Семинар для педагогов по УУД
методическая разработка

Макеева Елена Викторовна

На семинаре затронута тема развития   регулятивного компанента у детей 6-7 лет. Очень важно вовремя развивать у дошкольников саморегуляцию и самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_uud.docx1016.43 КБ
Файл regulyativnyy_kompanent_uud.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:

 

«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь»

Китайская мудрость

Важнейшей задачей современной системы образования, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение воспитанниками универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая в дальнейшем умение учиться.

Слайд 1. Выделяют 4 группы УУД, одна из которых – регулятивный компонент. К нему относятся:

Слайд 2.

Все вместе регулятивные компоненты  призваны обеспечить будущим школьникам организацию своей учебной деятельности.

 Слайд 3.

Целеполагание     -  постановка учебной задачи. В 6 лет   дошкольник  должен уметь удерживать цель деятельности на протяжении всего задания. А пронаблюдать это можно следующим образом.  Детям  читается задание. Если ребенок приступает к заданию без разговоров, то он удерживает учебную задачу. А если ребенок не может ее удерживать, то он начинает рассказывать посторонние истории, приближенные к этой теме.

Слайд 4-5.        

 Планирование -   определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

        Детей стоит учить управлять своим временем уже в детском саду. И первое, с чего стоит начать, это мотивация. Ребенок должен почувствовать, какую пользу ему принесет это занятие.

«Планировщики».  Ежедневное планирование необходимо для повышения производительности и эффективного управления временем. Планировать необходимо на бумаге. С вечера можно подготовить список задач на завтра. Выполненную задачу из списка следует вычеркивать или отмечать специальным значком. Это даст ощущение удовлетворенности детей своей работой, прибавит им энтузиазма и энергии. Вечером подводите итоги и планируйте снова на следующий день.  Так же можно планировать на неделю и месяц. В конце месяца подводятся итоги и рассматриваются результаты сделанной работы, запланированных дат, праздников, дней рождений и т. д.

«Календарь на месяц». Расчертите или нарисуйте  календарь на неделю, месяц. Пусть он висит в группе. Ярким кругом обводите день, когда запланированы важные дела: экскурсия, праздник, развлечение, день рождение Маши и т. д. Пусть ребенок эмоционально настраивается на предстоящие события и вместе с тем учится ориентироваться в днях недели, названиях месяцев.

          Помогут упражнения, где необходимо читать рисуночные или написанные планы, действовать по плану самостоятельно, корректировать планы, составлять схемы и находить в них ошибки, рисовать маршруты, составлять план по рассказу и рассказ по плану. Очень важно учить детей устанавливать причинно-следственные связи. 

Слайд 6.

Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

        Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности ребенка и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля ребенок должен всякий раз осознавать правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде. И  их корректировать. Коррекция – это значит замечать самостоятельно ошибку и исправляет ее.

         Развитие способности к самоконтролю   начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами", а затем проявляется в других видах деятельности. Также умение сравнить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) - важный элемент самоконтроля, которому нужно учить. Слайд 7.

Слайд 8.

Игра "Сделай так же".

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку.

В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чьё поведение копирует ребёнок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребёнку нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребёнка непосредственно.

Перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие  неигровые ситуации в этот период ещё затруднён. То, что относительно легко удаётся ребёнку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. Например, играя, дошкольник может долго стоять в позе часового, но ему трудно выполнить аналогичное задание, данное экспериментатором, - стоять прямо и не двигаться. Хотя в игре содержаться все основные компоненты произвольного поведения, контроль за выполнением игровых действий не может быть вполне сознательным: игра имеет яркую аффективную окрашенность.  

         Мной  в подготовительной группе было проведено обследование детей на развитие самоконтроля. Слайд 9. Детям предлагались картинки, на которых были изображены ситуации неуспеха в деятельности. И я просила детей рассказать, что   нарисовано, объяснить причину неудач детей и предложить свои варианты.

Слайд 10.        Перед вами возможные варианты  ответов:

Варианты ответов

Причины неудач в лейке, высоких качелях,  в скамейке, горке. Т. е. неудачи происходили по независящим от персонажей причинам. Значит дети еще не научились оценивать себя и контролировать свои действия. Скорей всего, столкнувшись с неудачей, он бросит начатое дело и займется чем-нибудь другим.

45% 

Причина в самих персонажах, что им надо подрасти, набраться сил, позвать на помощь. Значит у него хорошая способность к самоконтролю.

39% 

Причина неудач и в персонаже и в объекте. Это говорит еще и о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации.

