Проблема социализации детей младшего дошкольного возраста в рамках ознакомления с художественной литературой.
статья (младшая группа) на тему
Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей – это наиболее естественный и эффективный контекст формирования социализации у детей в дошкольном детстве. Его называют младшим дошкольным потому, что ребенок третьего года сохраняет черты, присущие детям раннего возраста: действенный характер освоения окружающего, ситуативность и эмоциональность при восприятии нового.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctatya1.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема социализации детей младшего дошкольного возраста в рамках ознакомления с художественной литературой.
(в условиях реализации ФГОС ДО)
Воспитатель МДБОУ «Детский сад № 19» Крутских Н.А.
В ФГОС ДО прописано, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей – это наиболее естественный и эффективный контекст формирования социализации у детей в дошкольном детстве. Его называют младшим дошкольным потому, что ребенок третьего года сохраняет черты, присущие детям раннего возраста: действенный характер освоения окружающего, ситуативность и эмоциональность при восприятии нового.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления о общении между людьми как таковом. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
Вместе с тем все то, что приобрел малыш на втором году жизни, и в частности возможность общаться с помощью речи, свободно перемещаться в пространстве и т.п., создает предпосылки перехода на качественно новую, более высокую ступень освоения окружающего.
Уместно вспомнить, что в активном словаре детей 2 лет насчитывается примерно до 300 слов, а малыши 3 лет употребляют в своей речи уже 1500 и более слов! Это говорит об интенсивном развитии речи ребенка на третьем году его жизни, которая становится не только средством общения (коммуникации), но и средством познания окружающего.
В качестве «сигнала» слово начинает отражать для малыша сложные стороны окружающей действительности: взаимоотношения людей, их личные переживания, поступки и проявления черт характера, а также различные стороны социальной жизни и т.п. В связи с этим у ребенка проявляется способность к элементарному анализу явлений окружающего мира и поиску закономерностей в нем.
Интенсивное развитие речи, связано с развитием восприятия, воображения и памяти ребенка. Возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное мышление, в недрах которого развивается образное мышление. Это значит, что знания, полученные детьми на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, начинают переходить в образный план.
Развитие образного мышления помогает детям третьего года жизни овладеть первыми видами деятельности – рисованием, аппликацией, лепкой. Элементы образного мышления проявляется у них в том, что в очертаниях линий, форм, цветовых пятнах им уже видятся конкретные образы, персонажи знакомых сказок, герои песенок, потешек, а в некоторых случаях и обыкновенные предметы. Малыши начинают понимать более сложные по своему содержанию сказки, рассказы, стихотворения, музыкальные произведения.
Если на первом-втором году дети в основном откликаются на ритм, рифму, игровые приемы потешек, песенок, сказок, то на третьем году их глубже увлекает содержание художественного произведения, так как дети способны понимать причину и следствие описываемых в них событий, их направленность и результат. У ребенка возникает настоятельная потребность обращаться к взрослому с вопросами по поводу прочитанного. Он должен отвечать малышу обстоятельно, но в доступной форме. Взрослый раскрывает ход своих мыслей, рассуждает вслух, привлекая к умственной активности малыша.
Только при таком подходе к ребенку художественная литература становится средством познания окружающего мира. Взрослый должен формировать у малыша желание пытливо вглядываться в окружающий мир, учить, слушая художественное произведение, сравнивать, обобщать свои впечатления, высказывать свое мнение.
Постепенно ребенок подводится к восприятию более сложных сюжетов, у него воспитывается вдумчивость, возникает сопереживание к героям сюжета. Как правило, дети уже могут дать оценку событиям, описываемым в художественном произведении, сказать, хорошо это или плохо; помнят ход действий и их последовательность; могут рассказать чем закончилась сказка, рассказ, а также провести сравнения и сопоставления с собственными поступками.
