Музыка и танец как одна из форм оздоровления
консультация на тему

Абдрахманова Елена Викторовна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_i_tanets_kak_odna_iz_form_ozdorovleniya.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В настоящее время исследования показали, что состояние здоровья населения, особенно детей ухудшается. С каждым годом растет количество детей страдающих сердечно - сосудистыми заболеваниями, неустойчивой нервной системой, нарушением осанки, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.

В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.

С целью профилактики различных заболеваний у детей дошкольного возраста, отмечается тенденция к использованию разнообразных средств музыкально- ритмической деятельности. Это – ритмика, танцевальная лечебно-профилактическая гимнастика и др., которые способствуют профилактике плоскостопия, укрепление и формирование правильной осанки и все они направлены на оздоровление организма детей.

Известно, что восприятие музыки является одним из средств формирования личности ребенка. Важно уже с малых лет побуждать детей прислушиваться к звучащей музыке. Слушая музыку, ребенок незаметно для себя начинает испытывать выраженные в ней чувства и настроения.

Индийские философы говорили: «Поистине музыка врачует душу». В Китае, Индии, Египте и Древней Греции можно найти сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей, то есть в психотерапевтических целях.

Ни одна мелодия не может существовать вне ритма, ритмом в музыке называют организацию звуков во времени, определенное чередование протяжных и коротких звуков. Значение ритма в музыке очень велико, мелодия и ритм неразрывны и составляют основу музыки, которую мы запоминаем. Все элементы музыкальной выразительности отражают содержание музыкального произведения, которое воспринимается человеком через органы чувств, воздействуя на различные функции и системы его организма. Происходит это в силу того, что музыка обладает специфическим свойством влиять на психику человека, его эмоциональное состояние. Ритмичная музыка является одним из самых сильных возбудителей эмоций человека. Под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов.

Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности может способствовать настройке организма ребенка на определенный темп работы, повысить работоспособность, отдалять наступление утомления, возбуждать или успокаивать ребенка, снимать нервное напряжение. Такую музыку можно назвать функциональной музыкой. Функциональной музыкой можно повышать ритмические процессы организма. Мелодичные, ритмичные звуки тонизируют и оживляют происходящие в организме ребенка биохимические процессы и перестраивают его нервный аппарат и психику.

Выраженные в танцевальной форме движения приобретают более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект. Известная американская танцовщица Айседора Дукан говорила: « Танец – это жизнь». Плавные, ритмичные движения под мелодичную музыку доставляют эстетическое наслаждение каждому ребенку и являются одним из видов двигательной деятельности дошкольников.

Танцы являются хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывают благоприятное влияние на сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы организма, позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуют подвижности в суставах и развивают выносливость. По данным исследователей, они способствуют формированию правильной осанки, красивой и легкой походки, плавности, грациозности и изящества движений. С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, умение ориентироваться во времени и пространстве, способствовать развитию ловкости и координации движений.

Танцующий ребенок испытывает неповторимые ощущения свободы и легкости движений, от умения владеть своим телом: его радуют точность и красота, с которыми он выполняет танцевальные упражнения.

Сам танец, совместно с музыкой, имеет огромный психотерапевтический потенциал, и воздействует на занимающихся через все органы чувств, и особенно - через нервную систему. Танец может служить как средство установления межличностных отношений в группе, проявления индивидуальной личности каждого ребенка, самовыражения, высвобождая в движении подавленные чувства, стимулирует творческий потенциал детей.

На музыкальных занятиях  я использую упражнения общей и специальной направленности.

Упражнения общей направленности– строевые и общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнения на расслабления мышц и танцевальные упражнения. Танцевальные упражнения – это танцевальные шаги, связки, ритмические танцы, хореографические упражнения, а также элементы  народных танцев, современных танцев.

Упражнения специальной направленности включают упражнения для формирования и закрепления осанки, профилактики плоскостопия, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз.

Таким образом, музыка и танец имеют большое оздоровительное значение и могут применяться для профилактики различных заболеваний у детей дошкольного возраста.

Танцы-импровизации и Пластические этюды

Ритмические упражнения под чтение стихов развивают у ребёнка чувство ритма, воображение, умение двигаться под музыку, выразительность, пластичность, общую культуру движений. Они помогут ребёнку сочинить свой собственный оригинальный танец, научат импровизировать под музыку. Ребёнок сможет не только изобразить с помощью пластики растения и любимых животных, но и придумать, сыграть маленькие сценки-этюды на заданные темы.

Упражнения для развития чувства ритма под чтение стихов.

Упражнение № 1.
Читая текст, отбивайте вместе с ребёнком ритм стихотворения хлопками. Затем попросите ребёнка сделать это самостоятельно.

Котя, котик,

Тепленький животик.

Мягкие лапки,
А в лапках – цап -царапки.

Упражнение № 2.
Это упражнение научит ребёнка выявлять метр с помощью различных движений.
У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал её правый башмак
 (7 хлопков)
В одном она скачет,
И жалобно плачет,-
Нельзя без другого никак!
 (7 щелчков).
Но, милая Мэри,
Не плачь о потере
 (вперёд 4 шагов).
Ботинок для правой ноги
 (3 хлопка)
Сошьём тебе новый
Иль купим готовый, (4 шага назад)
Да только смотри – береги!
 (3 хлопка).

Упражнения на повторение «движений» растений.

Упражнение № 1. Дерево
Пофантазируйте с ребёнком. Представьте, что Вы – дерево. Ноги – это ствол, а руки – ветви. Попробуйте изобразить, как дерево живёт, а ребёнок пусть за Вами повторяет. В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви живые, они слегка колышутся из стороны в сторону. Ветер подул сильнее, и ветви дерева заколыхались сильнее. Но вот ветер подул с такой силой, что дереву трудно устоять и его ветви клонит к земле. И наконец, дерево не выдержало самого сильного порыва ветра и сломалось. Затем ветер успокоился, снова засияло солнышко, и на месте старого сломанного дерева появился маленький зелёный росток, который превратился в молодое, полное сил дерево.

Упражнения № 2. Роза
А теперь перенеситесь в сказочную Страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Выберите один какой–нибудь цветок, например Розу. Попробуйте изобразить, что с ней происходит. Вначале ещё нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждёт, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку. Он тянется всё выше и выше – и вот это уже огромный розовый бутон. И, наконец, бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир.

Упражнения на повторение движений животных.

Упражнение №1. Кошка
Это самое известное, всеми любимое животное. Кошек мы встречаем повсюду, у многих они есть дома. Какие же пластичные движения свойственны кошке? Представьте себе какую-нибудь кошку, которую Вы видели. А теперь вспомните, как она ходит, плавно переставляя лапы и выгибая спину. Пройдитесь как кошка! Вспомните, как кошка умывается, попробуйте вместе с ребёнком делать те же движения, что и она. Кошка фырчит, выгибая спину, когда сердится или хочет напугать. Посмотрите, как она прогнулась, когда ластиться или когда у неё просто хорошее настроение.
Можно придумать и сыграть
 сценку – этюд: кошка спит, удобно свернувшись калачиком, но вот она проснулась, потянулась, умылась и стала разгуливать по комнате.

Упражнение № 2. Лягушка
Основными движениями у лягушки являются прыжки. Прыгайте вперёд, опираясь на руки и отталкиваясь от пола ногами! Представьте, что лягушка плывёт, и повторяйте её движения.
Придумайте и сыграйте
 сценку-этюд. Сидя по-лягушачьи, представьте, что на болоте, где живёт воображаемый лягушонок, устраивается лягушачий концерт. Кто-то будет квакать – петь в хоре, кто-то показывать акробатические номера в воде, а кто-то будет танцевать.

Упражнение № 3. Лебедь
Ну, конечно, мы знаем эту удивительную благородную птицу с огромными крыльями и красивой длинной шеей. Главное в пластическом изображении лебедя – это руки. Плавно поднимайте и опускайте руки. Поднимитесь на носки и продолжайте движения руками. Это напоминает взмахи крыльями.

Танцы-импровизации.
Если немного пофантазировать, то можно придумать танец самостоятельно – это будет танец-импровизация. Для того чтобы исполнить его, нужно только включить музыку и дать волю воображению. Главное – это очень внимательно слушать музыку – она всегда подскажет, какое движение выбрать.

Пластические этюды под чтение стихов.
Выразительно читая стихотворение, можно выразить его содержание при помощи движений. Фантазировать таким образом можно с любыми стихами.

Этюд № 1. Считалочка
Вышли мыши как-то раз (ходьба на носках)
Посмотреть, который час.
Час, два, три, четыре
 (4 хлопка в ладоши)
Мыши дёрнули за гири
 (поднять и опустить руки)
Вдруг раздался страшный звон
 (присесть, закрыть уши)
Убежали мышки вон!

Этюд № 2. Бабочка
Меня напрасно осуждают,
Что я танцую без конца,
 (взмахи руками)
Пою, кружусь я и порхаю,
Чтоб людям радовать сердца (
покружиться на месте)
А мир так весел и прекрасен,
В нём звон ручьёв и леса шум
 (подскоки вправо со взмахами рук)
И как же должен быть несчастен
Кто вечно мрачен и угрюм.
 (подскоки влево со взмахами рук)

Литература:

  1. Казьмин В.Д. Дыхательная гимнастика. Серия «панацея». Ростов н/Д.,2000
  2. Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю. Дидур М.Д. Фитбол-гиманстика в оздоровлении организма-СПб,,2000
  3. Красикова И.С. Осанка, Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки-СПб.,2001.
  4. Электронный ресурс: http:au tist.narod.ru/musikter.htm

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида №89 детский сад «Крепыш»

Консультация для воспитателей

«Музыка и танец как одна из форм оздоровления»

Подготовила и провела:

Абдрахманова Е.В.

музыкальный руководитель

2 категории

Сургут 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

Влияние игрового самомассажа на здоровье детей дошкольного возраста....

Выступление на семинаре - практикуме «Здоровьесберегающие технологии» на тему «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду»

В этом выступление говорится о том, что в настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. ...

Гимнастика после дневного сна как одна из форм оздоровления в дошкольном учреждении

Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели, упражнения направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнас...

Игровой самомассаж - как одна из форм оздоровления детей в детском саду

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими...

Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду.

Основы здоровья и гармоничного развития закладываются в детстве...

Консультация для родителей "Музыка и танец как одна из форм оздоровления старших дошкольников"

Все более актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения активности как мощного ...

Консультация для родителей «Музыка и танец как одна из форм оздоровления старших дошкольников»

С целью профилактики различных заболеваний у детей дошкольного возраста, отмечается тенденция к использованию разнообразных средств музыкально- ритмической деятельности. Это — ритмика, танцеваль...