ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СО-ПЕРЕЖИВАТЕЛЬНЫХ ЧУВСТВ У СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Основной особенностью развития со-переживательных чувств по отношению к сверстнику является то, что дети старшего дошкольного возраста чаще в реальном поведении не проявляют чувства сопереживания по отношению к сверстнику и нуждаются в проведении с ними коррекционно-развивающей работы по развитию со-переживательных чувств. Развивающая программа позволит педагогам и психологам в проведении коррекционных мероприятий для развития нравственной сферы старшего дошкольника в практике работы ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

коррекционно - развивающей программы

«РАЗВИВАЕМ ЧУВСТВО СОПЕРЕЖИВАНИЯ»

  Развивающая  программа представлена в виде трех последовательных блоков. 

I блок программы «Мы вместе» – когнитивный нацелен на сплочение группы и развития эмоционального мира детей;

II блок программы «Дружба» – развитие умения видеть эмоциональное состояние сверстника и правильно его оценивать.

III блок программы «Прояви великодушие» – развитие позитивного поведения по отношению к сверстнику.

Цель программы -  развитие чувства сопереживания через создание положительной установки, способствующей формированию позитивно – эмоционального проявления в поведении.

Задача программы - привлечение внимания ребенка к сверстнику, специфическим проявлениям в действиях и поступках.

I БЛОК ПРОГРАММЫ «МЫ ВМЕСТЕ»

Цель:  развитие эмоционального мира детей, чувства расположения к другому, понимания эмоционального состояния другого, сплочение группы.

Задачи:

- воспитание уверенности в себе

- снижение эмоционального напряжения

- формировать адекватные способы поведения в группе

-  сокращение эмоциональной дистанции между членами группы  

- помощь в преодолении негативных переживаний

Данный блок включает в себя 6 занятий:

ЗАНЯТИЕ 1 «ЗНАКОМСТВО»: развитие чувства расположения к другому.

Вводная часть:

Упражнение «Знакомство» - дети «цепочкой» произносят, пропевают, прохлопывают свои имена.

Психолог: «Здравствуйте! Встанем в круг, представимся друг другу. Каждый должен видеть и слышать всех. Назовите свое имя: можно назвать, пропеть, проговорить как робот. Потом спросите своего соседа, как его зовут.  Я вам представлюсь: меня зовут …  А как тебя зовут? (обращаюсь к соседу по кругу).

Основная часть.

Рисуем настроение

Приготовьте мокрый лист и краски. Попросите  детей нарисовать свое настроение, а также  изобразит настроение  учителя, мамы, папы, сестры, кошки и т.д.

Взрослый наблюдает, но не вмешивается в процесс рисования. Интерпретация будет зависеть от яркости, густоты и цвета рисунка. Темные тона это тревожные тона.

Проигрывание эпизода сказки.

Сказка «Репка». Ведущий  читает сказку, дети  исполняют роли: «Репка»,

«Дедка», «Бабка», «Внучка», «Жучка», «Кошка», «Мышка».

Игра «Определи настроение музыки»: развитие умения определять настроение через прослушивание музыкальных произведений.

Детям предлагается послушать музыкальные произведения различного характера, определить настроение музыки и поднять карточку с соответствующим настроением: радости, гнева, грусти, удивления, спокойствия, страха.

Вопросы: О чем рассказывает музыка? Какое настроение она передает? Похоже ли настроение прослушанной  музыки с настроением человека? Какое настроение передавала та музыка, которая вам  больше всего понравилась?

Стихотворение Е. Юдина «Вот такой малыш»: развитие чувства расположения к другому, умения передавать эмоциональные состояния.

Дети изображают по очереди мимикой различные эмоциональные состояния:

                             Вот какой малыш -  сын мой.

Ох, как плачет малыш –  что медведь рычит. (1 р.) А уж слезы текут – будто дождик льет. (3 р)

А смеется малыш –    что ручей журчит.  (2 р.)    Улыбается малыш - будто солнце взойдет. (4 р)

Заключительная часть:

Упражнение «Радуга»: предполагает снятие усталости, развитие умения управлять своими эмоциями.

Дети лежат на ковриках. Звучит спокойная музыка. Психолог: «Закройте глаза. Представьте, что вы видите радугу — цвета. Цвет вызывает разные чувства. Ты видишь то, что я описываю: вот голубой, как небо. Он мягкий и успокаивающий, как струящаяся вода. На него хорошо смотреть в жару. Вот красный цвет. Он дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда тебе холодно. Вот желтый. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает на строение, приносит нам радость. Вот зеленый — цвет природы. Он помогает чувствовать нам лучше, если мы болеем.

Откройте глаза и расскажите, о чем вы думали, когда видели разные цвета?

Позитивная оценка работы детей на занятии.

ЗАНЯТИЕ 2  «Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ»: развитие умения понимать эмоциональное состояние сверстника.

Вводная часть.

Упражнение «Передай настроение»: сплочение группы, закрепление умений детей передать настроение.

Дети встают в круг и закрывают глаза. Психолог находится в общем кругу, придумывает какое-нибудь настроение (грустное, веселое, удивленное), «будит» соседа и показывает ему настроение, и так далее — по кругу, пока все дети не «проснутся» и не дойдет очередь до последнего. Идет обсуждение, какое настроение было загадано. Если кто-то из детей хочет побывать в роли ведущего, но не знает, какое настроение загадать, психолог помогает ему, подсказав на ушко настроение.

Основная часть.

Стихотворение З. Александровой «Подарили нашей Вере…»: развитие умения  понимать переживания сверстника.

Подарили нашей Вере                             Подошла к подружке Таня:

Шарик с красным петушком,               - Ну чего же мы стоим?

Ой, какой красивый шарик                    Шарик твой мы не достанем,

Все мечтают о таком!                          Так давай играть с моим.

