Консультация «Методика развития внимания у детей 5-7 лет»
материал (подготовительная группа) на тему

Подготовка к школе важна как для детей, чье развитие соответствует возрастным нормам, и так называемых детей с проблемами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_shkole_vazhna_kak_dlya_detey.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Методика развития внимания у детей 5-7 лет»

Подготовка к школе важна как для детей, чье развитие соответствует возрастным нормам, и так называемых детей с проблемами. Внешне эти проблемы могут проявляться по-разному. Одни малыши слишком активны, неусидчивы, несдержанны, действуют импульсивно, необдуманно. Иные, наоборот, несколько замедленны, вялы, недостаточно активны, неорганизованны и рассеянны. Объединяют тех и других трудности организации внимания, неумение планировать и контролировать свои действия.

Эти трудности не так заметны, пока ребенок - дошкольник. В школе же такие маленькие ученики не могут успешно следовать указаниям педагога, не выслушивают задание до конца, отвлекаются и сбиваются в ходе его выполнения. Неуспех снижает мотивацию к учебе (желание учиться). В итоге ребенок становится стойко неуспевающим.

Специалисты по возрастной и педагогической психологии указывают, что способность планировать действия и произвольно их выполнять формируется в младшем школьном возрасте в процессе обучения. В связи с тем, что учебная деятельность становится ведущей, все психические процессы перестраиваются и в центр сознания ребенка выдвигается мышление. Оно начинает определять другие психические функции. Это ведет к развитию произвольности психических процессов и формированию способности к внутреннему планированию и контролю.

Специалисты-нейропсихологи считают, что формирование способности создавать программу (план) действий, регулировать и контролировать ее выполнение обеспечивается определенными мозговыми механизмами, которые составляют блок программирования, регуляции и контроля над протекающей деятельностью. Он расположен в передних отделах мозга - лобных долях и «отвечает» за «настройку» состояний активности (в частности, за избирательность внимания) и регуляцию произвольного поведения.

Становление функций блока программирования и контроля - длительный процесс, который заканчивается в юношеском возрасте. Он имеет несколько критических моментов, один из которых приходится на возраст 6-7 лет, когда, как показали исследования с записью электроэнцефалограммы (ЭЭГ), более простая эмоциональная система активации мозга уступает ведущее место новой системе, связанной с речевой произвольной регуляцией действий.

В дошкольном возрасте очень важно сформировать у детей  навык планирования и контроля, который основан на работе с числовым рядом.

Почему именно числовой ряд выбран для отработки навыков программирования и контроля? Потому что, во-первых, овладение числовым рядом - не только необходимое звено, но и фундамент начального учебного процесса. Умение упорядочить объекты по количеству, абстрагировать их число и соотнести с цифрой (т. е. найти их место в числовом ряду) составляет один из рано осваиваемых и необходимых в практической жизни культурных навыков человека.

Во-вторых, числовой ряд, как никакой другой материал, позволяет вынести программу действий вовне, организовать совместные действия педагога и ученика, обеспечить постепенное сокращение помощи взрослого и увеличение самостоятельности ребенка. Упражнения с числовым рядом дают широкие возможности дозировано усложнять требования к программированию и контролю деятельности, гибко менять режим работы, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Схема совместной деятельности малыша и взрослого (психолога, педагога) по усвоению программы действий с числовым рядом включает следующие этапы.        

1.  Совместное шаг за шагом выполнение действий по речевой инструкции взрослого. На этом этапе программирование и контроль обеспечиваются педагогом (психологом).

2. Совместное пошаговое выполнение действий по наглядной программе. Теперь программирование и контроль разделяются между взрослым и ребенком. Педагог организует следование программе и контрольные действия своего воспитанника - сличение результата с программой.

 3. Совместное выполнение действий по наглядной программе с переходом от пошаговой к более свернутым формам ее реализации.

Роль педагога в программировании и контроле сокращается.

4. Самостоятельное выполнение действия по интериоризованной (усвоенной, внутренней) программе с возвращением к наглядной программе при возникающих затруднениях. Ребенок самостоятельно выполняет и контролирует свои действия. Взрослый следит, обращается ли малыш при затруднениях к наглядной программе, и по мере надобности напоминает об этом.

5. Самостоятельное выполнение действия по внутренней программе или перенос ее на новый материал. Возможность переноса контролируется взрослым.

Опыт показывает, что такая детальная отработка процесса интериоризации и приводит дошкольника к активному овладению новым материалом.

Наиболее эффективно методика будет работать, если педагог (психолог) сумеет найти адекватную систему заданий, соответствующую возможностям ребенка. Он должен выбрать как исходный уровень сложности, так и темпы продвижения: нуждается ли его ученик в многократном выполнении однотипных заданий или может быстрее переходить к более сложным. Каждый раз следует выбирать и необходимую меру помощи в зависимости от сегодняшних успехов вашего ученика. Возможность точного выбора, определяющая эффективность работы, зависит от опыта, который приходит в процессе овладения методикой. Однако даже опытные педагоги дают то более трудные, то более легкие задания, подыскивая оптимальную меру сложности, т. е. такую, чтобы дошкольник мог выполнить задание, но не легко, а трудясь, осваивая и закрепляя новые умения и навыки.

При соответствующей отработке пяти циклов у детей обнаруживается положительная динамика возможности действовать по программе. Они становятся более сосредоточенными, внимательными, меньше действуют методом проб и ошибок, чувствуют обязательность этапа ориентировки в задании, более последовательно реализуют программу и лучше контролируют свои действия. Одновременно автоматизируется счет со сменой основания, например, от 1 до 10 и наоборот. Кроме того, разносторонняя работа с цифрами приводит к закреплению их зрительных образов, исчезновению зеркальности написания, совершенствованию графических навыков.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов детского сада на тему «Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»

"Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют." Д...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»

Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»...

Онлайн консультация с родителями детей до 3 лет по теме: "Развитие внимания у детей до 3 лет"

У маленького ребенка внимание носит непроизвольный характер, малыш обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание. И именно в играх происходит развитие внимательно...

Консультация для педагогов: "Игры и методики для развития внимания у детей дошкольного возраста"

Краткое описание развития внимания у детей дошкольного возраста с примерами игр (для педагогов ДОУ)....

Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей» Консультация для родителей

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. ...