Педагогическое мероприятие «Оберег для семьи»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Айрапетян Белла Борисовна

Россия – это родина для многих. Но  для того чтобы считать себя ее сыном и дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

  В данном педагогическом мероприятии мы знакомим детей с историей, традициями на Руси и приобщаем к обрядовой культуре. Учим работать руками, развиваем мелкую моторику рук и творческие способности. Это мероприятие  необходимо для воспитания любви и уважения к народной культуре, эмоциональной отзывчивости и положительного настроя на данный вид деятельности. Успешность развития дошкольников при знакомстве с народным творчеством  возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

 «Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому я  и начала приобщать детей к истокам русской народной культуры в дошкольном возрасте.    Эти знания, а значит и чувство гордости за свой  народ, помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

   Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.    Таким образом, в ходе педагогического мероприятия были использованы следующие методы, формы, приемы: игровые моменты, беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов, игровые приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskoe_meropriyatie_ayrapetyan_bb.doc767 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город   Краснодар  «Детский сад комбинированного вида № 24»

350002, г. Краснодар

Ул. Березанская, 37

Педагогическое        мероприятие

тема: «Оберег для семьи»

         

(для детей старшего дошкольного возраста)

Воспитатель: Айрапетян Белла Борисовна

Задачи:

Познавательные: Познакомить  с  изготовлением  традиционной куклы. Привить  интерес и любовь  к  русской  тряпичной кукле как к виду народного художественного  творчества.

Развивающие задачи:  через игрушку  познакомить с историей,  традициями на Руси и приобщать к обрядовой культуре. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук и творческие способности.  

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к  народной культуре, эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

Методы и приемы: беседа с детьми, индивидуальное проектирование деятельности,  познавательный  диалог, практическая работа

Оборудование: интерактивное оборудование, презентационный материал, аудиозапись  русской народной музыки.  По количеству детей -  ложка деревянная, немного синтепона, повязка-повойник, двойной лоскут на юбку по длине ручки ложки, два прямоугольника белого лоскута для рук по 10х15 см,  косынка по диагонали 40-45 см, хлопчатобумажные нитки, фурнитура для украшения (тесьма, лента).  

Интеграция: художественно-эстетическое развитие, познавательное,  речевое, социально – коммуникативное, физическое

Ход работы:

Аудиозапись№1

Под русскую народную музыку в зал заходят дети и присаживаются на  стулья.  Их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Вы любите играть в куклы?

Дети: - Да любим!

В.: - А вы знаете, что куклы могут быть не только для игры?

В далекие времена, их придумали для защиты людей и их жилища от бед, и назвали куклы-обереги.

А вы знаете, что такое куклы-обереги и как они выглядят?

Д.: - Нет, не знаем.

В.: - Сейчас вы все узнаете. Но прежде я хочу вам сделать  сюрприз (показывает корзину с цветными клубками). Эти клубочки не простые, а волшебные! Они нам помогут отправиться в путешествие, в далекое прошлое. Скажем все громко волшебные слова:

Катился клубок

Мимо огорода,

Мимо сада,

Мимо города.

Кто поймает,

Тот все узнает.

Воспитатель бросает по одному  клубочку каждому ребенку.

В.: Молодцы!  Ой,  слышите ребята! Что это за звук?  Он доносится из корзинки. ( Воспитатель смотрит в корзину и достает из нее клубок ниток)

Ребята, когда мы произнесли волшебные слова, один клубок ожил.

Клубок: - Здравствуйте ребята! Спасибо, что разбудили меня. А раз я  проснулся, послушайте, что я вам поведаю:

Слайд № 1  (на экране сени в  русской избе)

У обрядов на Руси множество заветов

И один из них – шитье кукол – оберегов.

По поверью, талисман, защитит хозяев,

Забирая на себя бремя испытаний.

В древние времена, придумали наши предки куклы.

  Славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои « обязанности» и называли их куклы-берегини. Например:

Слайд № 2

Кукла «Купавка».  На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки – заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.
        Слайд № 3

Куколка «Крупеничка» (другие названия «Зернушка», «Горошинка») - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.

Слайд № 4

С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла – символ солнца и добрых отношений в семье.

Слайд № 5

Куклы «День и Ночь» – куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют, вперед, светлую, а ночью – темную.

Слайд № 6

Берегиня семейного очага. Издревле считалось, что дом от злого глаза хранит столбушка. Это тряпичная кукла без глаз и ушей. Она ничего не видит и не слышит, считалось,  что кукла с лицом может сглазить, принести несчастье, а,  обретая черты лица,  теряет свои магические и обережные свойства.

Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение. Куклы-обереги оставались в русской избе на всю жизнь. Таких кукол-оберегов на Руси было очень много. Их изготовлением занимались только женщины, создавая куклу, мастерица нашептывала разные заговоры-наговоры (например: на лад в семье).  

Делали таких кукол из куска материи, не сшивая, а просто туго скручивая ткань. Одеяние таких кукол было очень простым, незатейливым.

В.: - Ребята, а вы хотите сделать свою куклу-берегиню, которая будет не только украшать ваш дом, но и приносить радостные вести, хранить здоровье, достаток и любовь в вашем доме?

Д.: - Да!

Клубок: - Вот и хорошо, вот и ладненько! А мои ниточки помогут ребятам в этой не легкой работе.

В.: - Но, для того чтобы у нас получились красивые куклы нам надо размять пальчики и сделать гимнастику.

Физкультминутка для  пальцев рук:

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

(Вытянуть руки вперед, сжать пальцы в кулаки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

        В.: - Молодцы ребята! А сейчас мы  приступим к работе.

Аудиозапись № 3 (Звучит народная музыка.)

Наполняем ложку синтепоном и завязываем повязкой-повойником.

Белый лоскут скатываем в трубочку и обозначаем ладонь красной ниткой.

Привязываем скатанный в трубочку лоскут ткани (руки) к ручке ложки ладошками вверх.

Юбку низом кверху перевязываем вокруг ручки ложки как можно выше.

Опускаем юбку, надеваем косынку, а при желании кружевом или лентой оформляем платье под сарафан. Кукла готова. Ребята, мы с вами сделали  такую сложную работу и вы, наверное, устали! Предлагаю отдохнуть  и сделать всем вместе релаксационные упражнения для мимики лица:

  1. Сморщить лоб, поднять брови (удивляюсь), расслабить.
  2. Нахмуриться (сержусь)- расслабить брови.
  3. Расширить глаза (страх, ужас)- расслабить веки (лень, хочется подремать).
  4. Расширить ноздри (вдыхаю) – выдохнуть, расслабиться.
  5. Зажмуриться  (ужас, конец света) – расслабить веки (ложная тревога).
  6. Сузить глаза (китаец задумался) – расслабить .
  7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос – расслабить.
  8. Оскалить зубы ( африканская ярость)-расслабить щеки и рот.
  9. Оттягиваем вниз  нижнюю губу (отвращение) и расслабить.

А теперь, когда вы сделали свои куклы,  давайте придумаем им имена (дети придумывают и называют имена кукол). Большое спасибо вам ребята за внимание и за вашу работу. Желаю, что бы куклы, сделанные вашими руками, приносили вам удачу и хранили всю вашу семью!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие в подготовительной группе «Оберег казачьей семьи».

Задачи:-познакомить детей с казачьими оберегами;-приобщить детей к истокам казачьего фольклора;-учить детей приемам декора при изготовлении оберега....

Детско-родительский мастер-класс по созданию куклы оберега, посвященный «Дню Семьи, Любви и Верности».

Цель совместной деятельности воспитателя с воспитанниками и их родителями:Познакомить родителей и детей с народной обрядовой куклой и научить их ее изготовлению, тем самым создать условия создать усло...

«Сказка про репку и большую деревенскую семью» и моё увлечение- тряпичные куклы- обереги.

«Сказка про репку и большую деревенскую семью»         Жила была в одной деревне большая и очень дружная семья. Самым главным в семье был отец- каждый ден...

"Оберег казачьей семьи"

Комплексное  занятие в подготовительной группе«Оберег казачьей семьи»....

Конспект интегрированного занятия Старшая группа (2) Тема: «Оберег казачьей семьи»

Цель: Формирование  представлений о  быте донских казаков у  детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-Продолжать знакомить детей с бытом  и традициями донских казаков.-познакоми...

Мастер-класс для родителей и детей средней группы Тема: «Изготовление оберега для семьи «Божья Коровка»

Цель: вовлечение родителей и детей в совместную  продуктивную  деятельность, способствующей возникновению познавательной и творческой активности....