Контрольная работа по дошкольной педагогике на тему:"Воспитание дошкольников в труде"
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Наговицына Наталья Александровна

Основы трудовой воспитанности, как указывают исследователи Р.И. Буре, Т.А Маркова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и многие другие закладываются в семье. В детском саду ответственным за трудовое воспитание является педагог группы. Детский сад - это первое звено системы образования страны, учреждение общественного дошкольного воспитания детей, которому принадлежит организующая, направляющая роль. Трудовому воспитанию в последние годы в свете внедрения ФГОС уделяется особое внимание, в каждой программе выделена образовательная область «Труд».

Это не случайно, ведь воспитание подрастающего поколения трудолюбивым всегда было первостепенной задачей всех образовательно-воспитательных учреждений. Огромная роль трудового воспитания в формировании растущего человека отмечалась педагогикой давно (Н.К. Крупская, Е.А. Аркин, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). К.Д. Ушинский писал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».

Труд дошкольников условен, поэтому главной целью трудового воспитания является формирование нравственных ориентиров дошкольников, осознания полезности труда, желания трудиться. Именно так дают определение понятию «трудолюбие» авторы словарей русского языка.

Многие педагоги прошлого и современности указывают, что интерес к труду и желание трудиться дети проявляют уже в младшем дошкольном возрасте. Они тянутся к делам старших, копируют их действия. В этом истоки трудолюбия.

Вопросы воспитания трудолюбия у дошкольников более подробно среди исследователей рассматриваются у Т.А. Марковой в книге «Воспитание трудолюбия». Формирование трудолюбия автор связывает больше с семейным воспитанием.

Объект исследования - процесс трудового воспитания дошкольников.

Предмет исследования - особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Гипотеза - эффективность трудового воспитания детей дошкольного обеспечивается, если:

¾   трудовое воспитание рассматривать в контексте нравственного воспитания дошкольников;

¾   учитывать в работе с детьми их интересы;

¾   в работе с дошкольниками ориентироваться на их трудовые интересы.

 

Задачи работы:

1. Изучить степень разработанности проблемы трудового воспитания.

2. Определить особенности трудового воспитания и экспериментально проверить их эффективность.

3.Разработать диагностику и критерии трудовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической, методической литературы; анализ документации; анкетирование воспитателей; опрос детей; наблюдение за детьми; эксперимент.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения и выводы, изложенные в работе, могут быть использованы для глубокого и всестороннего изучения трудового воспитания дошкольников, а также непосредственно для практических и творческих заданий.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_doshkolnikov_v_trude_1.docx48.03 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...

3

1. Теоретическая часть

1.1 Теоретические аспекты трудового воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………

5

1.2 Анализ средств и форм трудового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях ………………………………………………….

9

2. Опытно-экспериментальное исследование трудового воспитания в ДОУ…

13

Заключение…………………………………………………………………………

21

Список использованной литературы……………………………………………..

22

Приложения………………………………………………………………………..
23


Введение

Основы трудовой воспитанности, как указывают исследователи Р.И. Буре, Т.А Маркова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и многие другие закладываются в семье. В детском саду ответственным за трудовое воспитание является педагог группы. Детский сад - это первое звено системы образования страны, учреждение общественного дошкольного воспитания детей, которому принадлежит организующая, направляющая роль. Трудовому воспитанию в последние годы в свете внедрения ФГОС уделяется особое внимание, в каждой программе выделена образовательная область «Труд».

Это не случайно, ведь воспитание подрастающего поколения трудолюбивым всегда было первостепенной задачей всех образовательно-воспитательных учреждений. Огромная роль трудового воспитания в формировании растущего человека отмечалась педагогикой давно (Н.К. Крупская, Е.А. Аркин, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). К.Д. Ушинский писал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».

Труд дошкольников условен, поэтому главной целью трудового воспитания является формирование нравственных ориентиров дошкольников, осознания полезности труда, желания трудиться. Именно так дают определение понятию «трудолюбие» авторы словарей русского языка.

Многие педагоги прошлого и современности указывают, что интерес к труду и желание трудиться дети проявляют уже в младшем дошкольном возрасте. Они тянутся к делам старших, копируют их действия. В этом истоки трудолюбия.

Вопросы воспитания трудолюбия у дошкольников более подробно среди исследователей рассматриваются у Т.А. Марковой в книге «Воспитание трудолюбия». Формирование трудолюбия автор связывает больше с семейным воспитанием.

Объект исследования - процесс трудового воспитания дошкольников.

Предмет исследования - особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Гипотеза - эффективность трудового воспитания детей дошкольного обеспечивается, если:

  • трудовое воспитание рассматривать в контексте нравственного воспитания дошкольников;
  • учитывать в работе с детьми их интересы;
  • в работе с дошкольниками ориентироваться на их трудовые интересы.

Задачи работы:

1. Изучить степень разработанности проблемы трудового воспитания.

2. Определить особенности трудового воспитания и экспериментально проверить их эффективность.

3.Разработать диагностику и критерии трудовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической, методической литературы; анализ документации; анкетирование воспитателей; опрос детей; наблюдение за детьми; эксперимент.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения и выводы, изложенные в работе, могут быть использованы для глубокого и всестороннего изучения трудового воспитания дошкольников, а также непосредственно для практических и творческих заданий.

1. Теоретическая часть

1.1 Теоретические аспекты трудового воспитания детей дошкольного возраста

Разные исследователи предлагали различные формулировки задач трудового воспитания.

На основе классификации Ю.К. Бабанского, В.И. Логиновой, В.Г.Нечаевой можно выделить две группы задач: помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений); развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия).

Таблица 1. Эти задачи решает педагог-практик.

Ю.К. Бабанский

В.И. Логинова

В.Г. Нечаева

Воспитание отношения к труду; воспитание отношения к людям труда; формирование потребности трудиться; подготовка к выбору профессии

Формирование отношения к труду; воспитание потребности трудиться; усвоение трудовых знаний, умении, навыков в основных видах труда

Формирование трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых

Сегодня перед педагогом-исследователем стоят серьезные и ответственные задачи разработки и экспериментальной проверки содержания труда для детей разного возраста, разработки средств, методов и форм организации труда, изучения механизма влияния труда на развитие ребенка. Именно этими вопросами наука всегда и занималась, и на сегодняшний день дала ответы на многие из них.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

В младших группах воспитатель показывает способы выполнения действий: как нужно держать колготки, платье, чтобы их было удобно надевать. Показ должен быть поэтапным, с объяснением. Нельзя просто сказать ребенку: «Вот колготки, возьми их вот так и надевай». Для малыша трудно все: и взять, и растянуть резинку, и вставить ноги не в один чулок, а в два. На первых порах взрослый помогает на каждом этапе, а со временем постепенно уменьшает долю своей помощи, поддержки, подсказки.

При обучении самообслуживающему труду воспитатель использует рассматривание картинок. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий. Желательно использовать и специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию ботинок. Следует показывать ребенку правильные приемы, знакомить с «маленькими секретами», облегчающими выполнение тех или иных действий (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху, тогда можно контролировать, что ты делаешь, видеть последнюю пуговицу и последнюю петлю и соединять их).

Игрушки, персонажи кукольного театра, наблюдающие за детьми и обучающие их, делают процесс обучения привлекательным, эмоционально насыщенным. Помогают ребенку и поэтическое слово, песенки, шутки.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Если ребенок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.

В содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе: подготовка рабочего места перед началом рисования; уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игрушек, книг.

Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нуждаются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже должны уметь во многом обходиться своими силами.

Хозяйственно-бытовой труд. Это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.)

Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сторону.

Современный бытовой труд облегчает техника. Полезно и детей приучать пользоваться бытовыми машинами. Дома ребенок может чистить пылесосом ковер на полу, наблюдать за работой стиральной машины. Нужно только обязательно познакомить детей с правилами безопасности и стараться не оставлять их один на один с техникой. Но под наблюдением взрослого и вместе с ним ребенок может, пользуясь техникой, заниматься хозяйственно-бытовым трудом.

Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некоторых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овладел необходимыми навыками. Дети выполняют все, что от них требуется: моют игрушки, убирают постели и т.д., но делают это уже без интереса. Содержание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет расширения круга обязанностей или введения нового объекта для применения уже отработанных навыков (вытирать пыль не только в шкафу для игрушек, как это было всегда, но и на подоконнике, на мебели в спальне).