Восприятие литературы опирается уже на какие-то формы анализа и синтеза, что позволяет ребенку 3-го года жизни понимать произведение более объемно, образно. Так, например, их не удивляет поведение сороки-белобоки, козы-дерезы и т.п. Малыш представляет ситуацию, в которой они действуют. При инсценировании произведения сознательно реагирует на описываемые события. Детей интересует результат действий персонажей, как правило, волнует собственная причастность к происходящему.
Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях можно считать важной вехой в ознакомлении ребенка с окружающим миром через художественную литературу. Он начинает понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные, оригинальные повороты сюжетов.
Если на втором году жизни через художественные произведения дети познавали отдельные действия людей в различных ситуациях (бытовой, игровой, трудовой, художественной), то на третьем году они начинают пониматься как различные виды деятельности.
Здесь особо следует остановиться на сказках. Сказки становятся понятными ребенку, потому что герои их (в основном животные) разговаривают и действуют, как люди, - выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.), или бытовые (убирают дом, пекут пироги и т.п.), художественные (пляшут, поют), или игровые (играют в прятки, бегут наперегонки и т п.)
Через художественную литературу расширяются знания ребенка о человеке. Эти знания детализируются и вместе с тем систематизируются: человек и его жилище (дом); человек и результату его труда (выращивание овощей, фруктов и т.п.), человек и растительный мир; человек и животный мир и многое другое.
Стихотворения, песенки, рассказы ми сказки помогают ребенку накопить представления и о животном мире. Новым является то, что ребенок начинает усваивать их условия жизни, более детально воспринимать внешние особенности и повадки.
Образность художественных произведений позволяет донести до сознания ребенка в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира.
На третьем году дети знакомятся не только с животными и птицами, но и с их детенышами.
Литература дает возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке (волк, лиса, заяц и др.). Через сказку и реалистичный рассказ у малышей формируются представления о диких животных, птицах и их повадках.
Воспитывая собственным примером, взрослый ставит задачу заложить первые ростки человеколюбия и бережного отношения ко всему живому. Этому помогают также и произведения художественной литературы, в которых рассказывается о «переживаниях» животных и благородных поступках людей. Ребенок учиться понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к братьям нашим меньшим.
Малыши могут расстроиться, слушая произведения, в котором говориться о животном, попавшем в беду. Но для воспитания добрых чувств, отзывчивости эти произведения полезны. Они необходимы. Средствами художественной литературы в детях с самого раннего возраста воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание совершать хорошие поступки; чувствовать радость, если удастся сделать что-то доброе.
Эти чувства к животным дети переносят на игрушки, изображающие их. После прочтения стихотворений А.Барто «Зайка», «Мишка», «Бычок» дети начинают ласковее относится к своим игрушкам. «У моего мишки лапка не оторвана» или «Я своего зайку не брошу», - говорят малыши крепко прижимая к себе игрушку. Они расширяют в своем воображении прочитанное и соотносят его со своими поступками.
Образный язык поэзии помогает ребенку открыть для себя и многое в чувствах человека, его отношении к окружающему миру и поступкам отдельных людей.
Эмоциональные состояния человека ребенок третьего года жизни начинает уже связывать с причиной и следствием каких-либо воздействий или результатом удавшейся или неудавшийся деятельности.
Знакомя малышей с окружающей действительностью, педагог решает не только образовательные задачи, но и воспитательные. Он формирует первый практический опыт общественного поведения в кругу сверстников: побуждает к проявлению внимания и сочувствия, желанию уступить, поделиться, помочь. Произведения художественной литературы помогают ребенку усвоить социальные нормы поведения. Дети понимают, что не следует быть жадным, злым, грубым.
Необходимо отметить, малыши третьего года жизни испытывают настоятельную потребность в развитии навыков в бытовых процессах. В этот период жизни для них представляют интерес самые прозаические, как кажется взрослому, ситуации: одевание, умывание, прием пищи, купание, и т.п. В чем же находит интерес ребенок? Ответ прост: в процессе. И вместе с тем ответ и сложен: процессом должен овладеть ребенок самостоятельно. Так он овладевает не только навыками, но и пониманием элементарной социальной практики человека, направленной на поддержание жизненно необходимых условий для существования, а так же назначения предметов, необходимых для этого. Сказанное объясняет, почему дети третьего года жизни особым образом откликаются на произведения, в которых рассказывается об обыкновенных, бытовых ситуациях.
При прочтении таких произведений необходимо показать иллюстрации, если их нет, то следует подобрать соответствующие картинки.
Художественные произведения помогают ребенку закрепить представления не только о бытовых процессах, но и о многих других предметах, явлениях, взаимосвязях окружающего мира через описание понятных ребенку ситуаций.
Взрослые, воспитывающие ребенка, должны учитывать, что малыш имеет пусть небольшой, но уже самостоятельный опыт познания окружающей действительности. Особый отклик у него вызывают произведения, в которых рассказывается о событиях, им пережитых, т.е. уже бывших в его собственном опыте.
Как правило, у малышей возникает потребность поделиться аналогичным впечатлением о ситуациях, в которых нечто подобное они уже пережили. Эти сопоставления полезны для развития мышления ребенка, умения логически выстраивать в своей речи цепь описательных событий, обобщения простейших закономерностей окружающей действительности, понимания их. Особенно полезен «перенос» событий из одной ситуации в другую, что тренирует не только память, но и способствует развитию познавательной активности малышей. Так взрослый развивает любознательность ребенка, пытливый взгляд на окружающий его мир. Художественная литература развивает и систематизирует первые, элементарные знания о нем.
Необходимо отметить, что первые знания детей нельзя рассматривать как нечто промежуточное, «понарошку» приобретенное. Уже в младшем дошкольном детстве они составляют тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться все дальнейшее ее развитие, усложнение и осознание.
Чтение стихов, пение песен целесообразно сочетать с восприятием ребенком родной природы в часы прогулок в лес, на реку, в поле
Малыш замирает, видя ласковое лицо взрослого, рассказывающего во время прогулки об осени, тучках, ветре, улетающих птица, и в процессе этого рассказа звучат разнообразные стихи.
Стихотворение звучит как задушевный рассказ. Это даже не рассказ, а как бы разговор с ребенком.
Взрослый должен постараться умело сочетать наблюдения реальной действительности и художественного чтения, одухотворяющее восприятие текущего момента. Так, например, он обращает внимание малыша на прозрачные капельки дождя, запах цветов или яркое солнышко, зеленеющею травку.
Уже в ранние годы в детях необходимо воспитывать чувство сопричастности со всем, что их окружает и в природе и в жизни.
Так взрослый сеет в душе ребенка «разумное, доброе, вечное». Это необходимо потому, что ранние годы детства являются благодатной «почвой» для воспитания всех высоких человеческих качеств.
Использованная литература:
- Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа. Н.В.Нищева – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС» -2010 г. – 80 с.
- Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников. Т.Б. Полянская– СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС» -2011 г. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности развития речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой"
Консультация для педагогов...
Опыт работы по теме: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературы»
В реалиях современного мира дети становятся более чёрствыми, не откликаются и не сопереживают. В связи с этим представлен опыт работы по теме: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старше...
Перспективный планирование развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературы
Разработка перспективного плана по развитию эмоциональной отзывчивости посредством художественной литературы....
Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это объясняется рядом обстоятельств. Во–первых, в связной речи реализуется основная функц...
Консультация для воспитателей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления через художественную литературу».
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, пост...
ПРОЕКТ по проблеме «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Целенаправленная социализация позволяет воспитать активного и эффективно адаптированного дошкольника к усвоению ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу и социальной г...
Проект по проблеме «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Цель проекта: создание условий для успешной социализации дошкольников через развитие навыков сюжетно – ролевой игры....