Куклы наших бабушек
проект на тему

проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-kukly.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ  Российской гимназии при ГРМ

ПРОЕКТ «КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК»

в средней группе детского сада

воспитателя Паукам О.Н.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

На семинаре-практикуме «Результаты проектной деятельности»

28 апреля 2014 года.

  1. Планирование работы
  2. Планируемые результаты
  3. Консультация для воспитателей «Русская тряпичная кукла»
  4. Консультация для родителей «Куклы наших бабушек»
  5. Представление фотоальбома «Куклы наших бабушек»
  6. Мастер-класс по изготовлению кукол
  7. Спортивное развлечение «Мамины помощники»

Литература:

  1. ФГТ в ДОУ Перспективное планирование. Под ред. М.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Изд-во «Учитель», 2012г.
  2. Рязанова Н. Культура русского народа. Русская тряпичная кукла: культура, традиция, технология. М.,2011г.
  3. Комарова Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности» в средней группе детского сада. М.,2009г.
  4. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду». Изд. Дом «Цветной мир». 2010г.
  5. Книга для чтения в детских садах. Петербург,2010г.

Подборка детской литературы для чтения детям.

Методические рекомендации для родителей и воспитателей.

Педсовет «Приобщение детей к русской народной культуре» 3 апреля 2014г.

  1. Александрова З. «Мой мишка».
  2. Бородницкая М. «На кого же он похож?».
  3. Воронько П. «Обновки».
  4. Воронкова Л. «Маша-растеряша».
  5. Вересаев В. «Братишка».
  6. Гарей Ю. «Колыбельная для куколки».
  7. Галиев Ш «Баю-баю», «Братик плачет».
  8. Женская одежда. Пособие.
  9. Заходер Б. «Портниха».
  10. Кукла и её любимые наряды.
  11. Ладоншиков Г. «Кукольная колыбельная», «Кукла и Катя».
  12. Лермонтов Ю. «Спи, младенец мой прекрасный».
  13. Маршак С. «Усатый- полосатый», «Вот какой рассеянный».
  14. Михалков С. «Дядя Степа».
  15. Никонова Е.А. «Я открою вам секрет».
  16. Носов Н, «Заплатка».
  17. Осеева В. «Волшебная палочка».
  18. Образцов Б. «Лечу куклу».
  19. Перро Ш. «Красная шапочка».
  20. Рюмина И. «Куклы наших бабушек».
  21. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
  22. Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Крошечка-хаврошечка», «Баба-Яга» и другие.
  23. Сказочная азбука.
  24. Токмакова И. «Купите лук»
  25. Чуковский К «Телефон», «Федорино горе», «Путаница».

                                   ПРОЕКТ «КУКЛЫ  НАШИХ  БАБУШЕК»

                                   В  средней  группе  детского  сада.

                                   1.Планирование  работы.

             ВИД: среднесрочный

             ВРЕМЯ  проведения:  март – апрель  2014 года

             УЧАСТНИКИ:  дети средней группы, родители, воспитатели.

             Образовательная область: «ПОЗНАНИЕ»

             ЦЕЛЬ: Ознакомление с культурой русского народа; история изготовления

             русской тряпичной куклы.

             ЗАДАЧИ: Дать детям представление о кукле как игрушке, её использование

             В семье, быту, детском саду. Закрепление образа куклы в различных видах

             Деятельности детей и взрослых. Слушание русских народных песен.

             ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  РАБОТЫ:

            1.Передача образа ребёнка – младенца через различные виды изобрази-

             тельной деятельности: лепка кукол – пеленашек, рисование матрёшек,

             изготовление обережных кукол из бумаги и тряпок;

             2.Организовать в группе выставку кукол из различных материалов – бумаги,

              Соломы, тряпок, дерева и фарфора.

              3.Заучивание колыбельных песенок, потешек, дразнилок, считалок, стихов,

               Слушание детских русских народных песен, детских песенок, колыбельных.

               4.Вместе с родителями собрать альбом фотографий»Куклы наших бабушек».

               5.Провести спортивное развлечение  «Мамины  помощники».

               6.Организовать мастер – класс для детей и родителей «Мастерская по

                Изготовлению кукол».

               7.Провести консультации для родителей и воспитателей.

               2.Планируемые результаты работы интегративных качеств проекта.

                                              ОБЩИЕ  ЗАДАЧИ.

           1)  Формирование целостной картины мира: игрушки- семья- детский сад-                                                                                                                                                                                                                 культура. Расширение кругозора – разнообразие предметов, деятельность  детей.

           2)  Развитие познавательно – исследовательской деятельности в игре,

   изобразительной деятельности, словотворчество.

           3) Развитие  игровых умений детей – разнообразные манипуляции с                   игрушками, игровые действия, простые сюжеты, сотрудничество между          ролевыми партнёрами, имитация характера героев, активизация словаря.                        

            4) Укрепление связей между детским садом и семьёй, между  детьми и          

                 взрослыми- родителями и педагогами.  

                                                  ПЕРВЫЙ  ЭТАП-март .                            

                ЦЕЛЬ: Расширение представления детей об окружающем мире, культурной

                          жизни и традициях  русского народа.

             ЗАДАЧА: Сравнение кукол по сенсорным качествам(цвет, форма, величина);

              Уточнение и углубление знаний о материалах, из  которых сделаны куклы;

              Развитие интереса к народным традициям;

              Создание игровых ситуаций для общения.

                           Развитие познавательно – исследовательской деятельности входит

              в область «ПОЗНАНИЕ». Исследовательская деятельность развивает  позна-

              вательную активность, подталкивает детей к самостоятельным действиям,

              помогает планировать и заканчивать работу, проявлять инициативу  и        

              творчество.

                                                 ВТОРОЙ  ЭТАП-апрель.                

           

              ЦЕЛЬ: Формирование потребности в исследовательской деятельности,  

                           Желание изготавливать кукол из различных материалов.  

              ЗАДАЧА: 1) Оформление и презентация результатов работы;  

              2) Привлечение детей и родителей к участию в исследовательской  

                   деятельности – изготовление фотоальбома «Куклы наших бабушек».          

              3) Самостоятельные игры детей с самодельными куклами, куклами обере-  

                    гами, народными игрушками, изготовленными из разных материалов.

                                      КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ

                                          «РУССКАЯ  ТРЯПИЧНАЯ  КУКЛА».  

               Тряпичная кукла- неотъемлемая часть русской культуры. В сегодняшней      

         России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная        

         Фигурка выполняет теперь новую функцию: она становиться живым средством

         Общения и приобщения к народному культурному опыту.          

                В настоящее время известно более 90 видов различных кукол: обереговых,

           обрядовых, игровых. Самые интересные из них – куватки, кубышки, капустки,

           зерновые, а также «вепсская», «бессонница», «коляда».  

 

           

           1.Кукла- это знак человека, его игровой образ-символ. Она отражает историю

               страны и народа, историю культуры.  

     

           2.Тряпичная кукла- традиционная игрушка русского народа, сопровождала

               человека с рождения, была атрибутом любых праздников.  

           3.Обереговые куклы выполняются из природных материалов (дерево, лоза,  

                трава- лугава, солома). Потому что лес- среда обитания русского человека.

               Куклы из берёзы, осины- часто без лица. Куклы из поленца, щепочки, веток.

           4.Куклы- простейшие изображения женских фигурок, они несут в себе ценности

               преемственности поколений, отражают природу и жизнь человека и семьи.

               ( 7-«я» - семья).

            5.Девочки учились шить и познавали искусство одевания. Кукол  берегли,  

                дарили, с ними играли, хранили в сундуках с приданым.    

               

                    Осмотр выставки- коллекции кукол из разных материалов:      

  • КУВАДКА (КУВАТКА ) – из бумажных салфеток
  • КУБЫШКА – из тряпичных лоскутков
  • КРЕСТУШКА – из соломы, тряпок и ниточек
  • СЕМЁНОВСКАЯ МАТРЁШКА – из дерева
  • ДОМОВЁНОК – из соломы и мешковины
  • АНГЕЛ – фарфоровая куколка
  • АЛЁНУШКА – пластмассовая куколка

Выставку готовили родители с детьми, воспитатели.

                                     КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ  
                                         «КУКЛЫ  НАШИХ  БАБУШЕК».

                ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ».

                 ЦЕЛЬ: знакомство с культурой русского народа; изготовление  

                              тряпичной куклы.  

                 «РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА: культура, традиции, технология».

                1.Кукла- знак человека, его игровой образ – символ. В этой роли кукла  

                    отражает время, историю культуры, историю страны и народа, его  

                    движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности  

                   обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести  

                   до потомков её драгоценные крупицы.    

                2.С давних времён тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского

                     народа. Она сопровождала человека от рождения до смерти и была

                    непременным атрибутом любых праздников, в том числе игры в куклы.  

                3.Большинство кукол были оберегами и ведут свою историю с древних    

                     языческих времён. Они изготавливаются из природных материалов,

                     которые приносят из леса- дерево, лоза, солома. И это не случайно.  

                     Потому что лес- это среда обитания русского человека. Куклы из берёзы,

                      осины, часто без лица, куклы – обереги.  

                 4.Куклы – простейшие изображения женских фигурок. Куклы разных  

                      народов, игровые, из обрядовых сохраняют и передают ценности  

                      преемственности поколений.    

                  5.Разнообразие тряпичных кукол: русская тряпичная кукла включает  

                      Несколько архетипов ( см. фотоальбом ).  

  • Столбушка
  • Крестушка
  • Кукла на палочке
  • Узловая( узелковая) кукла
  • Пеленашка ( куватка )
  • Закрутка ( скрутка, скатка )
  • Кубышка – набивная кукла – мешочек  

                    6.Кукла являлась мифологической формулой мироустройства, отражая

                         cамую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека.  

                    7.Потребность в общении чётко выражалась в игрушке( действие-речь).

                        Плюс девочки учились шить и познавали искусство одевания.

                    8.Из чего шили? Из ситца, сатина, кумача и коленкора. Берегли, под-

                         бирали лоскутки по цвету. Красный цвет – оберег, дарили к празднику,

                         к свадьбе, на именины.  

                      9.Кукла не просто девчачья забава. Иногда рисовали лицо. Берегли в  

                           коробах. В кукольных забавах проигрывались деревенские обряды.  

                     10.В настоящее время известно более 90 видов различных кукол:

                            обереговых, игровых, обрядовых (см. фотоальбом).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс для педагогов "Куклы наших бабушек"

показатьзначимостьнародной игрушки в воспитании ребенка - докольника, познакомитьс приемами изготовления тряпичной куклы - оберега "куватки"...

Презентация исследовательского проекта "Куклы наших бабушек"

В презентации отражена цель, задачи, проблема проекта.; поэтапная работа над проектом....

конспект занятия "куклы наших бабушек".

на занятие дети знакомятся с разными видами народных кукол...

Проект в средней группе "Куклы наших бабушек"

Проект в средней группе по ознакомлению с окружающим миром...

Проект в средней группе "Куклы наших бабушек"

Проект в средней группе по ознакомлению с окружающим миром...

Презентация для воспитателей доу " Куклы наших бабушек"

Образовательная : познакомить с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны.  Воспитательная :прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа, приобщить к нацио...

Куклы наших бабушек

Мини-музей "Куклы наших бабушек"...