Но поднялся ветер вдруг,                       Посмотри, цветок на нем,

Шарик выхватил из рук.                        Будем с ним играть вдвоем.

Как поступила Таня? Почему она так сделала? Как бы вы поступили на ее месте?

Игра "Через стекло" предполагает развитие умения общаться без помощи слов.  

   Ход игры: детям предлагается сказать что-либо друг другу без слов, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое ничего не слышно. Темой для разговора может быть: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно».

Игра «Передай по кругу» (пантомимика): развитие взаимопонимания, сплоченности.

Дети идут по кругу, передают горячую картошку, ледышку, бабочку.

Игра «Угадай настроение» (по картинкам): развитие умения дифференцировать эмоциональные состояния.

Материал: картинки с изображением различных персонажей (Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Карлсона, Буратино и другие), гистограммы.

Детям предлагаются картинки с изображением различных литературных персонажей (Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Карлсона, Буратино и другие). Дети должны подобрать то выражение лица, которое соответствует настроению героя.

Заключительная часть.  

Упражнение «Маленький котенок»: снятие эмоционального напряжения.

Звучит спокойная музыка. Психолог предлагает детям лечь на коврики: «Представьте, что вы маленькие котята, которые лежат на коврике и спят. У котят мирно опускаются и поднимаются животики».

Подведение итогов занятия.

ЗАНЯТИЕ 3. «ДРУЗЬЯ»: развитие доброжелательности, положительных эмоций, позитивного отношения к окружающим.

 Вводная часть.

Приветствие. Дети садятся в круг, закрывают глаза и берутся за руки. Звучит музыка. Каждый ребенок должен назвать своего соседа справа. Каждый называет имя по кругу.

Основная часть.  

Игра "Имя" Цель: дополнительная информация о самооценке ребенка.  

Ход игры: предложить детям придумать себе другое имя или оставить свое. Идет обсуждение: почему ты оставил или изменил свое имя?

Упражнение «Кто сказал?»: привлечение внимания детей к сверстникам, развитие умения определять сверстника  по голосу.

Психолог: «Нам нужно выбрать водящего. Он встанет спиной к детям и по голосу узнает, кто из детей произнес фразу: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал — не угадаешь». Водящий подходит к тому, кто, по его мнению, сказал слова и с ним поздоровался, и пожимает руку. Следующим ведущим становится ребенок, голос которого угадали.  Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывал в роли водящего.

Игра «Ассоциации»: развитие наблюдательности, воображения, формирование умения проявлять чувство симпатии к сверстникам.

Ребенок жестами, мимикой изображает выбранное чувство. Дети отгадывают, какое чувство он изображает.

Упражнение «Друг в нашей группе»: формирование умения проявлять через узнавание по пантомимике чувство симпатии к сверстникам в группе.

Каждый ребенок загадывает ребенка в группе, которого считает настоящим другом, а потом изображает его походку, жесты, поступки. Нужно догадаться, кто из ребят был задуман.

Упражнение «Выбери партнера»: развитие навыков позитивного поведения, уважения друг друга.

Психолог: “Разделитесь на пары. Каждый молча выберет себе партнера, чтобы другие не заметили. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами. Я хочу, чтобы моим партнером была Маша, я смотрю на нее и незаметно ей подмигиваю. Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет “три” подбегите к своему партнеру и возьмите его за руку”. Дети сидят в кругу. Если с первого раза не получается, следует повторить упражнение несколько раз, психолог должен следить за тем, чтобы дети менялись парами.

Заключительная часть.

Этюд «Солнышко и тучка»: формирование навыков расслабления мышц тела.

Дети лежат на полу, звучит тихая спокойная музыка. Психолог: «Солнце зашло за тучку, стало свежо — сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко — расслабились (выдох).

Подведение итогов занятия.

ЗАНЯТИЕ 4 «БУДЕМ ВСЕ ДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ»: развитие умения дружить, познания и взаимного позитивного воздействия друг на друга.

Вводная часть.

Игра «Глаза в глаза»: закрепление умения совместно выражать переживания, понимать чувства и настроение окружающих людей.

Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Психолог: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуйте молча передать различные чувства и эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!»,  «Я на тебя обижен». Каждая пара одинаково выражает эмоции.

Основная часть.

Игра «Цепочка»: развитие умений действовать друг с другом.

Дети становятся в цепочку друг за другом, а между ними надувные шарики. Первый ведет остальных змейкой. Игра способствует тому, что дети действуют сообща. От каждого зависит, выполнит ли вся цепочка правило игры. Условие игры: не уронить шарик и не выйти из цепочки.

Игра «Работаем вместе»: развитие проявления со – участия, познания и взаимного воздействия друг на друга.

Группа делится на подгруппы по четыре человека. Задание: вымыть посуду, приготовить суп, посадить дерево, распределить четко обязанности. (Например, один ребенок копает яму, другой — опускает в яму дерево и расправляет корни, третий — закапывает яму, четвертый — поливает дерево). Каждая подгруппа репетирует свою сценку, по очереди показывает остальным детям, и те должны угадать, что она  изображает.

Игра «Дружба начинается с улыбки» предполагает развитие дружелюбия и  взаимопонимания между детьми.

   Ход игры: сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и дарят самую добрую улыбку по очереди.

Игра «Сиамские близнецы»: направлена на развитие положительных эмоций, позитивного отношения к другим, освобождение от негативных эмоций.

Психолог: «В одной стране жил-был Злой волшебник, любимое его занятие было всех ссорить. Люди в этой стране были очень дружными. Злой волшебник разозлился и решил их заколдовать: соединил каждого человека с его другом так, что они прирастали друг к другу бок о бок, и у них на двоих было всего две руки, две ноги. Поиграем в таких заколдованных друзей. Разделитесь на пары, крепко обнимите друг друга одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что приходится шагать вместе. Сначала — шаг двумя сросшими ногами, потом — шаг двумя другими ногами (психолог выбирает двоих детей и показывает остальным, как они могут ходить). Пройдитесь по комнате. Нужно быть внимательным к действиям вашего друга, иначе ничего не получится».

