Проект по музыкотерапии "Музыкальная палитра"
проект на тему

Проект по музыкотерапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_proekt_muzykalnaya_palitra.docx184.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «РОСТОК»

отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями.

СОГЛАСОВАНО

Председатель методического совета бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

_________ Т.Г. Прокопьева

протокол №       от  _______2014г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

__________ И.В. Ганина

«___» _____________ 2014г.

Проект

(музыкотерапия)

                                       

                                         http://www.ippt.su/files/musictherapy.jpg

Разработчик:

музыкальный руководитель

Бауэр Л.М.

Игрим

2014

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………….......

3

Содержание проекта

8

Результаты

17

Список литературы

23

Приложение

24


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На сегодняшний день остро обозначена проблема существенного роста числа детей, имеющих низкий уровень физического и интеллектуального развития, нуждающихся в специализированной помощи. Из них большую часть составляют дети с задержкой психического развития, имеющие сложные полиморфные нарушения, при которых страдают различные компоненты развития, и, как следствие, нарушены познавательно – речевые процессы, двигательные и эмоционально – волевые функции.

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития [2].

Сущность музыкотерапии состоит в ее способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. 

Музыкотерапия сочетает в своей методологии подходы рецептивной и активной музыкотерапии.

К рецептивной музыкотерапии относится восприятие-слушание музыки направленное на релаксацию, моделирование положительного психоэмоционального состояния, а также на формирование художественно-эстетического вкуса, воображения, слуховой памяти, активизации умственной деятельности.

Активные формы (Вокалотерапия и инструментальная терапия, танцетерапия) предполагают целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка, и рассматриваются как средство общего гармоничного развития личности, формирования нравственно-эстетического вкуса и потребностей, а также и коррекции. (Чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, ребенок должен сам активно действовать - петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях).

Проект «Музыкальная палитра» направлен на развитие личности, оздоровление, адаптацию к общественной жизни.

Между музыкально-эстетическим воспитанием и оздоровлением есть вполне объяснимая взаимосвязь. На музыкальных занятиях ребёнок с задержкой физического и психического развития имеет шанс на проверку своих способностей, а это помогает пробудить веру в себя, в свой успех. Занятия музыкой у таких детей вырабатывает внимание, умение контролировать и оценивать действия.

Так вокалотерапия улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет голосовой аппарат, является своеобразным видом дыхательной гимнастики.

В процессе восприятия музыки расширяется представление о жизни общества и предметном окружении, расширяется кругозор детей путём формирования знаний и представлений.

Занятия ритмопластикой способствуют развитию мышления детей, когда каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свое место в ней (игре), вовремя включаться в деятельность. Создаются условия развития внимания, памяти для детей с задержкой психического развития.

Выдающийся психоневролог академик В.М. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость. Так же он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Для организации и проведения эффективных занятий музыкотерапией в условиях отделения реабилитации ни одна из существующих методик в полном объёме не подходила. В связи с этим возникла необходимость разработать проект проведения занятий музыкотерапии для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в группах, неоднородных как по возрастному составу детей, так и по структуре и тяжести ограничения.

Отделение реабилитации посещают дети с ограниченными возможностями, имеющие различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.). Для таких детей характерны следующие проблемы:

  • отсутствие мотивации к обучению, как следствие, низкий уровень познавательной активности;
  • недостаточный уровень освоения опыта творческой деятельности, не развита эмоциональная сфера, что не дает воспитаннику раскрыть свою неповторимую индивидуальность, личностный потенциал;
  • несформированость коммуникативной компетенции.

Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной в обществе, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер.

В связи с этим музыкотерапия в проекте «Музыкальная палитра» будет, рассматривается как один из видов педагогической арт-терапии; как контролируемое использование музыки в реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями.

Продолжительность проекта

Проект «Музыкальная палитра» рассчитана на реабилитационный период (октябрь - май). Общее количество занятий в год примерно 42 - 47.

Целевая группа

Проект ориентирован на детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья разного возраста от 3 до 18лет.

Дети разделены на 3 возрастные группы младшая (дошкольный возраст), средняя (младший школьный возраст), старшая (средний и старший школьный возраст). Каждая возрастная группа имеет уровни развития детей, которые определяются с помощью диагностик. Оптимальный объём группы - 10 человек.

Для детей, прибывших на краткосрочный реабилитационный курс (от 10 до 21 дней), тематическое планирование сокращено.

Цель проекта: Создание условий для активизации музыкального потенциала детей и развитие эмоциональной сферы средствами музыкотерапии.