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

В младших группах внимание детей привлекают к растениям и животным. Воспитатель организует наблюдения за животными и при этом старается поддерживать интерес малышей. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами.

Обязанности детей старшего дошкольного возраста значительно шире. И это понятно. Ребенок уже больше умеет, больше знает.

Труд в природе имеет свои особенности. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т.п.

Применительно к дошкольному возрасту можно говорить и о зарождении умственного труда. Любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат же, как мы говорили выше, может быть материализованным (изготовленный ребенком предмет выращенное растение), может быть представленным через улучшение качества (постиранное кукольное белье, почищенная клетка птицы), а может и выступать в виде логического решения какой-то задачи. Последний и есть результат умственного труда. Воспитатель приучает детей «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения и, наконец, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения.


1.2. Анализ средств и форм трудового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Как можно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности? Однако в практике можно встретиться с такими фактами, когда воспитатель решает задачи трудового воспитания не в труде, а в игре. Например, планируя игру в парикмахерскую, воспитатель пишет: «Формировать у детей умение пользоваться расческой, аккуратно причесываться». В данной записи сразу две педагогические ошибки. Во-первых, воспитатель не знает природы и особенностей детской игры: в игре ребенок действует «как будто»- он как будто причесывается, как будто делает красивую прическу. Игра исходно появилась из потребности ребенка выполнять трудовые действия взрослых, которые в реальной жизни ему недоступны. Если же он начнет делать все всерьез - игра пропадет. Во-вторых, всякое «формирование умений» всегда требует показа, объяснения, упражнений, повторений. Можно ли это делать в процессе игры? Конечно, нет.

Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к ТРУДУ, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней - врач нужен, чтобы лечить людей, учитель - чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.

Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход. В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.

Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример для подражания, образец, на который ребенок будет ориентироваться. Однако, знакомясь с трудом взрослых, ребенок может столкнуться не только с положительным, но и с негативным отношением к труду, с недобросовестностью и ее последствиями. Подобные случаи педагог может использовать для формирования у детей представления о необходимости ответственного отношения к труду.

Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду (подробно работа по данному разделу воспитания рассматривается в рамках курса «Методика ознакомления детей с социальной действительностью»).

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.

В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества. С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий. Вот, например, стихотворение Ю. Тувима «Все для всех».

Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя.

Правда, это может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную литературу как средство решения педагогических задач, сам убежден в важности труда и наличии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с организацией собственной трудовой деятельности и деятельности детей.

Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров-художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае - это радость, эмоциональный подъем («Хлеб» Т. Яблонской), в другом - тихая, спокойная передышка («Ужин трактористов» А. Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В. Тропима). По труд не всегда легок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого и др. Воспитатель может порекомендовать родителям сходить с детьми в картинную галерею или посмотреть репродукции дома и побеседовать о содержании картин со своим ребенком.

К группе художественных средств трудового воспитания относятся дна- и видеофильмы, слайды. К сожалению, особенно в последние годы, мало создается таких средств на тему труда людей. Однако в прежние годы их было достаточно, и они не утратили своей актуальности. Так, например, диафильм «Как трудятся колхозники в разное время года» несовременен лишь словом «колхозники», все же остальное - содержание труда, его процесс вполне современны и диафильм можно показывать детям и проводить по нему беседу о труде людей в сельском хозяйстве.

Помогает воспитанию желания трудиться музыка. В опыте наших болгарских коллег уже давно используется музыка как сопровождение труда детей. Магнитофонные записи можно использовать и в группе, и на участке. Музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и приятнее. Ее полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке. Дети могут тихонько подпевать исполнителю. Хорошо, если и воспитатель вместе с детьми тихонечко поет спокойную песню и работает. Конечно, это возможно в тех случаях, когда не идет прямое обучение трудовым действиям.

Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

2. Опытно-экспериментальное исследование трудового воспитания в ДОУ

Практическая часть работы была выполнена в детском саду №118 г. Орска Оренбургской области, состояла из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.

Констатирующий этап. Задачи:

  • Выявить уровень трудовой воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
  • Определить воспитательные задачи, решаемые в процессе трудового воспитания детей в ДОУ.
  • Выявить методы и приемы трудового воспитания у дошкольников.

