Программа дополнительного образования "Веселые нотки"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Косинова Наталья Васильевна

Кружковая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_veselye_notki.docx156.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                               «Детский сад № 10

 «Веселые нотки»

(Программа по развитию вокальных способностей у детей дошкольного возраста)

Составила: музыкальный руководитель Косинова Н. В.

Высшая квалификационная категория

г.Ялуторовск 2011г.

Пояснительная записка 

Общепризнано, что в процессе обучения пению у детей, помимо развития голосового аппарата, развиваются лёгкие, укрепляются мышцы живота, устраняются логопедические недостатки, укрепляется нервная система, предотвращаются простудные заболевания, а также пение является хорошим средством в лечении от заикания. Кроме этого, пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребёнка, совершенствует его основные психические функции: мышление, память, воображение, речь; дети учатся самостоятельно оценивать свои действия и действия других. Проявляется стремление к самовыражению, развивается творческая активность, умение управлять своим голосом и телом. Формирование вокально-хоровых навыков, овладение художественным исполнением музыкальных произведений в процессе обучения тесно взаимосвязано с развитием качеств личности участников хорового коллектива. Дети становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе, общительными.

Хоровые занятия способствуют формированию чувства ансамбля, то есть ощущения единства творческого коллектива, а также повышают степень значимости совместной деятельности. Организуя совместную работу в группах и хоровых коллективах, педагог организует деловое общение детей друг с другом, воспитывает отношение к общему делу, которое их объединяет, активизирует чувства и действия поддержки и помощи. При этом развиваются также и индивидуальные свойства и качества каждого ребёнка: воображение, музыкальность, эмоциональность и др. В связи с этим обучение пению должно быть сориентировано не только на специфическое, но и на общее развитие учащихся, а также способствовать формированию всесторонне развитой личности.

К сожалению, не всякое пение способствует развитию детских голосов, неправильный режим голосообразования, так же как и нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к серьёзным заболеваниям и порче голосов детей. В то время как правильное пение сопровождается у ребёнка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к певческому процессу в целом.

Методика вокального воспитания детей должна, прежде всего, опираться на научные данные о возможностях детей разного возраста. Педагог всегда должен заботиться о комплексном развитии певческого аппарата, а не отдельных его частей. Особенно аккуратно нужно относиться к певческому голосу в период мутации, в это время педагог должен работать только по «щадящей» методике.

Особенное значение, в первую очередь в работе с маленькими детьми, нужно придавать эмоциональному настрою перед пением и во время пения. На занятиях нужно стремиться вызвать у ребят радостное настроение. Знание закономерностей эмоционального воздействия на детей динамических и ритмических особенностей музыкальных произведений имеет принципиально важное методическое значение в отношении управления поведением детей на занятиях, может являться способом их активизации или наоборот средством большей их сосредоточенности, собранности. Наличие интереса, положительный эмоциональный настрой, доброжелательная атмосфера на занятиях способствуют установлению хорошего контакта между педагогом и его воспитанниками, у детей обостряется эмоциональная отзывчивость и слуховая восприимчивость, возникает доверчивое желание выполнить любое задание педагога. Это основное условие для успешного протекания всех умственных операций и формирования певческих навыков.

http://io.nios.ru/foto/Articles/028/762_1.jpg

Большое внимание необходимо уделять и подбору певческого репертуара. Вокально-хоровые произведения обязательно должны соответствовать возрасту, быть понятными и доступными по содержанию, а также соответствовать певческим возможностям детей данного хорового коллектива или отдельного ребёнка. В работе с детьми каждый педагог должен с помощью хорового репертуара воздействовать на психологию учащихся, на формирование определённых качеств личности: нравственность, коллективизм, мировоззрение, художественный вкус, активная жизненная позиция и др.

Главным критерием оценки любого произведения является его содержательная сторона. Кроме того, необходима и высокохудожественная форма воплощения идеи, заложенной в нём. При наличии единства формы и содержания произведение только тогда окажет эмоциональное воздействие, как на исполнителей, так и на слушателей, когда его содержание и способ воплощения окажутся доступными понимания детьми, т.е. будут соответствовать их жизненному опыту. Кроме правильного подбора репертуара, средством воспитательного воздействия на обучающихся являются методы обучения, формирующие интерес к исполняемому  произведению, а также к самому процессу пения.

Педагог-хормейстер должен уметь организовать репетиционную работу так, чтобы дети не переутомлялись. Должен соблюдать темп репетиции, использовать на занятиях различные методические приёмы, разнообразные виды музыкально-творческой деятельности. Нельзя забывать и о том, что репетиционное время должно быть регламентировано в зависимости от возраста участников певческого коллектива: дошкольники – 30 минут, младшие школьники – 45 минут, подростки и юношеский хор – 1 час 30 минут, но с перерывом 15 минут. Резкие изменения режима репетиционной работы также влияет на утомляемость организма, репетиционная нагрузка должна быть равномерна.

Большой разрыв в возрасте детей также недопустим в одном хоровом коллективе. Это влечёт несоответствие вокально-хоровых возможностей одних детей в отношении других, разнятся возрастные психологические особенности, опыт музыкально-творческой деятельности и т.д. Всё это приводит к потере интереса, снижению творческой активности детей. Педагог должен формировать хоровые группы так, чтобы возраст детей – участников хора был приблизительно одинаков (с разницей 1-2 года).

Пояснительная записка

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В детском саду обучают пению музыкальные руководители, но, сожалению, в последние годы в детских садах осталось немного компетентных педагогов, уделяющих внимание развитию детского голоса. При подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребенка. И в результате мы слышим крикливое, фальшивое пение под фонограмму или под громкий аккомпанемент, заглушающий голос дошкольников. Отметим, что это не только некрасиво, неправильно, но и вредно для здоровья детей.

Певческий процесс – это функция всего организма, а не только голосового аппарата. Это психофизиологический процесс, он связан и с различным эмоциональным состоянием ребёнка, и со значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр.

            Общепризнано, что в процессе обучения пению у детей, помимо развития голосового аппарата, развиваются лёгкие, укрепляются мышцы живота, устраняются логопедические недостатки, укрепляется нервная система, предотвращаются простудные заболевания, а также пение является хорошим средством в лечении от заикания. Кроме этого, пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребёнка, совершенствует его основные психические функции: мышление, память, воображение, речь; дети учатся самостоятельно оценивать свои действия и действия других. Проявляется стремление к самовыражению, развивается творческая активность, умение управлять своим голосом и телом. Формирование вокально-хоровых навыков, овладение художественным исполнением музыкальных произведений в процессе обучения тесно взаимосвязано с развитием качеств личности участников хорового коллектива. Дети становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе, общительными. Хоровые занятия способствуют формированию чувства ансамбля, то есть ощущения единства творческого коллектива, а также повышают степень значимости совместной деятельности. Организуя совместную работу в группах и хоровых коллективах, педагог организует деловое общение детей друг с другом, воспитывает отношение к общему делу, которое их объединяет, активизирует чувства и действия поддержки и помощи. При этом развиваются также и индивидуальные свойства и качества каждого ребёнка: воображение, музыкальность, эмоциональность и др. В связи с этим обучение пению должно быть сориентировано не только на специфическое, но и на общее развитие учащихся, а также способствовать формированию всесторонне развитой личности.

