Программа дополнительного образования по элементарному музицированию "Веселые нотки"
рабочая программа по музыке (подготовительная группа) на тему

Гамаюнова Ольга Степановна

Программа дополнительного образования по элементарному музицированию "Веселые нотки" составлена на основе материалов последователей Карла Орфа - парциальной программы "Элементарное музицирование с дошкольниками" Т.Э.Тютюнниковой, методического пособия "Наш веселый оркестр И.Каплуновой", учебного пособия по элементарному движению и музицированию Е.Забурдяевой, Н.Карш и Н.Перуновой, направлена на естественную мотивацию детей к музыкально-творческой деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия имени Ф.К. Салманова

УТВЕРЖДЕНО

Приказ

№12-ГС-13-554/18

«13»_августа 2018г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

С.А.Кучина

«15 »августа 2018г.

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦДОД

Протокол от 16.05.2018  № 9

Руководитель ЦДОД С.Ю.Жернакова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Веселые нотки»

(инструментальное творчество по системе К.Орфа)

на 2018-19 учебный год

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Тип программы: модифицированная

Количество детей в группе: 14

Количество учебных часов в год: 38

Педагог, реализующий программу: Гамаюнова Ольга Степановна

Сургут

2018

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

Наименование образовательной организации_МБОУ гимназия имени Ф.К.Салманова______

Название программы

 «Веселые нотки»

Направленность программы

«Художественно-эстетическое развитие»

Ф.И.О. педагога, реализующего  дополнительную общеобразовательную программу

Гамаюнова Ольга Степановна

Год разработки

2018

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

приказ №12-ГС-13-554/18 от 13.08.18 г.

Информация о наличии рецензии

Нет

Цель

«Создание необходимых условий для естественной мотивации к музыкально-творческой деятельности детей».  

Задачи

- формирование у детей навыка восприятия многообразных звуковых ощущений

- исследование различных способов получения звука и приобретение навыков  игры на инструментах.

- развитие тембрового слуха и основных музыкальных способностей

- развитие навыков интуитивного строительства музыкальной композиции

- формирование навыка импровизационного мышления (умение фантазировать, придумывать, изменять, комбинировать в речевых и двигательных упражнениях)

- воспитание чувства коллективизма, веры в свои силы, самостоятельности.

- воспитание любви к инструментальному творчеству и музыкальной культуре в целом.

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате занятий по элементарному музицированию и движению, у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к совместной устной деятельности, к элементарной импровизации, музицированию со звучащими жестами, играм со звуками, фольклорному танцу (импровизированному движению), речевому музицированию, инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. Используемые формы и методы работы будут способствовать:

- знакомству  детей со звуковыми свойствами различных материалов и предметов (бумажных, деревянных, стеклянных, металических и пр.), детских музыкальных инструментов (шумовых и орфовских), инструментов симфонического оркестра, и народных инструментов, а также голоса и артикуляционного аппарата

- овладению навыками восприятия многообразных звуковых ощущений

- владению различными способами получения звука и приобретению навыков  игры на инструментах.

- обогащению тембрового слуха, приобретению навыков интуитивного строительства музыкальной композиции.

 - овладению навыками импровизационного мышления (умение фантазировать, придумывать, изменять, комбинировать в речевых и двигательных упражнениях)

-   потребности в игре на детских музыкальных инструментах;

-  воспитанию у детей чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее, веры в свои силы, в свои творческие способности.

Срок реализации программы

Один год

Количество часов в неделю / год

1 час в неделю, 38 часов в год

Возраст обучающихся

6-7 лет

Формы занятий

групповые

Учебно-методическое обеспечение

Дидактический материал:

- Методическая литература;

- Музыкально-дидактический материал: музыкально-дидактические игры  на развитие чувства ритма.

- Комплекс  игровых  упражнений для развития мелкой моторики, мышечной мускулатуры (приложение 1).

- Методические рекомендации (приложение 2).

- Объяснительно-иллюстративный материал:

- карточки, картинки, наглядные пособия;

- Аудио и видео-фонотека;

- Нотная библиотека;

- Детские музыкальные инструменты;

Электронные ресурсы

https://lektsii.net/ 

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://orpheusmusic.ru/

 

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

-Помещение с инструментами (фортепиано), музыкальный зал;

- Музыкальный центр, компьютер, видеоаппаратура,

- Шкафы для хранения нот, аппаратуры;

- Комплект детских музыкальных инструментов;

- Метроном;

- Костюмы для выступлений.


2. Пояснительная записка

Музыка – одно из самых ярких и сильных впечатлений. Любая форма общения с музыкой вызывает у ребенка положительные эмоции, желание сопереживать, выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Войти в этот прекрасный мир музыки поможет ребенку с наибольшим эффектом музицирование (инструментальное творчество).

Музицирование на первом этапе является таким видом деятельности, который не требует от детей специальной музыкальной подготовки и определенных навыков.

Инструментальное творчество, как одно из направлений художественно-эстетического развития, способствует формированию у детей основ музыкально-эстетического сознания (эстетические эмоции, интерес к музыке, вкус, представления о красоте). Средствами музицирования на детских инструментах, используя творческие задания на выражение того или иного настроения, импровизации в определенном жанре, создание изобразительных образов, применяя в качестве вариативных эталонов ценностные образцы музыкальной культуры (фольклор, классические произведения, легкие джазовые композиции) у воспитанников развиваются музыкальные способности, представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки. Занимаясь музицированием, у ребенка развивается осознанность представлений о средствах музыкального языка. Увлекая детей творческим музицированием, педагог, применяя игровые приемы, занимательность, действия в воображаемых ситуациях, сказочные сюжеты, сочетание разных видов музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах, речевые игры, подпевание, пение, движения, инсценировка и т.п.) ведет детей от первоначального эксперементирования с музыкальными инструментами к осознанному созданию выразительных образов.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е         годы стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов. Ему принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, затем смешанного) Н.А. Метлов провёл большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд,- металлофона и ксилофона. Совместно с  Н.А. Метловым в 20-е-40-е гг. работали известные педагоги Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, М.А. Румер и другие. Далее, разработкой этих вопросов методики занимались Н.А. Ветлугина  и её ученики  (К. Линкявичус, В.В. Ищук и другие).

В этот период развиваются и создаются зарубежные системы музыкального развития детей, среди которых самой прогрессивной стала система музыкального воспитания К.Орфа.

Немецкий музыкант и педагог К. Орф на протяжении многих лет вел экспериментальную музыкально-педагогическую работу, результаты ее были обобщены в пособии по музыкальному воспитанию «Шульверк», созданном совместно с Г. Кеетман. Пособие это состоит из пяти томов, в нем даются рекомендации по приобщению детей к музыке, к активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения.

