ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ
материал ( группа) на тему

Ненашкина Анна Андреевна

Применение психолого-педагогических технологий в рамках проекта «Работа в нетрадиционных техниках и с нетрадиционным материалом – как средство развития творческих способностей детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_psih.-ped._tehnologiy_nenashkinoy_a._a.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ

воспитателя I квалификационной категории

Ненашкиной Анны Андреевны

  Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, т.к. речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Федеральные государственные образовательные стандарты подтверждают, что художественно-эстетическое развитие является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, раннее развитие их творческих способностей.

 Приоритетным направлением нашего детского сада является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Акцент в работе детского учреждения сделан на развитие у детей интереса к музыке, литературе, изобразительному искусству. Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, где уделяется внимание обучению детей аппликации из бумаги стандартными методами и приемами. В ходе наблюдений и бесед с детьми, стало понятно, что дети не в полной мере могут выразить свои эмоции и чувства в своих работах.

  Чтобы повысить результативность работы с детьми по аппликации, я использую в своей работе различные нетрадиционные материалы и техники. Работая по проблеме «Работа в нетрадиционных техниках и с нетрадиционным материалом – как средство художественного творчества детей» опыт показал, что именно использование нетрадиционных материалов и техник в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Это и является целью моей работы.

 В качестве приоритетных задач выделяю следующие:

1.Учить передавать особенности форм и строений предметов, использовать различные цветовые оттенки и закрепить технические умения и навыки.

2. Развивать восприятие, внимание, память, образовательное мышление и творческое воображение.

3. Воспитывать самостоятельность и инициативность, а также желание творить и радоваться от полученного результата.

Осуществлению поставленных задач служит широкий спектр различных методов и форм работы. На занятиях аппликации я предлагаю детям различные нетрадиционные техники:

     Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация

Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Квиллинг

Квиллинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

    Торцевание

Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Коллаж

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Оригами

Оригами (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага

Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани

Аппликация из ткани — разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из засушенных растений

Работа с природным материалом вполне доступна  детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

    На занятиях по аппликации и в свободной деятельности предлагается детям:

1.Работа с тканью, нитками:

- декоративная аппликация,

- коллажи из ткани, бисера, бус,

- плетение,

- изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, сувениров;

2.Работа с природным материалом:

- изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки,

- плетение из прутьев, сухой травы,

- составление декоративных букетов;

3.Работа с бумагой, картоном:

- аппликация из разно фактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом,

- изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров.

4.Работа с глиной, тестом:

- создание декоративных украшений,

- создание панно для оформления интерьера,

5.Работа с бросовым и искусственным материалом:

- вязание и плетение из пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки,

- изготовление декоративных украшений и предметов быта,

- изготовление из различных коробочек, баночек, остатков ткани, меха.

     Дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники и материалы – это толчок к развитию инициативы, проявлению самостоятельности, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные материалы и способы изображения в одной работе, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

   Чтобы интерес у детей на занятии не пропадал, чтобы разнообразить и удержать внимание детей, я решила использовать на своих занятиях ИКТ-технологии.

 В процессе обучения я использую компьютер в качестве «электронной доски». На этапе подготовки анализирую электронные и информационные ресурсы, отбираю необходимый материал для образовательной деятельности. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаю презентационные материалы с помощью программы PowerPoint .

 Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

  Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействую различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в память детей не только в фактографическом, но и ассоциативном виде.

  Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

 Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей для меня имеет следующие достоинства:

- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

- компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

   Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

  Обучение аппликации нетрадиционными способами дошкольников в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционная аппликация дает ребенку полную свободу для самовыражения, позволяет научить ребенка принимать индивидуальные решения, мыслить нестандартно.

  Используя необычные способы и материалы для аппликации, мы даем ребенку возможность проявить свою индивидуальность, что поможет ему в дальнейшем в его социализации и самореализации.

 А внедрение информационных технологий позволяют мне:

-расширить использование электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

-движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

-обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

-слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

-также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.) .

     В процессе работы по аппликации у детей развивается:

     - мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

    - сенсорное восприятие, глазомер;

    - логическое воображение;

    - волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);

    - художественные способности и эстетический вкус,

    - способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства,

    - влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

   Также в творческий процесс я задействую и родителей. Работа с родителями одно из условий в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творческие задания для родителей, организация конкурсов, участие в проектной деятельности, совместные мероприятия, направленные на развитие творческих способностей детей, способствует налаживанию доверительных отношений между детским садом и семьей, а также открывают возможности для родителей участвовать в образовательном процессе. Детям на занятиях предлагается начать работу, а дома они вместе с родителями дополняют поделку.  Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Кроме того, совместная творческая деятельность – интересное времяпровождение.  

  Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

Использование такой технологии позволило занятиям аппликации стать более интересными, результативными.  Разработанные и проведенные занятия позволили развить у детей интерес к данному виду изобразительной деятельности (аппликации), проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва.  Результативность таких занятий была достаточно высокой. Обучение техническим навыкам работы стало более успешным.

 Это все стало возможным благодаря систематичному, целенаправленному обучению на занятиях занимательного характера по аппликации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение -направления работы педагога-психологав детском саду

Необходимым условием реализации ФГТ в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. При этом важно, чтобы психологическая служба ДОУ ориентировалась...

Психолого - педагогические рекомендации к работе по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения.

Основные задачи, принципы и приемы организации ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения....

Описание психолого-педагогических технологий

Описание психолого-педагогических технологий в работе...

Программа работы консультативного пункта психолого-педагогической помощи по работе с семьями, воспи-тывающих детей на дому, а также по-сещающих образовательные органи-зации и нуждающихся в квалифици-рованной помощи специалистов «Ка-рапуз»

Цель рабочей программы – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всес...

Медико -психолого-педагогический подход в работе с детьми с туберкулёзной интоксикацией

Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении для детей с туберкулёзной интоксикацией....

Описание психолого-педагогической технологии работы Невмержицкой Марии Александровны, педагога-психолога МАДОУ ЦРР д/с № 136

Описание психолого-педагогической технологии работыНевмержицкой Марии Александровны,педагога-психолога МАДОУ ЦРР д/с № 136...