К сожалению, не всякое пение способствует развитию детских голосов, неправильный режим голосообразования, так же как и нарушение гигиенических норм в пении, приводит нередко к серьёзным заболеваниям и порче голосов детей. В то время как правильное пение сопровождается у ребёнка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к певческому процессу в целом.

Особенное значение, в первую очередь в работе с маленькими детьми, нужно придавать эмоциональному настрою перед пением и во время пения. На занятиях нужно стремиться вызвать у ребят радостное настроение. Знание закономерностей эмоционального воздействия на детей динамических и ритмических особенностей музыкальных произведений имеет принципиально важное методическое значение в отношении управления поведением детей на занятиях, может являться способом их активизации или наоборот средством большей их сосредоточенности, собранности. Наличие интереса, положительный эмоциональный настрой, доброжелательная атмосфера на занятиях способствуют установлению хорошего контакта между педагогом и его воспитанниками, у детей обостряется эмоциональная отзывчивость и слуховая восприимчивость, возникает доверчивое желание выполнить любое задание педагога. Это основное условие для успешного протекания всех умственных операций и формирования певческих навыков.

Большое внимание необходимо уделять и подбору певческого репертуара. Вокально-хоровые произведения обязательно должны соответствовать возрасту, быть понятными и доступными по содержанию, а также соответствовать певческим возможностям детей данного хорового коллектива или отдельного ребёнка. В работе с детьми каждый педагог должен с помощью хорового репертуара воздействовать на психологию учащихся, на формирование определённых качеств личности: нравственность, коллективизм, мировоззрение, художественный вкус, активная жизненная позиция и др.

Анализ программ выявил, что авторами недостаточно уделяется внимание работе по постановке певческого голоса у воспитанников. Занятия с детьми по пению в большинстве случаев сводятся к разучиванию песен, т.к. специальной методики постановки певческого голоса дошкольников нет.

Данная программа – это синтез уже известных программ и технологий таких известных педагогов как К.Тарасова, О.В.Кацер, Д.Е.Огороднов, «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства.

 Отличие же  программы «Веселые нотки»  в том, что в ней используется принцип сквозного воспитания.

Таким образом, в работе с детьми очень важно уделять значительное место вопросам охраны детского голоса и здоровья, опираться на необходимые знания в области физиологии детского организма, развития органов певческого аппарата (дыхательная система, артикуляционный аппарат, голосообразующие органы) в возрастном аспекте, психологии, педагогики. Формирование вокально-хоровых навыков должно происходить с учётом возрастных психофизиологических особенностей детей, что, конечно, должно отражаться на методах и приёмах музыкального воспитания детей средствами коллективной певческой деятельности.

Вокальная группа, занимающаяся по данной программе – разновозрастная, в неё входят дети от 4 до 7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю с подгруппой 10-12человек по 30-40 минут. Таким образом, у младших детей есть возможность ориентироваться на умения более старших детей, брать с них пример, прислушиваться к звучанию их  голосов, у старших – есть возможность передавать свой опыт малышам, научить тому, что знают сами, возможность опекать и  показывать маленьким детям к чему нужно стремиться. Педагогическая целесообразность программы

  • В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей детского сада  занятия в вокальной студии «Веселые нотки»- это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Теоретические основы программы

Программа «Веселые нотки» - это программа вокально-хорового воспитания дошкольников. Выпускники программы являются победителями и дипломантами различных творческих  городских конкурсов. Это дети, умеющие и желающие петь.

Данная образовательная программа  реализуется в рамках художественно-эстетического направления.

Хорошо известно, что хоровое пение - это верный показатель духовного и физического здоровья нации. Сегодня в обществе наблюдается явная недооценка значения хорового пения и, как следствие недостаток эмоционального воспитания молодого поколения. На музыкальных занятиях в детском саду пение составляет почти 30 % объема всех остальных видов деятельности, но этого недостаточно для реализации потребности малыша в пении. Дети поют везде - дома, на улице, в гостях, в детском саду, занимаясь игрой или другим видом деятельности, но не всегда эти песни доступны им по содержанию, т.к. исполнение таких песен, особенно громкое, наносит вред слабым голосовым связкам ребенка. Правильное поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще.    

Дошкольный возраст – это особенный период в  развитии ребенка.

Во-первых, строение голосового аппарата детей с 3 до 7 лет отличается физиологически от строения голосового аппарата школьников. У детей дошкольного возраста связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное, поэтому они часто делают вдох в середине слова или музыкальной фразы, тем самым, нарушая целостность мелодии песни. По данным профессора М.Г. Грачевой голосовая мышца развивается у детей от 5 до 12 лет и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы. Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краёв, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует бережного отношения.

Во-вторых, возможности малышей ограничены, их голоса не совершенны, быстро утомляются. Дети не могут долго и громко петь. Поэтому необходим продуманный подбор музыкального материала – репертуара, соответствующего певческим возрастным возможностям детей, т.е. певческому диапазону.

Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос ребенка.

В – третьих,  малыши поют «говорком», у них отсутствует напевность. Старшие дети могут петь напевно, лишь иногда проявляют крикливость и напряженность. В практике работы с детьми дошкольного возраста я обнаружила, что среди воспитанников встречаются дети, имеющие задатки и способности к пению. У них достаточно сформирован голосовой аппарат, развито чувство ритма, они могут чисто интонировать мелодию.

 Голосовой аппарат является не только исполнителем, но и в такой же мере участником формирования музыкального слуха и памяти. Что же касается дошкольников, то чаще всего у них не плохой слух, а плохая координация слуха и голоса. Что и  ведет к неправильному голосообразованию. Обучение же правильному пению с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос, и память. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом дает ребенку возможность выразить свои чувства  в пении, что заряжает его жизненной энергией.

        При помощи пения проходит ничем не заменимая работа по культуре речи, т.к. без хорошей дикции и осмысленного, прочувствованного произношения нет выразительности. Следует отметить, что для правильного функционирования голосового аппарата важное значение имеет активная работа артикуляционных органов. Это раздел, с которого нужно начинать работу по обучению детей пению, т.к. подвижность артикуляционного аппарата одно из главных составляющих. Благодаря активности артикуляции активизируется и дыхательная мускулатура, а значит, нельзя обойти вниманием и певческое дыхание. Как правило, у дошкольников не развито чувство опоры, а дыхание поверхностное, ключичное, поэтому при глубоком вдохе они поднимают плечи вверх. В  первую очередь необходимо познакомить ребенка с реберно-диафрагмальным дыханием. Великие итальянские мастера вокала говорили: «Пение – есть дыхание». Для развития же  правильного дыхания существует  масса упражнений.

 Резюмируя вышесказанное, передо мною встал вопрос: как решить  проблему постановки певческого голоса у дошкольников?

Для успешного обучения дошкольников пению необходимо сформировать у детей навыки и умения, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.

Певческая установка – это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть (стоять) прямо, не поднимая плеч, стул должен соответствовать  росту ребенка.

        Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким, бесшумным, а выдох – медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом нужно следить за положением языка, губ, свободным движением нижней челюсти.

        Хоровые навыки – это взаимодействия ансамбля и строя. Ансамбль (фр.) – слитность, т.е. правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй – это точное. Чистое певческое интонирование.

Развиваются и все другие музыкальные способности тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, в пении, конечно же, происходит и общее развитие ребенка формируются его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление знаний об окружающем; ребенок учится взаимодействовать со сверстниками в хоровом коллективе.
                 Поскольку пение - психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно  организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием.
В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребенок испытывает напряжение гортани, у него устает голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата. Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.
              О необходимости раннего обучения правил ой вокализации говорил еще
А.Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях). Его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.        

       Та же мысль неоднократно подчеркивалась и в работах исследователей (И.И. Левищова, В.А. Б Гадурова, Е.А. Аркина, Е.И. Алмазова и др.), посвященных детскому певческому голосу. Ученые считали, что правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы.
              О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы и педагоги-практики
Н.А. Метлов, Е.С. Маркова, Е.П. Иова Е.М. Дубянская, Р. Краснобродская и др., предлагая очень интересные приемы, способствующие формированию певческого звукообразования, чистоты интонирования, дикции.

 Однако в сегодняшней практике музыкально воспитания педагоги не занимаются постановкой детских певческих голосов в собственном смысле этого слова. Занятия с детьми по пению в большинстве случаев сводятся к разучиванию песен и работе над чистотой интонирования  мелодии голосом.


Чтобы удовлетворить желание многих родителей и потребность детей в пении, стало необходимым ввести в нашем ДОУ дополнительную услугу – вокально-хоровой кружок «Веселые нотки».

Цель программы - Через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у детей устойчивый интерес к пению и исполнительским  вокальным навыкам, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Задачи: 

-  расширение диапазона голоса дошкольного  возраста и  формирование  его естественного звучания.

-  организация деятельности голосового аппарата, укрепление голосовых связок.

 - совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении;

-формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение;

-развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.

- сохранение и укрепление психического здоровья детей.

- Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

Структура занятий:

  1. Музыкальное приветствие (по показу педагога или придумывают сами)

(1-  3мин.)

Цель: Развитие интонационного слуха, чувства ритма, фантазии)

2. Массаж лицевых мышц (1-2мин.)

Цель - помогает расслабить мышцы лица, (нижнюю челюсть)

3.Упражнения на дыхание.(1-3мин.)

Цель - помогают восстановить дыхание, успокоить детей, настроить на рабочий лад. Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания, что характерно для народного пения.

4. Артикуляционная гимнастика (скороговорки, потешки, пестушки) -(2-3мин.)

Цель - помогает совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогают правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы; знакомят с богатством русского языка

      5.Фонопедические упражнения В.В.Емельянова (распевки)-(3-5мин.)

Цель-развитие голоса, координация и тренаж.

6. Основная часть (вокально-хоровая работа)- (20-25мин.)

Цель-работа с песней  (знакомство, разучивание, работа над сложными оборотами в мелодии, над интонацией и т.д.)

 7.3авершающая часть (музыкальные  игры с пением, хороводы, музыкальное прощание) - (3-4мин.)

Дидактические принципы:

-последовательность и системность - один из ведущих. Имеется ввиду непрерывность и регулярность занятий (2раза в неделю). Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе.

-доступность и индивидуализация - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий

-постепенное повышение требований – заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения, является чередование нагрузок с отдыхом.

-сознательность и активность – для успешного достижения цели ребенку необходимо представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.

-повторяемость материала – только при многократном повторении образуется двигательный стереотип. Эффективность занятий выше, если повторение  вариативно, т.е. в упражнения вносятся какие-либо изменения и предлагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, что вызывает интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.

-наглядность – безукоризненный практический показ движений  педагогом

Принципы педагогического  процесса:

-   принцип единства художественного и технического развития пения;

-   принцип гармонического воспитания личности;

-  принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

-   принцип успешности;

- принцип соразмерности  нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

-   принцип  творческого  развития;

-   принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности  - природосообразности ребенка;

-   принцип индивидуального подхода;

-   принцип практической направленности.

Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе

Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

Методы обучения:

1. Музыкальное сопровождение как методический прием. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несет в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.

2.Наглядно-зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию)

3.Словесный метод - с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в  воспитании дошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен

4.Социо – игровой метод – у детей 5-7 лет игра – ведущий вид деятельности, малыш лучше все воспринимает через игру. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.

Необходимые условие реализации программы.

Материально-техническое обеспечение

-Помещение для занятий (музыкальный зал);

-ТСО (магнитофон-мр3);

-Микрофоны;

-Фортепиано; 

-Фонотека (CD,MP3-диски), нотные материалы необходимые для занятий;

- DVD –плеер с дисками.

-Зеркало

                - Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

Уровни усвоения программы кружка

Высокий  Самостоятельно исполняет  песню с сопровождением и  а,kappella, одному и хором. Интонационно чисто, ритмично пропевает сложные партии. Умеет брать правильное диафрагмальное дыхание. Держит  правильно положение корпуса и головы при пении. Знает  все выученные распевки, артикуляционную гимнастику и методические приемы по пению, а также музыкальные жанры.

Средний   Исполняет песню с помощью преподавателя, пытается ёё петь как можно ритмичнее и интонационно верно. Пропевать несложные вокальные партии с сопровождением. Уметь брать правильное диафрагмальное дыхание и пытаться использовать его постоянно при пении. Знать распевки и артикуляционную гимнастику пропевать их с помощью преподавателя.

Низкий   Плохо владеет навыками пения: поет не выразительно, не может петь без поддержки педагога.

Срок реализации программы -  2 года.

Пути реализации программы:

В работе с детьми:

1. Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.

2. Широкое включение песни в повседневную жизнь детей в детском саду и дома.

3. Организация индивидуальной работы с детьми вне занятий.

4. Участие на концертах в ДОУ и  культурных учреждениях города и.т.д..

В работе с взрослыми:

1. Осуществление совместной работы с администрацией, воспитателями и родителями по внедрению методического пособия.

2. Создание предметно-развивающей сферы.

3. Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: "Песня в жизни ребенка", "Как беречь голос ребенка", «Музыкотерапия для дошкольников» и т.д.

4. Привлечение родителей к участию в праздниках в детском саду.

В работе музыкального руководителя:

1. Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.

2 Участие в концертной деятельности.

3. Обзор новой методической литературы.

4. Накопление материала, аудио, СD, DVD .

5.Совместная деятельность со школой искусств.

Ожидаемые результаты обучения

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

К концу первого года обучения дети должны

знать/понимать:

• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

К концу второго года обучения дети должны

знать/понимать:

• соблюдать певческую установку;

• жанры вокальной музыки;

уметь:

• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• точно повторить заданный звук;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

• петь чисто и слаженно в унисон;

• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

• дать критическую оценку своему исполнению;

• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.

К концу третьего года обучения дети должны

знать/понимать:

• основные типы голосов;

• жанры вокальной музыки;

• типы дыхания;

• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

• реабилитация при простудных заболеваниях;

•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;

уметь:

• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.

К концу третьего года обучения более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.

Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.

Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.

Желаемый результат:

Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её. Расширять певческий диапазон детей, учить правильно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Дети должны уметь использовать песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание участвовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.

Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому пению, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, составлен план работы группы.

Построение работы кружка определяется в несколько этапов:

1.   Развитие   выразительности   речи   и   координации   между   восприятием   и выражением игрового образа, мысли, звука.

2.   Развитие общей моторики, артикуляции, дикции.

3.   Развитие музыкальных способностей, фантазии, кругозора.

4.   Приобщение детей к концертной деятельности.

5.   Формирование   основ   певческой   и   музыкальной   культуры,   эстетических эмоций, интересов, вокально - хоровых умений и навыков.

 В своей работе придерживаюсь высказывания В. Сухомлинского «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта. Это воспитание человека».

Учебно-тематический план  программы «Веселые нотки»

«Звоночки»  (1год обучения)

Тема

Общее количество занятий

В том числе

Знакомство с материалом

Занятия на закрепление

1.

«Знакомство»

4

           2

2

2.

«Веселые щечки»

4

2

2

3.

«Гармошечки»

4

2

2

4.

«Сказочки»

4

2

2

5.

 «Шаловливый язычок»

4

2

2

6.

«Звучащие мячики»

4

2

2

7.

«Песенка-чудесенка»

6

3

3

8.

«Концертино»

6

3

3

Итого:                                           36                       18                       18

« Вокалисты» (2 год обучения)

1

«Музыкальный букварь

8

4

4

2

«Музыкальные формы и жанры»

4

2

2

3

«Русский фольклор»

4

2

2

4

«Патриоты»

4

2

2

5

«Мама – солнышко мое»

4

2

2

6

«С песенкой по лесенке»

6

3

3

7

«Мы артисты»

6

3

3

    Итого:                             36                                18                         18


Содержание     программы группы 1-го года обучения

«Звоночки»

Месяц

Тема

Цель

Музыкальный репертуар

Методические рекомендации

Октябрь

«Знакомство»

Познакомить детей с устройством и возможностями голосового аппарата.

Игра «Имена» Т.Боровик

Игра «Давай знакомиться»

«Здравствуйте ладошки» (авт.);

-«Песенка – приветствие» О.Нехорошкина;

-«День добрый» К.Андреас;

Игра: «Яша»

Предложить ребенку пропеть свое имя (можно добавить звучащие жесты)

Эту песню дети поют по голосам: высокие, средние, низкие.

Ноябрь

«Веселые щечки»

Обучение детей самомассажу лицевых мышц;

Обучение нотной грамоте.

Попевки: Андрей – воробей» р.н. мел. «Лесенка»; «Кто в домике живет?  

Распевка: Гамма «До-мажор»

Скороговорки: «33корабля лавировали»;

Ансамбль-Песни: «Дождик» А.Варламов; «Песня красок» В.Казенина;«Слово на ладошках» В.Серебренников.

Игра «Любимый цвет» Е.Железнова

Способствовать развитию детского голоса, петь без напряжения в диапазоне «ре» - «си», «до» второй октавы.

Учить певческим навыкам и певческой установке: правильному положению корпуса, головы, плеч, рук и  ног.

Декабрь

«Гармошечки»

Обучение певческому дыханию;

Развитие дикции, артикуляции

Упражнение на дыхание: «Бросаем мяч»;»Кто дальше сдует пушинку», «Свечка».

Попевка:  «Скок поскок», «Ладушки»р.н.прибаутка.

Скороговорки:

-Верзила Вавила весело ворочал вилы.

-Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

-Про покупки (2), про покупочки мои.

 Распевки:

-«Ножки» Т.Калягиной сб.  «Лесенка»,

Попевка: «Сорока-сорока», «Петушок»р.н.п.

 Песни:

«Шалуны»  В.Серебрянников              «Давайте сохраним» В.Серебрянников.

Игра «Снежинки-летайте»

Обучение чистому произношению, работа над попевками.

Формирование навыков правильной дикции, артикуляции.

Январь

«Сказочки»

Фонопедические упражнения для развития голоса

Распевки: «Дон-дон», «Лепешки», «Кукушка»

Скороговорки:

«Шла Саша по шоссе»; «Хорош пирожок, внутри творожок»;

«Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке»

Ансамбль: «Финальная песенка»   А. Деменьтьева; «Новогодние игрушки»                          Т.Хоралова; «Серебряный букет»   Е.Птичкина.

Учить петь а,kappella;

Работать над дыханием.

Создавать радостную, праздничную атмосферу при исполнении новогодних песен.

Учить петь «Эхо»

Февраль

«Шаловливый язычок»

Развитие дикции и артикуляции посредством скороговорок;

Распевки: «Солнышко», «Дождик» р.н.п.

Скороговорки: «Раз дрова, два дрова, три дрова»; «Мокрая погода распронепогодилась, размокропогодилась».

Ансамбль:«Снеженика»            Я.Дубравина;«Жил да был                                                                                                                                                                                                                  «Брадобрей»                             М.Дунаевский;

Сольная песня: «Три белых коня» Е.Крылатов»; «Катерок» А.Варламов.

«Музыкальный букварь»

-Работать над дикцией

Учить слушать солиста и уметь вовремя подстроиться под него. Продолжать учить петь интонационно чисто и протяжно.

Дать знания о регистрах (высоком и низком)

Март

«Звучащие мячики»

Обучение приемам звукоизвлечения: стоккато-легато        

Попевки : «Гамма До-мажор», «Лесенка».

Скороговорки: «От топота копыт…»; « Из соседнего колодца целый день водица льется».

   Ансамбль: «Идет солдат по              городу» В.Шаинский; «Мамина сказка»; «Манная каша» Л.Абелян

Сольное пение: Машина» Т.Копылова; «Алешка и Наташка» А.Ермолов.

Игра: «Музыкальные стульчики»

Учить эмоционально исполнять вокальное произведение в соответствии с характером мелодии;

Апрель

«Песенка-чудесенка»

Обучение детей пению с учетом полученных знаний.

Распевки: «Дождик»; «Кукушка» в обр. Е.Железновой.

Скороговорки: «По дороге едут дроги, дроги едут по дороге»; « Варежки у Вали пропали на бульваре».

Ансамбль: «Танец роз» А.Варламов; «Почемучки» Л. Туркина. «Пропала собака» В.Шаинский;

Сольное пение: «Крылья»     А.Большакова;

Игра «Люблю с друзьями танцевать» Е.Железнова

Учиться свободно чувствовать себя на сцене.

Воспитывать интерес и любовь к пению;

Учить пользоваться микрофоном.

Май

«Концертино»

Обучение ориентировке в пространстве во время театрализованных представлений, пение с движениями, с атрибутами, с микрофонами.

Выступление на отчетном концерте

Распевки: «Лесенка», «Машинки».

Скороговорки: «В дупле дуба дятла дом, целый день сидит он в нем.»

Ансамбль: «Детство -  это я и ты» Е.Крылатов; «Солнечные зайчики» А.Варламов.

Сольная песня:

«Лето» А.Варламов;

Для развития  музыкального слуха, памяти и чувства ритма, использовать несложные упражнения и различные методические приемы.

Отчетный концерт кружка  «Веселые нотки»


Содержание     программы 2 год обучения)

«Вокалисты»

Месяц

Тема

Цель

Музыкальный репертуар

Методические рекомендации

Октябрь

«Музыкальный букварь»

Познакомить детей с нотной грамотой

Распевка «Гамма до-мажор»,

Упражнения на развитие абсолютного слуха: «Гамма»

 Е.Железновой.

Песня «Звуки музыки» М.Роджерса;

Песня «Семь нот» А.Варламов

Дидактическая игра «Нотный стан»

Игра: «Ау»

Разучить с детьми ноты, уметь их петь вверх и вниз.

Применение приема «Пение закрытым ртом»

Ноябрь

«Музыкальный букварь»

Продолжать знакомить детей с нотной грамотой.

Попевки: Андрей – воробей» р.н. мел. «Лесенка»; «Кто в домике живет?  

Распевка: «Небо синее»

Ансамбль: «Мамина сказка»; «Серебряный букет»   Е.Птичкина.

Дидактическая  игра:  «Бубенчики»Е.Тиличеевой.

Игра: «Времена года» Е.Железнова

Способствовать развитию детского голоса, петь без напряжения в диапазоне «ре» - «си», «до» второй октавы.

Декабрь

«Музыкальные формы и жанры»

Знакомить детей с вокальной музыкой, продолжать заниматься развитием голоса.

Слушание романса «Очи черные»,  «Ариозо Татьяны» из оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковский;

отрывок из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского – Корсакова.

Песни в исполнении детского хора школы искусств.

Ансамбль: « Детство – это я и ты» Ю.Чичиков

Игра «Музыкальные стульчики»

Слушание романсов, арий, оперетт.

Январь

«Русский фольклор»

Знакомство с русскими народными хороводными  песнями

Попевки: «Божья коровка»; « Тень-тень» Е.Железновой.

Скороговорки: «Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки»

«Хорош пирожок, внутри творожок»

Ансамбль: «Со вьюном я хожу»; « А я по лугу» р.н. песни

Игра «Яша»; «Плетень».

Работать над дыханием.

Учить петь а,kappella;

Продолжать работу над дикцией.

Учить пению каноном

Февраль

«Я патриот»

Знакомство детей с песнями о Родине, привитие любви к родному краю, к Родине, к природе через песню

Распевки:«Солнышко», «Дождик» р.н.п.Скороговорки: «Раз дрова, два дрова, три дрова»; «Мокрая погода распронепогодилась, размокропогодилась».

Ансамбль: «Моя Россия» Г.Струве ( с солистом); «Давайте,сохраним» В.Серебренников; «Пусть всегда будет солнце»А.Островский.

Слушание конкурсных  песен о городе Ялуторовске: «Ялуторовск – город мой» В.Шубин; «Город на Тоболе» Е.Бушнев.

Игра: «Девочки и мальчики» Е.Железнова

-Работать над дикцией. Учить слушать солиста и уметь вовремя подстроиться под него.

Продолжать учить петь интонационно чисто и протяжно.

Приучать детей к слушанию музыки, уметь высказываться о ней.

Март

«Мама-солнышко мое»

Воспитание любви и уважения к маме в  процессе исполнения музыкальных произведений

Распевки «Сорока»;  «Комарики» обр.Е.Железновой

 Ансамбль: «Горница-узорница» ; «Мамина сказка»С.Кожуковская; «Самая счастливая»Ю.Чичков

Сольная песня: «Мамантенок»В.Шаинский

Учить эмоционально исполнять вокальное произведение в соответствии с характером мелодии;

Апрель

«С песенкой по лесенке»

Обучение детей пению с солистом.

Распевки: «Песенка про смех»; «Лесенка».

Скороговорки:  « По дороге едут дроги, дроги едут по дороге»

« Варежки у Вали пропали на бульваре»

Ансамбль: «Бочонок собачонок» В.Серебренников; «Кружат сказки» О.Макушина;

Сольная песня: Купите мне тигренка» Т.Копылова

Игра:  «Дразнилка»

Учиться свободно чувствовать себя на сцене.

Воспитывать интерес и любовь к пению;

Учить пользоваться микрофоном.

Обучение пению под фонограмму.

Май

«Мы - артисты»

Обучение ориентировке в пространстве во время театрализованных представлений, пение с движениями, с атрибутами, с микрофонами.

Распевки:  «Дудочка»; «Рано утром» обр. Е.Железновой

Попевка «Василек»

Скороговорки: «В дупле дуба дятла дом, целый день сидит он в нем.»

