«Устное народное творчество в воспитании ребенка»
статья на тему

Бондарь Любовь Николаевна

В своей статье я постаралась раскрыть значение устного народного творчества в воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_v_vospitanii_rebenka.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №26 компенсирующего вида

 Красносельского района

Санкт-Петербурга

«Устное народное творчество в воспитании ребенка»

подготовила

воспитатель

Бондарь Любовь Николаевна

Санкт-Петербург

2015

        Устное народное творчество-это ступенька от современного поколения к прошлому нашего народа, к его мудрости, которая актуальна и сегодня  .
Развитие  науки, внедрение компьютерных технологий  сказывается на  снижении  эмоциональности и литературности изложения мыслей. В обиход вошли иностранные слова. Речь стала бедной и не образной. Неужели мы хотим иметь такое поколение, которое не сможет выражать свои чувства? А ведь именно им строить и творить будущее. Конечно, нет!! На помощь им придет фольклор с его образностью , мудростью и  напевностью. Он является  одним  из важнейших видов детской деятельности, который способствует  эстетическому воспитанию ребенка, «расцвечивает» его  жизнь, эмоционально обогащает, воспитывает чуткое восприятие родного языка.  

        Незаменимым помощником  в освоении фольклора являются обыгрывание потешек, песенок ; показ этюдов  и режиссерская игра.
Во время адаптационного периода, когда дети только привыкают к детскому саду, многие  из них становятся плаксивыми, беспокойными и  замкнутыми. Педагогам на помощь,  во время тяжелого расставания детей  с родителями,  приходят яркие красочные игрушки  и  малые фольклорные  формы  - потешки, песенки. заклички. Следующий этап работы – это  рассматривание картинок. Даем возможность рассмотреть, рассказываем о персонаже потешки, объясняем новые слова. Дети учатся двигаться, говорить как любимые персонажи потешек. Совместные игры  с потешками позволяют приучить ребенка к совместному образу жизни, к коллективу. Правильно подобранная  потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить чувство симпатии к воспитателю.
         Созданная предметно-игровая среда, в которой  имеется  театральный уголок,  с масками  животных, людей, сделанные руками воспитателей, детей и родителей позволяет из зрителя  превратиться  в участника представления . Театр доставляет ребенку много радости и удовольствия, формирует интерес к малым фольклорным формам. Положительные эмоции стимулируют активное внимание, пробуждают любовь к родному языку. Кроме того, фольклор включает в себя элементы театрального искусства.
         Не забываем и о русской народной сказке, которую лучше не читать, а рассказывать, используя все средства выразительности: голос, мимику и жесты..

        Детям очень нравится такой прием, когда воспитатель превращается в бабушку Аринью - сказочницу: накинутая  шаль на плечи,  сказочный голос, завораживают детей и позволяют запомнить, а потом пересказать сказку  с помощью  игрушек, имитируя интонацию воспитателя. В сказках дети знакомятся не только с героями, но и с предметами: русская печь, ступа и др.

Знакомим детей и с волшебной формой окончания: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, в гости поджидают».
       Используя музыкальный фольклор, побуждаем детей сочетать пение с танцевальными движениями. Поем колыбельные песенки, которые успокаивают, настраивают на отдых – ласковые, негромкие, нежные.
Проводим инсценировки по стихам, с помощью которых
воспитывает любовь к близким, доброту , заботу и любовь к домашним питомцам. Побуждаем детей отгадывать загадки:
«Идет мохнатый, бородатый, рогами помахивает, копытами постукивает».
Дети начинают думать, сопоставлять увиденное с услышанным.
Использование закличек и  песенок поднимает настроение :
«Дождик, дождик пуще, дадим тебе гущи. Дадим тебе ложку, хлебай понемножку».
      А сопровождение их с помощью народных инструментов : дудочка, балалайка, деревянные ложки, делает их восприятие более эмоционально окрашенным. Во время игр стимулируем  действенное участие ребенка: позови петушка, погладь, убаюкай.
       Приобщение к народному творчеству  имеет  важное значение в эстетическом воспитании ребенка, способствует развитию речи, обогащает словарный запас, развивает грамматический строй речи, правильное произношение, формирует любовь к прекрасному и зачатки нравственных чувств: любовь к своему народу, обычаям, традициям, богатству языка.

Используемая литература:

  1.  Чичеров В.И. «Русское народное творчество», М.: Издательство Московского Университета, 1959
  2. Шафранская Э. Ф. «Устное народное творчество» М.:"Academia" (2008)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста»

Рекомендации родителямвоспитателя Никитиной Елены Вячеславовны«Использование элементовустного народного творчествав воспитании детей раннего возраста»        В воспи...

Тема «Использование устного народного творчества в воспитании и укреплении родственных связей»

Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений посредством устного народного творчества.ЗадачиРасширять социальные представлен...

Устное народное творчество в воспитании младших дошкольников

Представлен план работы по ознакомлению дошкольников с устным народным творчестом....

Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...

Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками,  потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи дете...

«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.» (работа с родителями)

Развлечение по духовно-нравственному воспитанию. Цель развлечения : познакомить родителей со значением усного народного творчества :пословицами , поговорками,сказками, потешками,закличками,загакдками ...

Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи ребенка детей.

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками,  потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи дете...