Тема: «Развитие мелкой моторики рук»
консультация по теме

Жатько Марина Владимировна

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое объединение (презентация).

Тема: «Развитие мелкой моторики рук»

 «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский

(слайд 2)

Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На данном этапе основным приоритетом выступает личностно - ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения.

Все чаще мы сталкиваемся в современной жизни с проблемой задержки речевого развития, а от этого у детей появляется эмоциональное колебание в их личностном строи. Многие из вас, наверное, зададут вопрос с чем это связана? Вот ответе, пожалуйста, на вопрос: Какие вещи и обувь вы покупаете своим детям?

(слайд 3)

Верно, это вызвано тем, что стремясь экономить своё время, мы – взрослые, забыли о том, что именно застёгивание пуговиц и завязывание шнурков, а не липучки и кнопки способствуют развитию мелкой моторики руки. Кроме того, дома большинству детей не дают карандаши, пластилин, ножницы, опасаясь беспорядка. В итоге, дети не владеют элементарными навыками самообслуживания, не умеют пользоваться ножницами и держать карандаш.  

Многие думают, в чем связь эмоций и речи?

Дело в том, что очень часто дети дошкольного возраста из-за проблем с речью не понимают друг друга, и беседа переходит в с плеск эмоций.

У детей таких детей со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

(слайд 4)

Только положительные эмоции и развития мелкой моторики руки способствуют развитию речи.

Уже классическим стало утверждение о том, что развитие руки помогает развитию речи ребенка дошкольного возраста.

В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока).

(слайд 5)

Итак, мелкая моторика рук — это все, даже самые незначительные, движения, которые человек совершает с помощью пальцев и ладоней. Развитию мелкой моторики не случайно уделяется так много внимания. Влияние действий, совершаемых руками, на развитие головного мозга было замечено еще в Древнем Китае во II веке до нашей эры. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С восточными мудрецами не только согласились, но и обосновали их гипотезы отечественные физиологи.  

(слайд 6)

Так,  исследования В.М. Бехтерева доказали, что простыми движениями рук можно не только снять умственную усталость, но и добиться улучшения произношения многих звуков, помочь ребенку в освоении речи. Секрет прост — все дело в строении нашего головного мозга, где центры, отвечающие за речь и за движения пальцев рук, являются ближайшими «соседями», поэтому, стимулируя мелкую моторику и заставляя тем самым работать соответствующие отделы мозга, мы «беспокоим» и «соседей», отвечающих за речь. Формирование речи – удивительная и сложная работа, которая проходит незаметно для нас. Но в наших силах помочь своему ребенку, развивая мелкую моторику его рук. Известный исследователь детской речи

М.И. Кольцова пишет, что сначала развиваются движение пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. Поэтому, для детей тренировка движений пальцев и кистей рук, является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышление ребенка.

        Многие из вас слышали, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

Как показывает практика за последние годы значительно увеличилось количество детей с низким уровнем речевого развития.

Причины речевых нарушений носят биологический и социально-психологический характер.

(слайд 7)

К биологическим причинам относятся:

• Острые и хронические заболевания матери во время беременности;

• наследственные заболевания;

• аллергия матери во время беременности;

• токсикоз беременности;

• иммунологическая несовместимость крови плода и матери;

• гипоксия плода;

• родовые травмы.

К социально-психологическим причинам относятся:

• двуязычье в семье;

• гиперопека;

• неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи;

• ограниченное общения родителей с ребенком (родители мало говорят с детьми, дети и сами мало говорят, потому что большую часть времени дома проводят за компьютером и телевизором). Дети редко делают что то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (например, обувь застегивается при помощи липучек, вместо шнурков, книжки с наклейками, вместо картинок для вырезывания и т. д.)

(слайд 8)

Зачем же надо развивать мелкую моторику?

• Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка его эмоционального благополучия.

• Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе.

• Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления. 

(слайд 9)

На этом и основано моя кружковая работа «Волшебные шарики»

Работа с салфетками положительно сказывается и на творческом развитии ребенка, развивает его вкус, пространственное мышление и чувство цвета. А также, всё это способствует гармоничному развитию личности. Творчество способствует развитию эмоциональной сферы, учит ребёнка выражать свои чувства справляться с ними. Творя своими руками, ребёнок не только реализует потребности в познании мира и самоутверждения, но ещё и растёт как личность. Работа с салфетками одновременно является и работой по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведётся непрерывный разговор с детьми. Можно говорить о том, что работа эта стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

(слайд 10)

Следовательно, в процессе работы развиваются: 
- мелкая моторика пальцев рук; 
- сенсорное восприятие, глазомер; 
- логическое воображение; 
- волевые качества; 
- художественные способности и эстетический вкус; 

-эмоциональное равновесие;
- формируется самостоятельность, уверенность в себе, самооценка.

(слайд 11)

Возможность порвать и смять бумагу позволяет детям выплеснуть отрицательные эмоции, а результаты этой деятельности можно использовать в аппликации.

Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному, более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству. Бумага является хорошим пластичным материалом. А изделия из разноцветной бумаги получаются яркими, интересными, выразительными.

Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышает возможностей детей дошкольного возраста.

Все эти методики дети осваивают с лёгкостью, у них получаются замечательные поделки, которые радуют глаз, становятся любимым украшением группы и помогают закреплять знания по различным темам.

 

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Задачи.

1. Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность.

2. Совершенствовать движения рук и психических процессов: · произвольного внимания;

· логического мышления;

· зрительного и слухового восприятия;

· памяти, речи детей.

3. Формировать навыки учебной деятельности:

· умение действовать по словесным инструкциям;

· умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

· контроль за собственными действиями.

4. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

5. Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

Главной задачей при изготовлении картинок является снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук. Такая координация зрения и движения рук является необходимым условием  выполнения любых действий. В процессе работы улучшается речевое развитие детей, формируются положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками. Развивается волевое усилие (дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца), формируются элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение), отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно), развивается общая и мелкая моторика.

Мной  была изучена литература по данному вопросу таких ученых, как Выготский Л.С. Богатырева З.Н. , В.Ю. Руснак, Рябко Н.Б. и др

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 3-5 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. 

Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в недедю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Продолжительность занятий 20 минут - в средней группе, 25 минут – старшей группе. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

 (слайд 12)

 Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

  Формы проведения итогов реализации программы:

· выставки детских работ в детском саду;

· дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).

(слайд 13)

Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете — ребенок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное — счастливым! Счастье многогранно и многолико, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, гармонии, желанию творить прекрасное. Первые шаги в работе с салфетками настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя возможности бумаги: рвет, мнет, сгибает, режет, образует спирали, пластичные формы. А задача педагога состоит в том, чтобы направить действия ребёнка для получения красивой работы, которая приносила бы чувство удовлетворения и гордости за свой труд. Всё это возможно, если правильно организовать коллективное, подгрупповое или индивидуальное творчество детей.

Таким образом, работа с салфетками является неотъемлемой частью работы по развитию мелкой моторики руки и уровня развития личности ребёнка в целом.

(слайд 14)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мелкая моторика рук «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А. Сухомлинский –

Слайд 3

Застёгивание пуговиц Лепка Завязывание шнурков Рисование по крупе Рисование карандашами

Слайд 4

Положительные эмоции Развития мелкой моторики руки

Слайд 5

Мелкая моторика рук это все, даже самые незначительные, движения, которые человек совершает с помощью пальцев и ладоней. – Еще во II веке до нашей эры в Древнем Китае было замечено влияние действий, совершаемых руками, на развитие головного мозга . И практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук .

Слайд 6

Речь на кончиках пальцев

Слайд 7

Биологическе причины • Острые и хронические заболевания матери во время беременности; • наследственные заболевания; • аллергия матери во время беременности; • токсикоз беременности; • иммунологическая несовместимость крови плода и матери; • гипоксия плода; • родовые травмы . Социально-психологические причины • двуязычье в семье; • гиперопека; • неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи; • ограниченное общения родителей с ребенком

Слайд 8

• Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка его эмоционального благополучия. • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга. • Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.

Слайд 9

Развитие эмоциональной сферы Гармоничное развитие личности Развитие коммуникативной функции речи Расширению активного и пассивного словаря детей Развитие мелкой моторики рук

Слайд 10

- мелкая моторика пальцев рук; - сенсорное восприятие, глазомер; - логическое воображение; - волевые качества; - художественные способности и эстетический вкус; -эмоциональное равновесие; - формируется самостоятельность, уверенность в себе, самооценка.

Слайд 11

Задачи: 1. Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность. 2. Совершенствовать движения рук и психических процессов: · произвольного внимания; · логического мышления; · зрительного и слухового восприятия; · памяти, речи детей. 3. Формировать навыки учебной деятельности: · умение действовать по словесным инструкциям; · умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; · контроль за собственными действиями. 4. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. 5. Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

Слайд 12

Кружок «Волшебные шарики» Возможность порвать и смять бумагу позволяет детям выплеснуть отрицательные эмоции, а результаты этой деятельности можно использовать в аппликации. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Слайд 13

Кружок «Волшебные шарики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей с ОНР"

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение....

Конспект семинара-практикума с родителями детей раннего возраста на тему «Развитие мелкой моторики – залог развития речи и мышления малыша»

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом раз...

Педагогический опыт по теме «Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр у детей с задержкой психического развития»

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой нарушение сроков формирования психических и познавательных функций у ребенка, отставание в темпе освоения различных видов деятельности....

Материалы по самообразованию на тему на тему: «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр».

Материалы по самообразованиюАлинагиевой Элеоноры Эльмановны,воспитателя первой младшей группы «Теремок»   Тема: «Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковы...