ЭССЕ по работам авторов В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко о семейном воспитании
методическая разработка по теме

Как авторы в своих работах говорили о семейном воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,

так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

                       В.А. Сухомлинский

 Семья, по мнению Сухомлинского - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

 «Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека».

Все мысли В.А. Сухомлинского, в его произведениях посвященных семейному воспитанию пронизаны тем, что ребёнок – это воплощение его родителей. Важно понимать чего он хочет и что ему необходимо, различать это, не быть слепым, к его просьбам, но в то же время нельзя «слепо» любить, не требуя отдачи, а затем в определённый период удивиться тому, что малыш вырос не таким, каким хотели его родители.

Основной метод, по мнению Сухомлинского В.А. – воспитание  взаимоотношениями, так как ребенок счастлив, когда его родители счастливы, когда он видит улыбки и взаимоуважение родителей «любить жену – это значит уважать её и беречь, боготворить – да, не бойтесь этого слова, верить разумом и сердцем, что она – лучшая из всех женщин мира, потому что она твоя жена и мать твоих детей»… «хороший муж создает счастье своей семьи любовью, и эта любовь, как солнечное тепло и солнечный свет, собранные в цветке розы, – эта любовь становится нравственной красотой твоих детей, отец».

Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой, – это функция социализации семьи.

В книге В.А. Сухомлинского «Родительская педагогика» описан случай из жизни Ивана Филипповича – комбайнера, который с женой любили сына и удовлетворяли все прихоти Ивасика (как они его называли) и все закончилось тем, что сын оказался неблагодарным и чувствовал безнаказанность за все поступки, а когда отец «воспитал» его ремнем, он сделал отцу пакость. Важно знать меру.

Еще одна функция семьи – функция первичной защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям.

В «письмах к сыну» Сухомлинский пишет своему ребенку, уехавшему из отчего дома, чтобы получить образование «…ты мало вспоминаешь о родительском доме, о нас с матерью, и почти не скучаешь по нам. Это придет позже, когда ты узнаешь жизнь…». Но это не слова убитого горем отца, нет, это слова понимающего человека, проверившего это на своем опыте, ни в коем случае не укоряющие, а написанные с любовью.

Он сам на себе испытывал все то, что возможно испытает его сын, потому что он воспитывал его так же, как его воспитывал отец: в понимании, любви и т.п.

Говорить о конкретных проблемах в семьях нет смысла, нет единого алгоритма. По мнению Сухомлинского, основной метод семейного воспитания – взаимоотношения родителей (их взаимоуважение, любовь, терпимость друг к другу), ведь создать человека, не сложно, а вырастить и воспитать его нравственным, отзывчивым, чутким может не каждый, но стоит к этому стремиться.

В своей книге «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский описывал свою работу с родителями. Он изучал каждую семью в отдельности, все их проблемы и достижения. Изучал мир родителей, с точки зрения человеческих качеств: доброта, забота, отзывчивость и т.п. Ведь для успешного обучения и воспитания ребенка в школе необходим единый коллектив родителей с общими интересами. В своей статье «о педагогической пользе коллектива родителей» Сухомлинский писал: «Отсутствие родительского коллектива приводит и к отсутствию единого общественного мнения при осуществлении единых требований школы и семьи в воспитании детей». Но родители дома и учителя в школе не могут использовать одинаковые методы, хотя в чем-то они (методы) схожи. Для чего необходима работа с родителями? У Сухомлинского на этот счет двойная точка зрения: с одной стороны – это плюс для учителя, в плане его взаимодействия с родителями, уверенность в его заинтересованности в обучении и воспитании ребенка. С другой стороны это плюс для самой семьи – общение с другими родителями, обмен опытом, взаимное решение проблем. Сухомлинский рассказывает об используемых им методах:

Очень важно, чтобы родители понимали детей, основное их непонимание еще в школьном возрасте происходит из-за неуспеваемости детей, вследствие чего родители могут применять «ременную педагогику» для «решения» (по их мнению) проблемы. Но этого допускать нельзя и необходимо объяснить это родителям. Но как? Поэтому Сухомлинский и говорит о работе с коллективом родителей. Если у людей есть желание помочь своим детям не только в учебе, но и в жизни, они способны найти время, чтобы включиться во все работы, проводимые учителем, коллективом учителей. Они должны получать знания о возрастных особенностях ребенка, о кризисах, настигающих ребенка в различные периоды его жизни, чтобы понять, как нужно действовать, чтобы сохранить его доброту, уважение, здоровую психику. Это нужно не только детям, это нужно самим родителям.

Наши дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

                          А.С. Макаренко

Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А.С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле.     Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

А.С. Макаренко в книге “Лекции по воспитанию детей”, “Книге для родителей” и в целом ряде статей обосновал теоретические основы семейного воспитания, разработал теорию воспитательного коллектива и некоторые важнейшие ее положения применительно к семье: раскрыл признаки семьи как коллектива, выявил ее воспитательные возможности и условия эффективного воздействия семьи на детей.

Определяя семью как воспитательный коллектив, А.С. Макаренко по-новому осветил ее задачи и место в общей системе воспитания. Он считал, что “правильное советское воспитание должно быть организовано путем создания единых, сильных, влиятельных коллективов”, к числу которых он относил и семью. “Советская семья должна быть только коллективом. Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья”. Подход А.С. Макаренко к семье как к коллективу связан с его пониманием сущности воспитания, а воспитание он рассматривал как широкий социальный процесс. “Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка”. Задачу родителей А.С. Макаренко видел в том, чтобы направить это развитие и руководить им. Наиболее рациональный путь такого руководства – в самом устройстве жизни семьи.

Семья – это естественный коллектив, утверждал А.С. Макаренко, важно, чтобы люди в семье не просто жили рядом. Если в семье нет единства жизни, быта, стремлений, нет упражнений в коллективных делах, в детях порождается нравственная пустота и эгоизм. Поэтому цельность и единство, нравственную глубину семейного коллектива А.С. Макаренко рассматривает как необходимые условия правильного воспитания.

    Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок - член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность.

В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим.

Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет А. С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей. Первым он называет авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры. Второй вид ложного авторитета — это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов А. С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал, наиболее безнравственным, нередко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А С. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей.

А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания.

Таким образом, процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 1. Макаренко, А.С. Книга для родителей: Учебное пособие / А.С. Макаренко - М.: Педагогика, 1981. 300с.

2. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: этика коммунистического воспитания [Текст] / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1990. 390 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция дошкольного и семейного воспитания в процессе работы семейного клуба «Друзья природы».

В статье описывается работа семейного клуба "Друзья природы", раскрывается необходимость взаимодействия с семьями воспитанников для получения наилучшего результата процесса воспитания....

В.А.Сухомлинский о дошкольной педагогике и семейном воспитании

Презентация включает биографию В.А. Сухомлинского - педагога-новатора отечественной педагогики 20 века. Рассматриваются взгляды классика на дошкольную педагогику и семейное воспитание....

Авторитет родителей. Методы семейного воспитания. А. С. Макаренко

Авторитет родителей. Методы семейного воспитания.А. С. Макаренко                  Наши дети – это наша с...

Буклет для родителей "Правила здорового образа жизни в семейном воспитании". Автор: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель

Буклет для родителей "Правила здорового образа жизни в семейном воспитании". Автор: Яценко Ольга Викторовна, воспитатель...

«Воспитание детей и общие условия семейного воспитания» по произведению Макаренко А. С.

Воспитание детей является актуальной проблемой в современном мире, т.к. это самая важная область в нашей жизни. Задача и цель каждого из родителей воспитать своих детей прекрасными гражданами, хорошим...