Задачи:

  1. Дать представление о музыкальном искусстве, познакомить с его ролью в жизни людей. Формирование у детей интерес к музыкально-творческой деятельности, практических умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности.
  2. Формировать положительное психоэмоциональное состояние у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями средствами музыкотерапии. Учить регулировать свое поведение.
  3. Развивать музыкальные способности у детей с ограниченными возможностями (слух, голос, чувство ритма, эмоциональное восприятие мелодии, музыкально-исполнительские навыки в пении, в движении, в игре на музыкальных инструментах).
  4. Воспитывать у детей положительные качества личности (доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым)

Для решения этих задач необходимо выполнение следующих условий:

  1. Использовать все виды музыкальной деятельности:
  • восприятие музыки,
  • хоровое и сольное пение,
  • ритмика,
  • пластическое интонирование (познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы в активную.),
  • импровизация,
  • драматизация,
  • игра на детских музыкальных инструментах.
  1. Обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественное его исполнение.
  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития с учётом медицинских показаний.
  3. Разнообразие форм и методов работы во избежание переутомления детей и для поддержания их творческой активности.

Формы и методы работы

Формы работы - занятия, игры, праздники, подготовка музыкальных номеров, консультации родителей.

Формы организации занятий - групповые, подгрупповые (дуэты, трио) и индивидуальные занятия (с солистами).

Типы занятий - типовые, доминантные, тематические, интегрированные, ознакомительные, репетиционные.

Методы работы

Наглядный метод (позволяет в конкретных, красочных образах показать детям события окружающей деятельности, рассказать о чувствах и действиях людей, отразить красоту природы и т.д.) Наглядный метод включает следующие компоненты:

  • слуховую наглядность (слушанье музыки, исполнительская деятельность);
  • тактильную наглядность (непосредственное ощущение предмета, непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания);
  • зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой (показ певческих приёмов, упражнений на тренировку дыхания, дикции, иллюстрации к музыкальным произведениям).

Словесный метод (обращение к сознанию ребёнка, способствует осмысленности, содержательности его деятельности). Помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности, включая в себя следующие приёмы:

  • объяснение (обычно дается на 1 этапе усвоения детьми музыкального материала) используется в виде образного рассказа перед слушаньем музыкальных произведений;
  • поэтическое слово - чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй;
  • беседа – обычно проводиться после слушанья музыки, реже перед слушаньем. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от произведения, высказывают своё отношение, дают элементарную оценку.

Практический метод. Конкретная деятельность детей в пении игре на детских инструментах, музыкально-ритмическая деятельность, театральная деятельность. Необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились выполнять задания предельно выразительно.

Эвристический метод – метод позволяет ребёнку сомореализововаться, проявить свою активность и развивать эмоциональное восприятие (используя приём импровизации).

Принципы реализации проекта:

  • принцип гуманности - учет личностных, индивидуальных и возрастных особенности ребенка в процессе обучения;
  • принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка;
  • принцип учета интересов – учет музыкальных интересов и направленностей ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности;
  • принцип субъект - субъективного взаимодействия - учет свободы реакций и высказываний ребенка, недопущение насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка;
  • принцип педагогической поддержки – действия педагога должны быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе обучения, снятие эмоциональной напряженности и снижение уровня не комфортности;
  • принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – обязательное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, логопеда, психолога, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами, осуществляющими реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • принцип целенаправленности процесса коррекции – педагогу необходимо знать, ради какой цели организуется коррекционная деятельность;
  • принцип отбора музыкального репертуара - необходим отбор музыкальных произведений по определенным критериям, соответствующим возрастным особенностям детей и с учетом медицинских показаний;
  • принцип систематичности и последовательности – необходима планомерная работа по восприятию музыки, постепенное усложнение музыкального содержания;
  • принцип продуктивности – результатом работы по музыкотерапии должен явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, музицировании, игре, слове, песне и т. д.;
  • принцип синкретичности – объединение разных методов и способов художественно-творческой деятельности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, проект «Музыкальная палитра» (музыкотерапия) может стать частью комплексной социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными физическими и умственными возможностями и использоваться в других подобных учреждениях социальной сферы.  


СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Решение задач проекта зависит от содержания музыкального воспитания, от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности.

Этапы проекта:

Подготовительный этап (октябрь) - аналитико-диагностический включает в себя:

  1. Анализ информации об особенностях развития (изучение ИПР, выписки из больницы, анкеты родителей).
  2. Выявление интересов детей и их уровня музыкального развития (диагностика, беседа с ребенком).
  3. Определение реабилитационного потенциала, составление плана реабилитационных мероприятий разработка отдельных форм и методов работы с детьми.
  4. Формирование интереса к музыкальной деятельности.

Основной этап (октябрь-май) - непосредственная реализация проекта, включающая:

  1. Восприятие музыки (слушание музыки активное и рецептивное - пассивное).
  2. Вокалотерапия (дыхательная гимнастика, звукотерапия, упражнения на развитие голосового аппарата, пение сольное и хоровое).
  3. Игра на детских музыкальных инструментах.
  4. Ритмопластика (хороводы, танцы, игры) направлены на решение проблем развития ребенка.

Аналитический этап (январь - промежуточная диагностика, май – итоговая диагностика). На этом этапе:

  1. Ведется мониторинг результатов музыкальной деятельности, отслеживается динамика формирования музыкальных и двигательных навыков детей с ограниченными возможностями, проявлений творческой и социальной активности детей. 
  2. Определяется степень решения проблем ребенка.
  3. Вносятся рекомендации и коррективы в индивидуальную карту социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями для проведения дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Направление деятельности

Проект имеет следующие направления:

  • коррекционное,
  • оздоровительное,
  • развивающее,
  • воспитательное,
  • творческое.

Проект «Музыкальная палитра» состоит из 4 разделов:

  1. раздел - восприятие музыки.

Активное восприятие музыки – основа музыкального восприятия в целом. Музыка на занятиях музыкотерапии выполняет эстетическую, познавательную и развивающую роль. Дети учатся слышать и размышлять о ней, при этом активизируется внутренний мир детей, их чувства и мысли.

Восприятие музыки будет, происходит не от общего к личному, а от личного к общему, то есть не от представлений к чувствам, а от чувств к представлениям. В связи с этим музыку дети понимают как специфический язык психологического состояния человека, как лирический процесс в его жизни. Ведь когда человек познает окружающий мир, то при этом задействуется не только мышление, но пробуждаются также чувства и эмоции, через которые он открывает себя и свое отношение к миру.

Процесс формирования активного восприятия музыки у детей с проблемами в развитии предполагает следующие направления работы:

— формирование музыкальной слушательской культуры, обогащение детей музыкальными впечатлениями, знакомство с доступными детям художественными образцами современной, классической и народной музыки, сообщение первоначальных сведений о музыке, формирование представлений о «жанре», о «музыкальном образе», о средствах музыкальной выразительности, формирование музыкального вкуса;

— формирование сенсорной основы музыкального восприятия (различение на слух свойств музыкальных звуков: силы, высоты, тембра, длительности);

— развитие активной слушательской деятельности (способности эмоционально откликаться на музыку; формирование произвольности процесса восприятия, умения давать совместно с педагогом и самостоятельно элементарный анализ услышанному; узнавание, различение, выделение понравившегося музыкального произведения; сопоставление музыкального образа с образом из окружающей жизни, высказывание своего отношения к услышанному).

Рецептивное (пассивное) восприятие музыки направленно на релаксацию, расслабление, отдых, что способствует гармонизации и оздоровления ребенка,

преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения.

2 раздел - вокалотерапия.

Это главный элемент, присутствующий во всех занятиях. Каждое занятие начинаться с упражнений на развитие дыхания, голосового аппарата (артикуляционная гимнастика) и распевания. Это не только развитие и приведение голосового аппарата в рабочее состояние, но и настройка слуха и внимания.

Артикуляционная гимнастика - направлена на подготовку артикуляционного аппарата к пению. Гимнастика проводится также в игровой форме. На первом занятии для каждого упражнения рассказывается своя история и дается название выполняемому упражнению («Лошадка», «Рыба-прилипала», «Салат из капусты», «Футбол», «Дразнилка», «Горячая картошка», «Снежки», «Колокола» и др.). На последующих занятиях, по мере запоминания упражнений, детям предлагается исполнить роль педагога и провести артикуляционную гимнастику самостоятельно, причем педагог садится на место ребенка и выполняет все упражнения вместе с детьми. Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому;
  • выработку контроля за положением рта.

Дыхательная гимнастика (упражнения на развитие дыхания) – может входить, как в раздел занятия так быть и самостоятельным видом деятельности (дыхательная гимнастика А. Стрельниковой).

Гимнастика проводиться как индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды).

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка  комплексное лечебное воздействие:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Звукотерапия проводиться для профилактики и реабилитации частых простудных и хронических заболеваний органов дыхания.