Ансамбль: «Мыльные шары» О.Макушина; «Солнечные зайчики» А.Варламов.

Сольная песня:

«Лето» А.Варламов;

Для развития  музыкального слуха, памяти и чувства ритма, использовать несложные упражнения и различные методические приемы.

Подготовка к отчетному концерту.

Отчетный концерт кружка «Веселые нотки»

Приложение

Скороговорки

1 Кукушка кукушонку сшила капюшон, как в капюшоне он смешон.

2.Травка на тропке, тропка на травке.

3.Перепелка перепелят перепрятала от ребят.

5.Три вороны на воротах, три сороки на пороге.

6.Из соседнего колодца целый день водица льется

7. Пошел Ипат лопаты покупать, купил Ипат пять лопат.

8.В дупле дуба дятла дом, целый день сидит он в нем.

9. Хитрую сороку поймала морока, а сорок сорок – сорок морок

10. По дороге едут дроги, дроги едут по дороге.

11. Варежки у вали пропали на бульваре.

12.Купила Марусе бусы бабуся,

     На рынке споткнулась бабуся о гуся.

      Не будет подарка у бедной Маруси:

      Все бусы склевали по бусинке гуси.

14.Расскажите про покупки.

    -Про какие про покупки?

    -Про покупки (2), про покупочки мои.

15. Бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

16.Раз дрова, два дрова, три дрова.

17.Мокрая погода распронепогодилась, размокропогодилась.

18.Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку

19.Насыпал Парамошка горошка на дорожку,

     Ведет теперь к порожку дорожка из горошка

20.От топота копыт пыль по полю летит.

21.Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки

22.Хорош пирожок, внутри творожок

23.Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке

24.Хохлатые хохотушки хохотом хохотали

25.Тары-бары, растабары, у Варвары куры стары

26.К Сереже в сапожки попали сережки

27.Палка-копалка куда-то подевалка

28.Удороги крутороги повалили сена стоги.

29.Вырасти Толя тополь за полем, по полю, по полю шел к тополю Толя

30.Неделю Емеле прясть короб кудели, а Емелиной дочке прясть одну ночку

31.Все за стол сели, со стола все съели: сметану с простоквашей, да с овсяной    кашей

32.Пять опят на пенечке спят, один опенок упал спросонок


Упражнения для дыхание

 «ПОГОНЧИКИ»

Стоять прямо, руки подтянуть к животу, согнув в локтях, кисти -в кулаки. Во время резкого вдоха резко толкнуть кулаки вниз (руки выпрямляются).Выдох - руки - к животу, плечи расслабить (вдох-выдох-8 раз) отдых 3-4-сек. И снова повторить. Тоже стоя, сидя, лежа.

«КОШКА»

Ноги чуть шире плеч, руки согнуты в локтях у пояса. Пружиня, сгибаем колени, руки на уровне пояса делают хватательные движения, поворот в другую сторону в области талии, во время поворота - короткий вдох. (8 вдохов-выдохов).

«ОБНИМИ ПЛЕЧИ»

Стоять прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч. Руки резко навстречу друг другу до отказа - «обнимаемся» Во время объятия - «шмыганье» носом (12 раз по 8 вдохов-выдохов.) Сидя, лежа.

«МАЯТНИК»

Наклон - вдох (руки - вниз), подъем - перед собой, согнутые в локтях, голову назад -выдох резко. (12 раз вдохов-выдохов).

«ПОВОРОТЫ ГОЛОВЫ»

Руки - вниз, стоять смирно.

Поворот вправо - вдох носом, выдох - ртом.

Поворот влево - выдох носом, выдох ртом.

«УШКИ»

Стойка прямо, ноги чуть шире плеч, наклоны вправо-влево к плечу (резкий вдох), перед собой - выдох. (12 раз по 8).

 «РОК-Н-РОЛЛ»

Левая нога согнута в колене, поднять до уровня живота, носок вниз. Правая нога пружинистое приседание + шумный вдо «ПЕСНЯ ВОЛКА»

Вдох короткий резкий носом. На коротком выдохе звук «у-у-у»

 «ПЕРЕКАТЫ»

На легком пружинистом приседании короткий вдох носом. Перенос тяжести с одной ноги на другую + шумный вдох-выдох.

 «МЯЧИК»

Лежа, стоя. Руки на животе. Вдох, не поднимая плечи, живот надуть. Длинный выдох.

«ПЕСНЯ ВОЛКА»

Вдох короткий резкий носом. На коротком выдохе звук «у-у-у»

«ПЕСНЯ ВЕТРА»

Стоя, лежа, руки - на животе. Длинный вдох - шумный продолжительный выдох без звука.

«НИТОЧКА»

Дети сидят в кругу, передают друг другу воображаемую ниточку. Пока нитку не передали другому - ребенок издает звук.

«ВОСХОД-ЗАХОД»

Вдох носом, плечи опущены. Звук возрастает с подъемом рук, затихает с опусканием, (тембр, звуковысотность)

«СТОККАТО»

Короткий вдох + подъем воображаемого звука (гласные). Резкий выдох - ударить об пол «звук»

«УДИВЛЯЛКИ»

Вдох - на выдохе поворот к другу. На выдохе произносятся гласные с удивлением.

«ЗНАКОМСТВО»

Сидя в кругу. Сделать глубокий вдох, руки через стороны вверх, соединить ладони и задержать дыхание. Медленно выдыхать через рот с наклоном головы вперед, опуская руки вниз, ладони на пол. Каждый выполняет поочереди, опускаясь вниз, на выдохе произносит свое имя.

«ВЕТОЧКА»

Стоя или сидя прямо. Руки вдоль тела. Медленно  поднимать руки вверх, с глубоким вдохом через нос. Потянуться вверх «к солнцу» - задержать дыхание. Медленный выдох с наклоном, руки параллельно. Снова задержать дыхание. Медленный вдох через нос, выпрямится. Задержать дыхание, наклон с выдохом через рот и снова задержать дыхание.

«ПЕВЕЦ»

Глубокий вдох и руки через стороны вверх, задержать дыхание. Выдох на звук «а» (сильный), руки медленно вниз. Снова задержать дыхание. Глубокий  вдох, руки через стороны вверх до уровня плеча. Задержать дыхание. Выдох – «о», обнимая себя за плечи, опустив голову на грудь. Задержать дыхание на выдохе. Вдох – руки до уровня груди, задержать дыхание. Выдох – «у» - руки вниз, голова на грудь.

«СВЕЧИ»

Глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх, задержать дыхание. Выдох через рот, гуты – трубочкой («задуть свечу»)- в три приема. Вдох – потянуться всем телом вверх (ладони согнуты, руки – над головой) Выдох с силой через рот с наклоном головы вперед, руки резко опустить перед собой, ладони коснулись пола.

«ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК»

Медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх («надуваем шар») Задержать дыхание. «Сдуть шарик» - выдох воздуха порциями (ХА-ХА-ХА) руки опускать рывками в такт выдоху. Задержать  дыхание. Глубокий вдох, руки через стороны вверх («Надуть» - задержка, выдох одной порцией, руки через стороны вниз)

 «ГАРМОШКА»

Руки согнуты в локтях, глубокий вдох через нос – руки «растягивают» мех. Задержать дыхание, выдох – «а» - сжать руки (3раза)

«ДЕРЕВЬЯ»

Сидя в кругу, руки перед собой, упираются в пол ладонями. Глубокий вдох – поднять прямые руки вверх, задержать дыхание, кач влево – вправо, выдох через рот, наклонившись вперед, руки вниз, ладони на пол.

«ЗООСАД»

Вдох носом. Выдох, с одновременным произношением животного (любого).


Упражнение для вокального дыхания 1.

Встаньте максимально свободно, но ровно. Проследите, что бы ваши плечи были опущены, шея свободна, не держитесь за инструмент (фортепиано), почувствуйте  хорошую опору в ногах. Дышите ровно и спокойно,  как дышит здоровый человек. Теперь, когда вы готовы, просто улыбнитесь и сквозь щёлку между зубами вытолкните чуть-чуть воздуха.  У вас должен был получиться звук «С». Теперь сделайте то же, только вместе с движением живота. Втяните живот в себя вместе со звуком «С». Живот маленьким  толчком  втягивается, а воздух сквозь зубы выталкивается. Это делается с частотой примерно раз в секунду.
Попробуйте сделать тридцать таких толчков на одном дыхании.  Запомните, что между толчками, на первом этапе   нельзя делать дополнительный вдох. Вы должны полностью понять все возникающие ощущения во время выполнения упражнения.
Какие мышцы вы чувствуете? Правильно, если вы особенно сильно почувствовали косые мышцы живота, или низ живота (по бокам). Если вам не хватило воздуха, отдохните и попробуйте сделать упражнение снова, только помните, что чем больше вы сделаете вдох, тем быстрее вы выдохнитесь. Вдохнуть перед упражнением надо как обычно, не поднимая плечи  и совсем спокойно.
Как только вам удалось беспрепятственно выполнить это упражнение, попробуйте  его расширить, за счёт полного выдоха после тридцатого толчка. Выдохните весь оставшийся воздух вместе с глубоким наклоном. Затем, выдохнув всё,  не набирая воздух,  медленно
 поднимайтесь и продолжайте упражнение.
Так можно расширить это упражнение до трёх наклонов и более. То есть 30 толчков со звуком «С», наклон и полный выдох, медленный подъём и продолжение толчков, 30 толчков и снова наклон с выдохом, и всё  повторить снова.
В этом упражнении есть маленький секрет,  который откроется  только после того, как  ученик попытался проделать упражнение хотя бы три раза.
Раскрыть  секрет  прямо сейчас, значит лишить ученика собственного опыта правильного дыхания и возможно толкнуть его на ложно лёгкий путь.
Одна маленькая подсказка: у вас, когда  ни  будь, был велосипед или надувной матрас?

Упражнение для вокального дыхания 2.


Представьте, что вы – это большой разноцветный надувной мяч. После игры,  вас положили на травку отдохнуть и вытащили заглушку, что  бы воздух потихонечку выходил. Вы отдыхаете и выпускаете воздух медленно- медленно.

 Зачем спешить?  Это  упражнение   можно   делать   в компании    таких      внимание на плечи. Не делайте большой вдох, что бы округлиться. Если вам не понятно, вдохните много и попробуйте попрыгать. Уверяю вас, вам будет очень тяжело. Что бы почувствовать лёгкость, достаточно просто расслабиться.  Итак,  сделайте обычный вдох, поддержите слегка низ живота, и тоненькой струйкой, на звуке «С», начните выпускать воздух. Попробуйте улыбаться, так как вам это поможет думать о чём-то приятном.

После того, как вы почувствовали  ваше тело и мышцы живота в особенности, можно приступить к пению.

время будет придавать  чувство ответственности при  его исполнении.

Артикуляционная   гимнастика

  1. Покусать  кончик  языка.
  2. Покусать  язык,  высовывая  его  вперед  и  убирая  назад,  покусывать  всю  поверхность.
  3. Проткнуть  языком  попеременно  верхнюю  и  нижнюю  губы,  правую  и  левую  щеки.
  4. Пощелкать  языком,  меняя  объем  рта  так,  чтобы  звуковысотность  щелчка  менялась.
  5. Оттопырить  нижнюю  губу,  придав  лицу  обиженное  выражение.
  6. Поднять  верхнюю  губу,  открыв  верхние  зубы,  придав  лицу  выражение  улыбки.
  7. Положить  указательные  пальцы  обеих  рук  на  мышцы  под  глазами  и  сделать  гимнастику  лица,  поднимая  лицевые  мышцы,  как  гантели

       8.Упражнение «Трубочка-уточка-крокодильчик»

      9.

Артикуляционная     гимнастика
(Каждое упражнение выполняется четко, медленно по 8-10 раз.)

1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить,
положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с.
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять
кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык
в таком положении 10-15 с.
3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с.
4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать
к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.
Удерживать в таком положении 15 с.
5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края
языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в
медленном темпе 10-15 раз.
Динамические упражнения.
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком
попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в
медленном темпе под счет. Проделать 15-20 раз.
2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз.
3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не
отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать
15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от
нёба.
4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком
попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
Упражнение проводиться по счет 10-15 раз.
5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть
вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед
и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
7. «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать
сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя
направление.
8. «Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать
кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося
д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Артикуляционные сказки  для малышей.

Жил-был Язычок – длинный предлинный, вот такой (сильно вытянуть язык вперед, держать 5-10 сек.).

У Языка есть соседи: Нос и Подбородок, давай поздороваемся с соседями (поднимать и опускать язык, вверх-вниз 5-10 раз).

И с боку соседи живут – щеки. Давай и с ними поздороваемся! (Губы в улыбке. Дотрагиваться кончиком языка до уголков губ, вправо-влево 5-10 раз).

Утром язычок чистит зубки, вот так (губы в улыбке, кончиком языка гладить верхние зубы снаружи вправо-влево 5-10 сек.)

Затем полощет зубки (надуваем щеки, и как бы полощем зубы 5-10 сек.)