Начало работы над «Шульверком» относится к 20-м годам. В пособии, вышедшем в 1931 году, большое внимание уделялось гармонической основе, а в последних изданиях акцент сделан на музыкально-ритмическом воспи-тании детей. Оно осуществляется в движении, игре на элементарных инструментах, в музыкальной декламации, пении. Особую значимость приобретает слово как элемент речи и поэзии, его метрическая структура, мелодико-ин-онационное произнесение и характер звучания. Это не только отдельное слово, но и рифмы, пословицы, поговорки, детские считалки, дразнилки.

Безусловно, в пьесах и упражнениях «Шульверка» чувствуется стиль К. Орфа, написавшего «Кармину Бурану», «Умницу», «Бернауэрин», «Антигону». Этот стиль теснейшим образом связан с различными историческими пластами немецкого фольклора, хотя в последнем томе авторы «Шульверка» обращаются также к старофранцузским, норвежским, каталонским и датским песням и танцам. «Шульверк» приучает слух к ладовому многообразию, а орфовские модели являются основой для развития чувства формы. Творческое применение «Шульверка» в конкретных условиях требует глубокого понимания основных принципов системы музыкального воспитания К. Орфа.

Международным центром подготовки воспитателей дошкольных учреждений и учителей школ по системе Карла Орфа является институт имени К. Орфа в Зальцбурге, входящий в Моцартеум (зальцбургская Академия музыки и изобразительного искусства). Здесь же проводятся и занятия с детьми. «Шульверк» широко используется в музыкальном воспитании в других странах. Орф говорил, что «Шульверк» в каждой   стране нужно обогащать характерной народной музыкой, и в частности детским фольклором, поэтому имеются французский, английский, канадский, шведский, испанский, японский и другие его национальные варианты. В России идеи К.Орфа пропогандируют В.Жилин и Т.Тютюнникова. Музыкальное воспитание по системе К. Орфа осуществляется в общеобразовательных, хоровых и музыкальных школах, а также в школах для слепых и глухонемых детей, в специальных логопедических школах, в учебных заведениях для трудновоспитуемых детей.

К. Орф справедливо считал, что активному развитию музыкальности ребенка способствует детское творчество, которому следует уделять особое внимание при музицировании — игре на детских музыкальных инструментах, пении, музыкально-ритмических движениях.

Для элементарного музицирования К. Орф совместно с музыковедом К. Заксом разработал детский инструментарий. Это так называемые мелодические ударные инструменты (с деревянными и металлическими пластинками) — ксилофоны, металлофоны, глокеншпили; немелодические ударные инструменты — литавры, двойной барабан, маленькие тарелочки и др., простые духовые инструменты, родственные народной свирели, — блокфлейты разного диапазона; некоторые смычковые инструменты, используемые на более высоком уровне музицирования для извлечения тянущихся звуков на «пустых» струнах. Звучание орфовских инструментов отличается 

В основе ее творческого метода - импровизация, свободное музицирование детей в сочетании с элементами пластики, хореографии, театра. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, - говорил Орф, - задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление. » Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка.

Созданный Орфом в 1962 году Институт музыкального воспитания в Зальцбурге стал крупнейшим интернациональным центром подготовки музыкальных воспитателей для дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. Система Орфа распространилась во многих европейских странах, в США, Латинской Америке, Канаде, Японии, в некоторых странах Африки.

Выдающиеся заслуги Орфа в области музыкального искусства снискали всемирное признание. Он был избран членом Баварской академии искусств (1950), академии Санта-Чечилия в Риме (1957) и других авторитетных музыкальных организаций мира.

В декабре 1967 года российские музыканты начали свое знакомство с педагогической системой К. Орфа. Известный петербургский музыковед и теоретик музыкальной педагогики Л.А. Баренбойм написал книги о системе элементарного музыкального воспитания К. Орфа, о его «Шульверке».

В конце XX века Академией переподготовки работников искусства, культуры и туризма совместно с Фондом Карла Орфа (Германия) и Орф-Шульверк Форумом (Австрия) был осуществлен курс переподготовки российских преподавателей-музыкантов по программе «Практическое освоение педагогики элементарного музицирования и движения на основе «Шульверка» К. Орфа» (600 часов). Дипломы, удостоверяющие право осуществлять профессиональную деятельность по методу К. Орфа, получили десять преподавателей из различных городов России.

«Шульверк» на сегодняшний день – одна  из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире.

Дополнительная общеразвивающая программа по элементарному музицированию составлена на основе материалов последователей К. Орфа -  парциальной программы - «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, методического пособия «Наш веселый оркестр» И.Каплуновой, учебного пособия по элементарному движению и музицированию Е.Забурдяевой, Н. Карш, Н. Перуновой, направлена на естественную мотивацию детей к музыкально-творческой деятельности. Формы и методы обучения и развития воспитанников в данной программе построены на целенаправленном обострении у детей чувствительности, впечатлительности, развитии взаимосвязи различных ощущений, направленных на развитие музыкальных способностей детей, интереса к музыкально-творческой деятельности, формирования музыкальной и общей культуры в целом.

Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность 

Новизна

Дополнительная общеразвивающая программа по элементарному музицированию переносит воображение детей в музыкальный городок, где живут  разные звуки,  которые звучат              так,        как воспроизводят их дети, создавая с помощью педагога музыкальную ткань в творческих импровизациях, дополняя звучание фортепиано, или оркестра, детскими музыкальными инструментами. В волшебном пятиэтажном дворце (нотный стан), самом главном в музыкальном городке, живут веселые нотки, которые помогают детям создавать музыку.  Открывая двери в главный дворец особенным (скрипичным ключом), в творческих играх дети вовлекаются в стихию музицирования, используя пение, движение, звучащие жесты и предметы, детские музыкальные инструменты. Дети вместе с педагогом участвуют в конструировании и театрализации речевых пьес, придумыванием движений и т.п. занимаясь по данной программе, дети постоянно находятся в музыкальной сказке, где случаются разные истории, «озвученные» детьми.

Актуальность данной программы заключается в формировании музыкальной культуры детей, необходимого условия для  всестороннего развития личности. Используя необходимую методическую литературу, обобщая педагогический опыт выдающихся музыкантов, последователей К.Орфа, появляется возможность раскрыть перед детьми удивительный мир музыки, создать все необходимые условия для развития у них интереса к инструментальному творчеству.

Педагогическая целесообразность

Данная программа, основываясь на общеизвестной методике К.Орфа и его последователей, позволяет обобщать результаты формирования      у детей навыков творческого музицирования, анализировать подходы и принцыпы ее освоения, систематизировать педагогический опыт, путем проектирования, использования передовых педагогических технологий. В этой программе используется концепция Л. Выготского двух уровней умственного развития ребенка: уровня ближайшего, «актуального развития» и уровня «перспективного развития», которые задают тот темп развития, индивидуальный для каждого ребенка, в котором, не теряя интереса к занятиям, он учится учиться, учится преодолевать сложности, постигать новое и находить в этом удовольствие.

Цели и задачи программы

Цель программы по элементарному музицированию «Веселые нотки» - «Создание необходимых условий для естественной мотивации к музыкально-творческой деятельности детей». 

Задачи программы:

- изучение с детьми звуковых свойств различных материалов и предметов (бумажных, деревянных, стеклянных, металических и пр.), детских музыкальных инструментов (шумовых и орфовских), а также голоса и артикуляционного аппарата

- формирование у детей навыка восприятия многообразных звуковых ощущений

- исследование различных способов получения звука и приобретение навыков  игры на инструментах.

- развитие тембрового слуха и основных музыкальных способностей

- развитие навыков интуитивного строительства музыкальной композиции

- формирование навыка импровизационного мышления (умение фантазировать, придумывать, изменять, комбинировать в речевых и двигательных упражнениях)

- воспитание чувства коллективизма, веры в свои силы, самостоятельности.

- воспитание любви к инструментальному творчеству и музыкальной культуре в целом.

Отличительные особенности программы:

Данная программа отличается от других организацией занятий, построенных на сказочных сюжетах маленьких музыкальных историй объединенных в одной сказке. Принципы элементарной импровизации,  используются в ощущении детьми нахождения в волшебном, совершенно необычном музыкальном городке, в котором они могут фантазировать, импровизировать, ощущать себя исполнителем, дирижером, режиссером, композитором, осознавать свою значимость и желать творить. Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые нотки» открывает возможность создания ансамбля «Музыкальный городок».

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 6-7 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся в групповой форме (группа -14 человек), 1 раз в неделю, время проведения – 30 мин.

Ожидаемые результаты освоения программы:

В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к совместной устной деятельности, к элементарной импровизации, музицированию со звучащими жестами, играм со звуками, фольклорному танцу (импровизированному движению), речевому музицированию, инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности. Используемые формы и методы работы будут способствовать:

 - знакомству  детей со звуковыми свойствами различных материалов и предметов (бумажных, деревянных, стеклянных, металических и пр.), детских музыкальных инструментов (шумовых и орфовских), инструментов симфонического оркестра, и народных инструментов, а также голоса и артикуляционного аппарата

- овладению навыками восприятия многообразных звуковых ощущений

- владению различными способами получения звука и приобретению навыков  игры на инструментах.

- обогащению тембрового слуха, приобретению навыков интуитивного строительства музыкальной композиции.

 - овладению навыками импровизационного мышления (умение фантазировать, придумывать, изменять, комбинировать в речевых и двигательных упражнениях)

-   потребности в игре на детских музыкальных инструментах;

-  воспитанию у детей чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее, веры в свои силы, в свои творческие способности.

Формы подведения итогов: Открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях,  конкурсах и фестивалях.

Памятные даты:

День единства

День Победы

Крупные мероприятия учреждения:

День дошкольного работника

День учителя

День рождения детского сада

Новый год

Международный день 8 марта

Другое:

Участие ансамбля «Музыкальный городок» в муниципальных, всероссийских, международных  фестивалях,  конкурсах,  концертах.

3. Учебно-тематический план

на 2018__/2019__ учебный год

Образовательный модуль, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1.

Палитра звуков

               7 часов

                      7 часов

                          14 часов

1.1

Звуки окружающего мира. Музыкальные инструменты и игрушки.

1 час

1 час

2 часа

1.3

Инструменты симфонического оркестра.

1 час

1 час

2 часа

1.4

Инструменты оркестра русских народных инструментов

1 час

1 час

2 часа

1.5

Физические свойства звуков (высота, тембр, длительность), метр и ритм.  Нотная запись звуков.

2 часа

2 часа

4 часа

1.6

Динамические оттенки, темпы, фактура и др. музыкальные понятия

2 часа

2 часа

4 часа

2.

Народные мелодии

4 часа

4 часа

8 часов

2.1

Инструментальный хоровод.

1 час

1 час

2 часа

2.2

Театр песни.

1 час

1 час

2 часа

2.3

Мы юные исполнители.

Концерт ансамбля.

2

2

4

3.

Старинные танцы и джазовые мелодии

8 часов

8 часов

16 часов

3.1

Старинные танцы.

3 часа

3 часа

6 часов

3.2

Джазовые мелодии.

4 часа

4 часа

8 часов

3.3

Мы юные исполнители.

Концерт оркестра.

1 час

1 час

2 часа

ИТОГО: 38 часов

4. Содержание изучаемого курса

Программа «Веселые нотки» состоит из образовательных модулей, каждый из которых содержит  темы, рассчитанные на определенное количество занятий. Названия модулей и тем отражено в предыдущей таблице учебного плана.

Занятие по элементарному музицированию и движению имеет четкую структуру.

Разделы:

1. Разминка

2. Основная часть

3. Заключительная композиция

Разделы взаимосвязаны между собой, выстроены к успешному финалу занятия, к созданию заключительной композиции (единой формы).

Единая форма, создаваемая в течении занятия, (или нескольких занятий), - творческий итог, результат активной работы с музыкальным материалом. Все способы работы с материалом собираются в единую композицию, включающую движение, речь и пение, оркестровку и театрализацию.

5. Календарно-тематическое планирование

№п/п

Наименование модуля программы

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения занятий (план)

Дата проведения занятий (факт)

1

Палитра звуков

1.1 Звуки окружающего мира.

1.2 Музыкальные инструменты и игрушки.

2

04.09, 11.09

1.3 Инструменты симфонического оркестра.

2

18.09, 25.09.

1.4 Инструменты оркестра русских народных инструментов

2

02.10, 09.10

1.5 Физические свойства звуков (высота, тембр, длительность), метр и ритм.  Нотная запись звуков.

4

 16.10, 23.10, 30.10, 06.11.

1.6 Динамические оттенки, темпы, фактура и др. музыкальные понятия

4

13.11, 20.11, 27.11, 04.12

2

Народные мелодии

2.1 Инструментальный хоровод.

2

11.12, 18.12.

2.2 Театр песни.

2

25.12, 15.01

2.3 Мы юные исполнители.

 Концерт ансамбля.

4

22.01, 29.01,05.02, 12.02.

3

Старинные танцы и джазовые мелодии

3.1 Старинные танцы.

6

19.02, 26.02, 05. 03, 12.03, 19.03, 26.03.

3.2 Джазовые мелодии.

8

02.04, 09.04,16.04, 23.04, 30.04, 07.05, 14.05, 21.05

3.3 Мы юные исполнители.