Распевание и пение. При распевании используются короткие, легко запоминающиеся песенки шуточного содержания, с использованием наглядности (детям предлагается самим описать то, что изображено на картинке), затем распевка исполняется педагогом, вместе с детьми определяется характер, темп, динамика песенки и детям предлагается подпеть то, что они запомнили. Распевание начинается с песен на одном звуке, постепенно диапазон расширяется.

Большое внимание уделяется формированию вокально-технических навыков влияющих на качество исполнительской деятельности детей и на развитие их мысленных способностей. Воспитание положительных качеств личности, достигается в процессе знакомства с шедеврами вокального искусства и развития эстетического вкуса у детей.

Решение этих задач в реабилитации будет, осуществляется по нескольким направлениям:

— формирование основ певческой, вокально-хоровой культуры детей, развитие у них художественно-эстетического вкуса, приобщение к исполнительской деятельности;

— развитие музыкального слуха и как особого его проявления — вокального слуха, умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, умения слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);

— накопление вокальных навыков - певческого дыхания, звукообразования, правильной артикуляции; формирование певческих умений детей - исполнение песни с помощью взрослого и самостоятельно, в сопровождении инструмента и без него, на занятиях и вне их в игровой, досуговой деятельности;

— активизация творческих проявлений детей в пении.

Вокалотерапия – это объемный комплексный процесс, в ходе которого осуществляться развитие детского голосового аппарата, а так же расширяются воспитательные, коррекционные задачи. 

3 раздел - ритмопластика (музыкально-ритмические движения). Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, это психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

Акцентируется внимание на развитии чувства ритма у детей, двигательных навыков, артистичности, быстроты реакции, координации движений, осознанному овладению танцевальными, ритмическими движениями.

На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

  • доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
  • понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.);
  • разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.

В этом разделе используются музыкальные и театральные игры подвижные массовые игры с пением, танцевальными движениями, театрализацией. Коррекционно-развивающая цель данного раздела состоит в том, чтобы активизировать эмоции детей, научить коллективному взаимодействию, научить выполнять условия и правила игры, в игровой форме закрепить необходимые навыки (например, выразительности движений или четкой артикуляции при пении).

4 раздел – игра на детских музыкальных инструментах

Дети получают практическую возможность познакомиться с ударно-шумовыми инструментами. На первых занятиях детям дается возможность попробовать поиграть на различных инструментах самостоятельно, сравнить тембры и способы извлечения звука. Как правило, все дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах, но участие в оркестре предполагает ряд определенных навыков: необходимо иметь внимание и выдержку, контролировать свои действия, чтобы одновременно со всеми начать игру и закончить; развивать чувство ритма и выдерживать определенную динамику. Постепенно требования увеличиваются, и дети осваивают правила игры. Используется элементы методики элементарного музицирования Карла Орфа (Австрия).

Знакомство с нотной грамотой способствует более быстрому усвоению клавиатуры на музыкальных инструментах и более свободной ориентации на ней. Дети (старшая группа с сохранным интеллектом) получают необходимые сведения по музыкальной грамоте, а именно:

  • расположение нот на нотном стане,
  • скрипичный, басовый ключи,
  • размер,
  • длительность нот (целая, половинка, четвертная восьмая),
  • паузы,
  • темп.

Все разделы проекта объединяет игровой метод проведения занятий, который придает им привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и повышает его эмоциональный фон. На каждом этапе занятия ставятся новые задачи, которые стимулируют ребенка мыслить, творить.

Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии равномерно распределяется психофизическая нагрузка, и занятия проводятся по следующей схеме:

  1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки детей на рабочий лад.
  2. Ритмическая разминка (музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения).
  3. Восприятие-слушание музыки (активное).
  4. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений (артикуляционная гимнастика).
  5. Дыхательная гимнастика (упражнения на развитие дыхания, звукотерапия).
  6. Пение (распевка, исполнение песен).
  7. Музыкально-дидактическая игра (не на каждом занятии).
  8. Игра на музыкальном инструменте (не на каждом занятии).
  9. Подвижная музыкальная игра, танец с элементами ритмопластики, хоровод.
  10. Рецептивное (пассивное) восприятие музыки.
  11. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

Порядок и количество разделов может варьироваться в зависимости от цели, темы и формы занятия.

Структура проведения занятий различна, она зависит от этимологии заболевания детей (умственная отсталость, ДЦП, синдром Дауна аутичных детей и др.). При необходимости могут присутствовать воспитатели или социальные работники для оказания помощи для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сложно ориентирующихся в пространстве в передвижении по залу. Они выполнение задания вместе с ребёнком - «рука в руке», предшествующей длительной социальной депривации. Сюда же входит знакомство с новым музыкальным материалом, освоение приёмов взаимодействия с ребёнком.

