поведения детей дошкольного возраста.

·несоблюдение условий психического и личностного развития детей дошкольного возраста ведет к нарушениям в поведении и требует коррекции этих условий, с учетом основных принципов психологической коррекции. При всем разнообразии поведенческих нарушений, большинство из них имеет четко выделяемые особенности: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Современные методы коррекционной работы способны эффективно устранять ту или иную причину нарушения поведения. На современном этапе существуют несколько направлений коррекционной работы с дошкольниками: игротерапия, арттерапия (изобразительная, сказко-, музыко- и т.д.), поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика), социальная терапия, каждое из которых выделяет основные психологические механизмы воздействия на личность ребенка.

· При разработке данного тренинга были выбраны следующие средства психологического воздействия: телесно ориентированные методики, речедвигательные упражнения, кинезиологические упражнения, приёмы арттерапии, так как они имеют ряд преимуществ перед другими методами в контексте возраста детей и особенностей их поведения.. На основании запланированного и проведенного комплекса игровых занятий была выявлена положительная динамика поведения агрессивных, расторможенных, тревожных детей, снижение агрессивных импульсов, расширение поведенческого репертуара, развитие умения правильно понимать свое эмоциональное состояние и умения адекватно его выразить, формирование навыков позитивного общения, эмпатии, сочувствия, сопереживания.

Занятие №1

«В гостях у мушки Жужи»

Цель: Положительный настрой, умение действовать в соответствии с правилами, развитие координации движений и мелкой моторики

1.Приветствие.

2.Упражнение «Скороболтушка».

3.Массаж «Мошка».

4.Подвижная игра «Весёлое новоселье».

5.Рисование «Божья коровка».

6.Упражнение «Мушка Жужа».

7.Рефлексия.

8.Прощание.

Занятие №2

«В гостях у жирафика»

Цель: Создание атмосферы безопасности, снижение эмоционального напряжения, развитие слухового внимания, речи, воображения.

1.Приветствие

2. Упражнение. «Скороболтушка».

3.Упражнение «Нарядный шарф».

4. Стихотворение «Жирафик Тоша».

5.Рисование «Жирафик на прогулке».

6.Подвижная игр «Весёлая зарядка».

7.Рефлексия.

8.Прощание.

Занятие №3

«В гостях у ёжика»

Цель: Сплочение группы, повышение эмоционального тонуса, развитие пространственной ориентировки

1.Приветствие

2.Упражнение «Скороболтушка».

3.Массаж «Весёлые ежата».

4.Рисование  «Волшебный гриб».

5.Подвижная игра «Свой грибочек…».

6.Упражнение «Песенка про ежей».

7.Рефлексия

8.Прощание

Занятие №4

«В гостях у зайчика»

Цель: Сплочение группы, развитие эмоциональной выразительности; развитие уверенного поведения, снижение эмоционального и телесного напряжения.

1.Приветствие

2. Упражнение «Скороболтушка».

3.Массаж «Зайчишка на грядке».

4.Рисование «Самый быстрый».

5.Стих. «Зайка по дороге шёл».

6.Релаксация «Мы зайчишек позовём…».

7.Рефлексия.

8.Прощание.

Занятие №5

«В гостях у мышонка»

Цель: Развивать самосознание, умение согласовывать свои действия с другими детьми, сенсо-моторной координация.

1.Приветствие.

2. Упражнение «Скороболтушка».

3.Подвижная игра «Вышли мышки как-то раз».

4. Рисование «послушный мышонок».

5. Стихотворение «Наш детский сад».

6.Релаксация «Тихий час для мышат».

7.Рефлексия.

8.Прощание.

Занятие №6

«В гостях у лягушат»

Цель: Развитие коммуникативных навыков, снятие  эмоционально-мышечного напряжения, развитие  речи, воображения

1.Приветствие

2. Упражнение «Песенка лягушат».

3.Подвижная игра «Самый ловкий лягушонок».

4.Упражнение «Лягушата».

5.Рисование «Домик лягушонка».

6.Релаксация « Танец лягушата»

7.Рефлексия.

8.Прощание.

Занятие №7

«В гостях у собачки»

Цель: Сплочение группы, повышение эмоционального тонуса, развитие произвольности, сенсо-моторной координации.

1.Приветствие.

2.Разминка.

3.Загадка.

4.Упражнение «Шла собака через мост».

5.Стихотворение «Сказка-диалог».

6.Рисование «Такса».

7.Подвижная игра «Не урони».