Две - три пары ребят привязываются спина к спине (ноги и руки свободные). Эти как бы пары «наоборот». Они должны сплясать «барыню», станцевать танго или вальс, пробежать десять метров туда и обратно как сиамские близнецы. Можно предложить им вместе умыться, причесаться, сделать зарядку и пр.

Заключительная часть.

Игра «Подарки друг другу»: формирование доброжелательных, доверительных отношений друг к другу.

Психолог рассыпает по полу комнаты много бусинок. Дети собирают их дарят по одной друг другу. Остальные несут домой в подарок.

ЗАНЯТИЕ 5 «СТАНЕМ ЛУЧШЕ»: направлено на сплочение группы, развитие

взаимоотношений.

Вводная часть.

Упражнение «Общий круг»: развитие доброжелательных отношений детей, настроить на работу в группе.

Психолог: «Сядем на пол в круг так, чтобы каждый видел других ребят, меня и чтобы я могла видеть каждого и, чтобы убедиться, что никто не спрятался, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну здороваться первая, потом будет здороваться мой сосед”. Упражнение выполняется до тех пор, пока каждый ребенок не поздоровается глазами с каждым сидящим.

Основная часть.

Упражнение «Театр теней»: установление дружеских контактов между детьми, познание друг друга.

Психолог: «У каждого есть тень. Мы не обращаем на нее внимания, но она – наш верный друг. Она следует за нами и выполняет наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимается и спит вместе с нами. Она похожа на нас, только не умеет разговаривать и издавать звуков. Представим, мы – тени. Давайте побудем тенями друг друга. Пусть один из вас будет человеком, а другой – его тенью. Потом вы поменяетесь. Человек будет ходить по комнате, и делать вид, будто он в лесу: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек, а тень будет в точности повторять его движения”. Психолог просит кого - нибудь из детей изобразить, будто он собирает в корзину грибы, а сам идет за ним  и в точности копирует все его движения. Затем предлагает детям играть самостоятельно. Дети разбиваются на пары  и каждая показывает свои движения.

Игра «Магазин зеркал»: развитие проявления взаимного воздействия друг на друга.

Психолог: «В нашем лесу открылся магазин зеркал. Те, кто сидит от меня по правую руку, будут зеркалами, а те, кто по левую - зверушками. Потом поменяемся. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы и выбирают для себя зеркало. А в это время зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверушек». Дети-зеркала становятся в ряд, зверушки подбегают к ним, кривляются, дурачатся. Зеркала в точности копируют их движения. Психолог следит за ходом игры и помогает детям.

 Игра «Лепим скульптуры»: развитие внимательного отношения к другим.

Психолог: «Один из вас будет скульптором, другой - глиной. Глина - очень мягкий и послушный материал». Каждой паре дают фотографии с изображением скульптуры в различных позах. Психолог просит внимательно посмотреть на фотографию и попробовать вылепить из своего партнера такую же. Разговаривать не разрешается. Для примера психолог выбирает ребенка и лепит из него скульптуру, предварительно показав всей группе фотографию своего будущего памятника. После этого дети лепят самостоятельно, психолог следит за игрой и подходит к ребятам, у которых что-то не получается. Затем дети показывают свои скульптуры остальным парам. После вновь раздает фотографии, и дети меняются ролями.

Заключительная часть.

Этюд «Цветок»: закрепление умения снимать напряжение.

Дети сидят на корточках, голова и руки опущены. Звучит приятная негромкая музыка. Психолог: «Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток (поднимается голова, распрямляется корпус). Из ростка вырос прекрасный цветок (руки поднимаются в стороны — цветок расцвел). Нежится цветок на солнце, подставляет к теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем (голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается в стороны, глаза полузакрыты, на лице улыбка, мышцы лица расслаблены)».

ЗАНЯТИЕ 6 «ПОДДЕРЖИ  МЕНЯ»: формирование знаний о необходимости оказания поддержки, помощи  другому.

Вводная часть. Стихотворение П. Синявского «Если все вокруг подружатся»: создание комфортной атмосферы в группе; настрой на занятие.

Ветерок с березкой шепчется,                       Если песня в небе кружится —        

На траве блестит роса.                                Веселей, звенит листва.

Нам с тобой земля-волшебница                    Если все вокруг подружатся

Снова дарит чудеса.                                           Будет больше волшебства.

Основная часть.

Игра «Заблудившиеся утята»: формирование знания о необходимости поддержки, помощи  другому.

В комнате приглушается свет. Психолог: «Трое ребят будут утятами, которые заблудились в лесу, остальные — деревьями, корягами, кустами, принимают угрожающие позы и издают громкие звуки: завывают, ухают. Утята убежали с птичьего двора. Ночь застала их в лесу (утята бродят по комнате, дрожат от страха и холода). Погода испортилась. Пошел дождь, поднялся ветер. Деревья громко скрипят и гнут ветки, а утятам кажется, что их хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликаются филины, а утята думают, что это кто-то кричит от боли. Долго метались утята по лесу, пока не нашли себе местечко, где можно было спрятаться» (психолог указывает утятам на пещерку, где они могут укрыться от дождя (под столом), дети забираются под стол, сжимаются в комочек). Когда включается свет, психолог предлагает желающим поменяться с утятами ролями и игра продолжается до тех пор, пока каждый желающий не побывал в роли утят.

Игра «Перетягивание каната»: формирование знания о необходимости оказания поддержки, помощи  другому.