2

28.05, 30.05

 Концерт оркестра.

6. Материально-техническое обеспечение

Наличие учебных и служебных помещений (музыкальный зал);

фортепиано, детские музыкальные инструменты (шумовые, духовые, струнные, мелодические и т.д.);

орфовские инструменты;

компьютер;

методический материал, картотеки музыкально-дидактических игр, наглядные пособия;

интерактивная доска;

костюмы; реквизит.

7. Учебно-методическое обеспечение

Включает в себя современную учебную и учебно-методическую литературу по элементарному музицированию и движению, наглядные пособия, методический материал (статьи, авторские метод.разработки). Программное обеспечение и интернет-ресурсы, обеспечивающие прямой доступ к различным методическим разработкам, тематическим презентациям, слайд-шоу, электронным библиотекам, мультимедийным документам.

8. Электронные ресурсы

https://lektsii.net/ 

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://orpheusmusic.ru/

 9. Методические рекомендации для педагога.

Занятия по программе «Музыкальный городок» проводятся по системе К.Орфа на примере структуры урока по элементарному музицированию и движению Е. Забурдяевой, которая является последователем орфовской системы музыкального воспитания.

Занятие по элементарному музицированию и движению состоит из трех частей:

1. Разминка

2. Основная часть

3. Заключительная композиция

Разминка не только организует внимание детей, готовит их к взаимодействию в группе, обеспечивает нужный мышечный и слуховой тонус. В процессе разминки воспитанники исподволь вводятся в материал предстоящего занятия. Разучиваются или повторяются танцевальные движения: фигуры, шаги, способы и рисунки танца, возможные перестроения. Как ритмическое и мелодическое эхо прорабатываются  характерные ритмические фигуры и интонационные обороты. Вводятся ритмослоги и «звучащие жесты». В распевке используются основные вокальные интонации.

В заключительной части разминки начинает звучать музыкальный материал основной части урока. Тексты игровых песен становятся считалками для выбора ведущего. Педагог поет песню со словами, дети, подпевая двигаются за ним.

Основная часть занятия – поэлементное освоение и творческая разработка музыкального материала, предложенного педагогом. Она включает:

  1. Активное знакомство с музыкальным материалом через речь, пение и движение – традиционный танец, свободную пластическую импровизацию или игру (игровые фольклорные песни).
  2. Работу с ритмом – телесное «присвоение» с помощью «звучащих жестов», ритмослогов и пластической реализации ритмической и метрической структуры, их осознание и творческую разработку, т.е. создание ритмической партитуры.
  3. Вокально-слуховую работу: пение со словами, ритмослогами.
  4. Создание партитуры для звуковысотных инструментов на основе ритмической партитуры – с элементами гармонии (интервальный аккомпанемент) и полифонии (ostinato, имитации, подголоски и т.д.) в соответствии со структурой мелодии, т.е. оркестровку.
  5. Развитие формы (например, трехчастной формы рондо), использование вариационных приемов.

Знакомство с музыкальным материалом происходит, в основном, имитационным методом. Дети поют с педагогом и двигаются за ним. На всех следующих этапах работы предполагается активизация детского творчества, импровизация движений, голосов партитуры.

Каждый образовательный модуль, все его темы осваиваются именно по этой структуре занятия

     Образец занятия.

Занятие 1

Образовательный модуль  «Палитра звуков»

Тема: «Звуки окружающего мира»

Разминка - 10 минут

Приветствие. Здравствуйте ребята, вы пришли на первое занятие студии Музыкальный городок, а значит, посетили городок, где живет музыка.

Краткий рассказ о возникновении музыки, (с.3 «Веселый оркестр 1 часть» И.Каплунова) можно показать презентацию.

 Посмотрите, как много на столиках разных предметов, и музыкальные инструменты есть. Для чего же все это? Ответы детей

А давайте потрогаем все что здесь лежит. Педагог берет лист бумаги, сжимает ее «шуршит, шелестит», предлагает детям повторить. Эти же действия проделываются с другими предметами, музыкальными инструментами.

Ребята, в нашем городке живет множество звуков, и все они такие разные.

Основная часть - 17 минут (освоение звуков гаммы, простых ритмических рисунков, звучания предметов, «звучащего жеста - хлопок», звучание музыкальных инструментов (клавесы, треугольники, маракасы), и приемы игры на них)

Сегодня мы будем петь и танцевать, и еще, играть. Давайте петь песенку гамму и после каждого звука один раз хлопнем в ладоши. Потом после каждого звука дети воспроизводят по очереди звуки всех предметов, которые есть на столиках.

Вот какие молодцы и гамму спели, и все звуки услышали и извлекли.

Теперь поиграем в игру с музыкальными инструментами ( клавесы, треугольники, маракасы ) «Не зевай»

«Не зевай»

Ритмическая игра для старших дошкольников

Ход игры: Игра проводится с детьми, сидящими на ковре в кругу. Дети поют текст и передают по кругу музыкальные инструменты.

Текст песни: 

Раз-два-три, не зевай!

Поиграл – передай!

Раз – два-три, не спеши,

Как играть научи!

Педагог может ставить перед детьми различные задачи:

- точно воспроизводить ритмический рисунок,

после чего передавать соседу музыкальный инструмент;

- чередовать громкое и тихое исполнение;

Заключительная часть - 3 минуты

Игра «Что как звучит?»

Педагог предлагает всем детям снова послушать все прослушанные на      занятии звуки и отгадать, что как звучит, подвести итог занятия.

Формы подведения итогов: Открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях,  конкурсах и фестивалях.

Памятные даты:

День единства

День Победы

Крупные мероприятия учреждения:

День дошкольного работника

День учителя

День рождения детского сада

Новый год

Международный день 8 марта

Другое:

Участие ансамбля «Музыкальный городок» в муниципальных, всероссийских, международных  фестивалях,  конкурсах,  концертах.

10. Список литературы для педагога

1.        Т. С Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина  Программа Эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество  под ред. Т.С Комарова. Изд.2-е,  испр.и доп. Москва. Педагогическое общество России. 2002.

2.        Н. А.Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.: Методика музыкального воспитания в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной -2-е изд, испр.и доп. Москва. Просвещение. 1982.

3.        О. П. Радынова и др. Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада/ О.П. Радынова, А.И Катинене, М.Л. Палавандишвили. Москва. Просвещение. Валдос. 1994.

4.        Т. Э. Тютюнникова «Учусь творить». Элементарное музицирование:  «Музыка, речь, движение». Москва. 2003.

5.        Г.А.Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Москва. «Гном-Пресс» 2000.

6.        Е. Забурдяева, Н. Карш, Н. Перунова «Посвящение Карлу Орфу» Учебное пособие по элементарному музицированию. Выпуск II «Поем, танцуем, играем в оркестре». – СП: Невская нота. 2008.

7.        Е. Забурдяева «Посвящение Карлу Орфу» Учебное пособие по элементарному музицированию и движению. Выпуск III «Музыкальные композиции. Старинные танцы и джазовые мелодии».  Санкт Петербург: Невская нота. 2008.

8.        И. Каплунова «Наш веселый оркестр». Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов. I часть. Санкт Петербург: Невская нота. 2013.

9.        И. Каплунова «Наш веселый оркестр». Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов. II часть. Издательство ООО «Лансье». 2018.

11. Список литературы для детей

1. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Л., Советский композитор, 1990.

2. Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. М., Аквариум, 1997.

3. Юдина Е. И. Первые уроки музыки и творчества. М., Аквариум, 1997.

12. Приложения

«Комплекс  упражнений для развития чувства ритма».

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом  (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).

Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с  хлопками).  

Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок.

Сели- посидели.

Песенку запели.

Услыхали ложки-

вытянули ножки.  

Услыхали калачи-

Да попрыгали с печи,

Да давай подпевать,

Подпевать да танцевать!

Как без дудки, без дуды,

Ходят ноги не туды

А как дудочку почуют,

Сами ноженьки танцуют.

Журавли пошли плясать,

Долги ноги выставлять.

Бух, бух, бух.

Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.

Ай, туки, туки, туки,

Застучали молотки.

Застучали молотки,

Заиграли в локотки:

Тук- ток, тук- ток

Скоро Ванечке годок.

Постоянно чередуем  хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера,      приговаривая:
О, чки, чки, чки,

 Очуречечки,

Ложки, плошки, поварешки,

Перевертушки!  

При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.

Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развивая детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.

Дождь идет,
Дождь идет,
А когда же

Он пройдет?
Вот когда  

Идти устанет,
Вот тогда и перестанет.

Мыло и мочало

Песенки начало.
Лампа и картина

Песни половина

Хлеб и огурец,-

 Песенки конец!

                  И. Михайлова.

Упражнение «Осенняя гамма»   модель Т. Боровик.

До. Пусто ласточек гнездо.  

Ре. Осенины на дворе.

 Ми. Плачет ветер за дверьми.

 Фа. Дождика тиха строфа.

 Соль. У него своя есть роль.

Ля. Затихает вся земля.

 Дождик скуку унеси!

«Ритмическое освоение слов»

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток

3/4  ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

«Назови свое имя»

Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.

«Кто справа?»

Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

Ритмические импровизации.

Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.

Перемена ритма.

По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

Каждому свой ритм.

Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.

Раз, два, три, повтори!


Взрослый задает  хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками  и т. д.

Ритмические орнаменты.

Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.      

                   1 группа                                                          

2 группа

Жили-были три утенка  -   хлопки восьмыми    

Пик, Пак, Пок  - притопы  

Хорошо и дружно жили - хлопки восьмыми    

Пик, Пак, Пок   - притопы

Как-то утром на рыбалку   - хлопки восьмыми                                                                

Пик, Пак, Пок   - притопы

Зашагали вперевалку    - хлопки восьмыми            

Пик, Пак, Пок   - притопы

Наловили много рыбы    - хлопки восьмыми                                                                    

Пик, Пак, Пок   - притопы

 И еще поймать могли бы  - хлопки                                                                                   восьмыми                                                                

Пик, Пак, Пок   - притопы

Съели дружно все до крошки   - хлопки восьмыми                                                          

Пик, Пак, Пок   - притопы

Кроме маленькой рыбешки – хлопки восьмыми

Пик, Пак, Пок   - притопы

В.Орлов

 Затем дети меняются ролями.

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.  

  Упражнение «Козлик»

Серенький козленок, маленькие рожки,                                                                              Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках.                                                                       Будешь козлик ты играть,                                                                                                     А мы станем повторять.                                                                                                      Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять!                                                         (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит:

Будешь ты теперь козленком,

Поиграй на ложках звонко!

Упражнение «Музыкальные молоточки»

Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит, где жучок:

Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра:

Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей, без топора:

 Тук- тук да тук, тук- тук да тук!

При пении слов «тук-тук»  ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке.   Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.

Упражнение «Слушай сильную долю».  

 После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши, на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую- звучит погремушка.

Упражнение «Дядя

 Выбираются двое детей разного роста. Первый – «дядя Степа», а второй- «мальчик с пальчик»; он становится за «дядей Степой» на расстоянии двух шагов. Остальные дети,  сидя на стульях, говорят:

Дядя Степа длинноногий

По дороге зашагал                  

ребенок идет широким шагом и на последний слог   останавливается, не приставляя ногу

Мальчик с пальчик по дороге

Вслед за дядей побежал

«мальчик с пальчик» бежит небольшими шагами и на     последний шаг останавливается позади «дяди Степы».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Дядя Степа оглянулся,

Но ни слова не сказал  

идет и на ходу оглядывается

Мальчик с пальчик усмехнулся,

Дядю Степу он догнал

бежит и останавливается  рядом с  дядей Степой.

Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе дети делятся на две команды.

Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая – восьмыми длительностями.

Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны - отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки- восьмыми.

Упражнение «Мячики»  (Л. Шитте. Этюд)

Дети стоят по кругу, руки на поясе.

1-я фраза.  Хлопки.

2-я фраза. Притопы.

3-я фраза. Хлопки.

4-я фраза. Шлепки по коленям.

Упражнение «Веселые четверки»

И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.

С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках  под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.

Упражнение «Вопрос – ответ»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном  инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

Упражнение «Найди пару»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.

С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.

По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.

  Упражнение «Солнышко и дождик» с использованием металлофона.

Капли, капли, что  поете?

Хлопки восьмыми нотами

- Кап, кап, кап, хи-хи!

Игра на металлофоне

Спать сосулькам  не даете!

Хлопки восьмыми нотами

- Кап, кап, кап, хи-хи!

Игра на металлофоне

Солнышко в небе хохочет

Хлопки

Носики нам щекочет

Хлопки

Кап, кап-кап, хи, хи-хи!

Игра на металлофоне

И апчхи!

Глиссандо на металлофоне

В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Игра на развитие чувства ритма

Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).

Ход игры. По команде воспитателя ребенок стучит музыкальным молоточком и выкладывает карточки на фланелеграфе. Широкие карточки соответствуют редким ударам молоточка, узкие —частым. Например, воспитатель говорит: «Вот шагает слон: топ-топ-топ». Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки на фланелеграфе. «Пошел сильный, частый дождик: кап-кап-кап», — продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает на фланелеграфе узкие карточки.      

Дети маршируют, выделяя сильную долю хлопком, ( без хлопка) 

- Стоят шеренгой, тактируют. 
По одному выполняют, выходя из шеренги упражнения а, (б).

2. «Ежик и барабан» 
Руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане ( или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом. 
С барабаном ходит ежик, 
Бум - бум - бум! 
Целый день играет ежик, 
Бум - бум - бум! 
С барабаном за плечами, 
Бум - бум - бум! 
Ежик в сад попал случайно 
Бум - бум - бум! 
Очень яблоки любил он 
Бум - бум - бум! 
Барабан в саду забыл он 
Бум - бум - бум! 
Ночью яблоки срывались 
Бум - бум - бум! 
И удары раздавались 
Бум - бум - бум! 
Ой, как зайчики струхнули! 
Бум - бум - бум! 
Глаз до зорьки не сомкнули 
Бум - бум - бум!

3. Учитель говорит: 
Дятел сел на толстый сук 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: Всем друзьям своим на юг 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: Телеграммы дятел шлет, 
Что весна уже идет, 
Что растаял снег вокруг: 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: Дятел зиму зимовал, 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: В жарких странах не бывал! 
Дети: Тук да тук, тук да тук! 
У: И понятно, почему, 
Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг. 
Дети: Тук да тук, тук да тук!

4. «Шумит оркестр». 
Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют. 
Кыш - кыш (свободное движение рук) 
Хлоп - хлоп (в ладоши) 
Шлеп - шлеп (по коленям) 
Топ - топ ( ноги поочередно) 
Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.

5. На фланелеграфе выложить ритм: 
Короткие звуки - узкие полоски, длинные звуки - широкие полоски. 
Найти карточку с попевкой, простучать ритм попевки.

6. Игра: «Ритмическое эхо». 
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.

7. Игра: «Хлопот в такт». 
Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.

8. Игра: «Музыкальные топотушки». 
Ритмический рисунок произведения, только сильную долю, раздробить длительности. 

9. Показ рукой - ударение на каждое слово. 
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь? 
(Можно прыгать как зайчики). 
10. В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам, 
Все прямо и прямо - 2 раза. 
А потом вдруг... в ямку бух! (приседают).

11. «Перевертушки» 
На эти слова должны быстро повернуться. 
Ой, чки, чки, чки, огурчики. 
Ложки, плошки, поварешки. Перевертушки.

12. «Сыграй, как я». 
Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики. 
Ход игры: Музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 - 7 звуков, сыгранных на любом из вышеперечисленных инструментах.

13. Одновременный поклон, хлопок в ладоши. 
Без команды ( классу или группе) дается время, за которое дети должны собраться и без команды одновременно хлопнуть в ладоши и через 3 сек. хлопнуть снова (выброс руки, поклон).

14. Пение с движением руки по движению мелодии. 
Сила звука: открывать ладонь и закрывать. 
Голосом изобразить звук сирени: на одном дыхании спуститься до нижнего предела ( рука вниз), до верхнего ( рука вверх). Ребенок может руководить.

    Условные обозначения.

  1. Один удар
  2. Два быстрых удара
  3. Три быстрых удара
  1. Мы похлопаем в ладошки.

Цель: воспитание чувства ритма, умения передавать в движении простой ритмический рисунок.

Оборудование: стульчики по количеству детей.

Описание:

  1. Дети сидят на стульчиках, руки лежат на коленях.

Сначала дети прослушивают ритмический рисунок III.

Затем поднимают руки на уровне груди и при повторении ритма синхронно производят три хлопка в ладоши.

  1. Дети сидят на стульчиках, руки на коленях.

На первую четверть дети хлопают правой рукой по правому колену, на вторую четверть – левой рукой по левому колену.

На половинную ноту дети поднимают руки и делают хлопок над головой.

Упражнение повторяется несколько раз подряд.

Ритмический рисунок может быть продемонстрирован детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента.

Упражнение можно провести под мелодию русской народной песни «Василек».

  1. Поклоны.

Цель: воспитание чувства ритма, умения передать в движении простой ритмический рисунок.

Описание:

Дети стоят в шеренге. На первую четверть дети ставят на пояс правую руку, на вторую четверть – левую руку, а на половинную ноту кланяются. При повторении дети убирают с пояса сначала правую руку, затем левую и вновь кланяются. Упражнение повторяется несколько раз подряд.

Ритмический рисунок может быть продемонстрирован детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента.

 Сначала упражнение выполняется под заданный музыкальным инструментом ритм, а затем по памяти.

Упражнение может быть проведено под счет : на «раз» - правая рука на пояс, «два»-левая рука на пояс, «три»-поклон, «четыре»-выпрямиться.

Музыкальное сопровождение:

«Петушок», русская народная мелодия в обр. Т.Ломовой.

3.Погрози:

Цель: воспитание чувства ритма, умения передать в движении простой ритмический рисунок.

Описание упражнения:

Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу. На каждую пару восьмых дети грозят друг другу указательными пальчиками, сначала правым, потом левым. На четверть дети поворачиваются на 180 градусов и, оказавшись лицом к новому соседу, вновь по очереди грозят указательными пальцами.  Ритмический рисунок ( II II I) может быть продемонстрировать детям как на фортепиано, так и с помощью любого ударного инструмента. Сначала упражнение выполняется под заданный музыкальным инструментом ритм, а затем по памяти.

4.Хлопки и хлопочки:

Цель: воспитание чувства ритма, умение передать в движении ритмический рисунок.

Описание упражнения: дети стоят по кругу, лицом в центр круга, и выполняют следующие виды хлопков. На первую пару восьмых дети делают два быстрых хлопка слева, а на вторую пару восьмых – два быстрых хлопка справа. Затем на первую четверть хлопают один раз перед грудью, на вторую четверть отводят руки вниз и назад и хлопают у себя за спиной. Ритмический рисунок (II II I I) передается детьми сначала под ритм, задаваемый взрослым, а потом по памяти. Упражнение проводится под счет или хлопки педагога.

5.Мы потопаем немножко:

Цель: Воспитание чувства ритма, умение передать в движении простой ритмический рисунок.

Описание упражнения:

Дети стоят в шеренге. Педагог демонстрирует детям движения: топает правой ногой, топает левой ногой, а потом делает три шага на месте. После этого движения ногами выполняются детьми одновременно с педагогом. И, наконец, дети показывают эти движения самостоятельно ( по памяти ). Ритмический рисунок ( I I III).

6.Молоточки:

Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать ритмический рисунок по памяти ( в движении с помощью звукоподражания).

Описание упражнения :

дети стоят в шеренге или полукругом, лицом к педагогу. Сначала дети смотрят предлагаемое им задание, затем повторяют его вместе с педагогом и наконец выполняют ритмическое задание самостоятельно. На первую четверть совершается удар правым кулаком по левому с высоким поднятием вверх правой руки – «Тук», на вторую четверть движения и звукоподражание повторяется.  На три, следующих за ними, восьмых дети три раза подряд быстро стучат правым кулачком по левому и произносят «Тук-тук-тук». Упражнение повторяется еще раз, но удары производятся уже не правым кулаком по левому, а наоборот.  В дальнейшем упражнение может выполняться и под текст: Тук, тук молотком Строим, строим птичкам дом. Ритмический рисунок: I I III. Другие варианты ритмических рисунков: I III I; III I I.

7.Флажки:

Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок ( в движении и с помощью звукоподражания ).

Описание упражнения:

Дети стоят полукругом и держат в каждой руке по флажку. Педагог демонстрирует действия, а дети наблюдают. Затем дети вместе с педагогом повторяют игру с флажками и наконец выполняют ее самостоятельно по памяти. На первый такт стучать флажком о флажок, одновременно произнося звукоподражания: «Тук-тук, ту-у-к;  тук-тук,  ту-у-к», а на второй такт поднять флажки над головой, кружиться на месте ( оборот на 360 градусов) и петь в том же ритме: «Ля-ля, ля-я-я; ля-ля, ля-я-я». Ритмический рисунок: II I II I / II I II I.

8. Кукушки на опушке:

Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок ( в движении и с помощью звукоподражания ).

Описание упражнения:

Дети стоят полукругом лицом к педагогу. Педагог дает ритмическое задание каждому ребенку индивидуально, и ребенок его повторяет по памяти. Варианты заданий:

1.На первую пару восьмых отвести руки назад, как сложенный крылья, слегка наклониться, развернув корпус вправо и сказать: «Ку-ку», на вторую пару восьмых – повторить те же движения и звукоподражания, но с поворотом корпуса влево. 2.На первую пару восьмых отвести руки назад, как сложенные крылья, слегка наклониться, развернув корпус вправо и сказать «Ку-ку». На четверть сделать глубокий наклон вперед и длительно произнести: «Ку-у-у». На вторую пару восьмых – слегка наклониться, повернув корпус влево и произнести: «ку-ку». Ритмический рисунок: II I II. Аналогично детям даются задания и с другими ритмическими рисунками : I I II; II II II; I II I; I I I.

9.Игра с обручем:

Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический рисунок ( в движении и с помощью слова).

Описание упражнения: Дети стоят в шеренге и держат в руках над головой обручи. На первый такт дети делают наклон влево и одновременно произносят : «Вле-во», затем наклон вправо и говорят: «Впра-во». Затем перешагивают через обруч, одновременно пропевая: «Че-рез об-руч». Ритмический рисунок: II II/ II II.

     10.Приветствие:

Цель: Воспитание чувства ритма, умения передать по памяти ритмический      рисунок ( в движении и с помощью слова ).

Описание упражнения:  

Дети стоят в шеренге. Повернув голову влево, говорят соседу, стоящему слева : «Здравствуй», затем поворачивают голову вправо и говорят соседу, стоящему справа: «Здравствуй», после этого смотрят вперед на педагога и с наклоном головы вперед медленно проговаривают: «Здрав-ствуй-те!». Ритмический рисунок: II II III.

 11. Кулачки и ладошки.

  Цель: воспитание чувства ритма, умения передавать музыкальный ритм в  движении в сочетании с пением.

Описание:

      Дети делятся на две группы и садятся на стульчики напротив друг друга. Одни из них будут стучать кулачками, а другие хлопать в ладошки. Обе группы детей поют по очереди свои слова и точно передают ритм движения руками.

      Музыкальное сопровождение: песня «кулачки и ладошки»,  сл.Ю.Островского, муз.Е.Тиличеевой.

     12. Пляска парами.

      Цель: воспитание чувства ритма, умения передавать ритм с помощью разнообразных движений в танце.

Описание:

    Вступление: дети стоят в кругу, пара за парой.

    1-4 такты: дети бегут.

     5-12 такты: поворачиваются лицом друг к другу, берутся обеими руками и        притопывают ногой.

     13-16 такты: дети бегут.

     17-24 такты: поворачиваются лицом друг к другу т хлопают.

     25-28 такты: дети бегут парами по кругу.

     29-36 такты: берутся обеими руками и кружатся.

 Музыкальное сопровождение: «Пляска парами» литовская народная мелодия в обр. Т.Попатенко.

    13. Передай платок.

    Цель: развитие слухового внимания, ритмической четкости движений.

   Оборудование: цветной платочек.

   Описание:

Дети стоят по кругу. Педагог дает одному из детей платочек.

1 часть музыки. На затакт ребенок, держащий платок, плавным движением передает его соседу справа, на «раз» следующего такта тот принимает платок правой рукой и передает его дальше. Оба ребенка сопровождают передачу платочка небольшим поклоном друг другу.

2 часть музыки. Ребенок, получивший платок, входит в круг и пляшет, размахивая платочком. С окончанием музыки возвращается на свое место.

Упражнение повторяется несколько раз. При этом передача платочка может происходить по кругу как в правую, так и в левую стороны.

Музыкальное сопровождение «передай платок», муз.Т.Ломовой.

      Картотека  музыкально – дидактических игр для развития чувства ритма

«Прыг, прыг, скок»

 Ритмическая игра для старших дошкольников

Ход игры: Ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу с барабаном в руках. Дети, взявшись за руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-2 предложения. На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед, стучит на барабане простой ритм, дети должны повторить его, хлопая в ладоши. После выбирается новый «зайчик».

Текст песни: Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь?

 Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок!

Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи!

«Не зевай»

Ритмическая игра для старших дошкольников

Ход игры: Игра проводится с детьми, сидящими на ковре в кругу. Дети поют текст и передают по кругу музыкальные инструменты. Текст песни: 

Раз-два-три, не зевай!

Поиграл – передай!

Раз – два-три, не спеши,

Как играть научи!

Педагог может ставить перед детьми различные задачи:

- точно воспроизводить ритмический рисунок,

после чего передавать соседу музыкальный инструмент;

- чередовать громкое и тихое исполнение;

«Весёлый колокольчик»

Ритмическая игра для детей средней группы

Цель: Умение правильно извлекать звук на колокольчике.

Ход игры: Детям раздают по два колокольчика каждому.

Педагог поет фразы со словами, а дети - со звукоподражаниями, подыгрывая себе на колокольчиках.

1. Веселый колокольчик – Динь, динь, динь.

Смеется и хохочет – динь, динь, динь.

2. Он пел зимой чуть слышно – динь, динь, динь.

Но снова солнце вышло – динь, динь, динь.

3. И звонкие капели – динь, динь, динь.

В ответ ему запели – динь, динь, динь.

 (см. нотное приложение)

«По тропинке»

Ритмическая игра для старших дошкольников

Закреплять способы звукоизвлечения на бубнах, маракасах, ложках.  Ход игры: Дети с песней двигаются цепочкой на запев, на проигрыш отстукивают ритмический рисунок, который задает педагог.

Текст песни:

1. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.

Ежика в лесу найдем, ежика найдем!  (играют на маракасах)

2. По тропинке в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем.

Зайчика в лесу найдем, зайчика найдем (играют на ложках).

3. По тропинке в лес идем, в лес идем, в лес идем.

Мишку мы в лесу найдем,

Мишку мы найдем (играют на бубнах).

«Весёлые матрёшки» 

Ритмическая игра для младших и старших дошкольников

Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого в руках большая яркая матрешка, у детей – маленькие.

«Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

«Три медведя»

Ритмическая игра для старших дошкольников

Игровой материал: Плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в русском стиле. У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки.        

Ход игры:

Педагог: Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают). Послушайте, кто первым зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.) Педагог (выводит фигурку): Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.) Игра продолжается.

«Паровозик»

Ритмическая игра для средних и старших дошкольников

Игровой  материал: карточки животных и паровозик с пустыми окошками

Ход игры: Педагог помещает в окошки паровоза изображения животных. Ребёнок должен прохлопать название животного. Например: волк – один хлопок, лиса – два хлопка, белочка – три хлопка. Чередуя рисунки зверей можно составить определённый ритмический рисунок.

   

   

«Ножки и ладошки»

Ритмическая игра для средних и старших дошкольников

Игровой  материал: ритмические карточки с изображением ладошек и ножек.

Ход игры: Педагог предлагает ребёнку ритмическую карточку, по которой он должен прохлопать и протопать определённый ритм. Большие ладошки и ножки – это длинные звуки, маленькие ладошки и ножки – короткие звуки.

   

«Ритмические солнышки»

(жуки, тучки, листики, кружочки)

Ритмическая игра для средних и старших дошкольников

Игровой  материал: Большие и маленькие солнышки, жуки, листики, тучки или кружочки.

Ход игры.

1 вариант – педагог выкладывает ритмический рисунок, а дети должны его прохлопать. Большие фигуры означают длинный звук (ТА), их хлопаем. Маленькие фигуры означают короткий звук (ТИ), их «шлёпаем» по коленкам. Первоначально рекомендуется обязательно проговаривать ритмический рисунок Например: ТИ_- ТИ – ТА.

2 вариант для детей подготовительной группы: выложить ритмический рисунок, который прохлопал педагог или другой ребёнок.

«Музыкальный квадрат»

Ритмическая игра для старших  дошкольников

Ход игры: Педагог предлагает повторить детям четыре ритмических действия. Например: хлопок, щелчок пальцами, удар кулаками и шлепок по коленям. После закрепления данных действий педагог предлагает их произвести под мелодию, например русской народной мелодии «Пойду ль да выйду ль я да…», «Сени» или «Во саду ли, в огороде…»

«Стучалки»

Ритмическая игра для старших дошкольников

 Для игры подойдет всё: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Попробуйте использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или коробочки, металлические банки и кастрюли. Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.

В ней мы развиваем и тембровую память. В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической. При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.

Для тех, кто наделен творческой фантазией, можно предложить повторить ритмический рисунок сразу на других инструментах, но полностью точно скопированный. Эта задача не так уж сложна, сложность здесь заключается в том, чтобы сделать тембровые «перебивки» еще более интересными. Как бы перещеголять в этом искусстве самого автора первоначальной композиции.

«Определи по ритму»

Ритмическая игра для старших дошкольников

Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские  музыкальные  инструменты — группа   ударных   (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети, по ритму определяют песню, и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4).

«Повтори ритмический рисунок»

Ритмическая игра для старших дошкольников

Необходимо сделать карточки с разным ритмическим рисунком на всех участников.

Правила игры заключаются в том, что каждый из детей выходит и показывает свою карточку, прохлопывая ритмический рисунок, который изображен на ней. Сначала это делает руководитель. Остальные дети запоминают его, затем ведущий закрывает свою карточку, а дети должны прохлопать  или простучать этот ритмический рисунок. Далее выходит другой участник и показывает свою карточку с другим ритмическим рисунком, и т. д., пока все дети не выполнят задания.

    Можно ритмический рисунок просто простучать каким-нибудь предметом (карандашом, ручкой и др.). Если ребенок не справляется с заданием (не запомнил или неверно прохлопал), нужно задание повторить или предложить другой, более простой ритмический рисунок. Необходимо повторять упражнение несколько раз, чтобы ребенок в конце концов запомнил ритмический рисунок и смог его воспроизвести, уже не глядя на карточку.

    Победителей в этой игре нет. Она развивает у детей способность запоминать показанный рисунок и точно его воспроизводить, а также развивает чувство ритма.

«Наше путешествие»

Ритмическая игра для старших дошкольников

Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).

Мой   рассказ   вы   можете   продолжить   или   придумать, свой рассказ».

Игра проводится во второй половине дня.

«Весёлые лягушата» 

Ритмическая игра для старших дошкольников

Ход игры: Дети стоят в кругу и припевают текст:

У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки.

Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать.

Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква!

Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках.

Для музыкального сопровождения используется любая веселая мелодия двухдольного размера.

Аплодисменты»

Ритмическая игра для старших дошкольников

Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.

Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может его запомнить и воспроизвести.

Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки

или поговорки, проговаривая их ритмически

организованно.

«Задание»

Ритмическая игра для старших дошкольников

Игровой материал. Фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян, триола).

Ход игры. Воспитатель-ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок должен выложить его карточками на фланелеграфе.

Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий  будет  выкладывать  ритмический  рисунок  на  столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию вокального кружка «Веселые нотки»

      Данная рабочая программа составлена на основании адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 5-7 лет с ТНР «Озорные, весёлые, задорные нотки»

Программа определяет объём, содержание и организацию образовательного процесса с детьми старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности.Цель: формирование личностных качеств дет...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию для детей 5-7 лет с ТНР «Озорные, весёлые, задорные нотки»

Программа определяет объём, содержание и организацию образовательного процесса с детьми старшей и подготовительной к школе групп компенсирующей направленности.Цель: формирование личностных качеств дет...

Программа дополнительного образования детей "Веселые нотки"

Образовательная область  "Художественно- эстетическое развитие"...

Программа дополнительного образования (вокал) «Веселые нотки»

Программа дополнительного образования (вокал)«Веселые нотки»...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию вокально – хорового кружка «Весёлые нотки» (возрастная категория детей 5 - 6 лет)

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкол...