• Контрольная работа по теория и методике развития речи дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи

Биллер Надежда Николаевна

Составление предложений с многозначными словами (- О ком или о чем можно сказать идет? - Человек идет, дождь идет, время идет);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_leksicheskoy_storony_rechi_doshkolnikov.docx344.63 КБ

Предварительный просмотр:

Задание: Составить диагностические задания на определение уровня развития словаря (возрастная группа на выбор учащихся). По следующей схеме:

1) составление предложений с многозначными словами (- О ком или о чем можно сказать идет? - Человек идет, дождь идет, время идет);

2) составление предложения со словами синонимами (- Посмотрите картинку, что делает девочка? - Девочка бросает мяч. - Как по-другому можно сказать. что делает девочка? - Девочка кидает мяч, девочка подбрасывает мяч);

3) подбор синонимов и антонимов к определённым речевым ситуациям (- Я буду начинать предложение, а ты его закончишь: Принцесса красивая, а Бабаб Яга...; Построил себе зайчик избушку лубяную, а Лиса ледяную. Как по-другому можно сказать, что построил зайчик?) ;

4) оценка словосочетаний и высказываний по смыслу (- Из предложенных слов составить предложения: небо, дети, шар, играть);

5) определение значения слова (ответ на вопросы «Что такое?», «Что значит?»); - Посмотри на картинку, что это?

6) придумывание рассказов с использованием слов близких или противоположных по смыслу (Придумай рассказ, используя слова добрый - злой, умный-глупый).

 

1.Составление предложений с многозначными словами (- О ком или о чем можно сказать идет? - Человек идет, дождь идет, время идет);

Воспитатель :Ребята давайте посмотрим на картинку ,что на ней изображено?

https://image.freepik.com/free-vector/kids-walking_7122-9.jpg

  1. Дети  : мальчик
  2. Воспитатель  :  а что мальчик делает ?
  3. Дети: мальчик идет
  4. Воспитатель : молодцы .
  5. Воспитатель : ребята а о ком или о чем мы также можем сказать «идет»?

 Дети:Время идет.
Часы идут.
Идут дожди.(снег)
Солнце идет по небу.
Время идет.

Воспитатель: молодцы ,ребята такие слова называются многозначными

Воспитатель :ребята послушайте еще стихотворения про слово «идет»

Идёт и идёт»

Идёт летний дождик,
Идут и ребятки,
Поезд идёт и гудит без оглядки.
Часики тикают - тоже идут,
Ждут, когда их хоть чуть-чуть подведут.
В кинотеатрах во всех там и тут
Мультики детские часто идут.
Дорога идёт далеко-далеко,
Идёт дым из трубы высоко-высоко.
Годы идут, не воротишь назад,
Идёт, словно в бой, танк на парад.
Занятие в школе долго идёт,
Невеста с фатою замуж пойдёт.
Так всё на свете идёт и идёт,
И в основном всё вперёд и вперёд!

2. Составление предложения со словами синонимами (- Посмотрите картинку, что делает девочка? - Девочка бросает мяч. - Как по-другому можно сказать. что делает девочка? - Девочка кидает мяч, девочка подбрасывает мяч)

https://makddu.ru/wp-content/uploads/kartinka-animashka-reka-4.jpg

- ребята посмотрите на картину ,что изображено?

- речка

-речка .что делает

- «Река бежит»

-А каким  словом, близким по значению можно еще назвать слово «бежит»

Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.

Лиса обманщица.

-Какими другими словами можно заменить слово обманула?

Обманула – перехитрила – одурачила – провела.

3.Подбор синонимов и антонимов к определённым речевым ситуациям (- Я буду начинать предложение, а ты его закончишь: Принцесса красивая, а Бабаб Яга...; Построил себе зайчик избушку лубяную, а Лиса ледяную. Как по-другому можно сказать, что построил зайчик?) ;

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).

Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).

Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).

Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец)     

Ребята мы  с вами будем придумывать предложения: я придумаю начало, а вы - конец".

  1. комар маленький, а слон...;
  2. пушинка легкая, а камень...;
  3. горчица горькая, а сахар...;
  4. куст низкий, а дерево...;
  5. компот холодный, а суп...;
  6. сметана густая, а молоко...;
  7. ручеек узкий, река...;
  8. ночью темно, а днем...;
  9. сахар сладкий, а лимон…;
  10. ходят ногами, а бросают…;

4. Оценка словосочетаний и высказываний по смыслу (- Из предложенных слов составить предложения: небо, дети, шар, играть);

 Воспитатель :Ребята из предложенной вам картинки пожалуйста составьте предложения со словами :солнце, мальчик ,играть и песок.

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/2/147/769/147769293_image__39_.jpg

Дети: Ярко светит солнце. Мальчик играет с песком.

Воспитатель: Ребята .а каким словом можно заменить слово ярко?

Дети: Блестит ,сияет, ослепительно.

Воспитатель : правильно ,молодцы

 5.определение значения слова (ответ на вопросы «Что такое?», «Что значит?»); - Посмотри на картинку, что это?

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/055f/000c887e-110e67a8/img2.jpg

- Ребята давайте посмотрим на картину и скажем что на ней изображено и как оно все вмести называется ?

-Чашка, чайник ,кастрюля ,сковорода.

-Посуда

- А для чего нужна посуда?

-чтобы в ней готовит кушать .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по теории и методике развития речи

Тестовые задания помогут выявить уровень знаний педагогов ДОО по теории и методики развития речи...

Теория и методика развития речи у детей. Тема: Книжный уголок

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, спос...

Сообщение. Отгадывание загадок По предмету теория и методика развития речи у детей

Содержание. 1.введение. 2 .Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста. 3. Загадка – малый жанр фольклора. 4. Принципы отбора загадок для дошкольников. 5.Мет...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...

Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Анализ современных психолингвистических теорий

Развитие психолингвистики сделало актуальным рассмотрение основных современных психолингвистических теорий и учет наиболее важных положений в методике развития речи не слышащих и слабослышащих дошколь...

Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Анализ современных психолингвистических теорий.

Развитие психолингвистики сделало актуальным рассмотрение основных современных психолингвистических теорий и учет наиболее важных положений в методике развития речи не слышащих и слабослышащих дошколь...