Психолог: «Разбейтесь на пары, встаньте на расстоянии пяти шагов друг от друга, возьмите в руки канат и постарайтесь перетянуть друга, сдвинуть его с места. Действуйте так, будто у вас в руках — настоящий канат. Когда он с усилием отстраняется назад и перетягивает вас, поддайтесь чуть вперед, а потом прикладывайте еще больше усилий и перетягивайте партнера».

Психолог показывает детям, как надо играть, встав в пару с одним из детей, затем дети играют самостоятельно.

Игра «Паровозик»: закрепление навыков оказания содействия сверстнику, отзывчивости на просьбу сверстника.

Психолог выбирает одного из детей на роль паровозика. дети-вагоны становятся в круг. Паровозик подъезжает, здоровается с каждым: «3дравствуй, ты мне очень нужен, чтобы везти (уголь, молоко, дрова...) Помоги мне, пожалуйста». Так паровозик подходит к каждому. Объявляет “поехали”. Затем “приехали”. Обращаясь к каждому по имени, говорит: “Спасибо тебе за то, что помог отвезти.. .“. Дети становятся в круг и говорят слова: “Когда  другому нужна помощь, мы можем и должны ему помочь». В ходе этой игры дети понимают, что они могут помочь каждому, кто нуждается в помощи.

Заключительная часть.

Упражнение «Любопытная Варвара»: расслабление мышц шеи.

Психолог: «Поверните голову влево так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа -  мышцы стали твердые, как каменные. Точно так же в другую сторону. Вдох-выдох!»

Любопытная Варвара  тут немного отдохнет.    

Смотрит влево, смотрит вправо... А потом опять вперед.

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

“А теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад. Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямились. Легко стало, свободно дышится. Вдох-выдох!”

А Варвара смотрит вверх!                    Расслабление приятно!

Выше всех, все дальше вверх!                Шея не напряжена

Возвращается обратно —                    А расслабленна

 “Сейчас медленно опускаем голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох-выдох!”

А теперь посмотрим вниз.                        Расслабление приятно!

Мышцы шеи напряглись!                           Шея не напряжена

Возвращаемся обратно —                        И расслаблена.

Всем спасибо! До свидания!

Подведение итогов занятия.

II БЛОК ПРОГРАММЫ «ДРУЖБА» 

Цель: Развитие умения видеть эмоциональное состояние сверстника

          и правильно его оценивать.

ЗАНЯТИЕ 7 «НАШИ КАЧЕСТВА»: формирование знаний о качествах сверстника, умении видеть положительное в других людях..

Вводная часть.

Упражнение « Паутинка» - формирование умений выделять положительные качества сверстников, сплочение группы.

Психолог бросает  мяч ребенку: «Расскажи о положительном в друге». Ребенок становится главным участником игры и выходит в круг. Далее бросает мяч любому ребенку по своему усмотрению. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выступят в роли главного участника игры.

Основная часть.

Игра «Волшебные мешочки»: развитие положительных эмоций и сочувствия переживаниям, избавление от отрицательных эмоций.

Перед игрой обсуждается, какое у кого настроение, что чувствует каждый ребенок. Психолог: «Перед вами «Волшебные мешочки» (психолог показывает детям мешочки). В этот давайте сложим все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и печаль. Мы выбросим его».

Этот мешочек с плохим, что в нем есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его самому ребенку. Психолог тоже кладет в него свои отрицательные эмоции. Затем предлагает детям взять из другого мешочка и назвать положительные эмоции, которые он хочет: «А чтобы у всех было хорошее, веселое настроение возьмите его из другого мешочка».

Упражнение «Как поступить?»: формирование умения выделять положительные качества, умения оказать помощь другу.

Детям предлагается обыграть различные ситуации, показать, как они будут утешать, оказывать помощь, какие слова скажут? Ситуации:

  •    «Оля прищемила палец. Ей больно. Сережа, утешь ее. Что ты ей скажешь и как?»
  • « У мамы заболела голова. Скажите ей слова утешения. Как вы сможете ей помочь?»
  • «Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка — пожалей его».  
  • «Ты и твой друг хотите играть одной и той же игрушкой. Как ты поступишь?»

Во время обыгрывания ситуации дети меняются ролями.

Игра «Обнималки»: формирование доброжелательных отношений к другим.

На полу обозначается круг, чтобы вся группа поместилась в нем, крепко прижавшись друг к другу. Психолог: «Вы – скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершину самой большой горы. Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция, когда они достигают вершины, они стоят на ней и поют песенку:

                                   Мы – скалолазы до верха дошли,

                                   Ветра проказы нам не страшны.

Там – глубокая бездна, поэтому на вершине стоят только тесно прижавшись друг к другу и обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал.

Дети встают, обняв друг друга, и поют песенку скалолазов.

Беседа «Кого мы называем добрым» нацелена на формирование качеств,

способствующих эффективному общению.

   Ход занятия: с детьми обсуждаются некоторые человеческие качества, способствующие эффективному общению детей. Вместе с детьми вырабатываются  правила того, как развивать в себе эти качества.

   Правила работы:

1. Помогать маленьким, старым, слабым, больным, попавшим в беду.

2. Прощать ошибки других.

3. Не жадничать.

4. Не завидовать.

5. Жалеть других.

6. Говорить добрые слова и т.д.

  Проигрывание ситуаций, которые направлены на закрепление навыков

позитивного общения.

Заключительная часть.

Упражнение «Солнечный зайчик»: расслабление, снятие эмоционального напряжения.

Дети лежат на ковриках. Звучит тихая спокойная музыка. Психолог: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть: голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот - погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь и подружись с ним».

ЗАНЯТИЕ 8 «НИТОЧКА ДРУЖБЫ»: формирование навыков позитивного поведения, сплоченности, проявления содействия и помощи другому.

Вводная часть.

Игра «Связующая нить» направлена на сплочение группы, развитие

взаимоотношений.

   Ход игры: дети передают по кругу клубок ниток так, чтобы все кто его уже держал, взялись за нить.