Пока Язычок умывался мама ему приготовила вкусную кашку (язык положить на нижнюю губу, края и кончик языка поднять вверх, выгибая спинку языка книзу – «Чашечка», удерживать язык в таком положении 5-10 сек.)

А кашка горячая, давай мы на неё подуем, остудим её (на нос положить кусочек ваты или бумаги, язык в положении «Чашечка», сильно подуть на нос, так чтобы вата полетела с носа вверх – упражнение «Фокус»).

А в кашку мама положила малиновое варенье!(Рот приоткрыт. Языком слизывать с верхней губы вверх-вниз, 5-10 раз.)

Ох и вкусная была кашка! (Рот открыт, кончиком языка облизывать губы по кругу – сначала в одну сторону, затем в другую, 5-10 сек.)

Сегодня Язычок решил сделать в своем домике ремонт, взял кисточку и стал красить потолок (рот приоткрыт, кончиком языка гладить нёбо, от зубов в глубь рта 5-10 сек.)

Затем он взял молоточек и стал прибивать картины к стенке (рот приоткрыт, кончиком языка стучать по альвеолам за верхними зубами, произнося звук – д, д, д …)

Хорошо в домике у Языка, красиво стало! Мама угостила Язычок конфетами (рот закрыт, узким кончиком языка упираться то в правую щеку, то в левую, 5-10 раз).

Устал Язычок, решил отдохнуть, взял мягкую подушку, и лёг поспать (широкий язык положить на нижнюю губу, расслабить язык, удерживать в таком положении 5-10 сек.)

А мы подуем на Язычок, чтобы ему крепко спалось! (широкий язык положить на нижнюю губу, расслабить язык, подуть на язык, стараться дуть не в щеки, а только на язык! 5-10 сек.)

Сказку можно придумывать совместно с ребенком.

Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, для того чтобы малыш видел что он делает. Занятия лучше проводить в тот момент, когда ребенок хочет заниматься, а не заставлять его насильно, иначе это может привести к тому, что ребенок будет полностью отвергать занятия.

Методические рекомендации, как разучить песню

1.     Не затягивать надолго разучивание.

2.     Брать посильный репертуар.

3.     Знакомство с содержанием текста.

4.     Учитель сам исполняет песню.

5.     Показ строения песни: одинаковые и различные фразы.

6.     Указать, где брать дыхание.

7.     Разучивание  текста первой мелодической фразы.

8.     Разбор направления движения мелодия.

9.     Изображение мелодии графически.

10.     Разбор ритмического рисунка.

Методические приемы по пению

  • Пение вслух, про себя (по куплетам).
  • "Эхо" ( тихо - громко).
  • "Цепочка" (поочередное пение).
  • Хлопаем и маршируем.
  • Найди попевку по карточкам.
  • Пение закрытым ртом.
  • Пение на распев слогов.
  • Сольфеджио.
  • Поем первый звук ("Настройщик")
  • "М…" с переходом на "а…"
  • Пение "по секрету" (шепотом).
  • Игра "хор и дирижер".
  • Пение, транспонируя мелодию.
  • Использование элементов дирижирования.
  • Показ карточек с положением губ.
  • "Музыкальная лесенка".
  • Скороговорки ("Барабан", "Уточка…")
  • Пение a'cappella.
  • Сольное и ансамблевое пение.

\

Родителям на заметку

 

Что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения? Вот несколько советов.

 Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением.

 Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха!

 Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.

 Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет.


Позвольте себе быть счастливыми и пойте на здоровье!

Абелян И. «Как Рыжик научился петь», Москва, 1985

Алмазов Е.С. «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей», Москва. «Просвещение», 1973

  1. Анисимова Г. «100 музыкальных игр», Ярославль, «Академия развития», 2002
  2. Емельянов В.В. «Развитие голоса» // координация и тренинг// издание четвёртое, Санкт-Петербург*Москва*Краснодар, 2004
  3. Емельянов В.В. «Школа «Поюшки»// литература-интернета, 2006-12-3.
  4. С.Е.Романов «Метод массовой постановки певческого голоса», статья\\интернет-музыка,20006.
  5. Емельянов В.В. «Семинар-практикум для педагогов детских садов и школ в г. Рыбинске», 1996 (протокол семинара)
  6. Орлова Н.Д. «Учите детей петь» Упражнения для слуха и голоса, Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, Москва, 1981
  7. Романов С.Е. «Метод массовой постановки певческого голоса» Интернет//музыка, 2006
  8. Стулова Г.П. «Развитие детского  голоса  в  процессе  обучения  пению» (Москва, издательство «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992
  9. Стулова Г.П.. «Отзыв на статью В. Шереметьева «Хоровое пение в детском саду»//ж-л «Музыкальный руководитель» № 1/2006
  10. Тарасова К. «К постановке детского певческого голоса»// ж-л «Музыкальный руководитель» № 3/2005
  11. Тумакова Н. «Артикуляционная гимнастика»//ж-л «дошкольное воспитание» №6/2005
  12. Халабузарь «Методика музыкального воспитания», Москва, «Музыка»,1990
  13. Шацкая В.Н. «Развитие детского голоса», Москва, 1963
  14. Шереметьев В. «Хоровое пение в детском саду»//ж-л «Музыкальный руководитель» №5/2005
  15. Шоломович С. «Методика музыкального воспитания в детском саду»//Киев, «Музыкальная Украина», 1985
  16. «Музыкальное развитие ребёнка» под ред Н.А.Ветлугиной, Москва, 1983г.
  17. «Музыкальный букварь» под ред. Н.А.Ветлугиной, Москва,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по элементарному музицированию "Веселые нотки"

Программа дополнительного образования по элементарному музицированию "Веселые нотки" составлена на основе материалов последователей Карла Орфа - парциальной программы "Элементарное музи...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 5-7 лет с ТНР «Озорные, весёлые, задорные нотки»

Программа определяет объём, содержание и организацию образовательного процесса с детьми старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности.Цель: формирование личностных качеств дет...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 5-7 лет с ТНР «Озорные, весёлые, задорные нотки»

Программа определяет объём, содержание и организацию образовательного процесса с детьми старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности.Цель: формирование личностных качеств дет...

Программа дополнительного образования детей "Веселые нотки"

Образовательная область  "Художественно- эстетическое развитие"...

Программа дополнительного образования (вокал) «Веселые нотки»

Программа дополнительного образования (вокал)«Веселые нотки»...

Программа дополнительного музыкального образования "Веселые Нотки" (кружок)

Программа дополнительного музыкального образования по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" Кружок "Веселые нотки" для детей среднего дошкольного возраста....

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию вокально – хорового кружка «Весёлые нотки» (возрастная категория детей 5 - 6 лет)

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкол...