МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
методическая разработка на тему

Пярлайтине Елена Николаевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Игра-занятие для детей раннего возраста «Цветные капельки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_igra.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Игра-занятие для детей раннего возраста «Цветные капельки»

                   СОСТАВИЛА:

                   Педагог- психолог

                   Пярлайтине  Е.Н.

г. Санкт-Петербург

2015

Пояснительная записка

«Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе… Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям». [3]

По мнению Д. Б. Эльконина, «человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности… Игра - объективно-первичная стихийная школа, кажущийся хаос, предоставляющий ребенку возможность ознакомиться с традициями поведения окружающих его

В психологической концепции игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления.

Игровая деятельность - многофункциональна. Она включает в себя, не только развлекательную, но и воспитательную, обучающую, развивающую, коммуникативную, релаксационную и психологическую функции.

Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы, превращение игры в интересное и необычное, увлекательное приключение.

Воспитательная функция несет такие качества как вежливое, внимательное отношение к другим участникам игры.

Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии различных умений и навыков. 

Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств. 
           Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы общения, объединении группы детей, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии друг с другом. 
Релаксационная функция позволяет снять эмоциональное напряжение. 
Психологическая функция формирует навыки подготовки физиологического состояния ребенка для более эффективной деятельности. 

Необходимо так же учесть некоторые требования при организации игры, при создании условий ее проведения. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно опираться на знания, навыки, умения, приобретенные на различных занятиях, и обеспечивать возможность принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивая себя и окружающих. Одним из важнейших социально-психологических требований является логическое сочетание игры с практикой реального общения. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности. [4]

В процессе игровых сеансов могут решаться следующие важнейшие задачи:

- снижение уровня психического напряжения у малыша;

-развитие тактильно-мнемической чувствительности, которая активизирует центр речи в головном мозге ребенка, стимулирует речевое развитие;

- формирование доверительных отношений между педагогом и ребенком, при этом для детей роль педагога становится понятна, предсказуема и значима, что укрепляет базисное чувство доверия к миру».

- формирование у ребенка отношения к педагогу как проводнику в освоении многообразия окружающего мира;  

- способствует быстрому освоению норм и правил поведения и общения в группе, ускорению процесса социализации в целом.

Все выше перечисленные задачи решаются, в том числе в развивающих играх. «Развивающие игры — игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков. 

В раннем возрасте, ведущим  видом деятельности для малыша является предметная игра, в ходе которой ребенок с помощью взрослого осваивает способы действия с предметами окружающего мира. «Такая игра-это особый доступный ребенку вид активности, позволяющий ему в безопасной ситуации накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, который обеспечивает успешность развития его как личности на протяжении всего жизненного пути».  [1]  

«Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее». [2]

В возрасте 2-3 лет малыши еще не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают накапливаться представления о свойствах предметов: величине, цвете, звуке, форме и других. Задача педагога, чтобы эти представления были наиболее разнообразными. И в дальнейшем, ребенок умел учитывать различные свойства в предметной игре.

Как пример, ознакомления детей  в игровой форме с сенсорным эталоном цвета, хотелось бы привести игру «Цветные капельки».

Игра – затятие «Цветные капельки».

Цель: определение особенностей зрительного восприятия, ознакомление с основными цветами спектра.

 Задача: Знакомить с названиями цветов, учить  различать цвета по принципу «такой – не такой».

Возраст детей:  2-3 года (может проводиться индивидуально или в подгруппе детей (3-4 человека)).

Обарудование: «цветные капельки» (шарики наполненные различной крупой, четырех цветов: синий, желтый, красный, зеленый), Цветные коробочки-домики (по цвету капельки). «Дождь» (шумовой инструмент).

Ожидаемые результаты:

Развитие восприятия цвета.

Развитие умения различать цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

Развитие нывака цветового соотнесения.

Развитие тактильных ощущений.

Ход игры:

Педагог зачитывает стихотворение:

Тучка

Тучка с солнышком опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется,

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдется,

Сразу радуга смеется.

(Автор: В. Берестов)

Раздается шум дождя (педагог использует шумовой инструмент).

«Пока тучка с солнышком играли, пролился дождь и несколько капелек потерялись. Им очень грустно, давай для каждой отыщим ее домик.»

Ребенок рассматривает, ощупывает каждую капельку. Педагог коментирует: «Это желтая капелька – как солнце,

  Это синяя капелька – как небо,

  Это капелька зеленая – как трава,

  Это капелька красная – как цветок.»

На ковре педагог расскладывает четыре коробочки-домика. Берет одну капельку (например синего цвета) и прикладывает к коробочке контрастного цвета,за тем к следующей. пока цвета не совпадут, сопровождая свои действия словами: « Такой цвет, нет не такой. Одинаковый, нет не одинаковый. А этот подходит, такойже (синий) цвет. Этот дом (синей) капельки.

Для следующей капельки ребенок находит домик сам.

Если игра проходит в подгруппе детей, педагог каждому мылышу дает капельку определенного цвета и просит найти для нее домик. Взрослый помогает детям сравнить цвета капелек и домиков по средством приложения, называя цвета капелек и домиков. Результат закрепляется словами «такой», «не такой».

Список литературы:

  1. Галой Н.Ю. «Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами. Комплексы игровых упражнений и действий»- Волгоград, Учитель, 2014 г.
  2. Самарцева О.В. «Справочник педагога психолога. Детский сад». №6,

2014 г.

  1.  «Советский энциклопедический словарь». - М, Советская энциклопедия, 1987 г.
  2. Под ред. Занько С. Т. «Игра и учение». - М, Логос, 1992 г.
  3. Под ред. Мелетичева В. В. «Мотивация учения и педагогической деятельности». – СПб. АППО, 2011
  4. Эльконин Д. Б. «Психология Игры». – М, Просвещение, 1987г.
  5. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года».- М, Мозайка-синтез, 2-13 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...