В.А.Сухомлинский о дошкольной педагогике и семейном воспитании
презентация на тему

Сидоркина Василиса Александровна

Презентация включает биографию В.А. Сухомлинского - педагога-новатора отечественной педагогики 20 века. Рассматриваются взгляды классика на дошкольную педагогику и семейное воспитание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.a._suhomlinskiy_o_semeynom_vospitanii.pptx1015.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В. А. Сухомлинский о дошкольной педагогике и семейном воспитании Выполнила студентка группы 3 ПОБ-ДОШ-к-в Сидоркина Василиса

Слайд 2

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – педагог-новатор. Родился в бедной крестьянской семье . Его отец работал по найму как плотник и столяр в крестьянских хозяйствах; руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе . От отца он унаследовал тягу к труду и желание помогать людям. Братья и сестры Василия (Иван, Сергей и Мелания ) стали сельскими учителями . Сам Василий с 14-ти лет преподавал в сельской школе (1935).

Слайд 3

В 1934 г. Сухомлинский поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте, по окончании которых учился на факультете украинского языка и литературы, но вынужден был прервать учебу из-за болезни. В 1936 г. стал студентом Полтавского учительского института и, сдав экстерном все зачеты и экзамены, получил диплом с отличием в 1938 г..

Слайд 4

В 1942 г. получил тяжелое ранение и был снят с воинского учета по инвалидности. В 1942-1944 гг. работал директором школы в Удмуртии, а в 1944-1948 гг. заведовал Онуфриемским районным отделом народного образования. Был директором Павлышской средней школы. Плодотворно работал в области теории воспитания и обучения, разрабатывал основы педагогического мастерства, школоведение.

Слайд 5

Труды В.А. Сухомлинского: «Сердце отдаю детям» «Рождение гражданина» «Разговор с молодым директором школы» «100 советов учителю» «Родительская педагогика» «Письма к сыну» «О воспитании» «Как воспитать настоящего человека» «Моя педагогическая система»

Слайд 6

Сухомлинский говорил о воспитании всесторонне развитой личности, т.е. применения системного подхода, связи семейного и общественного воспитания, уважении личности ребенка. Утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую ребенка над коллективом. Говорил о необходимости изгнания из школ насилия и принуждения; о воспитании у детей этических представлений о долге, чести, достоинстве, добре и свободе.

Слайд 7

В практике работы считал важным создание высоконравственного коллектива единомышленников, в котором особое место должна занимать разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учеников. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Слайд 8

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений . Р азработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой».

Слайд 9

Программа «воспитания красотой» включала в себя «Школу под голубым небом» («Школа радости»). Здесь дети учились слушать «шепот листьев и песню кузнечика», «шорох снежинок и завывание вьюги», «ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи». Сухомлинский учил слушать «чудесную музыку жизни», учил видеть необыкновенное в обыкновенном.

Слайд 10

«Сказка – это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Дети не только любят слушать сказку. Они создают ее ». В.А. Сухомлинский

Слайд 11

Сухомлинский говорил, что ребенка должен окружать мир труда, творчества и созидания; надо ввести ребенка в сложный мир человеческий отношений; показать красоту человека труда. Ребенок должен научиться чувствовать сердцем другого – это самое трудное, что есть в воспитании. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека; важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться.

Слайд 12

Принципы В.А. Сухомлинского: смысл и содержание воспитания, понимаемого как единство педагогического влияния и самовоспитания ребенка, определяется постулатом: наивысшей ценностью является человек; эффективность педагогического влияния на коллектив и личность находится в прямой зависимости от гармонического единства нравственной культуры, духовного богатства, многообразия интересов носителя этого влияния;

Слайд 13

воспитательное влияние педагога не является чем-то социально заданным, кем-то организованным, а происходит потому, что воспитателя и воспитанника объединяет общность духовных интересов, многогранной деятельности; результативность воспитательного влияния определяется в том числе и тем, насколько педагог внутренне глубоко понимает детство как особый, свойственный только детству, период развития человеческой индивидуальности; в воспитательном процессе воспитанник является помощником педагога. Мудрость последнего состоит именно в том, чтобы добиться положения, при котором воспитанник сам себя воспитывал.

Слайд 14

«Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека ». В.А. Сухомлинский

Слайд 15

Семья - первичная ячейка человеческих отношений (моральных, эстетических, нравственных ). Ребенок считывает мотивы поведения для себя со своих родителей; как живут они, так будет жить и ребёнок . Все мысли В.А. Сухомлинского относительно семейного воспитания пронизаны тем, что ребёнок – это воплощение его родителей. Важно понимать, чего он хочет и что ему необходимо, различать это, не быть слепым к его просьбам, но в то же время нельзя «слепо» любить, не требуя отдачи, а затем в определённый период удивиться тому, что малыш вырос не таким, каким хотели его родители. Огромная ответственность в семейном воспитании лежит на родителях, на их взаимоотношениях.

Слайд 16

Функции семьи (В.А. Сухомлинский): воспитание ребенка. Основной метод - воспитание взаимоотношениями, т.к. ребенок счастлив, когда его родители счастливы, когда он видит улыбки и взаимоуважение родителей; «любить жену – это значит уважать её и беречь, боготворить – да, не бойтесь этого слова, верить разумом и сердцем, что она – лучшая из всех женщин мира, потому что она твоя жена и мать твоих детей…» / «хороший муж создает счастье своей семьи любовью, и эта любовь, как солнечное тепло и солнечный свет, собранные в цветке розы, – эта любовь становится нравственной красотой твоих детей, отец ». Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой – функция социализации семьи .

Слайд 17

2. хозяйственно-бытовая. Это заключается не только в обеспечении своего ребенка всеми благами, но и в умении сделать так, чтобы всего было в меру, без излишеств . 3. функция первичной защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратиться за помощью к родителям .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль Монтессори-педагогики в семейном воспитании.

Научи меня делать это самостоятельно!" - лозунг Монтессори-школ....

Контрольная работа по дошкольной педагогике на тему:"Воспитание дошкольников в труде"

Основы трудовой воспитанности, как указывают исследователи Р.И. Буре, Т.А Маркова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и многие другие закладываются в семье. В детском саду ответственным за трудовое воспитание ...

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста «Влияние семейного воспитания на развитие ребенка»

Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.Особенностью семейного воспитания является и тот...