8.Ррефлексия.

9.Прощание.

Занятие №8.

«Ласковая песенка»

Цель: Сплочение группы, повышение, развитие эмпатии, формирование навыков уверенного поведения, снижение напряжённости.

1.Приветствие

2.Упражнение «Назови ласково».

3.Упражнение «Помощники».

4.«Ласковая песенка».

5.Рисование Солнышко для мамы».

6.Релаксация «Мама-кошка».

8.Рефлексия.

9.Прощание.

Занятие №9

«В гостях у кошечки»

Цель: Развитие эмоциональной децентрации, формирование положительной самооценки, развитие умения подчиняться правилам, умение расслабляться

1.Приветствие.

2.Упражнение «Скороболтушка».

3.Упражнение «Фотографии».

4.Рисование «Котёнок Пушок».

5.Стихотворение «Котёнок потерялся»

6.Релаксация «Ласковая кошечка – сердитая кошечка».

7.Рефлексия.

8. Прощание.

Занятие №10

«Приятного аппетита»

Цель: Развитие эмоциональной выразительности, слухового внимания, эмпатии, навыков общения

1.Приветствие

2. Упражнение «Скороболтушка».

3.Массаж «Очень вкусно».

4.Стихотворение «Приглашение на обед».

5.Упражнение «Горячая картошка».

6.Лепка «блинчики, бублики, пирожки и тортики».

7.Рефлексия.

8.Прощание.

Занятие№11

«В гостях у мишки»

Цель: Создание положительного настроя, закрепление новых форм реагирования.

1.Приветствие

2.Загадка

3.Упражнение «Мишка и шарик».

4.Упражнение «Скатай шарик».

5.Рисование «Рисуем шарики для мишки».

6.Релаксация «Ласковые ручки».

7. Рефлексия.

8.Прощание.

Занятие №12

«В гостях у черепашки»

Цель: Снижение эмоционального напряжения, регуляция поведения в коллективе, развитие фантазии и творческого воображения.

1.Приветствие

2.Массаж «Запоминалка».

3.Релаксация «Черепашка Глаша».

4.Стихотворение «Необычная находка».

5.Рисование «Черепашка»

6.Подвижная игра «Чудачка».

7.Рефлексия.

8.Прощание.

Занятие № 13

«В гостях у лисички»

Цель: Развитие слухового и зрительного восприятия, сенсо-моторной координации, развитие речевой и двигательной активности.

1.Приветствие

2. Упражнение «Скороболтушка».

3.Массаж «Две лисички, два зайчишки».

4.Стихотворение «История одного кролика».

5.Рисование «Хитрый лис».

6.Релаксация «Шла лисичка».

7.Рефлексия

8.Прощание.

Занятие №14

«Будем вместе рисовать»

Цель: Активизация творческого мышления, воображения, умения

комментировать свои действия, формирование эстетических чувств 

1.Приветствие

2. Упражнение «Скороболтушка».

3Упражнение «Рисуем на руке».

4.Рисование «Одуванчик на поляне».

5.Стихотворение «Рисуем пейзаж».

6.Упражнение «Кисточка на носу».

7.Рефлексия.

8.Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психопрофилактическая работа.

1.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.2.Оценка особенностей развития ребёнка дошкольного возраста.3.Приложение 1. (обработка результатов)4. Приложение 2. (Форма заполнения результатов по а...

Психопрофилактическая беседа для детей старшего дошкольного возраста"Мое. Твое. Чужое"

Психопрофилактическая беседа с детьми подготовительной группы. Социальные нормы и правила....

«Георгин и бабочка» Психопрофилактическое занятие в старшей группе.

Цель: развитие эмоционально-личностной сферы детейЗанятие с использованием сказкотерапии. Проводимые на занятии игры-тренинги вплетены в сюжет сказки Т.Столяровой "Георгин и бабочка". С помощью сказоч...

«ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СНА В ДОУ»

в данных рекомендациях изложены некоторые принципы организации сна дошкольника...

Конспект подгруппового психопрофилактического занятия.

Конспект подгруппового психопрофилактического занятия для детей старшей группы (5 – 6 лет)Педагог – психолог: Китаева Т. Н., участник конкурса «Учитель года – 2012» в номинации «Педагог-пси...

Психопрофилактическая программа "Я все смогу!"

Актуальность. На протяжении нескольких лет осуществляя наблюдение за деятельностью и общением детей старшего дошкольного возраста и проводя диагностику готовности детей к школе, я обратила внимание на...