   Передача клубка сопровождается тем, что дети говорят, что они чувствуют, что они хотят для себя и хотят пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, дети закручивают клубок, закрывают глаза, представляя, что они единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Основная часть.

Игра «Сороконожка» способствует эффективному взаимодействию со сверстниками, сплоченности детского коллектива.

   Ход игры: несколько детей 5-10 человек встают друг за другом держа за талию впереди стоящего. По команде «сороконожка» начинает двигаться вперед, назад, приседать, прыгать на одной ноге и т.д. Главная задача играющих – не разорвать единую цепь – сохранить «сороконожку» в целостности.

 Игра «Заблудившийся ребенок»: развитие дружеских взаимоотношений.

Психолог: «Поиграем с вами в зверей, живущих в лесу. Каждый будет тем зверем, каким он захочет. Один будет ребенком. Ребенок пошел с мамой в лес и сам не заметил, как упустил ее из виду и заблудился. Он пробродил в лесу весь день, усталый и перепуганный, сел под дерево и заплакал. Тут- то его и обнаружили звери. Они очень удивились, ведь до этого ни один из них не видел человека. Но ребенок так горько плакал, что зверям стало жалко его, и они решили помочь ему. Они стали гладить его, утешать, построили ему домик из ветвей деревьев и камней, чтобы он смог переночевать в нем, спели ему колыбельную песенку на зверином языке, а утром проводили его к дороге, ведущей домой». После рассказа организуется сюжетно-ролевая игра. Психолог напоминает детям, что они не знают человеческого языка и не могут разговаривать, помогает построить дом из воображаемых веток и камней. На роль потерявшегося ребенка назначает проблемных — агрессивных или, наоборот, замкнутых детей.

Игра «Слепой и поводырь»: развитие навыка содействовать в добрых делах.

Психолог помогает детям разделиться на пары. Одному из детей завязывает платком глаза, он слепой, его партнер — поводырь. Поводырь должен провести слепого через различные препятствия, которые заранее созданы из стульев, столов, коробок и т.п. Цель поводыря — провести своего слепого товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Психолог вместе с остальными детьми следит за ходом игры, помогает, если возникают затруднения.

Заключительная часть.

Упражнение «Мы прекрасно загораем!»: снятие напряжения, расслабление.

Психолог: «Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим: ноги напряжены. Здесь можно предложить ребенку самому потрогать, какими стали его мышцы. Опустили ноги, они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох!”

Мы прекрасно загораем!                                       Загораем! Опускаем!    

Выше ноги поднимаем!                                       Ноги не напряжены,

Держим,.. держим... напрягаем.                           А расслаблены

                                                                                (ноги опустить на пол)

Всем спасибо! До свидания!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

ЗАНЯТИЕ 9 «НАСТОЯЩИЙ ДРУГ»: развитие предупредительности друг к другу.

Вводная часть.

Игра «Комплименты»: формирование умения использовать приятные, ласковые слова в общении со сверстниками.

Дети сидят в кругу, держась за руки. Гладя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, приятных слов. Принимающий слова ребенок кивает головой  и отвечает «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Основная часть.

Рассказ

«Шляпа старухи Шапокляк»  (М.И.Чистякова):  развитие наблюдательности, стремления совершать положительные поступки, отрицательно относиться к плохим.

Дети изображают по очереди героев рассказа.

Упражнение «Переходы»: развитие умения договориться друг с другом и выполнить поставленную задачу.

Выбирается несколько пар. Пары разводятся в разные стороны лицом друг к другу. Тонкий переход из бумаги кладется на пол, по нему может спокойно пройти только один ребенок. Их задача - одновременно пойти на встречу друг другу и встать на противоположные концы перехода.

Игра «Змейка»: развитие предупредительности у детей друг к другу.

Дети стоят друг за другом. Психолог: «Поиграем в змейку. Я буду головой, а вы — туловищем. У нас на пути будет много препятствий. Внимательно следите за мной, и в точности повторяйте мои движения. Когда я буду обходить препятствия, обходите их за мной, когда я буду перепрыгивать через ямы, пусть каждый из вас, когда доползет до нее, перепрыгнет так же, как я. Готовы? Тогда поползли». Когда дети освоились с упражнением, психолог переходит в хвост змейки, а ребенок, который был за ним, становится ведущим. По команде его сменяет новый ведущий, до тех пор, пока все дети не побывают в роли ведущего.

Игра « Мостик»: формирование умения доверять сверстнику.

На полу чертится узкая полоска. Психолог: «Это – узенький мостик без перил над горной, бурной рекой. Сейчас вы разделитесь на пары, и один из вас будет «слепым» (завязываются глаза одному из партнеров). Ваша задача -  провести своего товарища по мостику так, чтобы его слепой партнер не упал в воду».

Дети парами проводят своих сверстников с завязанными глазами по «мостику», а остальные делают вывод, можно ли доверять сверстнику.

Заключительная часть.

Упражнение «Волше6ный сон»: снятие эмоционального напряжения, формирование навыков расслабления мышц тела.

Детям лежат на ковриках с закрытыми глазами. Звучит спокойная музыка. Психолог читает стихотворение тихим голосом, с длительными паузами:

Наши руки отдыхают ...                        

Ноги тоже отдыхают..,        

Отдыхают... Засыпают ... (2 р)                    Будто мы лежим на травке,

Напряженье улетело...                                 На зеленой, мягкой травке...(2 раза)

И расслабленно все тело, (2 р)                       Греет солнышко сейчас...

Губы не напряжены,                                        Руки теплые у нас...(2 раза)

приоткрыты и теплы (2 р)                            Жарче солнышко сейчас...

И послушный наш язык                                   Ноги теплые у нас…(2 раза)

Быть расслабленным привык. (2 раза)         Дышится легко... ровно... глубоко...

                                        Дети открывают глаза.

Подведение итогов. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 10 «ПЕРЕЖИВАЙ С ДРУГИМИ»: развитие сочувствия, отзывчивого, участливого отношения к переживаниям, несчастью других.

Вводная часть.

Этюд «Волны»: настроить на занятие, способствовать поддержанию положительных эмоциональных отношений.

Психолог: «На море бывают небольшие волны. Приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, шелестеть и журчать, улыбаться, когда они искрятся на солнце”. Предлагает всем желающим по очереди искупаться в море”. “Купающийся” становится в центре, “волны” окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

Основная часть.

Английская народная песенка в переводе С. Маршака «Котята»: развитие проявления со – чувствия, отзывчивости.

Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело  было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котенка озябли во дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, - она спросила, -  не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег.

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

Дети по очереди показывают мимику сердитой хозяйки, ссорящихся котят, озябших котят, радующихся котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают всю сценку.

Игра «Повар-лгун»: развитие отзывчивости, умения просить прощение.

Психолог читает стихотворение (М.И.Чистякова):

Идет кисонька из кухни.                    - Как же мне, кисоньке не плакать?

У ней глазоньки опухли.                       Повар пеночку слизал

- О чем ты, кисонька плачешь?           И на кисоньку сказал.

Ребенок изображает повара. Он делает вид, что лижет пенку с молока, разливая его по воображаемым кружкам. Повар идет к ребятам и раздает кружки с молоком. Дети спрашивают: «Где пеночка?». Повар отвечает: «Кисонька слизала».

Они выпивают молоко и отдают кружки повару, он уходит. Входит ребенок, изображающий плачущую кисоньку. От нее дети узнают, что повар – лгун. Повар слышит это и прячется. Дети ищут его, находят и ведут к кисоньке. Повар просит прощения у кисоньки.

Рисование.  Психолог предлагает сделать общий рисунок на совместную тему. Все дети встают в круг и молча рисуют на тему: «Мы играем». Все принимают участие одновременно.

После того, как рисунок закончен, начинается обсуждение рисунка, вклад каждого участника с положительной стороны.

Игра «Заяц»: закрепление умения определять состояние другого и проявление отзывчивости и со – чувствия другому.

Дети стоят кругом, один ребенок  - заяц Егорка, передает различные настроения (веселый идет по дорожке вдоль круга, изображает падение, плачет). Дети  вместе стараются развеселить, успокоить плачущего зайца «Егорку», который свалился в озерко.

Заключительная часть.

Упражнение «Кого укусил комарик»: закрепление умения различать расслабленное и напряженное состояния.

Дети садятся в круг. Психолог проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, одного из них незаметно от других он тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и догадываются, “кого укусил комарик”. Упражнение позволяет выявить, насколько дети умеют расслабляться.

ЗАНЯТИЕ 11 «КОГО МЫ НАЗЫВАЕМ ДОБРЫМ»: развитие благожелательного отношения к сверстникам.

Вводная часть.

Игра «3апрещенное движение»: создание положительного настроя на занятие, непринужденной атмосферы в группе.

Дети стоят полукругом. Психолог: «Вы должны повторять все мои движения руками, когда я скажу «Пожалуйста». Кто ошибется, тот выбывает из игры. Будьте внимательны». Психолог делает различные движения руками, периодически забывая произносить «Пожалуйста» и следит за тем, чтобы дети в точности выполняли инструкцию.

Основная часть.

Игра «Помоги другу»: установление доверительных отношений со сверстниками.

Дети делятся на пары. Одному ребенку из пары завязывают глаза. На полу между двумя стульями раскладываются крупные предметы. Второму ребенку из пары необходимо провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни один предмет не был сбит, дети не только доверяют своему партнеру по игре, но и лучше относятся к тем сверстникам, с которыми ранее ссорились.

Ритмическая игра «Медведь»:  создание непринужденной атмосферы на занятии.

Шел медведь по лесу, по лесу, по лесу…

Искал себе принцессу, принцессу, принцессу…

-  Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем…

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем…

Головкой покачаем…

И снова начинаем…

Дети идут по залу и выбирают новую пару. Игра повторяется.

Ира «Найди своего брата или сестру»: развитие сплоченности у детей, со - чувствия.

Психолог: «Все звери рождаются слепыми. Через несколько дней они открывают глазки. Давайте поиграем в слепых зверенышей. Сейчас я подойду к каждому, завяжу ему глаза платком и скажу, чей он детеныш. У каждого из вас будет свой братик или сестричка, которые будут: котята — мяукать, щенки — скулить, телята — мычать. Вы должны будете найти друг друга по звуку». Психолог завязывает детям глаза и шепотом говорит каждому, чей он детеныш и какие звуки он должен издавать. Распределять роли нужно таким образом, чтобы в группе было по два детеныша каждого из животных. Дети ползают по полу, говорят на своем языке и ищут другого ребёнка, говорящего на том же языке. После того как дети нашли свои пары, психолог развязывает им глаза и предлагает познакомиться с другими парами детенышей.

Заключительная часть.

Этюд «Потянулись — сломались»: расслабление, снятие эмоционального напряжения.

Дети принимают исходное положение - стоя, руки и все тело устремлено вверх, пятки от пола не отрывать.

Психолог: «Тянемся, тянемся вверх, выше, выше ... А теперь наши ладони как бы сломались, повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол. Лежим, отдыхаем, хорошо». Этюд повторяется два раза.

Когда дети отдыхают, необходимо подойти к каждому ребенку и проверить, расслаблено ли их тело, помочь снять «зажим».

III БЛОК ПРОГРАММЫ «ПРОЯВИ ВЕЛИКОДУШИЕ» 

Цель: Развитие позитивного поведения по отношению к сверстнику.

ЗАНЯТИЕ 12 «ПОЖАЛЕЙ ДРУГОГО»: развитие позитивных форм поведения.

