Мастер-класс для воспитателей «Использование синквейна в работе по речевому развитию детей».
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Клюева Гузалия Фаязовна

Как интересно преподнести детям новый материал  и закрепить у них новые знания? Предложите им составить синквейн. О том, какую структуру имеет дидактичсский синквейн и как его использовать в работе с дошкольниками я вам расскажу на сегодняшнем мастер-классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов ДОУ

«Использование синквейна в работе по речевому развитию детей».

Как интересно преподнести детям новый материал  и закрепить у них новые знания? Предложите им составить синквейн. О том, какую структуру имеет дидактичсский синквейн и как его использовать в работе с дошкольниками я вам расскажу на сегодняшнем мастер-классе.

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять»и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Он  был придуман в начале XX века американской поэтессой Аделаидой Крэпси под влиянием японской поэзии. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.

У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так назваемый «дидактический синквейн».

Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.

Зачем составлять синквейн в детском саду?

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

Синквейн – это дидактический приём, его структура проста и доступна даже маленьким детям. Однако игру в синквейн лучше проводить со старшими дошкольниками. Их мыслительные, коммуникативные, речевые навыки и умения позволят им быстро освоить правила игры и почувствовать себя успешными.

Чтобы научить детей составлять синквейн, нужно рассказать им, из чего он состоит.

Дидактический синквейн
1. Первая строка – тема синквейна, или заголовок, понятие заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. (Наводящие вопросы: Кто? Что?)
2. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.(Какой, какая, какие?)
3. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.(что делает? Что делают?)
4. Четвертая строка - фраза их четырёх слов, несущая определенный смысл, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.(Как ты относишься к этому?)
5. Пятая строка – одно слово – резюме, вывод, характеризующее суть предмета или объекта. (Как назвать одним словом?)

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема  или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными сказуемыми.

Соблюдать строго правила составления синквейна в детском саду не обязательно, так как это форма свободного творчества детей. При этом вы должны предлагать дошкольникам известные им темы и показывать образец. Если они затрудняются, помогать наводящими вопросами.

Вам нужно быть готовым к тому, что не всем детям понравится составлять синквейны, потому что работа над ним требует размышления, большого словарного запаса и умения выражать свои мысли. Нужно помогать детям и поощрять их желание импровизировать.

На разных этапах изучения материала  можно предложить детям составить новый синквейн , скорректировать готовый или составить краткий рассказ, используя входящие в состав синквейна слова и фразы.

Предлагаю собирать копилку синквейнов по стихотворениям, прочитанным рассказам, мультфильмам, ситуациям из жизни. Образцы синквейнов можно демонстрировать во время бесед, литературных встреч, на родительских собраниях. Дети, как настоящие поэты будут гордиться своими сочинениями.

Примеры синквейнов:

Воспитатель

Добрая, любящая

Читает, пишет, рассказывает

Воспитатель читает сказку

Друг

Книга

Занимательная, интересная

Увлекает, развлекает, учит

Чтение-путешествие в другой мир

Удовольствие

Котёнок

Пушистый, игривый

Царапает, кусает, бегает

Мой маленький домашний тигр

Хищник

Война.

Страшная, бесчеловечная.

Убивает, разоряет, жжет.
Мой прадед погиб на войне.

Память.

Лягушка.

Земноводная, хордовая.

Прыгает, мечет икру, ловит мух.

Видит только то, что движется.

Скользкая.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Использование эффективных методов работы по речевому развитию детей»

Консультация для педагогов по использованию эффективных методов речевого развития....

Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников в рамках проекта «Школа красивой речи» «Зимнее настроение»

В представленном материале использованы технологии: биоэнергопластика, Су Джок терапия, дыхательная гимнастика и целебные звуки, нетрадиционные техники лепки ( плоскостная с декором) как средство рзви...

мастер класс для педагогов ДОУ: "Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников"

Мастер класс был подготовлен для выступления на конкурсе: "Воспитатель года 2018"...

Мастер-класс «Использование игрового ландшафтного стола для речевого развитие детей младшего дошкольного возраста».

Цель мастер-класса – трансляция педагогического опыта использования игрового ландшафтного стола для речевого развития детей младшего дошкольного возраста....

Мастер класс для педагогов «Использование су-джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Доу «Использование су-джок терапии в речевом развитии детейдошкольного возраста» презентация и конспект...

Мастер класс для педагогов «Использование су-джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Доу «Использование су-джок терапии в речевом развитии детейдошкольного возраста» презентация и конспект...