Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в ДОО.
статья на тему

Минаева (Можжухина) Юлия Михайловна

Статья о возможности использования методов арт-терапии с детьми с ОВЗ в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya_v_rabote_s_detmi_s_ovz_v_doo.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в ДОО.

Без преувеличения можно сказать, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

Увеличение количества детей, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных организациях, диктует необходимость пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционно-развивающей работы в  группах.

Использование  арт-терапии в практике педагога-психолога дошкольной образовательной организации обосновано присущими ей функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками, в том числе с ОВЗ. Кроме того, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно выразить свои эмоции и чувства.

Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно, методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно «арт-терапия» позволяет  добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми с ОВЗ.

Цель занятий: не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, и дать выход творческой энергии.  Одна из задач арт-терапии – помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, а продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение: служат материалом для анализа породивших их переживаний.

 Ожидаемый результат:

  • Стабилизация эмоционального состояния детей, проявляющаяся в успешной адаптации к изменяющимся условиям.
  • Социальная адаптация, проявляющаяся в благоприятном климате в группе детей, уверенности в собственных силах и стремлении к самовыражению, позитивное отношение к себе.

 

Для проведения занятий необходим просторный кабинет с рабочей зоной и зоной отдыха. Пространство рабочей зоны оборудовано столами и стульями для каждого участника. Для проведения занятий понадобится следующий материал: плакаты, таблицы, карточки, карандаши, краски, восковые мелки, бумага, аудиотехника, музыкальные инструменты.

Список литературы:

  1. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2011г.
  2. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
  3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.
  5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
  6. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2006г.
  7. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.

 


Структура коррекционно-развивающего занятия c использованием

методов арт-терапии.

Этап

Цель и назначение этапа

Содержание этапа

Ритуал приветствия

Создание  психологической готовности к занятию, установление в группе атмосферы доверительности, доброжелательности,

упражнение-приветствие

Настрой, разогрев

Привлечение внимания, заинтересованности, активизация детей.

коммуникативные игры и упражнения

Основная часть

Приобретение нового опыта.

Достижение основной цели занятия.

Применение арт-терапевтических техник, направленных на отработку темы. Возможность использования разнообразного изобразительного материала, музыкальных инструментов и др.

Обобщение

«Обратная связь»

Обобщение знаний, чувств, личного опыта.

Выставка работ, обсуждение в парах, обмен чувствами, названий к работам.

Ритуал прощания

Завершение взаимодействия

 Медитативные техники, релаксационные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Арт-терапия в работе с детьми"

Программа дополнительного образования"Арт-терапия в работе с детьми"....

Арт-терапия при работе с детьми

Разработанная мной презентация ,надеюсь,поможет вам правильно и грамотно применять основные техники Арт-терапии в работе с вашими детьми и воспитанниками. Удачи!...

метод холдинг-терапии в работе с детьми с аутизмом

Ознакомительная презентация для педагогов, психологов, родителей, работающих с детьми с  РДА...

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе сдетьми старшего дошкольного возраста»...

из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоциональн...

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми .

У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может, по-новому осмыслить, но до...