"Листопад в ладошках"
консультация на тему

Чурбанова Татьяна Вячеславовна

Листопад и снегопад, водопад и звездопад почти всегда и у всех вызывают восторг, удивление, желание «остановить мгновенье». Но лишь очарование листопада можно сохранить без фото- и видеокамеры, без палитры и красок.

На прогулке в лесу или в парке соберите вместе с ребёнком красивые листочки - танцующие в воздухе, шуршащие под ногами. Принесите их домой. Полюбуйтесь! И. сохраните разноцветные шорохи в картине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx528.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Листопад в ладошках»

Фантазии из листьев

Листопад и снегопад, водопад и звездопад почти всегда и у всех вызывают восторг, удивление, желание «остановить мгновенье». Но лишь очарование листопада можно сохранить без фото- и видеокамеры, без палитры и красок.

На прогулке в лесу или в парке соберите вместе с ребёнком красивые листочки - танцующие в воздухе, шуршащие под ногами. Принесите их домой. Полюбуйтесь! И. сохраните разноцветные шорохи в картине. Как?

Из собранных и засушенных листьев можно круглый год создавать картины, подарки, сувениры, панно, закладки, портреты, алфавиты. Такие занятия дают прекрасный старт для развития воображения ребёнка. Форма листьев по своей природной пластике близка стилистике детского рисунка. При рассматривании листочков у каждого из нас рождаются свои ассоциации. Образы легко и быстро придумываются, почти мгновенно создаются: дерево, ёжик, мышка, рыбка, морковка, ракета.

Фантазии из листьев - это фейерверк творчества! Ещё бы! Ведь цветовая палитра - как в живописи, а дана в листьях изначально. Образы и композиции - как в конструировании, а возникают из готовых форм (листочков) легко, быстро и каждый раз по-новому. А техника ничуть не сложнее, чем в аппликации из бумаги. Даже ещё проще. Ничего не нужно вырезать, остаётся лишь «художественно» наклеить на цветную бумагу сами листочки, чтобы получилась красивая картинка. Эти занятия помогут в художественном, нравственном и экологическом воспитании маленького человечка. Он постепенно научится любоваться гармонией природы, создавать красоту своими руками и дарить её близким. Жизнь листьев продлится в картинах, сувенирах, открытках, декоративных панно для интерьера

Для аппликации из листьев понадобится картон или плотная бумага - любая по цвету и фактуре, даже бархатная. Фон может быть одноцветным или многоцветным - небо и земля (пустыня, горы, луг, поляна, небо и вода (река, озеро, море). Листья удобно брать и переворачивать пинцетом. Сухие и ломкие листья лучше сначала наклеить на кальку или на тонкую бумагу, вырезать, а затем разрезать на части и составлять из них образы. Клей можно использовать любой: резиновый, ПВА, клеящий карандаш, клейстер из муки или крахмала. Наносят его маленькими точками по краю листика или очень осторожно по всей его поверхности. Простые композиции можно располагать сразу на фоне и выклеивать деталь за деталью. Сложные композиции лучше сначала составить на отдельном лист бумаги, а затем частями перенести и наклеить на фон, начиная с заднего плана и постепенно переходя к переднему. Из листьев можно делать узоры (наклеивать их удобнее от центра, буквы, цифры, символы и даже портреты. Готовую картину из листьев нужно покрыть салфеткой или любой мягкой рыхлой бумагой и выдержать 10-20 часов под грузом.

Какие бывают аппликации

Силуэтная аппликация. Этот способ доступен детям с хорошо развитым воображением. Они смогут отрезать лишнюю часть листочка, чтобы получилось именно то, что они задумали. Даже попытаются вырезать из листочка сложные силуэты (цветок, рыбка, уточка) .

Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное ярусное изображение. Для создания образа в этой технике нужно брать листочки и наклеивать друг на друга слоями. Только важно, чтобы каждый последующий листок был меньше по размеру, и все листочки отличались по цвету.

Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых или близких по форме и размеру листочков (чешуя рыбы, хвост петушка или жар-птицы, крона дерева) .

