Проект в средней группе "Куклы наших бабушек"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Илюшина Татьяна Владимировна

Проект в средней группе по ознакомлению с окружающим миром

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kukly_nashikh_babushek.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Разработка плана детского проекта в средней группе

«Куклы наших бабушек»

                         

Выполнила

Ф.И.О.

                                                                          Илюшина Татьяна Владимировна

                                                                                                              г.о. Тольятти

Информационная карта проекта

1.    Полное название проекта: «Куклы наших бабушек»

2.    Автор проекта (Ф. И. О): Илюшина Татьяна Владимировна

3.    Руководитель проекта (Ф. И. О): Илюшина Татьяна Владимировна

4.    Кадры: воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.

5.    Район, город, представивший проект: г.о. Тольятти, Автозаводский район.

6.    Адрес организации: Бульвар Гая дом 8

7.    Телефон: 306-306

8.    Вид, тип проекта: исследовательско - творческий, краткосрочный.

9.    Цель, направление деятельности проекта: Знакомить с традиционной народной игрушкой- куклой, формировать у дошкольников уважения к культуре и обычаям своего народа.

10. Краткое содержание проекта:

1. Беседа  «Какие бывают куклы».

2. Рассматривание иллюстраций готовых кукол.

3. Загадывание загадок о куклах.

4. Стихи о куклах.

5. Создание картотеки загадок о куклах.

6.Лепка «Девочка в сарафане».

7.Аппликация «Сарафан для куклы».

8.  Место проведения: группа, территория детского сада, дом .

11.  Сроки проведения: 1 месяц - краткосрочный.

12.  Количество участников проекта: 20 дошкольников, их родители, узкие специалисты, 2 воспитателя средней группы детского сада.

13.  Возраст детей: с 4 до 5 лет (средняя группа)

14.  Форма проведения: фронтальный.

15.  Ожидаемые результаты (продукт проекта):

Проблема педагогическая:  Как способствовать возникновению и развитию эмоционально-познавательного интереса  дошкольников к изучению народной тряпичной куклы, как к историческому и культурному наследию России.

Проблема детская: Как можно сделать куклу своими руками?

Задачи педагогические:

1. Развивать и обогащать представление детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;

2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;

4. Создавать условия для творческого самовыражения детей.

5. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога над выбранной темой.

Задачи детские:

1. Выяснить, как создавали кукол своими руками.

Форма презентации:

Художественно- творческая.

Этапы проекта:

Этапы

Форма работы( с наименованием)

           Задачи

Сроки реализации

Время в режиме

   Место проведения

1 этап

Беседа с детьми на тему: «Какие бывают куклы».

Чтение сказки    

 « Василиса Прекрасная».

Выяснить знания детей о куклах        (современных, старинных)

Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных  источниках: видео, интернет ресурсы, книги , энциклопедии.

1 неделя

Первый  день

1 неделя

Третий день

1 половина дня

2 половина дня

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

2 этап

Посещение выставки «Старинные куклы».

Рассмотреть ткани и материалы, необходимые для изготовления кукол   (лён, хлопок, ситец, шерсть, вата, нитки).

НОД:

« Путешествие в прошлое куклы».

НОД:

«Тряпичная кукла-оберег».

Чтение и стихотворений о куклах.

Аппликация: «Сарафан для куклы».

Лепка « Девочка в сарафане».

Обогащать представление детей о русских народных куклах.

Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: показать, как разнообразны материалы для изготовления народной куклы.

Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.

Формировать представление о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства: обереговая кукла.

Развивать интерес к слушанию литературных произведений.

Развивать творческие способности детей.

Развивать творческое воображение, интерес к изобразительной деятельности

2 неделя

Второй день.

2 неделя

Второй день

2 неделя

Третий день.

2 неделя

Третий день.

2 неделя.

Пятый день.

3 неделя первый день.

3 неделя .

третий день

                  1 половина дня

1 половина дня

2 половина дня

2 половина дня

1 и 2 половина дня

1 половина дня

1 половина дня

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

3 этап

Создание коллекции материалов для изготовления тряпичных кукол.

Создание картотеки загадок о куклах.

Изготовление куклы -пеленашки  с детьми.

Выставка детских работ: «Кукла своими руками».

Обогащать знания детей о материалах из которых изготавливали  одежду, развивать тактильные ощущения.

Закреплять знания детей о куклах

Научить детей изготавливать тряпичную куклу из различных видов ткани.

4 неделя

второй и третий день

4 неделя третий день

4 неделя четвёртый день

4 неделя пятый день

2 половина дня

1 и 2 половина дня

1 и 2 половина дня

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

                                   Конспект занятия в средней группе

Тема «Тряпичная кукла - оберег»



Цель: Формировать представления детей  о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства: обереговая кукла.

Задачи: Дать детям представления о предметах ближайшего окружения (игрушки, посуда) и их назначении.
Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Упражнять детей в составлении описательных рассказов по игрушке, отражая ее назначение.

Развивать интерес к слушанию литературных произведений.

Упражнять в сравнении предметов по высоте.

Упражнять в определении количества предметов.

Познакомить с процессом изготовления тряпичной куклы.

 Зрительный ряд: любимые куклы детей, кукла - оберег.
Литературный ряд: русская народная сказка «Василиса Прекрасная» в обработке А.Н. Афанасьева (отрывок об обереговой кукле).
Пособия: для изготовления куклы: кусок хлопчатобумажной ткани квадратной формы, пестрый лоскут для юбки, толстые нити для волос, украшения.
Словарь: оберег.
Подготовительная  работа. Рассматривание игрушек - самоделок, народных игрушек, изготовление куклы - пеленашки, игры с куклой - пеленашкой, рассматривание иллюстраций о процессе изготовления игрушек, сюжетно-ролевые игры «Дочки - матери».

Ход занятия:

- Сегодня в нашей группе много гостей - это любимые куклы наших девочек. Вы хотите познакомиться с нашими гостями? Давайте попросим девочек представить нам своих кукол.

 Дети рассказывают о своих куклах (как зовут куклу, как она одета, из чего она сделана, как они с ней играют).

- Вот мы и познакомились с нашими гостями.

- Сколько кукол у нас в гостях?

- Как можно назвать всех кукол по-другому? (одним словом)

- Все ли здесь игрушки? Может, есть что - то лишнее?

- Почему посуда лишняя?

- Для чего нам посуда?

- Правильно, игрушками мы  играем, а посудой мы пользуемся во время еды.

- Чья кукла самая высокая?

- Чья кукла самая низкая?

- А какая еще кукла здесь есть? Такими куклами играли ваши бабушки. Как она называется? (Кукла-пеленашка.)

- Из чего ее делали?

- Как с ней можно играть?

- Правильно, ее можно покачать, спеть ей колыбельную, а можно и рассказать сказку.

- Хотите, я вам тоже сказку расскажу?
 Воспитатель читает отрывок из сказки «Василиса Прекрасная». 
Беседа по содержанию:

- Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)

- Вот такую же куклу, которую называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери.

- Скажите, дети, из чего она сделана?

- А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)

- Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т.к.
в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла – оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно.
- Хотите, я покажу, как делалась такая кукла? 

 Воспитатель показывает процесс изготовления куклы.

- Эта кукла будет жить в нашей группе.

- Как называется такая кукла?

- От чего она будет нас оберегать?

- А как вы к ней будете относиться?

- Вы хотите, чтобы у вас дома была такая же кукла?

- Покажите нашу куклу мамам и сделайте дома такую же.

- А сейчас хотите поиграть со своими куклами?

(Дети играют с куклами)


Занятие в средней группе.

Тема: «Путешествие в прошлое куклы».

Программное содержание.

1.Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.

2. Закрепить последовательность изготовления глиняных игрушек.

3. Продолжать учить изготовлять куклы из разных материалов.

4. Развивать доказательную речь, умение задавать вопросы описательного характера,  активизировать познавательную деятельность, зрительную, тактильную и слуховую память.

5.Воспитывать интерес к рукотворному миру, нравственные чувства, бережное отношение к результатам труда взрослых.

6.Активизировать словарь: деревянная, соломенная, тряпичная, глиняная, пластмассовая.  

Предварительная работа: знакомство со свойствами дерева, пластмассы, металла, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов - Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка, организация выставки «Куклы прошлого века». Чтение книги Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках, изготовление кукол – самокруток из ткани, кукол из глины. 

 Оборудование и материалы: сундук, куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, разные куклы, куски ткани и ложки для изготовления кукол, коробочки – колыбельки, модели кукол из разного материала, лист бумаги с изображением ступеней, схемы изготовления глиняных кукол, ступени – подставки для кукол прошлого.

Ход занятия.

1 часть. История создания.

 (Звучит магнитофонная запись).

У бабушки Насти

Волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку)

Там заперт на ключ…(показываю ключ)

Волшебный дворец…

Позвонили в бубенец…(звук колокольчика)

И попали во дворец…

Открывается палата (поднимаю крышку)

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

- Смотрите-ка, ребята, что это у меня в сундуке?

- Как вы думаете? (предположения детей).

- Да здесь куклы! Интересно, как они попали в сундук.

- Ребята, а вы бы хотели с ними подружиться?

- Сейчас я вам не только покажу, но и расскажу.

- Давным – давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, ни ткани дети играли вот такой (показываю) куклой

- Как вы думаете, из чего она сделана?

-  Интересно с ней играть? Почему?

- Да, деревянная кукла совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она некрасочная, нет выражения лица. Но ребята, раньше не было других кукол  и наши прапрабабушки играли такими куклами. Они их любили, так же как и вы любите свои игрушки.

 - Ребята, а давайте сейчас попробуем сами сделать кукол, вспомнить, как их делали наши далёкие предки.

- Как можно сделать такую куклу? (Варианты ответов детей).

- А ты, Ира как думаешь?

- А я вам предлагаю сделать вот такую. (Показываю, как пеленать куклу - младенца). (Делаем кукол с помощью ложек, тряпочек и ниток).

- Ребята, как вы думаете, нужно рисовать лицо таким куклам? Почему?

- Ребята, а какие вы знаете современные куклы, сделанные из дерева? (Матрёшка,                           Богородская игрушка).

- Чем интересны эти куклы?

- Вот человек и придумал другую  куклу.

- Как вы считаете, из чего сделана эта кукла?

-  Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину, и, помесив её в воде, можно что-то вылепить. Например, куклу. Любимым детям лепили такую куклу, а потом раскрашивали её угольками.

- Чем отличается глиняная кукла от деревянной?

- Интересно играть с такой куклой? (Даю детям для обследования).

- Верно, ребята, она тяжёлая, не гнётся. Если упадёт, то может разбиться, одежду на неё не наденешь.

- Ребята, а что у неё появилось? (Руки и выражение лица).

- Вскоре люди придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол. Эти куклы сохранились до наших дней.

- Что это за куклы? (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская)

- Ребята, а сейчас с помощью схем давайте вспомним, как делали Дымковскую игрушку.

Игра «Выложи и расскажи».

- А теперь расскажите.(Сначала брали кусок глины, потом делали из неё куклу, обжигали в печи, белили с помощью молока и мела, расписывали и «ставили» золото.)

- В наше время мы играем такими игрушками?

- Какую же игрушку придумали потом?

- Вот такую. (Показываю соломенную куклу). Сначала собирали солому. Варили её, чтобы она стала мягкой и эластичной, блестящей, а уж потом украшали. Вот такая она получалась. (Даю детям для обследования).

- А с соломенной куклой интересно играть? Почему?

- Действительно, её неудобно держать в руках, её нельзя одеть и раздеть.

Прошло много лет. Человек придумал другую (показываю тряпичную куклу).

- Из чего сделана эта кукла? (Из материи).

- Ребята, это тряпичная кукла.

- Как вы думаете, почему она так называется? (Её делали из тряпочек).

- Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол. Вот таких. (Даю детям для обследования).

- Нравится вам такая кукла? Какая она на ощупь?

- Посмотрите и скажите, чем она вам нравится?

- Чем она отличается от предыдущих кукол?

- А вам интересно узнать, как её шили?

- Ткань сшивали мешком, набивали вовнутрь что-нибудь мягкое и украшали. Удобна такая кукла? Можно было её одеть, раздеть, поменять одежду?

- Ребята, а какие ещё делали куклы из ткани? Как они назывались? (Самокрутки, закрутки).

- А много лет спустя человек изобрёл пластмассу и научился делать из неё различные предметы, а для детей игрушки.

- И так  появились  вот такие куклы? (Даю пластмассовую куклу для обследования).

- Из какого материала сделана эта кукла? (Из пластмассы).

- Из пластмассы можно сделать и куклу – пупсика, и большую куклу с искусственными волосами.

- Чем удобны такие куклы, как вы считаете?

- А ты, Диана, как считаешь?

- А ты как думаешь, Саша?

- А как можно играть с современными куклами?

- У кого из вас есть такие куклы?

Человек придумал таких кукол, которые ходят, танцуют, говорят, поют. У них сгибаются руки, ноги, поворачивается голова.

- Ребята, а это что за кукла?

- Как с ней можно играть?

- У современных кукол даже есть дома, мебель посуда.

- Вот мы и подружились с куклами, сами того не замечая.

2 часть.  Дидактическая игра «Расставь по порядку».

– А сейчас, ребята разложите куклы по порядку, я хочу посмотреть, как вы запомнили, какие были раньше куклы и какие сейчас.

- Для этого у меня есть вот такие схемы. (Вывешиваю на доску). Давайте с вами договоримся,  какая схема будет обозначать дерево, солому, глину, ткань, пластмассу.

 (После того, как договариваемся, дети выкладывают модели кукол из разного материала).

- А сейчас расскажи мне, Яна, какая кукла была самой первой и из чего она была сделана?

- А теперь, Аня?

(Деревянная - глиняная -  соломенная -  тряпичная – пластмассовая).

- Из каких? (Из соломы, из глины, из дерева, из ткани, из пластмассы).

- Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Я вижу, что вы были внимательными.

- Сейчас поиграем в игру «Да - нет».

-  Вы уже эту игру играли с другими предметами.

 - Перед вами находятся разные куклы. Внимание, нужно задавать вопрос о цвете, размере, о материале. (Играем 2 – 3 раза).

3 часть. Заключительная

- Ребята, что же такое кукла? (Игрушка для детей; вещь, которой играют).

- Что объединяет кукол? Чем куклы отличаются друг от друга? (Материалом, лицом, яркостью, одеждой, размером).

- А где делают современных кукол? (На фабрике взрослые люди).

- Правильно. Их делают на фабрике в разных цехах, вкладывают любовь, трудятся, чтобы детям было интересно играть.

- Как с ними нужно обращаться? (Бережно, беречь труд взрослых).

- Сейчас можете взять кукол, которых вы сделали сами, и пойдём с вами поиграем.

                 Загадки о куклах

Платья носит, 
Есть не просит, 
Всегда послушна, 
Но с ней не скучно.

Я своей подружке Кате

Одеваю утром платье

Одеваю ей сапожки

На резиновые ножки

И веду по переулку

Утром Катю на прогулку.

Волосы льняные

Глазки голубые

И обуты ножки  

В синие сапожки

На красавице-пальто

Догадались? Это кто?

У меня есть дочь Алёнка-

Вот послушная девчонка!

Она маму слушает-

Всё, что надо, кушает.

Маленькая дочка,

Слушается молча.

Она похожа на актрису

В красивом платье серебристом,

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка

                               Стихи о куклах

Елена Благинина 

«Голышок-малышок».

 

Голышку-малышку
Сшила понемножку
Малышку-голышку
Новую одёжку.
Синюю рубашку,
Алые штаны
Видишь по кармашку
С каждой стороны?
Сшила жёлтый кожушок

М. А. Пожарова

 

Свернута из тряпки кукла у Параши

Не отыщешь краше: руки-словно лапки,

Глазки- пара точек, а лицо- комочек.

Кукла смотрит косо, взгляд её уныл.

Кто-то вместо носа пуговку пришил.

Но Параша любит, нежит и голубит,

И целует в щечку маленькую дочку.

Галина Заславская

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.

 

Елена Раннева
ИГРУШКАМ. КУКЛЕ ДАШЕ

 

Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.

Стихотворение А. Барто

«Резиновая Зина» 

 

Купили в магазине резиновую Зину
Резиновую Зину в корзинке принесли
Она была разиней, резиновая Зина
Упала из корзины, измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим:
«Резиновая Зина, не будь такой разиней,
А то отправим Зину обратно в магазин.

 

М. А. Пожарова

 

Свернута из тряпки кукла у Параши

Не отыщешь краше: руки- словно лапки,

Глазки- пара точек, а лицо- комочек.

Кукла смотрит косо, взгляд её уныл.

Кто-то вместо носа пуговку пришил.

Но Параша любит, нежит и голубит,

И целует в щечку маленькую дочку.

Елена Раннева
ИГРУШКАМ. КУКЛЕ ДАШЕ

 

Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.

Елена Григорьева
СТАРАЯ КУКЛА

 

Нет у куклы носа,
Растрепались косы,
Сидит она косматая,
В платьице с заплатами...
Потеплей укутаю
Милую мою,
"Баю-баю, баюшки", -
Песенку спою.
"Спи, моя красавица,
Спи моя хорошая,

Т. Днепровская
КУКЛА-СИНЕГЛАЗКА

 

Бабушка Танюше
Куклу подарила:
Глазки голубые
И румянец милый.
Светлая головка,
Маленькие ножки,
Платье кружевное,
Красные сапожки…
Жил с малюткой в дружбе
Котик полосатый,
Он качал ей люльку
Лапочкой мохнатой…

Валентин Берестов

БОЛЬНАЯ КУКЛА

 

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный патриотический проект для средней группы "Наша Армия родная"

Данный проект - подходящий повод рассказать дошкольникам, что такое смелость и отважность, привить любовь к своей стране, воспитать патриотов с чувством гордости за свою Армию и вызвать желание быть п...

Проект в средней группе "Наши домашние питомцы"

"Мы в ответе за тех, кого приручили".  В результате проведенной работы дети познакомились с домашними животными; знают их названия, условия и места обитания, какую пользу приносят домашние...

Проект в средней группе «Наше здоровье в наших руках»

Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать рез...

Проект для средней группы Наши друзья - лесные жители

Проект для средней группы Наши друзья - лесные жители...

Тематический проект в средней группе "Наше здоровье в наших руках"

Понимать значимость для жизни человека здоровья...

Физкультурно-оздоровительный проект для средней группы « Наше здоровье в наших руках».

quot;Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное разви...