Подгрупповые и индивидуальные занятия также строятся в зависимости от поставленной задачи и основной проблемы ребенка, его эмоционального состояния, которое определяется в результате диагностики (проводит психолог и дает рекомендации.) Темы занятий представлены в приложении (приложение 2).

Музыкальный материал занятий подбирается из лучших образцов детской музыкальной литературы - Чайковского, Шумана, Гречанинова, Майкапара, Моцарта, Глинки, Римского – Корсакова, пьесами Грига, Дебюсси, популярными произведениями Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, Гаврилова. Активно вовлекается в репертуар фольклорный материал и современная детская музыка.

Данные занятия имеют особую специфику. Они проводятся 2 раза в неделю, продолжительность зависит от возраста группы:

  • младшая группа (дошкольники) по 15-20 минут,
  • средняя группа (младшие школьники) по 25- 35 минут,
  • старшая группа (средние и старшие школьники) по 30 – 40 минут.

Один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения музыкальным руководителем.

Музыкальный материал частично дублируется в разных группах для преемственности. В процессе занятий некоторые дети значительно продвигаются в своём развитии, либо начинают вести себя деструктивно, в связи, с чем возникает необходимость перевести их в другие группы. В этом случае детям легче вливаться в новую группу, зная музыкальный материал.

        Во время одного занятия исполняется 1-2 песни, и используются 1-2 произведения для слушания. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания звучать не более трех-пяти минут.

        Элементы музыкальной грамоты даются на занятиях 1, 3, 7, 12 в следующем объеме:

  • три «кита» в музыке: танец, марш, песня,
  • знание нот октавы (до-ре-ми-фа-соль-ля-си),
  • понятия: форте – громко, пиано – тихо и в последующем закрепляются.

Тематическое планирование представлено в приложении к проекту. Направления музыкальной деятельности ежегодно остаются неизменными, меняется содержание в соответствии с контингентом детей.

Календарно-тематическое планирование представлено по возрастным группам в приложении (приложение 1).

Ресурсы

Таблица 1

Кадровые ресурсы

Должность

Кол-во штатных единиц

Функции

Музыкальный руководитель

1

Реализация проекта «Музыкальная палитра»

Логопед

1

Коррекция речевых нарушений.

Воспитатели, социальные работники

2

Помощь в проведении музыкальных занятий, праздников, развлечений.

Психолог  

1

Помощь в проведении совместной диагностики эмоциональной сферы.

Материально-техническая база

Для реализации проекта необходимо наличие следующих материально-технических средств:

  1. Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
  2. Фортепиано, синтезатор, шумовые музыкальные инструменты, микрофоны.
  3. Музыкальный центр.
  4. Фонотека (аудиокассеты и диски с записями музыкальных произведений классической, детской, мультипликационной, современной музыка, звуками живой и неживой природы, фонотек различных шумов диски с записями танцев и танцевальной музыки).
  5. Портреты композиторов, иллюстративный материал.  
  6. Фломастеры, цветные карандаши, пастель, акварельные и масляные краски, белая и цветная бумага, картон, ватман, кисти разных размеров.
  7. Компьютерная техника.
  8. Проектор, экран, телевизор.
  9. Набор детских музыкальных инструментов.

Таблица 2

Смета проекта

Наименование

Кол-во

Цена

Сумма

Компьютер

1

15000

Диски

70

50

3500

Аудиокассеты

20

30

600

Портреты композиторов (комплект)

1

400

400

Фломастеры (набор)

6

50

300

Акварельные и масляные краски (набор)

6

150

900

Ватман

20

25

500

Картон (пачка)

10

60

600

Цветная бумага (набор)

10

40

400

Цветные карандаши (набор)

6

70

420

Альбомы для рисования

10

30

300

Кисти для рисования разных размеров

10

30

300

Бумага для принтера (формат  А 4)

1

250

250

Металлофон

2

1350

2700

Ксилофон

2

898

1796

Детский синтезатор

2

1240

2480

Детское пианино

2

1440

2880

Маракас

2

129

258

Барабан

2

400

800

Бубен

2

300

600

Дудочка

4

300

1200

Итого:

36.184руб.

Информационные ресурсы

Размещение информации о реализации программы в СМИ (сайт учреждения, сайт п. Игрим).

