Теория и методика развития речи у дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи

Горбачёва Алла Сергеевна

Кратко в таблицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shemy_lektsiy_po_rr.docx261.79 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЦИПЫ МЕТАЛОГИЧЕСКИЕ В РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ:

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТАЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ:

ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКА:

ВИДЫ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1

Бытовой словарь

до 3х лет

Самое начало

2

Природоведческий словарь

с  2,5 лет до 5-6 лет

Основные моменты

3

Обществоведческий словарь

с  4х до 7 лет

Праздничные даты, общественные явления

4

Пространственно-временной словарь

3,5г до 7 лет

Формирование наречий (далеко-близко и т.д.)

5

Числительный словарь

с 4х лет и далее

Осознание чисел, порядковые числа со старшей группой

https://pandia.ru/text/78/650/images/image027_7.gif

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЮ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

(ДЛЯ ЛЮБОГО ТИПА ЗАНЯТИЙ)

МЕТОДЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ

ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ СЛОВ В СЛОВАРЬ

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

1.

Рассматривание и обследование предметов

во всех группах

1.

Рассматривание игрушек

во всех группах

2.

Рассматривание игрушек

мл.дош.возраст

2.

Рассматривание картин знакомого содержания

мл.дош.возраст – предметные

ст.дош.возраст - сюжетные

3.

Наблюдение за животными, растения деятельностью взрослых, осмотр помещений дет.сада, целевые прогулки

начиная со средней группы

3.

Дидактические игры

(с игрушкой, предметами, картинками)

Словесные игры

во всех группах

4.

Экскурсии

Природа-

Социальное окружение-

-средняя группа

-конец средней начало старшей

со средней и старшей группой

ОПОСРЕДОВАННОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩЕМ И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ

ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ СЛОВ В СЛОВАРЬ

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

1.

Показ картин с незнакомым или мало знакомым содержанием (тип занятия – беседа)

со старшей группой

1.

Лексический словарь упражнений (тип занятия- дидактическая игра)

старший возраст

2.

Чтение и рассказывание лит-ных произведений; показ диафильмов, мульт-ов, презентаций

во всех группах

2.

Загадывание и отгадывание загадок

во всех группах

(для старших групп в стихотворной форме)

3.

Рассказывание детьми (по памяти, из личного опыта)

Рассказывание с разными типами высказывания

старший возраст

конец средней группы

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАДАЧИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ РЕЧИ

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ГСР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Морфологические ошибки в речи детей:

1. Неправильные окончания имен существительных:

  • унификация окончаний родительного падежа множественного числа существительных, сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу столовкарандашов, дверёв, ежов, этажов, куклов, девочков, руков, "дверев", лошадев;
  • с нулевым окончанием: ночов, куклов, девочков, книгов, дверков, пуговицев;
  • родительный падеж, единственное число: у кукле, у маме, у сестре, без ложке;
  • неразличение окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных: видели поросенок, поймали олень, посадили дуба;
  • предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в носе, в саде;

2. Склонение несклоняемых имен существительных: на пальте, кофий, кофию, на пианине, в кине.

3. Ошибки при образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребёнка, свинёнка.

4. Смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных: вместо окончания -а (-я) дети произносят -ы (-и) по типу столыдомы, поезды, окны, человеки;

5. Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла, теплая молоко, платье зеленая, одеяла разорвалась.

6. Неправильное образование глагольных форм.

  • повелительное наклонение: искай (ищи),exaй (езжай), спей (спой),склады (сложи); скакай (скани),
  • изменение основы глагола: искать - искаю (ищу), плескать - плескаю (плещу), плакать - плакаю (плачу), рисовать - рисоваю (рисую); мочь - можу (могу),
  • спряжение глаголов: хотеть - хотишь (хочешь), давать - дадишъ (дашь), есть - едишь (ешь), спать - сплют (спят).

7. Образование неправильной формы причастий: сломатая, оборватая, сошитая;

8. Отсутствие чередований согласных в корнях прилагательных при образовании сравнительной степени: ярчее, чистее, хужее, красивше, плохее,

9. Неправильные окончания местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, у тебе новая платья, в этим кармане;

10. Склонение числительных: двое домов, с двумями, идите по двоим; или несклонение числительных: собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка.

Синтаксические ошибки в речи детей дошкольного возраста наблюдаются:

1. В нарушении порядка слов в предложении:

  • на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: "Куклу мама принесла?";
  • вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: "Заплакала Маша почему?";
  • дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос "почему?" отвечают: "Почему что".

2. В неправильном оформлении союзной связи:

  • опускается союз или часть союза: "Вот еще лопнул шар у дяди, потому нажал сильно";
  • один союз заменяется другим: "Как мы пришли домой, мы играли с мячом"; "Я надела теплую шубу, почему что на улице холодно";
  • союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: "Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим - салют".

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГСР НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

  • образец речи воспитателя с правильным произношением
  • объяснение (педагог демонстрирует качественное выполнение артикуляционной гимнастики и движения, органов речевого аппарата)
  • утрированное произношение или интонирование звука (произношение слова, в к-ром заданный звук произноситься трижды ( ж-ж-жук – мл.дош.возраст, ставим ударение голосом)
  • образное называние звука или звукосочетание ( 33-песня комара, СС- спускается шина)
  • обоснование необходимости выполнения задания педагога (заставляет всех детей реализовывать задачу)
  • индивидуальная мотивация задания (назвать конкретного ребенка – имя)
  • совместная речь педагога и ребенка
  • отраженная речь ( повтор ребенка за педагогом тут же)
  • оценка действий и ответов детей
  • образная физкультурная пауза, как элемент отдыха и закрепления учебного материала (в основном со старшем дош.возрасте)
  • показ артикуляционных движений при помощи игрушки, картинок, ЭКТ, презентаций

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по теории и методике развития речи

Тестовые задания помогут выявить уровень знаний педагогов ДОО по теории и методики развития речи...

Теория и методика развития речи у детей. Тема: Книжный уголок

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, спос...

Сообщение. Отгадывание загадок По предмету теория и методика развития речи у детей

Содержание. 1.введение. 2 .Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста. 3. Загадка – малый жанр фольклора. 4. Принципы отбора загадок для дошкольников. 5.Мет...

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, дети пытаются дей...

Тема: «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста».

Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. ...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...

• Контрольная работа по теория и методике развития речи дошкольников

Составление предложений с многозначными словами (- О ком или о чем можно сказать идет? - Человек идет, дождь идет, время идет)...