доклад к педагогическому совету
материал (подготовительная группа) по теме

Шишкова Светлана

В последнее время отмечается тенденция к увеличению числа детей с пограничными вариантами психического развития. Среди них значительное место занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР). Для этих детей характерно снижение познавательной активности и, как следствие, общей осведомленности о явлениях окружающего мира. Исследователи указывают на отставание в сенсорном и познавательном развитии (Ю.Г.Демьянов, З.М.Дунаева), речевом (Н.Ю.Борякова, Е.В.Мальцева, Р.И.Лалаева), и мыслительном развитии (У.В.Ульенкова, В.И.Лубовский, З.И.Колмыкова, С.Г.Шевченко, Г.И.Жаренкова, Т.А.Стрекалова).

В результате исследований психологов, педагогов доказано, что мышление является одним из условий готовности ребенка к школе.

Проблема развития мышления приобретает сегодня особую актуальность в связи с повышением требований  общества к личности инициативной, творческой, умеющей нестандартно мыслить, находить оригинальные способы мышления возможных ситуаций. В последнее время активно ведутся поиски разных форм деятельности ребенка, которые открывают возможности для развития мышления, умственных способностей и всестороннего развития личности.

Желание учиться одинаково практически у всех детей, а реальная готовность к обучению различна. Исследования показывают, что дети с ЗПР без квалифицированной педагогической помощи не достигают школьной зрелости даже к 7 годам. В связи с этим одной из важнейших задач воспитания и обучения детей с ЗПР является подготовка их к успешному обучению в школе, включающая в себя задачи, направленные на общее всестороннее развитие личности, в том числе на развитие мыслительных операций.

Целью моей работы является формирование мыслительных операций у дошкольников с задержкой психического развития.

Мною были поставлены следующие задачи:

1.                  Исследовать научно-методическую литературу по данной проблеме.

2.                  Изучить характерные для детей особенности и трудности развития мыслительных операций.

3.                  Разработать систему игр и упражнений, направленных на формирование мыслительных операций у дошкольников с ЗПР.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мыслительных операций

у детей с задержкой психического развития при ознакомлении с природным миром

Содержание

Введение

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мыслительных операций у детей с задержкой психического развития.
  1. Особенности развития мышления у дошкольников.
  2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.
  3. Особенности развития мыслительных операций у детей с задержкой психического развития.
  1. Изучение особенностей развития мыслительных операций у детей с задержкой психического развития.
  1. Методика исследования сформированности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  2. Анализ результатов сформированности мыслительных операций.
  1. Формирование мыслительных операций у детей с задержкой психического развития.
  1. Принципы коррекционно-развивающей работы.
  2. Методика формирования мыслительных операций у детей с задержкой психического развития.
  1. Анализ результатов.
  2. Выводы.

Литература

Приложение



Введение

В последнее время отмечается тенденция к увеличению числа детей с пограничными вариантами психического развития. Среди них значительное место занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР). Для этих детей характерно снижение познавательной активности и, как следствие, общей осведомленности о явлениях окружающего мира. Исследователи указывают на отставание в сенсорном и познавательном развитии (Ю.Г.Демьянов, З.М.Дунаева), речевом (Н.Ю.Борякова, Е.В.Мальцева, Р.И.Лалаева), и мыслительном развитии (У.В.Ульенкова, В.И.Лубовский, З.И.Колмыкова, С.Г.Шевченко, Г.И.Жаренкова, Т.А.Стрекалова).

В результате исследований психологов, педагогов доказано, что мышление является одним из условий готовности ребенка к школе.

Проблема развития мышления приобретает сегодня особую актуальность в связи с повышением требований  общества к личности инициативной, творческой, умеющей нестандартно мыслить, находить оригинальные способы мышления возможных ситуаций. В последнее время активно ведутся поиски разных форм деятельности ребенка, которые открывают возможности для развития мышления, умственных способностей и всестороннего развития личности.

Желание учиться одинаково практически у всех детей, а реальная готовность к обучению различна. Исследования показывают, что дети с ЗПР без квалифицированной педагогической помощи не достигают школьной зрелости даже к 7 годам. В связи с этим одной из важнейших задач воспитания и обучения детей с ЗПР является подготовка их к успешному обучению в школе, включающая в себя задачи, направленные на общее всестороннее развитие личности, в том числе на развитие мыслительных операций.

Целью моей работы является формирование мыслительных операций у дошкольников с задержкой психического развития.

Мною были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать научно-методическую литературу по данной проблеме.
  2. Изучить характерные для детей особенности и трудности развития мыслительных операций.
  3. Разработать систему игр и упражнений, направленных на формирование мыслительных операций у дошкольников с ЗПР.

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мыслительных операций у детей с задержкой психического развития.

1.1.Особенности развития мышления у дошкольников.

Мышление – высшая форма познавательной деятельности человека, которая позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано.

Процесс познавания  чрезвычайно сложен. Прежде всего, для него необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помощью разных органов чувств. Такая форма отражения существенна, но не достаточна для регуляции поведения. Для того чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что осуществляется в процессе мышления.

Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую речь.  По своей функции регулятора мышление выступает как высший процесс, объединяющим всю деятельность человека. Начальным моментом мышления является проблемная ситуация, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс.

Проблемная ситуация – это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, что он должен достигнуть. Под проблемой понимают особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики:

  • Цель (ориентировочная основа для решения),
  • Условия, в которых задается цель,
  • Потребность в достижении цели.