В первую очередь было проведено анкетирование воспитателей (14 педагогов). В анкете были следующие вопросы:

  1. Какое место в работе Вы уделяете трудовому воспитанию дошкольников?
  2. Какие виды труда чаще используете в работе с детьми?
  3. В каких формах труда чаще организуется труд дошкольников?
  4. Решению, каких воспитательных задач посвящается работа по трудовому воспитанию?

Воспитатели указали, что проводят работу по трудовому воспитанию систематически и планомерно. Работа организуется как в группе, так и на участке каждый день. В работе используются разные виды труда и формы организации. Но чаще - хозяйственно-бытовой труд.

Главными воспитательными задачами, решаемыми воспитателями в процессе труда детей являются «воспитание уважения к труду», «воспитание желания ценить труд», «воспитание трудолюбия, трудовых навыков, умений доводить начатое дело до конца».

Из устной беседы с воспитателями, мы выяснили, что основными условиями трудового воспитания педагоги считают систематичность трудового воспитания, как дома, так и в группе, совместный труд.

Затем были проведены опрос и наблюдения за детьми.

Исследованием были охвачены дети старшей группы детского сада. Всего в группе 20 детей. Цель опроса детей - выявить особенности отношения к труду, наличие трудолюбия.

Вопросы к детям:

  1. Нравится ли тебе трудиться, помогать или не очень нравится?
  2. Расскажи, как ты трудишься дома. Что делаешь?
  3. Если к тебе домой придет товарищ, который ничего не умеет делать, какой работе ты бы его поучил? Почему именно этой?
  4. Если мальчику или девочке говорят: «Ты очень хорошо потрудился» - что это значит, как ты думаешь?
  5. Если у тебя не получается какая-нибудь работа или ты устал, что будешь делать, как поступишь?

Дети сразу начинали рассказывать, как они любят трудиться, доказывали, что они трудолюбивые.

Чтобы выявить трудовую воспитанность у детей группы, мы провели наблюдения за трудом ребят (в утренний отрезок времени, на прогулке, вечером). Результаты опроса и наблюдений мы фиксировали в специальных листах, затем обобщили и представили в таблице.

Таблица 1 - Итоги наблюдений и опроса детей старшей группы на начало экспериментальной работы

Имена детей

Ребенок любит трудиться

Стремится активно участвовать в разных видах труда

Проявляет интерес к результату своего труда и качеству труда

Понимает пользу своих трудовых действий

Проявляет ответственность в трудовых делах

София А.

+-

+

+-

+-

+-

Алиса Ш.

+-

+

+-

+_

+-

Никита Б.

-

+-

+

+_

-

Тимур Т.

+-

+

+-

+-

+-

Вика Б.

+-

+_

_

+

+-

Рома Ф.

+-

+

+-

+-

+-

Полина М.

+-

+_

+_

+_

+_

Настя Б.

+

+-

_

+_

+_

Алёна Ч.

+-

+_

+-

+-

+_

Лиза Г.

+_

+

+_

+-

+-

Регина И.

+

+

+_

+

+-

Вика Ф.

+-

+

_

+

+-

Миша Л.

+_

-

_

+_

+-

Амира Д.

+_

-

+-

+_

+-

Макар Б.

+

+

+-

+

+-

Гоша Б.

+

+

+-

+

+

Вика К.

+

+

+_

+-

+_

Миша Р

+

+

+_

+-

+

Лера Б.

+_

+_

+_

+_

+-

София С.

+-

+-

+

+-

+-

Условные обозначения:

+  положительный результат

+- результат не стабильный

  • отрицательный результат

Мы выделили три уровня развития трудолюбия дошкольников: высокий, средний и ниже среднего. Данные критерии мы определили на основе учения Т.А. Марковой.

Таблица 2 - Критерии уровней развития трудовой воспитанности дошкольников

Уровень

Критерии

Ниже среднего

Необходимо побуждение взрослых, чтобы ребенок начал трудиться. Ребенок не думает о конечном результате труда. В процессе труда легко отвлекается от порученного трудового задания.

Средний

Ребенок стремится принять участие в труде. Может многократно повторять привлекательные действия. Но в трудовых действиях необходимо эмоциональное побуждение. Труд больше находит отражение в игре. Ребенок понимает пользу своих действий.

Высокий

Интерес к труду у ребенка стойкий. Он стремится активно участвовать в реальных трудовых делах. Имеется установка на результат, интерес к результату, качеству работы. У ребенка сформировано понимание пользы своих действий, развито чувство элементарной ответственности за порученное дело.

Таблица3- Уровни трудовой воспитанности дошкольников (констатирующий этап)

Уровни

Количество детей, относящихся к определенному уровню

Ниже среднего

50%

Средний

34%

Высокий

16%

В данной группе у детей преобладает уровень ниже среднего. Дети практически не понимают пользы своих трудовых действий, у них не развито чувство элементарной ответственности за порученное дело, не наблюдается постоянного интереса к труду. На высоком уровне развития трудолюбия всего 16% детей, на среднем - 34%, что, конечно же, недостаточно в старшей группе. Мы разработали экспериментальный план для старшей группы детского сада и провели работу с детьми.

Работу с детьми экспериментальной группы построили по четырем направлениям с учетом особенностей трудового воспитания детей этого возраста:

I Направление - совершенствование трудовых навыков и умений, повышение уровня самостоятельности детей;

II Направление - формирование умения планировать и организовывать не только индивидуальный, но и коллективный труд;

III Направление - разъяснение детям зависимости между заданной целью и требованиями к ее исполнителю;

IV Направление - формирование новых трудовых навыков при использовании нового содержания труда.

В работе по трудовому воспитанию использовали такие формы работы: НОД, экскурсии с детьми, беседы, наблюдения, собственно трудовая деятельность. Большое значение в работе с детьми группы мы придавали формированию у дошкольников представления о качестве действий. С этой целью использовали пример окружающих людей. Когда проводили наблюдения за трудом взрослых, то указывали не только на то, что делает взрослый, какие действия выполняет, но и как выполняет их. Детям задавали вопросы: «Почему взрослый делает все быстро?», «Почему он работает аккуратно?» и т. д. Объяснения помогали детям осознать, что для выполнения основной задачи работы качество действий имеет большое значение, что между качеством действий и качеством результата существует неразрывная связь.

Участвуя в работе, дошкольники не только приобретали трудовые и организационные навыки и умения, но и совершенствовали их качество. На это всегда нацеливала инструкция воспитателя перед началом работы, указания в процессе ее выполнения и оценка деятельности и результата.

Требования к качеству совершаемых действий осознавались детьми при подведении итогов работы. Роль оценки, которую мы использовали заключалась в том, что каждый раз мы пытались устанавливать зависимость качества результата от совершаемых ребенком действий. Эта связь для детей наиболее понятна, наглядна. Они сами отмечали, что, например, «коробка из-под настольной игры после ремонта выглядит красиво, потому что аккуратно и ровно отрезаны полоски, хорошо удален лишний клей» (Никита Б.); «кубики после мытья остались влажными, потому что их плохо вытерли» (Алиса Ш.). Оценка трудовых действий побуждала детей повторить трудовые дела.

Мы всегда предъявляли к детям определенные требования в отношении способа выполнения, причем выбранный способ должен быть самым результативным. Но мы помнили, что труд не только исполнительская деятельность, но и творческая. Поэтому старались показать детям не один, а несколько способов выполнения задания, чтобы они могли проявить самостоятельность, инициативу.

Знакомя детей с различными способами выполнения трудовой задачи, мы каждый раз показывали способ, наиболее рациональный к данным условиям. При этом мы учили предвидеть не только результат, но и выполнять задания. «Как можно иначе выполнить эту работу!», спрашивали мы у детей, которые помогали вырезать геометрические формы для занятия по математике. Дети отвечали по-разному. Вика Ф., сказала, что можно сделать с помощью линейки. Миша Р., предложил сделать по трафарету, Лера Б. - путем сложения.

Иногда мы предлагали ребятам самим подумать, как следует выполнить задание. Показывали образец (поделку из бумаги, накрытый к обеду стол, сложенный в ящик строительный материал и т. п.), а дети должны были проанализировать его, определить способ выполнения и выполнить то, что им предложили.

Мы приучали детей анализировать трудовую задачу, устанавливать разнообразные связи (цель и материал, цель и способ выполнения, материал и способ выполнения и т. п.), обосновывать выбор способа действий, решать задачу несколькими способами, находить наиболее рациональный из них.

К концу года дети хорошо знали зависимость между содержанием труда (целью), организацией и способом его выполнения и имели соответствующие практические навыки, необходимые для достижения цели труда.

Мы обращали большое внимание детей на то, что и как надо делать, в какой последовательности. Показ способа выполнения нового процесса труда делали неполным и включали лишь наиболее сложные приемы работы. Например, мы поручали дежурным принять участие в подготовке необходимых материалов для занятия - разлить в розетки краску нескольких цветов. Объясняли детям: «Краску в каждой банке нужно предварительно помешать палочкой, чтобы она не была снизу густой, а сверху жидкой. Видите, как надо делать? (Показывали.) Потом аккуратно разлейте краску в розетки по количеству подносов. Вспомните, сколько краски или клея для занятия я разливала. Нужно разлить краску трех цветов». В объяснение включали требования к будущему, конечному результату труда. Мы подчеркивали практическую значимость работы, ее качество. Сообщили детям о том, что они будут готовить атрибуты для игры в почту: сумку и конверты. Предложили подумать о размерах сумки, чтобы в ней поместились все конверты, и склеить так, чтобы она была прочной. Эти приемы помогали детям представить результат, ориентировали на проявление смекалки и самостоятельности, побуждали к выбору формы, размеров изделия, способа выполнения задания и одновременно воспитывали ответственное отношение к труду, трудолюбие. Для трудового воспитания большое значение имели беседы с детьми перед трудом. Ведь труд в первую очередь мы использовали в целях воспитания детей. Их проведение позволяло нам не просто распределить работу между участниками, а учесть их интересы и желания. Мы всегда помнили, что у каждого старшего дошкольника особый интерес к отдельным видам труда. Поэтому мы стремились поручать детям тот участок работы, который ему по душе, где он сможет добиться лучшего результата. Например, детям дали задание сделать из засушенных цветов и листьев панно для украшения раздевальной комнаты малышей. Мы отметили, что окантовку картины следует поручить Алёне Ч.: «Она умеет вырезать ровные полоски, аккуратно подклеивать». Выбрали Алёну не случайно. Девочка проявляет большой интерес к работе с бумагой. Так мы удовлетворили желание ребенка и одновременно улучшили качество выполненной работы.

Постепенно начинали привлекать детей к распределению общего труда, подчеркивая необходимость соблюдать правило: делить работу между товарищами нужно справедливо. При этом показывали разные способы распределения работы: очередность выполнения наиболее привлекательного труда (например, если раньше Миша Р., мыл поддоны, то теперь он будет протирать стенки аквариума или вытирать пыль со стола, на котором стоит аквариум); использование считалки; желание ребенка участвовать именно и данном трудовом процессе и выполнять в нем определенное действие. В этом случае особенно ярко проявляются доброжелательность детей, умение считаться с интересами сверстником. Мы обязательно отмечали, как хорошо поступили ребята, доставив удовольствие товарищу.

Мы видели, что желание трудиться у детей связано с результатом труда. Когда дети видели, что у них все получалось, воспитатель доволен, то они хотели еще раз участвовать в этом труде. А это напрямую зависело от того, как это может совершать ребенок, от умения планировать труд. Поэтому в процессе труда мы учили подбирать материал, оборудование, организовывать рабочее место, распределять объем работы между участниками, определять способ ее выполнения.

С воспитанием у детей умения планировать свою деятельность формировались и их организаторские качества. Особенно наглядно это проявляется при организации собственного, индивидуального труда, а у некоторых детей и при совместной работе со сверстниками. Ребенок-организатор старался побудить товарищей к выполнению определенных действий, «заставить» подчиниться своим требованиям.

С приобретением трудовых навыков и организационных умений у детей формировался интерес к труду, трудолюбие, желание выполнять работу, результатами которой будут пользоваться окружающие люди.

 Цель контрольного этапа заключалась в измерении эффективности проведенной работы с детьми. Этот этап был проведен по методике констатирующего этапа. Полученные ответы мы обобщили в таблице.

Таблица 4 - Результаты, полученные на контрольном этапе (ЭГ)

Результаты опроса

Констатирующий этап

Контрольный этап

Дети отмечают, что им нравится трудиться, помогать другим людям

39%

77%

Дети рассказывают, как они трудятся дома, что конкретно делают дома

61%

100%

Дети рассказывают, какой работе они бы поучили товарища

22%

77%

Умеют объяснить, что значит «хорошо потрудился»

50%

100%

Объясняют, что работу надо доводить до конца

39%

77%

На контрольном этапе увеличилось количество детей, которые считали, что трудовые задания надо доводить до конца (77%), умело объясняли, что значит «хорошо трудиться», умели рассказать о том, как трудятся дома. Здесь мы заметили, что большое значение имело как раз развитие трудовых интересов детей и учет их в работе. На этом этапе все дети ответили на поставленные вопросы. Затем мы провели наблюдения за детьми в трудовой деятельности. Результаты наблюдений представили в таблице.

Таблица 5 - Итоги наблюдений и опроса детей старшей группы на конец экспериментальной работы

Имена детей

Ребенок любит трудиться

Стремится активно участвовать в разных видах труда

Проявляет интерес к результату своего труда и качеству труда

Понимает пользу своих трудовых действий

Проявляет ответственность в трудовых делах

София А.

+

+

+

+

+

Алиса Ш.

+

+

+

+_

+

Никита Б.

+-

+

+

+_

+

Тимур Т.

+

+

+

+

+

Вика Б.

+-

+_

+_

+

+

Рома Ф.

+-

+

+

+

+

Полина М.

+-

+_

+_

+_

+_

Настя Б.

+

+_

+_

+_

+_

Алёна Ч.

+

+_

+

+

+_

Лиза Г.

+_

+

+_

+

+

Регина И.

+

+

+_

+

+

Вика Ф.

+

+

+_

+

+

Миша Л.

+_

-

+_

+_

+

Амира Д.

+_

+

+

+_

+

Макар Б.

+

+

+

+

+

Гоша Б.

+

+

+

+

+

Вика К.

+

+

+_

+

+

Миша Р.

+_

+_

+_

+_

+

Лера Б.

+

+

+

+-

+-

София С.

+-

+

+-

+

+-

Мы также выделили уровни трудовой воспитанности

Таблица 6 - Уровни трудовой воспитанности у дошкольников (констатирующий и контрольный этапы)

Уровни

Количество детей, относящихся к определенному уровню

Констатирующий этап

Контрольный этап

Ниже среднего

50%

16%

Средний

34%

50%

Высокий

16%

34%

Как видим, на контрольном этапе преобладает средний уровень трудовой воспитанности. Он повысился на 16%. Эти дети стремились принять участие в труде. Особенно им нравился труд, соответствующий их интересам. Часто для того, чтобы дети выполнили задание, необходимо было эмоциональное побуждение к этому труду. Дети понимают пользу своих действий. Ниже среднего уменьшился на 34% (с 50% до 16%). И соответственно увеличился высокий уровень (на 16%). Данные дети отличались стойким интересом к труду. Они активно участвовали в разных трудовых делах группы и всегда это делали с большим удовольствием. Проявляли большой интерес к результату и качеству работы. Эти дети понимают пользу своих действий. Они ответственно относятся к порученному делу. Это подчеркивает педагогический эффект от проведенной работы в экспериментальной группе.

Таким образом, на основе выявленных особенностей трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста была построена система работы с детьми, предусматривающая разнообразные формы деятельности. В процессе трудовой деятельности развивались ценные качества: уважение к друг другу, взрослым людям, их труду, интерес к трудовой деятельности. Мы считаем, что используемые методы и приемы работы с детьми являются наиболее эффективными в трудовом воспитании дошкольников.

воспитание труд дошкольник


Заключение

Изучение вопросов трудового воспитания на ступени дошкольного детства - актуальная проблема.

В ходе проведенного нами исследования гипотеза подтверждалась. Действительно, в старшем дошкольном возрасте возможно и целесообразно осуществлять процесс трудового воспитания детей. Успешность определяется учетом особенностей трудового воспитания детей, если помнить, что труд детей условен, используется в основном в целях воспитания, что он непроизводительный, поэтому требования к качеству иные, чем на других ступенях образования; если трудовое воспитание рассматривать в контексте нравственного воспитания дошкольников; если учитывать в работе с детьми их интересы; если в работе с дошкольниками ориентироваться на их трудовые интересы.

