Консультация «Использование эффективных методов работы по речевому развитию детей»
консультация на тему

Консультация для педагогов по использованию эффективных методов речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_metody.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Использование эффективных методов работы по речевому развитию детей»

Воспитатель: Николаева Л.Н.

Речь является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка. Поэтому наше общество и государство проявляют большую заботу о развитии речи детей с самого раннего детства. Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду взрослого с детьми, и детей  друг с  другом как на непосредственно-организованной деятельности, так и вне предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом развитии каждого ребенка. При этом первостепенное значение имеет овладение родным языком.

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, связной речи в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи, определяемыми для каждого возрастного этапа.

Основные задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства, и с каждым годом на возрастном этапе постепенно усложняются и при этом меняются методы обучения.

Развитие речи осуществляется в разных видах деятельности:

в непосредственно образовательной деятельности;

в игровой и художественной деятельности;

в повседневной жизни;

в проведении режимных моментов.

Режимные моменты благоприятны для организации речевого общения:

Одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание, наблюдения, дежурства. Все эти моменты, связаны с какими - то объектами и при этом можно организовать разговор с детьми, у детей формируются определенные знания и представления, активизируется речь детей. Например, когда дети одеваются на прогулку, воспитателю можно рассказать обо всем, что они надевают, обувают (сначала одевают колготки, они разные, у Маши синие, у Саши черные и т. д). У Даши сапоги с замком, а у Васи ботинки со шнурками и т.д. С детьми можно говорить обо всем, что надевают, снимают, какого цвета одежда, из какого материала, поиграть в игры «Что лишнее», «Придумай слово с заданным словом» и т.д.

Во время умывания можно беседовать о том, что дети моют, чем, какая вода, какое мыло и т.д.

Во всех ситуациях необходимо учитывать индивидуальные речевые возможности каждого ребенка и в соответствии с ними задавать вопросы, очень важно пользоваться словесными поощрениями, так как положительные примеры содействуют активизации речи у детей.

Большое значение в речевом развитии детей имеют место игровые методы: сюжетно – ролевые игры, творческие игры, дидактические игры и упражнения, игры драматизации, которые можно проводить как на непосредственно организованной деятельности, так и вне. Игры положительно влияют не только на психическое развитие, но и оказывают воздействие на становление речи. Во время игры у детей совершенствуется: разговорная речь, происходит обогащение словаря, развивается слуховое внимание и зрительное, развитие речевого слуха, развитие фонематического слуха, формируется звукопроизношение, грамматический строй речи. Игры имеют и познавательное значение: расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия, развивают память, наблюдательность, сообразительность, поисковую деятельность. В ходе игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует общему речевому развитию.

Следующий метод, который широко используется в речевом развитии детей, принадлежит беседе по картине. Рассматривание картин как предметной, так и сюжетной, знакомой или малознакомой. Используются разные виды работы с картиной или картинками: рассматривание, беседы, составление рассказов, происходит поиск закономерностей и противоположностей (что, похоже, разное, лишнее…). Все это способствует:

 1.Развитию памяти и внимания

 2.Совершенствованию словесно-логического мышления

 3.Развитию понимания  смысла и содержания  картин

 4.Формированию объяснительной и доказательной  речи.

У детей формируется умение слушать собеседника, высказываться, развивается диалогическая речь, умение делать логические выводы, выделять главные и второстепенные признаки предмета, описывать его.

Целесообразно использовать в работе с детьми скороговорки и пословицы, они дают возможность совершенствовать произношение всех звуков речи, расширять  словарный запас слов, помогут усвоить их смысл, ввести в активный словарь.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы, опорные карты схемы. Они помогают решить следующие задачи: развитие основных психических процессов (память, внимание, образное мышление). Преобразование из симвлолв в образы обеспечивают эффективное запоминание, развитие связной речи, методика Ткаченко, Гурьева.

Следующий метод работы с детьми по речевому развитию, это использование загадок. С помощью загадок активизируется мышление и речь детей, они помогают увидеть вторичное значение слов, например: идти – передвигаться, льет (дождь) – идет и т.д. Загадки позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сочетаемость.

Все выше перечисленные методы имеют функции: обучающие, мотивационные, развивающие, воспитательные, организационные. При использовании их в работе, они эффективно влияют на речевое развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формы работы по речевому развитию детей в ДОУ в соответствии с ФГТ.

Раскрыты актуальность перестройки образовательного процесса. Речь как ведущее средство общения. Образовательная область"Коммуникация" . Основное внимание уделено основной форме педагогического воздейс...

Формы и методы работы по речевому развитию детей в ДОУ

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной д...

Приемы повышения эффективности работы по речевому развитию детей раннего возраста

Консультация для воспитателелей "Приемы  повышения  эффективности  работы  по речевому  развитию  детей  раннего  возраста"...

Мастер-класс для воспитателей «Использование синквейна в работе по речевому развитию детей».

Как интересно преподнести детям новый материал  и закрепить у них новые знания? Предложите им составить синквейн. О том, какую структуру имеет дидактичсский синквейн и как его использовать в рабо...

Педагогический проект «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» «Эффективность работы по речевому развитию детей в рамках реализации ФГОС»

Педагогический проект  «Путешествие в страну красивой и грамотной речи» Составили:  старший воспитатель И.Б. Симонова,   педагог-психолог Л.В. Савуляк,  ...

Использование эффективных методов работы с родителями для организации взаимодействия детского сада с семьей

Проблема привлечения родителей к  активной жизни дошкольного учреждения  была и остается самой актуальной в работе педагогов. В современном мире многие родители малышей очень заняты своими п...

Семинар-практикум учителя-логопеда для педагогов на тему:" Особенности современных форм и методов работы по речевому развитию детей в ДОУ"

В данном материале представлены современные методы и приемы работы по формированию и активизации познавательно-речевого развития детей....