От осознания проблемы переходим к принятию решения. Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач:

  1. Ориентировочные действия (начинаются с анализа условий).
  2. Исполнительские действия (выбор приемов решения задачи).
  3. Нахождение ответа (сверка решения с исходными условиями задачи).

Выделяют три вида мышления:

  1. Наглядно-действенное мышление
  2. Наглядно-образное мышление
  3. Словесно-логическое мышление.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы.  В тоже время решение самой простой, самой конкретной задачи, требует словесных обобщений.

Развитие мышления – процесс сложный и длительный. Он начинается с того момента, когда ребенок входит в жизнь.  Ведущую роль в развитии мышления играет практическая деятельность ребенка.

Важнейшие формы мышления дошкольника наглядно-действенное и наглядно-образное.

Наглядно-действенное мышление является первичным и необходимым; оно возникает в самой тесной связи с практической деятельностью. Практическая деятельность обогащает ум ребенка, дает новые знания, удовлетворяет его первые познавательные потребности. Теоретически выделяют два вида наглядно-действенного мышления:

Первый  вид направлен на отражение существенных связей предметной ситуации, вычленении различных признаков и свойств безотносительно к каким-либо практическим задачам. Например, когда к ребенку попадает новый для него предмет, у ребенка возникает ориентировочно-исследовательская деятельность. Цель деятельности – познавательная.

Второй вид  направлен на вычленение таких связей действительности, которые необходимы для достижения определенного практического результата. Например, из нового конструктора просим построить что-либо конкретное, что ребенок уже строил из другого материала. Цель деятельности – практическая.

Наряду с практическими действиями важную роль в функционировании наглядно-действенного мышления играют образы, представления, отражающие ситуацию задачи.

Решая задачу, дошкольник действует путем «проб и ошибок», он менее эффективен, чем путь формирования действий на основе выделения существенных связи ситуации. Поэтому педагог должен организовать познавательную деятельность, обучая их умению расчленять основную цель на вспомогательные, устанавливать связи между ними и конкретными условиями задачи  (Что надо сделать? Как можно сделать? И  с помощью  чего можно сделать?) .

Жизнь выдвигает перед ребенком новые и сложные задачи, для решения которых необходимо познание скрытых, существенных связей между явлениями. (продолжение наглядно-образное и словесно-логическое).

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской опирается на классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип:
-
ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.
-
ЗПР соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.
-
ЗПР психогенного происхождения (причина –неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)
-
ЗПР церебрально-астенического генеза. (причина - мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.


1.3. Особенности развития мыслительных операций у детей

с задержкой психического развития.

К основным операциям мышления относят:

  • Анализ – мысленное разделение целого на составляющие его части или характеристики.
  • Синтез – объединение отдельных частей в целое, построение целого из аналитически заданных частей.
  • Обобщение – мыслительная операция объединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам предметов и явлений.
  • Конкретизация – применение общих законов к конкретному случаю, операция, обратная обобщению.
  • Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами и явлениями.
  • Классификация - мыслительная операция, которая объединяет в группы по основным признакам.
  • Абстаракция - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Важно отметить, что основные мыслительные операции можно представить как обратимые пары: анализ – синтез, выявление сходства – выявление различий, абстрагирование – конкретизация.

Основные формы мышления:

  • Понятие – отражение общих и существенных признаков каких-либо явлений и предметов. Понятия могут быть общими, единичными, конкретными и абстрактными.
  • Суждения – установление связи между предметами и явлениями. Оно может быть истинным или ложным.
  • Умозаключение – вывод из одного или нескольких суждений нового суждения. Различают индуктивное, дедуктивное и по аналогии.
  • Образы и представления.

Отставание в развитии мышления – одна из основных черт, отличающих детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей с ЗПР  проявляется во всех компонентах структуры мышления (Т.В.Егорова, У.В.Ульенкова, Т.Д.Пускаева, В.И.Лубовский и др.), а именно:

  • В дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избежание интеллектуального напряжения вплоть до отказа  от задания;
  • В нерациональности регуляционно - целевого компонента, обусловленной отсутствие потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб;
  • В длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
  • В нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:


        1. Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам.
       2. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Это положение подтвердилось в эксперименте Н.Г. Поддубной. При предъявлении инструкции к заданию многие дети не поняли задания, но стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. Следует заметить, что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.

3.Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.

4.Стереотипность мышления, его шаблонность.

Наглядно-действенного мышление  у большинства детей  с задержкой психического развития  уровень этого вида мышления в норме.

Наглядно-образное мышление.
Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия – все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.

Словесно - логическое мышление.
У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

-Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);

-Сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);

-Классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).

У всех детей с ЗПР уровень логического мышления значительно отстает от уровня нормального школьника. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить. Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений:

1.Индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов, то есть от частного к общему).

2.Дедукция (от общего к частному).

Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления – осуществление вывода из двух посылок – еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения. По мнению Ульенковой У.В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете " Здоровьесберегающая среда в детском саду".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 « Журавушка» « Здоровьесберегающая среда в детском саду» ...

Доклад на педагогическом совете " Этапы формирования игровой деятельности детей".

Этапы формирования игровой деятельности детей. Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета игрушки,...

Доклады на педагогический совет

Проблема адаптации – это проблема родителей, но никак не персонала групп, как у нас принято считать. Задача родителей -  правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать п...

Доклад на педагогическом совете ДОУ "Психолого-педагогическая ценность игр и игрушек"

В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Эт...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад к педагогическому совету на тему "Требования к условиям реализации общеобразовательной программы образовательной организации: психолого– педагогические условия, кадровые, материально – технические"

Основные принципы дошкольного образованияПолноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификации) детского развития;Индивидуализац...