В то же время существенное значение в решении задач трудового воспитания имеет организация педагогического процесса на основе совместной деятельности детей и взрослых.

В настоящем исследовании была определена и нами экспериментально проверена эффективность форм и методов по трудовому воспитанию дошкольников. Они также составляют те особенности осуществления трудового воспитания детей, которые учитывает педагог.

Трудовое воспитание является одной из важных задач на современном этапе дошкольного воспитания. Детскому саду - первому звену системы образования детей принадлежит организующая, направляющая роль.

Трудовое воспитание играет важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, в подготовке ребенка к школе. У детей формируются нравственные ориентиры, осознание полезности труда.


Список использованной литературы

  1. Арнаутова, Е. М. Родителям - о воспитании трудолюбия у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2014 - №12
  2. Буре Р.С., Година, Г.Н. Учите детей трудиться. - М., 1983 – 234 с.
  3. Буре Р. Организация труда детей и методика руководства // Дошкольное воспитание. - 2013. - №4
  4. Витковский А. Воспитание у дошкольников трудолюбия // Первое сентября. – 2010 - № 2
  5. Воспитание дошкольника в труде // Под ред. Нечаевой В.Г. - М; 1983
  6. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. Под ред. С.Ф. Егорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с.
  7. История педагогики / Под ред. М.Ф.Шабаевой. - М., 1981.
  8. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н.Б.Мчедлидзе и др. - М.: Просвещение, 1988. - 447 с.
  9. Камалина Н. Воспитывать трудолюбие // Дошкольное воспитание. - 1984. - №3
  10. Крохина С.А. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе// Дошкольное воспитание. - 2010. - №3
  11. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - №9.
  12. Литвинович О.В. Совместная трудовая деятельность в детском саду // Дошкольная педагогика.- 2010.-№4.- С.28-31.
  13. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Пед соч., Т.1». - М., 1978

Приложение А

Пословицы и поговорки, рекомендуемые для использования в работе с детьми

  • Без денег и разума нет.
  • И мал золотник, да дорог.
  • Изведай человека на деньгах.
  • Золото не говорит, а чудеса творит.
  • Без хозяина деньги черепки.
  • Не по деньгам товар.
  • Деньги - крылья.
  • Не деньги нам, а мы их нажили.
  • Через золото слезы льются.
  • Больному и золотая кровать не поможет.
  • Лишние деньги - лишняя забота.
  • Слову - вера, хлебу - мера, деньгам - счет.
  • Разума много, да денег нет.


Приложение Б

Анкета для воспитателей

1.Ваш возраст, образование, педагогический стаж.

2.Какое место в работе Вы уделяете трудовому воспитанию дошкольников:

  • осуществляете систематически и планомерно;
  • от случая к случаю (укажите, в каких случаях);
  • не предусматриваете.

3. Какие виды труда чаще используете в работе с детьми?

4. В каких формах труда чаще организуется труд дошкольников?

5. Решению каких воспитательных задач посвящается работа по трудовому воспитанию?


Приложение В

Список детей группы

  1. София А. - 6 лет, 8 мес.
  2. Алиса Ш.- 6лет, 9 мес.
  3. Никита Б.- 7 лет
  4. Тимур Т.- 7 лет 3 мес.
  5. Вика Б. 6 лет,4 мес.
  6. Рома Ф.- 6 лет, 8 мес.
  7. Полина М. - 6 лет, 2мес.
  8. Настя Б. - 6 лет, 6 мес.
  9. Алёна Ч. 7 лет, 3 мес.
  10. Лиза Г. - 7 лет.
  11. Регина И. - 6 лет, 7 мес.
  12. Вика Ф. - 6 лет, 2 мес.
  13. Миша Л. - 6 лет 11 мес.
  14. Амира Д. - 7 лет.
  15. Макар Б. -6 лет,11мес.
  16. Гоша Б. - 7 лет.
  17. Вика К. - 6 лет, 5 мес.
  18. Миша Р. - 6 лет, 6 мес.
  19. Лера Б. – 6 лет 10 мес.
  20. София С. – 6 лет 8 мес.