16% 

         Следующая составляющая регулятивного компонента – это оценка. Она  должна иметь положительный характер или выражать уверенность в том, что в дальнейшем, при проявлении волевых качеств, действие будет выполнено правильно. Неконкретная положительная оценка создает хорошее настроение у ребенка, но мало помогает в устранении ошибок. Нужно быть внимательным к тому, что частая отрицательная оценка приводит к нарушению требований, становясь нормой. Это не улучшает выполнение действия и приносит неуверенность и разочарование в себе  у ребенка, будучи школьником.

Слайд 11. Наблюдая на занятиях за детьми подготовительной группы №2, я сделала вывод, что не все дети могут с первого раза дать своей деятельности  адекватную самооценку. Она может стать адекватной только после вмешательства воспитателя «Ты точно справился со всеми заданиями?».  Дети начинают думать и только тогда дают адекватную оценку своей работе.

Дети оценивают свои неудачи следующим образом:

-потому что не умею считать,

-отвлекался,

-долго считала кружочки,

-я торопился

-не получилось

- я прослушал задание.

Результаты обследования:

Завышенная

Адекватная

1 самооценка

100%

0%

2 самооценка

66%

34%

Слайд12.

Само регуляция - это   способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Для формирования  саморегуляции детям предлагаются несложные лабиринты с последующей возрастающей сложностью. Ребенку необходимо как можно быстрее найти выход в каждом, соблюдая ряд правил: не отрывать в течение всего поиска палочку от листа; начинать работу сразу палочкой, не разглядывая глазами лабиринт перед началом каждого нового задания; не задевать линии лабиринта, не пересекать их (каждое касание – ошибка, каждый поворот назад – ошибка)

Слайд13.

        А сейчас я хочу с вами поиграть в игру «Не пропусти животное (растение, профессию)»

        Упражнение развивает внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяет кругозор и познавательную активность ребенка.

        Зачитывается список слов. Задача детей хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.

Вариант 1.

МАШИНА, МЕДВЕДЬ, ПУЛЕМЁТ, КЕНГУРУ, ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ЛИСА ФОТОГРАФ, ЁЖ, КОШКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ, ТИГР, АРТИСТ, СВЕЧА, ЛОСЬ, ОБЕЗЬЯНА,  ГАЗЕТА, КОНТРОЛЁР, ШУТКА, РЫСЬ,  СОЛНЦЕ, МЫШЬ,  ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЗЕБРА, РОЩА, СОБАКА, САМОВАР, ВОЛК, ПАЛЬТО, ПЕВЕЦ, ЕНОТ, БОБР, ЛОШАДЬ, СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ, ВАЛЬС,  ОВЦА, ПУЛЕМЁТЧИК…

Вариант 2.

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА, ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА, ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР, ЦВЕТОВОД, ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ…

Слайд14.

Вашему вниманию предоставлены результаты стартового уровня первоклассников в г. Нефтеюганске по методике.

«Рисование бус» – 25%

Самоконтроль – от 40%  до 51%

Задание «Продолжи ряд» – 42%

«Раскрашивание фигуры» – 35%

«Упорядочивание» – 22%

«Диктант» – 17%

Это не сформированные предпосылки к продуктивной учебной деятельности.

Уважаемые педагоги, обратите внимание на задания, где оценивается самооценка ребенком на занятии и самоконтроль. данные задания на слайдах.

Слайд 15. 

Задание «Продолжи узор».

 Назначение задания: установить уровень развития зрительного анализа, умение удержать зрительный образ, и переносить его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению. Организация работы. Детям дается узор – образец и чистый лист в клетку.

                                   http://testoteka.narod.ru/got/1/05/2.gif

Узор выполняется 2 цветами, красным и синим.

 Перед каждым ребенком лежат 6 цветных карандашей, в том числе красный и синий.

Работа состоит из 2 частей:

1) срисовывание и продолжение трёх узоров;

 2) самоконтроль и, в случае необходимости, - перерисовывание узора (узоров), где допущены ошибки.

Инструкция к 1-й части задания состоит из трёх этапов:

А) «Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы нарисуете на своих листочках первый узор такой же, как у меня, и продолжите его до конца строки».

 Б) После выполнения первого узора, даётся следующая инструкция: «Теперь срисуйте второй узор, и его тоже продолжите до конца строки».

 В) Последний этап первой части: «А теперь срисуйте третий узор и тоже продолжите его до конца строки».

Инструкция ко 2-й части задания. «Теперь сверьте всю вашу работу с узорами на образце: выполняйте задание от нижнего рисунка к верхнему. Если увидите у себя ошибку, исправлять не надо. Нарисуйте новый узор пониже. Все ли поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно».

А) Оценка задания (оценивается лучший вариант): 4 уровень – все три узора срисованы и продолжены правильно: соблюдена закономерность в расположении, величине линий, чередовании цветов; 3 уровень – срисованы правильно 2 и 3 варианты узора; 2 уровень – срисован правильно 3 вариант; 1 уровень – все узоры срисованы неправильно.

 Б) Оценка самоконтроля: 4 уровень – а) задание сразу выполняет правильно, б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно; 3 уровень – при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки; 2 уровень – а) при повторном выполнении ни одна из допущенных ошибок не устраняется; б) при повторном выполнении допускается одна или несколько ошибок; 1 уровень – при наличии ошибок к заданию не возвращается.

В) Оценка развития графических навыков: 4-3 уровень – линии достаточно ровные, в целом выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом; 2-1 уровень – линии неровные, границы линий соблюдаются плохо.

Слайд 17

Задание  «Упорядочивание» 

Назначение задания: выявить уровень начальных математических представлений детей о счете предметов и умение упорядочивать.

 Организация работы.

Каждый ребенок получает лист, на котором нарисованы 7 кругов с разным количеством точек: от одной до семи. Круги расположены в беспорядке. На листе должно быть место для выполнения задания ребенком.

Инструкция: «Внимательно рассмотри эти круги. В одних кругах точек мало, в других – много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки».

Оценка задания:

4 уровень – задание полностью выполнено верно: круги нарисованы в порядке убывания количества точек или в порядке их возрастания;

3 уровень – в выстроенной последовательности кругов допущено 1-2 ошибки;

2 уровень – в расположении кругов допущены 3-4 ошибки;

1 уровень – допущено более 5 ошибок.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Регулятивный компонент универсально учебных действий Подготовила воспитатель Макеева Елена Викторовна МБОУ «Начальная школа №15» Г. Нефтеюганск

Слайд 2

целеполагание прогнозирование планирование контроль коррекция саморегуляция оценка Регулятивный компонент

Слайд 3

Целеполагание Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено детьми, и того, что еще не известно.

Слайд 4

Планирование

Слайд 6

Сложи квадрат из треугольников по заданному образцу Сложи елочку из треугольников Самоконтроль Сложи композицию Р азложить геометрические фигуры в заданном порядке Сложи узор из геометрических фигур

Слайд 7

Игра "Сделай так же". Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку.

Слайд 8

1 2 3 4

Слайд 9

Результаты обследования самоконтроля у воспитанников подготовительной группы Варианты ответов Причины неудач в лейке, высоких качелях, в скамейке, горке. 45% Причина в самих персонажах, что им надо подрасти, набраться сил, позвать на помощь. 39% Причина неудач и в персонаже и в объекте. 16%

Слайд 10

Адекватная оценка Завышенная Адекватная 1 самооценка 100% 0% 2 самооценка 66% 34%

Слайд 11

Саморегуляция

Слайд 12

Игра «Нарисуй круг и треугольник» Одновременно двумя руками на одном листе нарисовать одной рукой круг, другой квадрат. «Не пропусти животное (растение, профессию)» Зачитывается список слов. Задача детей хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Упражнение развивает внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяет кругозор и познавательную активность ребенка. Вариант 1. МАШИНА, МЕДВЕДЬ , ПУЛЕМЁТ, КЕНГУРУ , ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ЛИСА ФОТОГРАФ, ЁЖ, КОШКА , МУЗЫКАНТ, ПИРОГ, ТИГР , АРТИСТ, СВЕЧА, ЛОСЬ, ОБЕЗЬЯНА , ГАЗЕТА, КОНТРОЛЁР, ШУТКА, РЫСЬ , СОЛНЦЕ, МЫШЬ , ГОЛОВА, БЕРЕГ , ЗЕБРА , РОЩА, СОБАКА , САМОВАР, ВОЛК , П АЛЬТО, ПЕВЕЦ, ЕНОТ, БОБР, ЛОШАДЬ , СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ, ВАЛЬС , ОВЦА , ПУЛЕМЁТЧИК… Вариант 2. ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК , ЛИПА , ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР , ЯБЛОКО, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР , КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР , МЕЛЬНИЦА, ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР , ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ , СЕНО, ТЕРПЕНИЕ , КОНДИТЕР , ОЧКИ, РЕКА, ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН , ПАРИКМАХЕР, ЦВЕТОВОД , ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ…

Слайд 13

Результаты стартового уровня первоклассников г. Нефтеюганска «Рисование бус» – 25% Самоконтроль – от 40% до 51% Задание «Продолжи ряд» – 42% «Раскрашивание фигуры» – 35% «Упорядочивание» – 22% «Диктант» – 17% *( данные показывают процент детей, не справившихся с заданиями при обследовании)

Слайд 14

Продолжи узор Продолжи узор

Слайд 15

Раскрашивание фигур

Слайд 16

Упорядочивание