Описание психолого-педагогических технологий
материал на тему

Отева Надежда Ивановна

Описание психолого-педагогических технологий в работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_psikhologo-pedagogicheskikh_tekhnologiy.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание психолого-педагогических технологий

В свою психолого-педагогическую деятельность я включаю здоровьеразвивающие  технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечается повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. Наиболее эффективным методом психопрофилактики и психокоррекции негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста является арт-терапия и такие ее направления, как: песочная терапия, водная терапия, музыкотерапия, мандалотерапия, сказкотерапия. Каждая из этих технологий имеет диагностическую и развивающую ценность. Часто в работе использую релаксацию, телесно-ориентированную терапию, психогимнастику.

В работе со взрослыми – родителями и педагогами – я так же использую эти методы, активно применяя их в консультативных, коррекционных либо профилактических целях.

 Актуальным в работе является использование форм естественной деятельности ребенка – различных игр с песком и водой. Появляется возможность сочетать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер. Раскрывается творческий, нравственный, интеллектуальный потенциал, развивается эмоциональный фон.

Песок – прекрасное средство диагностики и коррекции эмоционального состояния. Перенос традиционных обучающих и развивающих игр в песочницу дает дополнительный эффект. Повышается мотивация к выполнению задания, интенсивно и гармонично развиваются познавательные процессы, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка или взрослого. В своей практике использую не только игры с песком, но и с водой. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние, и это делает их прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка или взрослого клиента. Песок и вода снимают стресс, снижают нервно-психическое напряжение, поднимают настроение, способствуют появлению положительных эмоций. Не существует правильного или неправильного способа игры с водой или песком, поэтому ребенок может быть всегда уверен в успехе, а вода и песок по его желанию превратиться во что угодно.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве и творческой деятельности. Этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты. Таким образом, терапия искусством является «посредником» при общении клиента и руководителя группы на символическом уровне.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Анализ современных исследований по терапии искусством позволяет выделить специфические характеристики данного метода:

  1. предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
  2. ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии;
  3. дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Творческая продукция ввиду ее реальности не может отрицаться пациентом. Содержание и стиль художественной работы предоставляют психологу большой объем информации, кроме того, сам автор может внести вклад в интерпретацию своих собственных творений;
  4. позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;
  5. помогает укрепить терапевтическое взаимоотношение. Элементы совпадения в художественном творчестве членов группы могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;
  6. способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Рисование, живопись и лепка приводят к необходимости организовать формы и цвета;
  7. развивает и усиливает внимание к чувствам. Искусство возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные и кинестетические ощущения и позволяет экспериментировать с ними;
  8. усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к сознанию и подсознанию ребенка, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

Выделяют следующие коррекционные функции сказки:

  1. психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям;
  2. символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;
  3. принятие в символической форме своей физической активности.

Выделяют различные возможности работы со сказкой:

  1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
  2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.
  3. Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо – плохо.
  4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
  5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.
  6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

Музыкотерапия – метод, использующий музыку в качестве средств коррекции. Активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и т.д. Бывает активной и пассивной. Активная представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность:  воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Для активного варианта музыкотерапии нужен набор несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабаны, цимбалы и т.д. Пассивная предполагает восприятие музыки с коррекционной целью. Групповая пассивная музыкотерапия проводится в форме регулярного (2 раза в неделю) группового (6-8 человек) прослушивания произведений инструментальной классической музыки. Цель прослушивания – изменить настроение клиентов, отвлечь их от переживаний, уменьшить тревогу. Коррекционное воздействие музыкотерапии является симптоматическим, то есть снижающим в определенной степени психические проявления, но не устраняющим источник их возникновения, поэтому этот метод является дополнительным по отношению к другим методам коррекционного воздействия.

Песочная терапия - К инновационным технологиям психотерапевтической работы с детьми можно отнести песочную терапию, которая находит все более широкое признание у практиков. 

Песочная терапия   — один из психотерапевтических, психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через творчество и игру. Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии клиентов. Одинаково успешно применяется в работе с детьми и взрослыми и является одним из наиболее эффективных инструментов терапевтической и реабилитационной работы с жертвами насилия. 
Как самостоятельное направление, с хорошо разработанной теоретической базой и богатым эмпирическим материалом, песочная терапия чаще всего применяется в контексте арт-терапевтического и игротерапевтического подходов.