Методические ресурсы

В основу проекта «Музыкальная палитра» были положены идеи, принципы организации и проведения занятий зарубежными и отечественными музыкотерапевтами, успешно работающими с детьми-инвалидами (Ж. Некту, Ж. Македа (Франция), И. Захарова, С. Хатуцкая, А. Виноградова, Т. Степанова, (г. Москва), А. Черкасская (г. Санкт-Петербург). Также была использована универсальная концепция элементарного музицирования и включен музыкальный материал с международных музыкально-педагогических конференций, организованных Обществом Карла Орфа (Австрия). Оказалось полезным и знакомство с опытом работы ведущих реабилитационных учреждений России.

Проект составлен на основе образовательно-развивающей программы для детей с нарушением речи (ФФНР) (С.Ф. Рыжова), Программы «Арт-гармония» (Киселева Т.Ю., Медведева Е.А.), пособия по артпедагогике и арттерапии в специальном образовании (Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская). А.О.Панкратова  Программа музыкально-развивающего направления «Здоровье по ноткам». Программа специальных коррекционных образовательных учреждений VIII типа утвержденным Министерством образования РФ 10 апреля 2002 г. (№ 29/2065-п). Дополнительной программы музыкального развития с 3-го по 7-ой год жизни «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой.

Контроль и управление проектом осуществляет заведующий отделением реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями.


РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые результаты:

  1. Освоение определённого объёма знаний по музыкальной терапии
  2. Развития эмоциональной сферы и творческой активности.
  3. Восстановление эмоционального равновесия, снятие нервного напряжения у детей.
  4. Развитие музыкально-творческих способностей.
  5. Формирование положительной самооценки и социальной адаптации.
  6. Развитие специальных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкальный ритм, способность к воспроизведению).
  7. Формирование адекватного восприятия-слушания музыки (устойчивость внимания, заинтересованность).
  8.  Развитие певческих навыков (дыхание, протяжность звука, слаженность в хоровом исполнении и т.д.).
  9. Развитие музыкально-ритмических навыков (исполнение в соответствии с темпом, ритмом, характером).
  10. Развитие музыкального чувствования (эмоциональная реакция, способность к эмоциональному самовыражению).
  11. Динамика мотивационной готовности к музыкальной деятельности.  

Дети должны знать:

Младшая группа.

  1. Характер и содержание музыкальных произведений.
  2. Три «кита» в музыке: танец, марш, песню.
  3. Понятие композитор.
  4. Музыкальные  инструменты и их звучание (пианино, металлофон, гармошка, дудочка, погремушка, бубен, барабан, деревянные ложки, треугольник, трещотка).
  5. Средства музыкальной выразительности (темп – быстрый, медленный, динамические оттенки - тихо, громко).

Средняя группа.

  1. Характер и содержание музыкальных произведений. 
  2. О творчестве наиболее известных русских и зарубежных композиторов.
  3. Три «кита» в музыке: танец, марш, песню.
  4. Четыре ноты октавы (до-ре-ми-фа) понятия – скрипичный ключ, длительность нот (длинный звук, короткий).
  5. Средства музыкальной выразительности (темп, динамические оттенки, регистры звучания (высокий, средний, низкий).
  6. Музыкальные инструменты и их звучание (пианино, скрипка, гитара, труба, баян, балалайка, арфа).
  7. Знать вступление, запев, припев.

Старшая группа

  1. Характер и содержание музыкальных произведений. 
  2. О творчестве наиболее известных русских и зарубежных композиторов. Знать имена выдающихся композиторов.
  3. Три «кита» в музыке: танец, марш, песню.
  4. Семь нот октавы (до-ре-ми-фа-соль-ля-си); понятия - скрипичный, басовый ключи, длительность нот (целая, половинка, четвертная восьмая) паузы темп.
  5. Музыкальные инструменты и их звучание (рояль, пианино, скрипка гитара, труба, баян, балалайка, орган, арфа, флейта, саксофон).
  6. Музыкальные коллективы: оркестр и ансамбль.
  7. Музыкальную форму (одночастную, двухчастную).
  8. Средства музыкальной выразительности (темп, динамические оттенки, регистры звучания (высокий, средний, низкий).
  9. Знать вступление, запев, припев, проигрыш, заключение.

Дети должны уметь:

Младшая группа

Восприятие музыки.

  1. Различать характер музыки.
  2. Различать музыкальные инструменты на слух.
  3. Определять на слух высокие и низкие звуки, различать громкие и тихие звуки, различать звуки по длительности, темпу, определять на слух источник звука.
  4. Запоминать и узнавать мелодии.

Вокалотерапия.

  1. Пропевать имена детей, вовремя начинать и заканчивать пение, выделяя музыкальные фразы, интонируя голосом, прислушиваться к звучанию голоса взрослого инструмента.
  2.  Правильно брать дыхание во время пения, петь с увеличением и ослаблением силы голоса и темпа.
  3. Выразительно и эмоционально исполнять выученные песни;

Ритмопластика.