Симметричная аппликация. Этот способ хорош для создания отдельных образов или целых картин, имеющих симметричное строение, а также для получения двух совершенно одинаковых изображений. В аппликации из листьев достаточно подобрать два (и более) похожих листочка, чтобы получить изображение с его «отражением» или симметричное само по себе: «Бабочка», «Стрекоза», «Дерево смотрит в озеро», «Лодочка плывёт по ручейку», «Жучок смотрит в зеркало». В этом случае нужно заранее продумать и подготовить фон картины, например: нарисовать на листе бумаги воду и небо (или же оформить аппликацией из цветной бумаги) .

Ленточная аппликация. Этот способ сходен с симметричной аппликацией. Отличие в том, что он позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или соединенных между собой. Выходят целые «хороводы» деревьев, цветов, грибов, бабочек. Этот способ хорош для составления узоров на закладках или прямоугольных салфетках и для создания образов (гусеница, червячок) .

Позвольте ребенку самостоятельно разобраться в том, что и как можно делать. Пусть он попробует «изобрести» свою технику составления образов. И в то же время будьте рядом, чтобы поддержать интерес и вовремя прийти на помощь. Постепенно покажите разные способы создания картин из осенних листочков.

Как научиться видеть будущую форму?

Аппликация из листочков хороша тем, что она развивает пространственное мышление и очень быстро научает предвосхищать результат. Помогите ребёнку научиться «читать» форму и «перебрасывать мостик» в будущее. В этом помогут упражнения на пробуждение ассоциаций. К примеру, дайте два листочка округлой формы: один маленький, а другой намного больше. Поинтересуйтесь (как бы, между прочим) : из какого листочка лучше получится ягодка, а из какого листика - яблоко или апельсин? Для самых маленьких детей это задание можно упростить. Спросите, из какого листочка лучше сделать маленького жучка, а из какого - жука большого? На прогулке в осеннем парке поиграйте в «загадки». Рассмотрите листочки: кого они вам напоминают? А дома, принимаясь мастерить картины, разложите листочки, полюбуйтесь и посоветуйтесь друг с другом: какие листочки подойдут для белки, а какой листик взять для ежа.

ФОРМУЛА УСПЕХА

Для возникновения того или иного замысла часто имеет значение не только форма и цвет, но и фактура материала: колючий он или мягкий, шершавый или гладкий. Пробуждение ассоциаций и развитие ассоциативного мышления - прочный мостик к самостоятельному творчеству. Угадывание и фантазирование даже само по себе очень увлекательно и полезно. Но нужно научиться делать выбор и останавливаться на одном из вариантов, чтобы можно было от фантазий перейти к делу, то есть развить задуманную тему и воплотить её в конкретной поделке. Если замыслы интересны, оригинальны и возникают легко, значит, ребёнок способен видеть подготовленный для поделки природный материал и таким, какой он есть сейчас, и каким будет (может стать) .

Это самый распространенный вид осеннего творчества. Составляем из сухих листьев разных цветов и форм милых зверьков.

Чтобы был выбор, насушите не только осенние, но и зеленые листья тоже, тогда палитра цветов будет гораздо шире и у вас точно получится что-нибудь из этого.

Консультация для воспитателей «Листопад в ладошках»

http://www.maam.ru/upload/blogs/6df6dc765bb7717cbd3643259acf17f0.jpg.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/12600d55e6d3a5a867ba3b71470ee2c4.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по пластилинографии с детьми 1 младшей группы на тему:"Листопад, листопад".

Задачи: Учить замечать красоту природы осенью. Познакомить детей с осенним явлением природы: листопад.Учить  детей самостоятельно прикреплять, заранее скатанные воспитателем, маленькие шари...

Конспект занятия "Листопад, листопад, листья желтые летят"

Формировать умения определять погоду по внешним признаками, и последовательно, по сезону одеваться на прогулку...

"Листопад, листопад - листья желтые летят"

Цель:а) образовательные задачи: уточнить знания детей времени года, познакомить детей с некоторыми явлениями природы, характерными для осени «листопад». Продолжать знакомить детей с кистью, красками, ...

«Листопад, листопад листья желтые летят» Нетрадиционная техника: рисование ладошками.

Цель: освоение нетрадиционной техники рисования (отпечатки ладошек)Задачи:1. Учить рисовать с помощью отпечатков ладошек.2. Вызвать у детей яркий эмоциональный отклик на необычный способ создания...