В качестве основных материалов используется песок, вода и миниатюрные фигурки. С их помощью детям предлагается создавать композиции в специальном подносе. После завершения работы с песком ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем психологу. Психолог отмечает важные моменты процесса (особенности поведения, действия с песком, первую фигурку, поставленную в песочницу и т. д.), фиксирует композицию на фото или слайдах  подробно записывает рассказ клиента. В юнгианской песочной терапии применяется принцип отсроченной интерпретации, то есть психолог не дает никаких комментариев по поводу композиций на протяжении всего терапевтического цикла (от 10 сеансов и более). Однако он тщательно анализирует каждый поднос, диагностирует основную проблематику клиента, а также динамику терапевтического процесса по выбору предметов и их расположению в пространстве песочницы, характеру работы с песком и водой. 

Считается, что в процессе юнгианской песочной терапии происходит спонтанная гармонизация психической жизни человека и интерпретации терапевта излишни для клиента. Лишь по завершении терапии, просматривая вместе с клиентом альбом с фотографиями всех подносов или подборку слайдов, можно дать необходимые разъяснения, частично проинтерпретировать символику композиций и т. п. В классической юнгианской песочной терапии сессии работы с песком должны чередоваться с разговорными сессиями, в которых психолог затрагивает важные темы, всплывшие в процессе построения песочных композиций, но опять же старается раньше времени не прибегать к интерпретациям.

Использование песочной терапии на стыке арт-терапевтической и игротерапевтической практики предполагает гораздо более активную позицию специалиста. Композиция, построенная клиентом, используется для исследования его актуальных эмоциональных состояний и чувств, и терапевтической работы с ними. В процессе песочной терапии могут корректироваться некоторые неадаптивные установки, иррациональные представления. Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Применение песочной терапии предполагает следующие стадии игры с песком:

  1. Хаос. Эта стадия отражает эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни клиента. Происходит постепенное отреагирование болезненного эмоционального состояния и освобождение от него. Многократное символическое повторение психотравмирующей ситуации позволяет изменить отношение к ней. Эта стадия может продолжаться от одного до нескольких занятий. 
  2. Борьба. В песочницу переносятся внутренние конфликты: агрессия, тревога, реальные конфликты и взаимоотношения и пр. По завершении этой стадии появляются первые признаки уравновешенности, например, герой, который побеждает «силы мрака» (т. е. деструктивные побуждения).
  3.  Гармония. Жизнь возвращается в нормальное русло. Восстанавливается порядок и равновесие. 

В процессе игры драматизация освобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в психике любого ребенка. 
           Таким образом, данный метод позволяет гармонизировать (упорядочить) внутренний душевный хаос, господствующий в душе человека, являющегося жертвой насилия, посредством: 

  1. возвращения клиента в состояние играющего, свободно творящего ребенка; 
  2. проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне; 
  3. отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и игры; 
  4. расширения внутреннего опыта за счет соприкосновения с глубинными уровнями психики; 
  5. изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе; 
  6. укрепления (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром. 

В своей работе я использую кварцевый, цветной, кинетический и живой песок.

В настоящее время в психотерапии всё большую популярность обретает один из самых древних методов индивидуальной терапии — рисование сакральных кругов — мандал. Данный метод получил название мандалотерапия, совмещая арт-терапию с магическими свойствами мандал.

Мандалотерапия  эффективная и при этом увлекательная терапия посредством рисунка, которая помогает человеку испытывать радость в познании себя, расти духовно и личностно, обрести физическое здоровье.    Мандалотерапия — одно из самых сильных и эффективных средств, которое даёт человеку жизненные силы, помогает стать тем, кем человек есть на самом деле. К. Юнг был первым из психологов, кто рассмотрел в мандалах возможность мощного терапевтического лечения пациентов, которые ищут свою индивидуальность. Позднее его идеи получили развитие в трудах американской исследовательницы Дж. Келлог, создавшей "Архетипические стадии Большого круга мандалы". Руководствуясь данными архетипами, можно определить состояние психики человека, а также определить причину затруднений, а значит, и избавиться от неё. К этой практике обращаются каждый раз тогда, когда нужно решить какую-то конкретную задачу: разрешение конфликтов; улучшение общего состояния; упадок сил; излечение болезни; изменение жизненной ситуации; обретение внутренней гармонии и целостности и многое другое. Сама техника очень проста в использовании. Для этого достаточно нарисовать круг, обозначить точку в центре круга и начать рисовать красками или карандашами, сконцентрировавшись на том вопросе, который необходимо решить. Рисунки могут быть самыми разнообразными: от рисования простых символов, до изображения картин.              

Терапия водой. Вода – первый и любимый всеми детьми  объект для исследования. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательного, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы).

Телесно-ориентированная психотерапия - это искусство и наука, это способ "исцеления души через работу с телом", с запечатленными в теле переживаниями и проблемамичеловека. 
• Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) является одним из самых действенных методов решения самых разнообразных психологических проблем. 
• Пользуясь телесно-ориентированными психотехниками, мы получаем доступ к истокам и причинам проблем, а значит – к возможности их решения.

Основы теории телесно-ориентированной психотерапии были заложены В. Райхом. Основополагающим постулатом, обеспечившим последующий вектор развития данного направления психотерапии, стало понятие мускульного, мышечного или характерологического панциря. Мускульные «зажимы» или мускульный панцирь, согласно В. Райху, создаются в качестве защиты против беспокойства, которое возникает у ребенка на основе сексуальных желаний и сопровождается страхом наказания. И, конечно, основной защитой от этого страха является подавление его, что временно обуздывает сексуальные импульсы. Впоследствии такие эго-защиты становятся постоянными и автоматическими, и, в результате, становятся чертами характера, образуется характерный панцирь. Характерный панцирь — это подавляющие защитные силы, организованные в более или менее связанный паттерн в эго, но не являются невротическими симптомами..

В. Райх выделял 7 сегментов мускульного панциря, которые локализуются:

  1. Защитный панцирь в области глаз выражается в том, что возникает ощущение, как будто глаза смотрят из-за неподвижной маски. Этот защитный панцирь удерживает страх и слёзы. Распускание осуществляется посредством раскрывания человеком глаз так широко, как только возможно, например, как это бывает при страхе. Это делается с целью, чтобы мобилизовать веки и лоб в принудительном эмоциональном выражении.
  2. Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть слишком сжатой или неестественно расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничанья. Защитный панцирь может быть расслаблен, если человек будет имитировать плач, произнесение звуков, мобилизующих губы, кусание, рвотные движения, делать гримасы.
  3. Этот сегмент включает глубокие мышцы шеи и язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому важными средствами распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т. п.
  4. Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Этот сегмент сдерживает смех, гнев, печаль, страстность. Сдерживание дыхания является важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди, за счёт этого и происходит образование панциря. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием. Руки и кисти используются для меткого удара, чтобы рвать, душить, бить, чтобы страстно достигать чего-то.
  5. Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Защитный панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед, поэтому, когда человек лежит, между нижней частью спины и кушеткой или полом остается значительный промежуток. Выдох оказывается труднее вдоха. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию этого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом (имитация рвотных движений), поскольку люди с сильными блоками на этом сегменте практически неспособны к рвоте.
  6. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты. Можно с помощью дыхания, где чередуется втягивание и надувание живота.
  7. Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Тазовый панцирь служит подавлением возбуждения, гнева, удовольствия. Возбужденность (тревожность) возникает из подавления ощущений сексуального удовольствия и невозможности полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и удара тазом по кушетке или полу.

В. Райх определил характер как структуру устойчивых психических особенностей, проявляющихся в типичных способах поведения в определенных жизненных ситуациях. И в своих наблюдениях он заметил, что доминирующие черты характера часто проявляются в телесной сфере. Они могут быть выражены в походке, жестах, позе, мимике и так далее.

Снятие напряжения с определенных участков тела позволяет высвободить энергию либидо (автор назвал её оргонной энергией). В соответствии с психоаналитическими представлениями, приверженцем которых он был, данный процесс приводил к излечению от невротических и другого рода расстройств.

Таким образом, Райх нашёл физическую аналогию душевных травм и недугов. Он считал, что мышечное напряжение — зажимы в виде панциря — выполняет ту же функцию, что и психологические черты характера. В сущности, мышечное напряжение скрывает определенного рода эмоции, и если снять «зажимы», расслабляя участки хронического напряжения, то эти эмоции высвобождаются. Вслед за этим, если они были в достаточной мере выплеснуты, наступает избавление от психических нарушений. Но также при снятии подавленных эмоциональных проявлений исчезают зажимы.

Дальнейшее развитие теории телесно-ориентированной терапии можно найти у ученика и последователя Райха —Александра Лоуэна. Его теория является в данный момент наиболее распространённой и используемой в практике. Также Лоуэну удалось найти теоретические основания своей концепции, которые сводят в систему телесность и душевную организацию.

Он изменил термин оргонной энергии на биоэнергию, что в сущности отражает тот же смысл — жизненная энергия. Поэтому развиваемое им направление и приобрело название — биоэнергетика.

Как и Райх, Лоуэн находил в телесных проявлениях характерологические особенности. Но в отличие от своего наставника он отдавал должное аналитической работе. Можно с уверенностью сказать, что снятие мышечного напряжения устраняет симптомы различных психических расстройств или смягчает их. Но в то же время для полного излечения необходима психоаналитическая работа. Они должны идти параллельно, тогда можно гарантировать довольно стойкие результаты в плане работы с причиной.

Всесторонние наблюдение и анализ позволили А. Лоуэну сформулировать научное обоснование телесным проявлениям, связанным с определенными чертами характера. В то же время нельзя назвать основополагающим в процессе терапии работу с характерологическими особенностями. Они лишь указывают на то, какая «травма» лежит в основе психологических затруднений пациента. Но учитывать характер важно, поскольку он ведет работу в нужном русле и помогает, во-первых, сфокусировать внимание на причине, а во-вторых, организовать взаимодействие пациента и терапевта.

Лоуэн в своих работах приводит классификацию характеров[2], которая перекликается с психоаналитическими работами и дополнена описанием особенностей телесных проявлений, а также взаимодействием внутрипсихических сил личности. На основании этих концептуальных теоретических изысканий можно найти природу множества психических заболеваний.

В практике телесно-ориентированной психотерапии используются различные методы. Это может быть массаж или различного рода упражнения. Их особенность заключается в том, что любой из них направлен не только на расслабление зажимов, а в большей степени на осознание тела и эмоциональное отреагирование. Именно это и приводит к излечению. Также остается неоспоримым факт необходимости чередования телесной и аналитической работы. Проделанная телесная работа будет иметь ситуативный характер, если не сопровождается осознанием и психологическими изменениями, связанными с ним.

Психогимнастика  относится к невербальным методам групповой психокоррекции, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Психогимнастика предполагает выражение переживания, эмоциональных состояний, проблем с помощью движения, мимики, пантомимы.

По степени сложности выполнения для участников упражнения психогимнастики можно разделить на три группы: развлекательные, разминочные и упражнения на развитие невербальных языков общения.

Отева Надежда Ивановна педагог-психолог МАДОУ д/с № 146


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая технология "Навстречу друг другу" по технологии М.Н.Поповой

Психолого-педагогическая технология эмоционального сближения  взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в д.с. «Навстречу друг другу.» «Подарок для Белосн...

ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ

Применение психолого-педагогических технологий в рамках проекта «Работа в нетрадиционных техниках и с нетрадиционным материалом – как средство развития творческих способностей детей»...

Конспект психолого-педагогической работы по проведению непосредственной образовательной деятельности «Описание овощей и фруктов»

Описание овощей и фруктов.Цель: Учить составлять описание предмета.Программное содержание: Упражнять в согласовании существительных, прилагательных. Продолжать учить отгадывать загадки. Развивать вним...

Описание психолого-педагогической технологии работы Невмержицкой Марии Александровны, педагога-психолога МАДОУ ЦРР д/с № 136

Описание психолого-педагогической технологии работыНевмержицкой Марии Александровны,педагога-психолога МАДОУ ЦРР д/с № 136...

Методическое описание практики «Оказание психолого-педагогической помощи семьям, не посещающих ДОО, в рамках деятельности консультативного пункта «Кроха»

АктуальностьСемья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений для ребенка, а родители – образцы для подражания. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Ф...

«Описание реализуемой психолого-педагогической практики»

Социально-психологический проект "Доброта"...