Вводная часть.

Мимическая гимнастика: тренинг выразительной мимики; упражнять в умении адекватно выражать свои эмоции и понимать чувства и настроение окружающих людей.

Детям предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица:

 -  сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться.

-  сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.

-  Полностью расслабить брови, закатить глаза (равнодушие). Расслабиться.

-  расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, тело напряжено (страх, ужас).  Расслабиться.

-  расслабить веки, лоб, щеки ( лень). Расслабиться.

-  Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться.

-  Улыбнуться, подмигнуть (веселье). Расслабиться.

Основная часть.

Игра «Курица с цыплятами»: развитие умения сопереживать, сплоченности в группе.

Психолог: «Мама - курица и маленькие цыплята греются на солнышке, брызгаются около пруда, ищут червячков на полянке. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть цыплят. Мама - курица старается укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе, защитить от опасности».

Детям предлагается выбрать маму - курицу, остальные маленькие цыплята. Психолог выполняет роль хищного коршуна, который охотится за цыплятами.

Когда все цыплята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружит над ними, а потом улетает. Мама - курица выпускает своих цыплят из укрытия, они вновь резвятся на полянке. Роль мамы - курицы и коршуна выполняют дети.

Игра «Старенькая бабушка»: проявление позитивного отношения по отношению к окружающим.

Дети делятся на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Психолог: «Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина». Улицу рисуют мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда. Поводырю нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.

Игра «Заводные игрушки»: развитие одобрительных отношений детей.

Дети делятся на пары. Психолог: «Один будет заводной игрушкой,  другой — ее хозяином. У каждого хозяина будет пульт управления, которым он может управлять. Игрушки будут двигаться по комнате и следить за движениями своего хозяина, а хозяин должен будет ими управлять, следя за тем, чтобы его игрушка не столкнулась с остальными. Договоритесь, кто из вас будет игрушкой, какой именно игрушкой он будет». Потом вы поменяетесь ролями».

 Пары двигаются по комнате на небольшом расстоянии друг от друга, ребенок-игрушка следит за руками ребенка-хозяина и двигается в соответствии с движениями пульта-управления. Затем дети меняются ролями.

Этюд «Шалтай – Болтай»: создание непринужденной обстановки.

Шалтай – Болтай сидел на стене.

Шалтай – Болтай свалился во сне.

Дети поворачивают туловище влево – вправо, руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

Заключительная часть.

Упражнение «Уходи, злость»: снятие напряжения с целью релаксации.

Дети лежат по кругу на ковриках. Психолог:» Закройте глаза. Сейчас по моему сигналу вы начнете бить ногами по полу, с громким криком: «Уходи, злость, уходи!» Затем, по сигналу вы прекращаете стучать. Начали».

Упражнение продолжается несколько минут. Затем, по команде психолога дети спокойно лежат. Звучит тихая спокойная музыка.

ЗАНЯТИЕ 13 «МНЕ ХОРОШО, КОГДА ТЕБЕ ХОРОШО»: развитие умения сопереживать радостные и волнительные события, развитие умения положительно реагировать на состояние сверстника.

Вводная часть.

Игра «Зажги фонарик»: создание непринужденной атмосферы, закрепление умения передавать эмоциональные состояния без слов.

Дети встают в круг, один ребенок в центре – Веселая нотка. Она просит зажечь фонарик возле ее дома. Фонарик зажжется, если все дети по очереди передадут «искорку» хлопком (притопом, любым жестом), друг другу. Психолог задает ритм, дети по одному «включаются».

Основная часть. Беседа по вопросам: Что такое чувства? Что Вы чувствуете, когда видите маму, если ее долго не было? Когда мама радуется, Вы тоже радуетесь? Когда мама печалится, что Вы чувствуете? Какие чувства вы знаете?

Игра «Путешествие на Планету улыбок»: развитие позитивного поведения, умения проявлять совместную с другими радость.

Детям предлагается отправиться на Планету улыбок. Зачитывается письмо (телеграмма) Правителя Планеты Улыбок, который сообщает, что все жители перестали улыбаться и нуждаются в помощи. Психолог спрашивает детей, согласны ли они помочь им и порадоваться за них. Но чтобы отправиться в путешествие, нужно выполнить условие: у всех должно быть хорошее настроение.

Психолог предлагает надеть воображаемые скафандры, космическую обувь, перчатки и закрыть глаза и «проверяет», хорошо ли надеты скафандры, дотрагивается до головы, рук, поглаживает детей, комментируя свои действия (как плотно сидит костюм, какие теплые и толстые рукавицы, как статно ты выглядишь в этой форме). Предлагается «занять места» в ракетах, перед стартом улыбнуться.  

Появляется Правитель Планеты улыбок (психолог). Он приветствует гостей, говорит, что на этой планете принято здороваться с каждым лично.

Дети начинают здороваться, как жители Планеты улыбок (с улыбкой, подмигивая друг другу). Появляется житель с унылым лицом (игрушка или шарик, разукрашенный уныло). Дети подходят к нему, расспрашивают, почему он унылый, помогают вспомнить, чему он радовался раньше и как умел улыбаться.

Детям предлагается придумать, как научить жителей снова улыбаться и порадоваться за них, когда они начнут снова улыбаться (желающие танцуют для них танец или поют песню).

Заключительная часть.

Упражнение «Путешествие на Голубую Звезду»: снятие эмоционального напряжения, формирование навыков расслабления мышц тела.

Дети лежат на ковриках. Психолог: «Закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде.

Вы -  команда межпланетного космического корабля землян. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох – выдох (2 раза). Крепко – крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями ног на педали. Держите, держите! Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали… Вдох – выдох. Корабль взлетает, нам становится легко. Дышите ровно – вдох – выдох (2 раза). Хорошо! Мы почти не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох – выдох (2 раза).

