Информационная страница. "Воспитание художественной литературой"
занимательные факты на тему

"Чем же сильна литература?" - спрашивает М.Горький и отвечает: "Насыщая идеи плотью и кровью, она дает им большую наглядность, большую  убедительность, чем философия и наука".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_stranitsa.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная страница.

Воспитание художественной литературой

Воспитание художественной литературой или иными словами — художественная литература как мощный стимул самовоспитания.

«...Искусство довольствуется своим высоким, прекрасным назначением... быть для человека учебником жизни» Д. И. Писарев

«Искусство является светочем, освещающим жизненный путь для каждого вступающего в жизнь» А. Н. Островский

 Одним из могучих стимулов и средств самовоспитания является художественная литература. Произведения реалистической художественной литературы отражают жизнь людей во всем многообразии ее проявлений. Читающий познает различные жизненные пути, которые проходят персонажи произведений, характеры персонажей, их нравственные и волевые черты.

В силу яркости изображения живые образы художественной литературы оказывают более действенное влияние на сознание читателя, чем понятия научных сочинений. Они дают не только знания, но и пробуждают мысли и чувства, стимулируют воображение, заряжают волю к действию. Благодаря всему этому образы художественной литературы способствуют формированию многих сторон личности: интеллектуальной, морально-волевой, эстетической.

«Чем же сильна литература?» — спрашивает М. Горький и отвечает: «Насыщая идеи плотью и кровью, она дает им большую наглядность, большую убедительность, чем философия или наука».

А. Н. Островский отмечал, что литература «оживляет голые... факты и делает их понятными; из исторических имен творит живых людей. Историк-ученый только объясняет историю, указывая причинную связь явлений, а историк-художник пишет, как очевидец, он переносит нас в прошлые века и ставит зрителем событий».

По характеру своего воздействия художественные произведения приближаются к воздействию действительности, а иногда и превосходят ее. Талантливый писатель дает сгусток впечатлений о действительности. Краски изображения бывают настолько ярки, что становятся ощутимы, зримы и вызывают такие сильные эмоции, что читатели или громко смеются, или рыдают над книгой, испытывают гнев или презрение, готовность действовать.

Писатель Александр Кривицкий вспоминал: «Так вот и вышло, что мальчишкой я оплакивал судьбу королевы Марии-Антуанетты. Спустя два-три года я стал понимать живую, реальную жизнь, начал читать серьезные книги и уже бредил Маратом, восхищался Сен-Жюстом, сидел с ним рядом на заседании конвента, распевал «Марсельезу», сражался при Вальми, где волонтеры, применив новую тактику, разбили войска интервентов.»

Положительные образы служат примером для заимствования, а отрицательные отвращают человека от ложных шагов и ошибок, способствуя тем самым искоренению дефектов личности.

Человек, писал М. Горький, нуждается в героях, и он находит их не только в жизни, рядом с собой, но и в персонажах художественной литературы.

Примеры огромного влияния образов художественной литературы многочисленны. Неотразимое влияние на молодое поколение оказывал когда-то и продолжает оказывает образ Павла Корчагина из произведения Островского «Как закалялась сталь». «Когда мы идем в атаку,— писали в газету во время Великой Отечественной войны сорок фронтовиков,— нам кажется, будто на правом фланге наших боевых порядков с винтовкой наперевес идет Павел Корчагин, увлекая все подразделения своим примером».

Художественная литература доступна для всех, но глубина ее понимания зависит от того, умеет ли читатель ее читать и каков сам читатель, его вкусы и интересы, морально-мировоззренческие установки.

От личности читателя зависит, что он выбирает для чтения — так называемое «чтиво» или подлинно художественные произведения. Первого рода книги — чисто развлекательные, они ничего не дают, кроме сиюминутного удовольствия, вторые — глубоко влияют на читателя, воспитывают его.

Одни читатели «глотают» произведения, не «переживая» их, в то время как другие вдумываются в то, что читают. У первых — остается от чтения мало, у вторых — прочитанное глубоко западает в их сознание.

Некоторые читатели следят лишь за фабулой произведения, развертыванием событий, пропуская философские размышления автора или описания природы. Однако то и другое очень важно для восприятия содержания книги. Многие так называемые отступления писателя или вводят читателя в событие, или объясняют его. Описание природных явлений создает определенное настроение у читателя, без чего восприятие произведения будет обедненным.

Исследования показывают, что читать художественные произведения нужно медленно, как бы вмысливаясь и вчувствуясь в образы, с остановками в процессе чтения, чтобы поразмыслить. И во время длительных перерывов в чтении захватившее внимание читателя произведение не дает ему покоя; он то мысленно в своем воображении воспроизводит отдельные события, переживая их, то под влиянием прочитанного оценивает собственные черты личности, при этом одно одобряет, а другое порицает в себе.

При чтении неплохо иметь под рукой карандаш, с тем чтобы выписать интересные или очень значимые высказывания писателя в лице персонажа произведения. Такие записи не только помогают воспроизвести прочитанное в целом, но могут служить в качестве мотивов или правил самовоспитания.

По прочтении произведения бывает целесообразно еще и еще раз проанализировать свою жизнь, свой характер и сравнить с теми положительными образами произведения, которые могут стать образцами для сознательного подражания.

Нельзя ограничиваться самокритикой и благими намерениями. Под влиянием того или иного произведения можно составить программу самовоспитания или скорректировать уже имеющуюся и систематически работать над собой.

В заключение следует сказать, что чтение художественной литературы должно стать обязательным для каждого человека с детского возраста и до глубокой старости.

Литература доставляет много радости, она просветляет умственный взор, обогащает духовный мир читателя, вольно или невольно оказывает положительное влияние на характер.

Воспитание художественной литературой не тяжкий труд, а увлекательный, доставляющий глубокое удовлетворение. Тот, кто не читает, лишает себя многого. Может быть, ему не понравилась книга, которую кто-то порекомендовал прочесть? Пусть тогда возьмет другую, третью, четвертую, пока не найдет то, что отвечает его потребностям и вкусам. Постепенно втянувшись, он перейдет к другому жанру, глубже станет понимать художественные произведения, а через это и самого себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....

Чтение художественной литературы с применением ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)

Юрий Дмитриев. Что такое лес. Рассказы старичка-лесовичка (в сокращении) Жил-был один юный художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? - подумал он.  Лес - ...

Наглядно-информационная форма взаимодействия с родителями по вопросам развития речи и приобщения детей к художественной литературе. Выпуск газеты «Ребёнок и книга»

   Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу общей культуры. Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учрежде...