  1. Выполнять движения  под музыку по зрительному, слуховому и двигательному сигналу.
  2. Выполнять движения с предметами.
  3. Двигаться в соответствии с характером звучания музыки.
  4. Уметь передвигаться по залу  маршевым, приставным шагом на носочках, выполнять прямой галоп, легкий бег.
  5. Выполнять простые танцевальные движения.
  6. Передавать игровые образы посредством рук, головы, туловища.
  7. Играть на шумовых детских музыкальных инструментах (по одному и в группе).

Средняя группа.

Восприятие музыки.

  1. Определять характер  и содержание музыки.
  2. Различать музыкальные инструменты на слух.
  3. Определять на слух высокие и низкие звуки, различать громкие и тихие звуки, различать звуки по длительности, темпу, определять на слух источник звука.
  4. Запоминать и узнавать мелодии.
  5. Различать вступление, запев, припев, проигрыш.
  6. Различать средства музыкальной выразительности.
  7. Различать песню, танец, марш;
  8. Различать вступление, запев, припев.

Вокалотерапия.

  1. Петь с инструментальным сопровождением и без него.
  2. Выразительно и эмоционально исполнять выученные песни.
  3. Одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, прислушиваться друг к другу.
  4. Уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, понимать дирижерский жест.
  5. Правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов.

Ритмопластика.

  1. Уметь пантомимой, жестами в танце и игре передавать музыкальный образ.
  2. Выполнять движения под музыку по зрительному, слуховому и двигательному сигналу.
  3. Выполнять движения с предметами.
  4. Двигаться в соответствии с характером звучания музыки.
  5. Уметь самостоятельно передвигаться по залу маршевым, приставным шагом на носочках, выполнять прямой галоп, легкий бег, подскоки.
  6. Выполнять простые танцевальные движения.
  7. Уметь передавать хлопками ритмический рисунок, повторять любой ритм заданный педагогом.
  8. Играть на шумовых детских музыкальных инструментах (по одному и в группе).
  9. Играть на клавишных детских инструментах небольшие мелодии.

Старшая группа.

Восприятие музыки

  1. Эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.
  2. Различать музыкальные инструменты на слух.
  3. Определять на слух высоту звучания, различать динамические оттенки различать звуки по длительности, темпу, определять на слух источник звука.
  4. Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров.
  5. Различать вступление, запев, припев, проигрыш, заключение.
  6. Различать средства музыкальной выразительности.
  7. Различать песню, танец, марш.
  8. Знать классификацию музыкальных инструментов (струнные, духовые, клавишные).
  9. Различать вокальную и инструментальную музыку.
  10. Уметь эмоционально откликаться на послушанное произведение.
  11. Различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды оркестра, имена выдающихся композиторов.

Вокалотерапия

  1. Петь с инструментальным сопровождением и без него.
  2. Выразительно и эмоционально исполнять выученные песни.
  3. Одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, прислушиваться друг к другу.
  4. Уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, понимать дирижерский жест.
  5. Правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов.
  6. Исполнять песни сольно и ансамбле.
  7. Уметь выполнять самостоятельно дыхательную гимнастику и упражнения на дыхания.

Ритмопластика

  1. Уметь пантомимой и жестами в танце и игре передавать музыкальный образ.
  2. Выполнять движения под музыку по зрительному, слуховому и двигательному сигналу.
  3. Выполнять движения с предметами.
  4. Двигаться в соответствии с характером звучания музыки.
  5. Уметь самостоятельно передвигаться по залу  маршевым, приставным шагом на носочках, выполнять прямой галоп, легкий бег, подскоки.
  6. Выполнять простые танцевальные движения.
  7. Уметь передавать хлопками ритмический рисунок, повторять любой ритм заданный педагогом.
  8. Играть на шумовых детских музыкальных инструментах (по одному и в группе).
  9. Играть на клавишных детских инструментах небольшие мелодии.

Критерии эффективности реализации проекта

Эффективность проводимой работы с детьми по музыкотерапии определяется с помощью диагностики, предусматривающей педагогическую оценку уровня развития навыков и умений в музыкальной деятельности.

Итоговая диагностика развития детей средней и старшей группы основана на авторской разработке практических работников (г. Сургут, Т. Ю. Киселева музыкальный руководитель высшей квалификационной категории г. Новосибирск ГОУ «Областной центр диагностики и консультирования»), Анисимов В.П. «Диагностика музыкальных способностей», на методики диагностики  музыкальных способностей О. Радыновой и Н. А. Ветлугиной.

Мониторинг качества музыкального развития для младшей группы (дошкольный возраст) разработан на основе параметров диагностики программы «Ладушки» (И. Каплунова и И. Новоскольцевой).

Систематическое проведение диагностики позволяет отслеживать динамику формирования музыкально-ритмических и коммуникативных навыков и умений детей и их творческой реализации.

В мониторинг входит:

  1. Педагогическая диагностика на выявление специальных знаний, умений и навыков, развития уровня творческих и коммуникативных способностей воспитанников.
  2. Оценка качества промежуточных результатов проекта.

Способы определения результативности:

  • наблюдение — основной метод диагностики, позволяющее выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы;
  • итоговые и обобщающие занятия;
  • выступление на различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях;
  • беседы с родителями;
  • тестирование;
  • диагностирование по параметрам.

Диагностика предусматривает выявление знаний детей по следующим разделам:

1 раздел - диагностика эмоциональной сферы 

Диагностика эмоционального состояния проводиться психологом. Затем по рекомендации составляется цикл подгрупповых занятий. Определение настроения ребенка на занятиях проводится с помощью цветового теста эмоциональных состояний на основе теста Люшера (приложение 3).

Ребенку предлагается выбрать квадратик, который похож на его настроение во время занятия, а потом квадратик-настроение во время общения с педагогом. Далее для сравнения предлагается ребенку выбрать цвет, который похож на его настроение дома, в детском саду, когда он общается с мамой, другом и т.д.

  1. раздел - диагностика музыкальных способностей

Диагностики музыкальных способностей детей (приложение 4) представляют собой систему игровых тестов (приложение 5), направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, певческие навыки а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей (средняя и старшая группа).

Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:

1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);

2) применимы для массового исследования;

3) дают сравнимые между собой результаты.

Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.

Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей заносятся в специальную индивидуальную карту «Диагностический конструктор» (приложение 4), с помощью которой можно не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкально-эстетическом развитии ребёнка), так и «сильные» структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической, коррекционной работы в развитии личности ребёнка.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Анисимов. В.П. «Диагностика музыкальных способностей» Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 12.
  2. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001.
  3. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду»
  4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: изд. “NB МАГИСТР”, 1993. – 190 с.
  5. Костина Э.П. Диагностика музыкально – сенсорного развития детей 4 – 7 лет (выявление уровня восприятия основных свойств музыкальных звуков). Нижний Новгород, 1991
  6. Котышева Е.Н. «Групповая музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях центра социальной помощи.
  7. Лобова, А.Ф. Аудиальное развитие детей / А.Ф. Лобова; Урал. гос. пед. унт. – Екатеринбург, 1999.

  8. Нестерюк. Т.В. Дыхательная  и звуковая М.: издательство «Книголюб» гимнастика 2007 -56 (Педагогика оздоровления)
  9. Новоскольцева И., Каплунова И. Программа «Ладушки». С-Пб., 2000.
  10. Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. – № 10. – ART131672. –  0,3 п. л. –  URL: http://www.kids.covenok.ru/issue/131672.htm. – Гос. рег. ЭЛ № ФС 77 - 55136. – ISSN 2307-9282
  11. Петрушин В.И. Теоретические основы музыкальной терапии / Петрушин В.И. – 1991. – (Журнал неврологи и психиатрии им.Корсакова, № 3).
  12. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика / Петрушин В.И.– М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с. – (Учебное пособие для студентов высших учебных заведений).
  13. Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольника»
  14. Теряева С.В. Доверяйкина планета. Комплексно-целевая программа. Тюмень 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс - НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Чудо - гнездышко» для детей старшего дошкольного возраста (в рамках реализации проекта «Палитра Серебряной Лавны»)

Материал предоставляет возможность:В образовательном аспекте:Ø формировать представления о семейных ценностях; о связи Отечества , Отчизны  с малой ячейкой общества - отчим домом, малой Родиной ...

Проект "Палитра"

Детско-родительский образовательный проект «Палитра» направлен на: Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эсте...

Проект Палитра Мастерства

В проекте показана работа с родителями. Как совместо с детҗми они создают поделки....

Проект:"Волшебная палитра"

Нетрадиционная  техника рисования...

Проект "Разноцветная палитра"

Актуальность проблемы:Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и с...

Конкурс "Многогранье" ("Осенняя палитра"). Номинация "Палитра красок"

Конкурс «МНОГОГРАНЬЕ» («Осенняя палитра»). Номинация «Палитра красок»...


 

Комментарии

Календарно-тематическое планирование