Мы летим в космосе, Голубая Звезда уже близко. Давайте сделаем мягкую посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вдох и выдох (2 раза), так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно мы сели! Выйдем из корабля и видим много цветов, они рады нам, улыбаются, улыбнитесь им в ответ! Вдох – выдох (2 раза). Чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта, вдох, выдох (2 раза). Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми, вдох, выдох (3 раза). Откройте глаза».      

Подведение итогов, прощание.  

ЗАНЯТИЕ 14 «УМЕТЬ РАДОВАТЬСЯ И ПЕРЕЖИВАТЬ ЗА ДРУГОГО»: уважать и доброжелательно относиться к другому; развитие и закрепление позитивных форм поведения по отношению к сверстнику.

Вводная часть.

Упражнение «Смешные человечки»:  снятие телесных зажимов, двигательная и эмоциональная разминка.

Дети под музыку расслабляют свое тело, изображая кукол, которые двигаются с помощью веревок. По окончании музыки они замирают.

Основная часть.

Этюд «Встреча с другом»: развитие выразительных движений, имитирующих радость.

Психолог: «У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел  месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу».

 По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: улыбка, грусть, эмоция радости.

Игра «Добрые волшебники»: формировать умение использовать приятные, ласковые слова в общении со сверстниками.

Психолог: «В одной стране жил злой волшебник - грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвать его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми, пока добрые волшебники не расколдуют их, назвав их ласковыми словами». Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети. А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав приятные, ласковые слова?». Представьте себя добрыми волшебниками. Подойдите друг к другу и попытайтесь расколдовать, назвав  приятными, ласковыми словами».

Дети подходят друг к другу и говорят приятные, ласковые слова.

Игра «3акончи предложение»: закрепление умения дифференцировать различные чувства.

Детям предлагается продолжить фразы:

«Радость — это когда...» «Печаль — это когда...»

«Гнев — это когда...» «Обида - это когда...»

«Грусть— это когда...»

Игра «Скучно, скучно так сидеть»: понимание эмоционально радостной ситуации.

Дети сидят на стульчиках. У противоположной стены стоят стулья, на один меньше. Дети произносят слова:

«Скучно, скучно так сидеть,                  Не пара ли пробежаться

друг на друга все глядеть;                  И местами поменяться?»

По окончанию слов, дети должны быстро бежать и сесть на стулья у противоположной стены. Кто остался без стула, выбывает из игры.

Заключительная часть.

Упражнение «Ласковое имя»: развитие умения выделять положительные качества сверстников.

Каждому ребенку придумывают новое имя на основе использования первой буквы настоящего имени. (Например, Надя - нежная, надежная; Саша - смелый, сильный). Имя можно придумать и на основе ассоциации с каким-либо растением, животным, явлением.

Подведение итогов. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 15 «УЧИМСЯ СОПЕРЕЖИВАТЬ»: развитие чувства сострадания и сопереживания как эмоционального отклика на несчастье другого, умения правильно реагировать на состояние сверстника.

Вводная часть.

Упражнение «Тренируем эмоции»: упражнение в умении адекватно выражать свои эмоции.

Детям предлагается:

а) нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек, злая волшебница;

б) позлиться как: ребенок, у которого отняли мяч, два барана на мосту;

в) испугаться как: заяц, увидевший голодного волка; птенец, упавший их гнезда, ребенок, потерявшийся в лесу.

г) улыбнуться как: кот на солнышке; само солнце; хитрая лиса; как будто ты увидел чудо.

Основная часть.

Этюд «Стрекоза замерзла»: проявление чувства со - страдания и печали к несчастью другого у детей.

Психолог: «Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:

Холодно, холодно, ой – ёй – ёй - ёй!

Голодно, голодно, жутко зимой!

Мне некуда деться, сугробов не счесть.

Пустите погреться и дайте поесть.

Один ребенок стоит в центре круга детей и изображает мимикой страдания стрекозы: приподнятые и сдвинутые брови, стучит зубами. Дети мимикой изображают чувство сострадания и печали стрекозе, потом подходят к ней и проявляют заботу: утешают, гладят, кормят, греют и т.д.

Решение проблемных ситуаций «Как поступить»: способствование осознанию и нахождению дошкольниками различных способов выхода из данных ситуаций, развитие сопереживания.

Ситуация 1. «Оля прищемила палец. Ей больно. Сережа, утешь ее. Что ты ей скажешь и как?»

Ситуация 2. «У мамы заболела голова. Скажите ей слова утешения. Как вы сможете ей помочь?»

Ситуация З. «Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка — пожалей его». 

Игра «Радио»: развитие способности проявлять со – жаление сверстникам.

Дети сидят в кругу. Психолог садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос глаз, рост, сережки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

Игра «Белые медведи»: установление дружеских эмоционально – позитивных контактов между детьми.

Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки - это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда переловят всех, игра заканчивается.

Заключительная часть.

Упражнение «Воздушный шарик»: способствование правильному дыханию детей, расслаблению мышц живота.

Психолог: «Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный!

Вот как шарик надуваем!                     Шарик лопнул, выдыхаем,

А рукою проверяем (вдох)                   Наши мышцы расслабляем

                            Дышится легко... ровно... глубоко...

Подведение итогов. Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества»

В данном материале обозначены цели и задачи выбранной темы по самообразованию и составлен перспективный план на учебный год...

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников ( выступление на педсовете)

Свой материал я посвятила актуальной на сегодняшний день теме -"Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников" .В дошкольном возрасте у ребёнка следует вырабатывать такие навыки и привычки , к...

Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.

Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный  (сентябрь 2015г. – май 2016г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...

Особенности проявления познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного развития ли...

Особенности проявления познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

На современном этапе важным звеном общественного развития является система образования в целом, и дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через знакомство с картой нашей Родины » старшая группа

Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творч...